Основные показатели производственной деятельности АТЦ
Таблица 2.1.1- Основные показатели производственной деятельности АТЦ
Показатели | Ед. измерения | 2008г. | 2009г. | 2010г. |
Выработка до 2,5 тн. | час. | |||
Выработка свыше 4-х тн. | час. | |||
Выработка спец. машин | час. | |||
Перевезено тонн | т.т. | 34,6 | 34,9 | 39,8 |
Выполнено ткм. | т.км. | 15261,1 | 14199,0 | 16364,9 |
Услуги населению | т.руб. | 48,3 | 29,0 | 13,1 |
Коэффициент выпуска парка | 0,58 | 0,60 | 0,58 | |
Себестоимость | % | 99,9 | 99,07 | 99,6 |
Рассматривая основные показатели деятельности автотранспортного цеха, можно заметить, что в 2010 году заметно снизилась выработка по всем видам техники в часах, по сравнению с 2009 годом. Это обусловлено тем, что за последние годы не происходило обновления автомобильного парка, большой износ транспортных средств увеличивает простой автомобилей на ремонте, что в свое время снижает коэффициент выпуска парка и увеличивает дополнительные затраты на запасные части, а соответственно увеличивает себестоимость.
Основная нагрузка по перевозке грузов ложится на автомобили МАЗ, как на бортовые с прицепом, так и на тягачи 2000 – 2003 г.г. выпуска, а также бортовые ЗИЛы – 1999 г. выпуска, которые в настоящее время обеспечивают выполнение плана по перевозке грузов и производственной программы в целом по выпуску , как тонн, так и тоннокилометров, но на перспективу и эта техника уже требует скорейшей замене и ее обновления.
Таблица 2.1. 2 - Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2009-2010 г.
Наименование показателя | Измене-ние, +/- | ||
Средне-списачное количество автомобилей, ед. | 194.2 | -12,2 | |
Средняя грузоподъемность, т. | 10,8 | 10,9 | +0,1 |
Общая грузоподъемность, т. | 1482,1 | -122,1 | |
Автомобиле–дни в предприятии | -4574 | ||
Автомобиле–дни в работе | 11823,6 | +4145,4 | |
Автомобиле–часы на линии | 87494,6 | 121362,5 | +33867,9 |
Автомобиле–часы в движении | 55852,8 | 104612,9 | +48760,1 |
Автомобиле–дни нахождения в исправном состоянии | -1869 | ||
Автомобиле–дни простоя в ТО и ТР | -2608 | ||
Автомобиле–часы в движении с грузом | +21739 | ||
Автомобиле–часы простоя под погрузкой разгрузкой | 13469,4 | 16749,6 | +3280,2 |
Коэффициент использования пробега | 0,745 | 0,605 | -0,14 |
Коэффициент использования грузоподъемности | 1,225 | 1,284 | +0,059 |
Коэффициент технической готовности | 0,799 | 0,836 | +0,037 |
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | 0,24 | 0,35 | +0,11 |
Коэффициент использования рабочего времени | 0,394 | 0,546 | +0,152 |
Коэффициент выпуска парка | 0,60 | 0,58 | -0,02 |
Среднее время в наряде за сутки, часов | 7,4 | 7,6 | +0,2 |
Средняя продолжительность смены, часов | 8,9 | 8,8 | -0,1 |
Коэффициент сменности | 0,83 | 0,86 | +0,03 |
Средне–техническая скорость | 31,1 | 29,1 | -2 |
Средне–технич. эксплуатационная скорость | 25,1 | +1,1 | |
Грузооборот- всего, тыс. ткм | 14199,0 | 16364,9 | +2165,9 |
перевезено грузов- всего, тыс.тонн | 34,6 | 39,8 | +5,2 |
Среднее расстояние перевозки, км | 451,2 | 441,1 | -10,1 |
Средне–суточный пробег, км | 177,6 | 190,8 | +13,2 |
Количество ездок с грузом, шт. | +4063 | ||
Общий пробег, км | +943759 | ||
Пробег с грузом, км | +869826 | ||
Средний пробег с грузом за ездку, км | 43,42 | 69,57 | +26,15 |
Производительность на 1 списочную Автомашину, тонн | 153,8 | 272,5 | +118,7 |
Автомашину, т/км. | 8700,9 | +10260,1 |
За рассматриваемый период с 2009 по 2010 гг. снижается среднесписочное количество автомобилей на 12,2 ед. Растет средняя грузоподъемность и снижается общая грузоподъемность. За счет снижения среднесписочного количества автомобилей снижается количество автомобиле-дней в предприятии на 4574, но растет количество автомобиле-дней в работе. Также повышается количество автомобиле-часов в движении и на линии, что говорит о более интенсивном использовании собственного наличного парка. При интенсификации использования автомобильного парка и, учитывая его возрастной состав, происходит снижение автомобиле-дней нахождения в исправном состоянии на 1869. При этом снижается время технического обслуживания и ремонта. Наблюдается повышения количества автомобиле-часов в движении с грузом, соответственно, повышается время нахождения под погрузкой и разгрузкой.
В сложившихся условиях коэффициент использования пробега снижается с 0,745 в 2005 году до 0,605 в 2010 году. Повышается коэффициент использования грузоподъемности, т.е. машины грузятся более плотно в 2010 году, повышаются коэффициенты технической готовности и выпуска автомобилей на линию. Происходит повышение коэффициента использования рабочего времени. При увеличении среднего времени в наряде за сутки и снижении средней продолжительности смены происходит увеличение коэффициента сменности.
За рассматриваемый период наблюдается снижение среднетехнической скорости и увеличение среднетехнической эксплуатационной скорости. Грузооборот повышается в 2010 году на 1950,2 тыс. ткм, снижается среднее расстояние перевозки, но увеличивается среднесуточный пробег. Увеличиваются показатели общего пробега и пробега с грузом.
Производительность на одну списочную автотонну увеличивается с 153,8 тонн в 2009 году до 272,5 тонн в 2010 году.
Таблица 2.1.3 - Структура затрат на выполненные услуги
Элемент затрат | Сумма, тыс руб. | Структура затрат, % | |||||||
план | факт | отклонение | план | факт | отклонен. | ||||
Переменные затраты | |||||||||
Материалы | 3346,0 | 3854,9 | +508,9 | 0,6 | 0,67 | +0,07 | |||
Запасные части | 47621,4 | 47895,4 | +274,0 | 8,37 | 8,48 | +0,11 | |||
Автошины | 7302,5 | 7376,0 | +73,5 | 1,28 | 1,3 | 0,02 | |||
Топливо, ГСМ | 89910,0 | 91432,8 | +1522,8 | 15,81 | 16,06 | +0,25 | |||
Итого переменных затрат | 148179,9 | 150559,1 | +2379,2 | 26,06 | 26,5 | +0,44 | |||
Постоянные расходы | |||||||||
Заработная плата | 190391,0 | 190582,0 | +191,0 | 33,47 | 33,48 | +0,01 | |||
Отчисления с зар.платы | 57557,9 | 57622,0 | +64,1 | 10,11 | 10,12 | +0,01 | |||
Прочие расходы | 148696,8 | 148860,7 | +163,9 | 26,14 | 26,15 | +0,01 | |||
Налоги в себестоимости | 6035,7 | 6396,0 | +360,3 | 1,1 | 1,12 | 0,02 | |||
Итого постоянных расходов | 420693,5 | -2021,5 | 73,96 | 73,5 | -0,46 | ||||
Всего затрат | 568873,4 | 569231,1 | +393,7 | ||||||
Графически структура затрат на выполненные услуги за отчетный период представлена на рисунке.1.1.
Анализ структуры затрат (табл. 1.3.2 и рис. 1.1) свидетельствует о том, что основную ее часть составляет заработная плата с отчислениями, прочие расходы, топливо и ГСМ. Наибольший удельный вес составляет заработная плата 33,48 % (190582,0/569231,1*100). Отчисления же с заработной платы составляют 10,12 % (57622,0/569231,1*100). Также значительную часть (148860,7/569231,1*100) = 26,15 % занимают прочие расходы. Расход топлива и ГСМ составляет 16,06 % (91432,8/569231,1*100) от общего числа затрат. Остальные затраты на выполненные услуги занимают незначительную часть в структуре себестоимости. Наименьший удельный вес в структуре себестоимости занимают материалы (3854,9/569231,1*100) = 0,7 %, чуть побольше автошины (7376,0/569231,1*100) = 1,3 %, налоги в себестоимости (6396,0/569231,1*100) = 1,12 %,, и, наконец, запасные части составляют 8,41 % (47895,4/569231,1*100) от общего числа расходов.
2.2 Анализ системы целей организации
Целью высшего порядка, т.е. миссия деятельности АТЦ, является бесперебойное автотранспортное обслуживание деятельности ТВЗ.
Из-за нехватки количества автотранспортных средств, предприятию иногда приходится прибегать к найму транспортных единиц для осуществления перевозок. Доказано, что перевозки собственным транспортом ТВЗ обходятся предприятию дешевле, чем при найме автотранспортных средств, сторонних организаций. Исходя из этого, можно поставить следующую задачу: Полное обеспечение деятельности ТВЗ без найма подвижного состава сторонних организаций.
2.3 Пути повышения эффективности использования грузового автотранспорта
Ø Рационализация маршрутов. Диспетчерской службе ежедневно обеспечивать высокую оперативность работы системы управления перевозками (планирование, организация, контроль и анализ), обеспечивающую эффективное решение задач транспортной логистики, т.е. комплекса задач, связанных с организацией перемещения грузов, а именно: выбор типа транспорта; рационального маршрута движения; состояние маршрута; нормирование скорости движения и времени простоя под погрузкой и выгрузкой; контроль и управление движением транспорта по логистической цепи. Проводить централизованное рассмотрение заявок на выделение транспорта, с выделением транспорта большой грузоподъёмности, совмещая заявки на машины малой грузоподъёмности одного направления. Проводить анализ маршрутов движения с целью их оптимизации сокращения плеча перевозки, сокращения непроизводственных простоев, порожних пробегов и нерациональных перевозок и повышения коэффициента использования грузоподъёмности транспортных средств.
Ø Для сокращения порожних пробегов , по возможности, заключив договора с организациями загружать машины попутными грузами. Тем самым, также будет заработана дополнительная прибыль.
Ø Снижение простоев техники. Успешное решение задач, состоящих перед автомобильным транспортом в части снижения себестоимости перевозок зависит не только от улучшения организации перевозок, но и от совершенствования технической эксплуатации автомобилей, позволяющей обеспечить высокую эксплуатационную надежность подвижного состава путем своевременного и качественного технического обслуживания, хранения и ремонта. Поэтому рационализация выполнения плана ТО и ремонта является важной и неотъемлемой частью общего анализа деятельности любого автотранспортного предприятия. Рациональный анализ выполнения плана ТО и ремонта автомобилей должен вскрыть различные недостатки в организации технологических процессов, изучить качественные показатели работы, степени материально-технической оснащенности рабочей силой, а также наметить пути устранения выявленных неполадок. Ужесточить контроль соблюдения графиков проведения ТО и диагностических работ и качества выполненных работ.
Ø Увеличить объёмы перевозимых грузов собственным транспортом вместо централизованного и транспорта поставщиков продукции, затраты которых оплачиваются ОАО «ТВЗ». Таким образом, выполнение вышеизложенных мероприятий обеспечит снижение затрат на содержание транспорта.
Ø Обновление подвижного состава. В предыдущих разделах говорилось о влиянии на эффективность транспортных услуг количественного и качественного состава техники. В целом имеющейся техники с учётом изношенной и подлежащей списанию достаточно для выполнения плановых показателей. Однако стареющий парк требует больших затрат на ГСМ и выполнение ремонтов, обновление парка позволит снизить текущие затраты.
Ø Переоборудовать транспортные средства автомашин марки ГАЗЕЛЬ и ЗИЛ для работы на газовом топливе
Ø Анализируя ведомости учета расхода топлива , можно заметить по некоторым видам техники систематический «перерасход», а по отдельным видам техники постоянную экономию. Так как поощрение за экономию топлива на предприятии не практикуется, а возмещаются затраты только за перерасход ГСМ, водители не всегда заинтересованы в экономии топлива при эксплуатации транспортных средств. Целесообразно будет специалистам предприятия пересмотреть варианты использования норм расхода топлива и выбрать наиболее оптимальный вариант с применением нормированного коэффициента.
Ø Приобрести установки автоматического подогрева кабины в количестве 38 штук для большегрузных автомобилей, выполняющих междугородние перевозки. Выполнение этого мероприятия, в результате экономии топлива в виде 5% надбавки к норме расхода.
Важное значение, для улучшения работы автотранспортного предприятия (АТП), имеет анализ его производственной деятельности. Анализ технико-экономических показателей показал, что почти по всем финансовым показателям произошел перерасход. Для того, чтобы выяснить по какой причине произошел рост затрат на транспортные услуги был проведен анализ. Анализ затрат на выполненные услуги показал, что перерасход произошел практически по всем статьям себестоимости и составил 393,7 тыс.руб. В связи с этим поиск и реализацию резервов экономически выгодней проводить в направлении снижения себестоимости транспортных услуг по статьям затрат, а именно по крупным бюджетообразующим статьям таким как «Запасные части», «Автошины», Топливо, ГСМ». На основе проведенных анализов были разработаны мероприятия по совершенствованию управления затратами. Для снижения затрат на сокращение холостых пробегов, топливо, ГСМ и автошины проводится по рационализации маршрутов. Проведённые расчёты показали, что в целом имеющейся техники с учётом изношенной и подлежащей списанию достаточно для выполнения плановых показателей. Однако стареющий парк требует больших затрат на выполнение ремонтов, в связи с этим мы списываем старые автомобиля и заменяя их новыми, что повлечёт за собой экономию на выполнение программы ремонтов .Перспективы цеха заключаются в обновление подвижного состава, приобретение более производительных автомобилей (т.к. на данный момент в цехе имеются автомобили 1982 г. выпуска). Быстрое техническое переоснащение АТЦ особенно важно, так как имеет место большой износ транспортных средств.
Таблица 5 - Технико-экономические показатели работы автотранспорта
Наименование показателя | Факт | Факт | Прогноз |
Объём внешних перевозок, т | 34811,2 | 40716,6 | 42577,08 |
Объём внутренних перевозок, т | 25760,3 | 30265,2 | 31507,04 |
Из данных представленных в табл. 5 видно как увеличивается объём внутренних перевозок по годам с 25760,3 т. в 2007г. до 30265,2т. в 2008г. и по прогнозу увеличится до 31507,04 т. в 2009г. это свидетельствует о применении в 2006 году более рациональных схем движения транспорта.
Таблица 6 - Сводная таблица расчетного и фактического обеспечения транспортом
ОАО «ТВЗ» на 2008 год.
№ п.п | Виды работ | Расчетное количество транспорта (ед.) | Фактическое количество транспорта (ед.) | Примечание |
Внешние перевозки | ||||
Технологические внутризаводские перевозки | ||||
Вывоз производственных отходов и мусора | ||||
1. | Итого: |
Полное обеспечение в грузоперевозках в настоящее время достигается за счет сверхурочных работ, включая выходные дни.
№ п/п | Показатель | Ед. изм. | 2009 год | 2010 год | Изменение, +/- |
Выработка до 2,5 тн | час | +1996 | |||
выработка свыше 4 тн | час | +2368 | |||
выработка спецмашин | час | -1219 | |||
перевезено тонн | т.тн. | 34,9 | 39,8 | +4,9 | |
выполнено ткм | т.ткм | 14199,0 | 15261,1 | +1062,1 | |
Коэффициент выпуска парка | 0,60 | 0,73 | +0,13 | ||
объём товарной продукции в планово-расчётных ценах | т.руб | 147823,7 | 148442,6 | +618,9 | |
Товарная продукция в оптовых ценах предприятия | т.руб | 1021,9 | 1156,4 | +134,5 | |
себестоимость | % | 99,07 | 99,05 | -0,02 |
Таблица 7 - Динамика фактических показателей производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного цеха за 2009 – 2010гг.