Техническая характеристика бульдозеров
Таблица 6.10 Техническая характеристика гусеничных бульдозеров на базе тракторов тяговых классов 3 и 4
Параметры | Индекс машины | ||||
ДЗ-42Г | ДЗ-42 (ДЗ-162) | ДЗ-42П | Бульдозерное оборудование | ||
ОБГН-4 | ОБГН-4М | ||||
Тяговый класс базового трактора | |||||
Базовый трактор | ДТ-75М | ДТ-75Н | Д75Д | Т- 4А.01 | Т- 4АП2.01 |
Мощность двигателя, кВт | |||||
Тип отвала | Неповорот-ный | Поворот-ный | Неповорот-ный | ||
Размеры отвала,, мм: | |||||
Длина | |||||
высота (с козырьком) | 800 (950) | 800 (950) | 800 (950) | ||
Наибольшая высота подъема отвала, мм | |||||
Наибольшее заглубление отвала, мм | |||||
Угол установки отвала в плане, град | ± 25 | ||||
Угол резания, град | |||||
Предельно допустимые уклоны при работе бульдозера, град | |||||
Объем фунта, перемещаемого отвалом, м | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,7 | 1,8 |
Скорость движения вперед, км/ч | 5,3...11,3 | 5,3...11,3 | 5,3...11,3 | 3,47...5,20 | 2,22...4,0 |
Габаритные размеры мм | 4980 х 2560 х 2650 | 4650 х 2560 х 2710 | 5200 х 2800 х 2710 | 4850 х 2600 х х 2845 | 4900 х 3280 х х 2845 |
Масса, кг: | |||||
эксплуатационная бульдозера | |||||
бульдозерного оборудования | |||||
Изготовитель | ОАО «ВгТЗ» (г. Волгоград), ОАО «МРМЗ» | ОАО «Алтайский трактор» (г. Рубцовск) |
Таблица 6.11 Техническая характеристика бульдозеров на базе тракторов тягового класса 10
Параметры | Индекс машины | ||
Б10МБ-2121-2В4 | Б10М.0100Е | ТС-10 | |
Базовый трактор | Т-10МБ | Т-10М | ТС-10 |
Мощность двигателя, кВт | |||
Тип отвала | Неповоротный Прямой | Полусферический | Полусферический, с гидроперекосом |
Размеры отвала, мм: | |||
Длина | |||
Высота | |||
Наибольший подъем отвала, мм | |||
Наибольшее заглубление отвала, мм | |||
Угол установки отвала в плане, град | |||
Угол поперечного перекоса отвала, град | ± 20 | ± 10 | ± 12 |
Скорость движения, км/ч: | |||
Вперед | 2,58...10,38 | 2,58...10,38 | 0...9,5 |
Назад | 3,01...10,2 | 3,01...10,2 | 0...9,5 |
Габаритные размеры, мм | 6255 х 4260х 3145 | 5675 х 3310 х 3180 | 5960 х 3240 х 3090 |
Масса навесного оборудования, кг | |||
Общая масса, кг | 16500* | ||
Изготовитель | ООО «ЧТЗ-Уралтрак» (г. Челябинск) | ЗАО «ЧСДМ» (г. Челябинск) |
Таблица 6.12 Техническая характеристика бульдозеров-рыхлителей на базе тракторов тяговых классов 35, 50, 75
Параметры | Индекс машины | |||
Т-35.01 | Т-50.01 | Т-75.01 | ||
Базовый трактор | Т-35.01 | Т-50.01 | Т-800 | |
Тяговый класс | ||||
Мощность двигателя, кВт | ||||
Скорость движения, км/ч: | ||||
Вперед | 4,0…11,9 | 4,1…12,0 | 0…10,6 | |
назад | 4,9…14,3 | 5,0…14,2 | 0…14 | |
Бульдозерное оборудован-ие - отвал (форма): | U | SU | Полусферический | Полусферический |
ширина, мм | ||||
высота, мм | ||||
максимальная высота подъема, мм | н/д | |||
максимальное заглубление отвала, мм | ||||
максимальный угол поперечного перекоса отвала, град | ± 10 | ± 10 | ± 10 | ± 8 |
Масса бульдозерного оборудова-ния, кг |
Продолжение таблицы 6.12
Рыхлительное оборудование | ||||
тип навески | Параллелограммный, с регулируемым углом рыхления | |||
число зубьев | 1; 3 | |||
номинальный угол рыхления, град | ||||
максимальная глубина рыхления, мм | 1760; 1150 | |||
Масса рыхлительного оборудова-ния, кг | 9800; 12500 | |||
Габаритные размеры бульдозерно-рыхлительного агрегата, мм | 9692 × 5500 × 4655 | н/д | 12400 × 6000 × 4775 | |
Масса агрегата эксплуатационная, кг | ||||
Изготавитель | Чебоксарский тракторный завод АО «Промтрактор» | ООО «ЧТЗ-Уралтрак» (г. Челябинск) |
Иногда производительность бульдозера определяют по упрощенной формуле:
; м3/ч
где Vпр – объем призмы, перемещаемой бульдозером за один цикл, м3;
T – время цикла бульдозера в мин;
kв – коэффициент использования машины по времени;
f – коэффициент заполнения отвала.
Перемещаемый объем призмы волочения зависит от геометрии отвала, наличия боковых закрылков, козырька. Для неповоротных отвалов Vпр определяется по формуле:
; м3
где Н – высота отвала, м;
В – ширина отвала, м;
р – коэффициент, учитывающий профиль отвала.
При формировании призмы волочения часть ее непрерывно уходит в боковые валики, поэтому при транспортировании грунта приходится пополнять призму волочения за счет вырезания стружки небольшой толщины. Форма призмы по ширине отвала неодинакова: боковые верхние части отвала не заполнены (рис. 6.13).
Рисунок 6.13 – Схема для расчета заполнения отвала призмой
Поэтому вводится понятие эффективной ширины отвала, под которой понимается ширина отвала, равномерно заполненная призмой волочения.
Ве = В ∙ fe,
где fe – коэффициент, учитывающий заполнение боковых частей отвала.
Для отвалов, имеющих боковые закрылки, при значительной толщине стружки значение коэффициента fe может приближаться к единице. Если боковых закрылков в бульдозере нет и разработко грунта производится малой толщиной стружки, то коэффициент fe равен 0,7.
Для неповоротных отвалов без закрылков значение fe приведено в табл.6.13.
Таблица 6.13 – Значение коэффициента fe заполнения боковой части отвала
Толщина стружки в см | |||
Значение коэффициента fe | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Форма профиля отвала также оказывает влияние на объём грунта в призме волочения. На рисунке 6.14 приведены три формы отвала. Профиль отвала типа А имеет постоянный радиус кривизны в нижней части, а в верхней изменяется и принимает параболический профиль. Профиль В имеет в верхней части постоянный радиус, а в низу параболическую форму.
Рисунок 6.14 – Формы профиля отвала бульдозера: профиль А – постоянный радиус кривизны; профиль В – параболическая форма с уменьшением радиуса верхней части; профиль С – параборлическая форма с уменьшением в нижней части
Влияние профиля отвала на объём призмы волочения, согласно данным Г. Кюна, приведено ниже.
Таблица 6.14 – Значение коэффициента р профиля отвала
Форма профиля | А | В | С |
Значение коэффициента р | 0,87 | 0,92 |
Значение коэффициента заполнения отвала для типов грунтов и различного профиля отвала приведено в таблице 6.15
Столбец А – коэффициент заполнения отвала автогрейдера.
Столбец В – коэффициент заполнения ковша скрепера.
Столбец С – коэффициент заполнения отвала бульдозера.
Столбец D – коэффициент заполнения ковша гусеничных и колесных погрузчиков.
Таблица 6.15 – Значение коэффициента f заполнение рабочего оборудования для различных грунтов
Перемещаемый материал | А | В | С | D |
Травяные валки | 0,7 | 0,65 | 0,8 | 0,75 |
Почвенный грунт | 1,1 | 1,15 | 1,1 | |
Песок сухой | 0,65 | 0,7 | 1,1 | 0,9 |
Песок влажный | 0,9 | 0,9 | 1,2 | 1,05 |
Гравий | 0,75 | 1,15 | 1,1 | |
Суглинок | 1,15 | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
Глина твердая | 0,8 | 0,7 | 0,9 | 0,8 |
Мергель | 0,75 | 0,9 | ||
Скала взорванная | 0,55 | - | 0,75 | 0,75 |
Сланец | 0,6 | - | 0,65 | 0,75 |
Время цикла Т. Время цикла зависит главным образом от расстояния между площадкой загрузки и местом разгрузки, а также от дорожных условий и достигаемой при этом скорости движения машины. Скорость в значительной степени определяется и условиями работы оператора. Время цикла можно разделить на отдельные этапы:
Т = tпост + tпер
где tпост – постоянная часть времени цикла на загрузку, разгрузку и реверсирование, с;
tпер – перменная часть времени цикла на движение в загруженом и порожнем состоянии.
Постоянная часть времени tпост – это время затрачиваемое на загрузку, разгрузку и включение передачи на два реверсирования.
Время разгрузки оканчивается тогда, когда грунт на площадке разгрузки распределен или уложен при помощи данного механизма.
Переменная часть цикла обычно имеет маятниковый характер (движение груженного и порожнего) с торможением, разгоном, равномерным движением между пунктами разгрузки и загрузки.
Переменная часть времени tпер включает время, затрачиваемое на движение машины.
, мин
где Lзаг – путь движения машины в загруженном состоянии, м;
Lпор - путь движения машины в порожнем состоянии, м;
Vзаг – средняя скорость движения машины в загруженном состоянии, км/ч;
Vпор – средняя скорость движения машины в поржнем сотоянии, км/ч.
Таблица 6.16 – Значение постоянной части времени
Время на разгрузку | От 0,1 до 0,2 мин |
Время на два поворота | От 0,1 до 0,3 мин |
Постоянная часть времени цикла | От 0,1 до 0,5 мин |
Движение в загруженном сотоянии можно разделить на две фазы: капание грунта и его перемещение. Первая фаза характеризуется изменением объёма грунта перед отвалом и составляет обычно 8 – 10 м пути. Далее при перемещении грунта для пополнения его объёма перед отвалом (часть грунта уходит в боковые валики), резание грунта происходит с малой толщиной стружки. Движение бульдозера на этом этапе происходит на более высокой скорости с использованием мощности двигателя на 75%. Возвращение машины после разгрузки происходит обычно задним ходом на более высокой скорости.
Средние скорости движения бульдозеров под нагрузкой и в порожнем состоянии (в км/ч) приведенны ниже.
Таблица 6.17 – Скорости движения бульдозера
Характер загрузки | Гусеничный бульдозер | Колёсный бульдозер |
Движение в загруженном сотоянии, Vзагр | 2 до 4 | 4 до 8 |
Движение в порожнем состоянии, Vпор | 4 до 6 | 10 до15 |
Коэффициент использования kв машины по времени зависит от ряда факторов. Главными из них являются техническое состояние машины (т.к. часть времени она простаивает в ремонте), организация работы на строительной площадке, погодные условия, квалификация и заинтересованность оператора.
Значение коэффициента использования машины по времени приведено в таблице 6.18.
Таблица 6.18 – Значение коэффициента kв использования машины по времени
Оборудование | Условия работы | ||
Хорошие | Средние | Плохие | |
Самоходный скрепер | 0,92 | 0,83 | 0,75 |
Бульдозер: Гусеничный Колёсный | 0,95 0,85 | 0,83 0,75 | 0,5 0,45 |
Погрузчик: Гусеничный Колесный | 0,91 0,85 | ||
Автогрейдер | 0,8 |