Методические указания к решению задачи 2
При анализе проблемы, применительно к процессу принятия решения о совершенствовании перевозок, опишите: 1) систему в целом, полную систему и подсистему; 2) окружающую среду; 3) цель и назначение решения; 4) входы, ресурсы и (или) затраты; 5) выходы, результаты и (или) прибыль; 6) программы, подпрограммы и работы; 7) исполнителей, лиц, принимающих решение, и руководителей; 8) варианты, при которых могут быть достигнуты поставленные цели; 9) критерии (меры эффективности), по которым можно оценить достижение цели; 10) модели принятия решений, с помощью которых можно оценить процесс преобразования входов в выход или осуществить выбор вариантов. Описание должно содержать таблицы и рисунки.
При анализе проблемы решения учесть следующие зависимости.
В связи с тем, что данное мероприятие характеризуется стабильностью технико-экономических показателей (объем производства, затраты и результаты) за расчетный период (основание – годовой договор на перевозки), расчет годового экономического эффекта по сравниваемым вариантам производится по формуле
Э = (Dг – Сг) / (kр + Ен), руб/год (8)
где Dг – стоимостная оценка результатов работы, руб/год; Сг – стоимостная оценка затрат, руб/год;
kр – норма реновации основных фондов, определяемая с учетом фактора времени (для Тсл = 6 лет, kр = 0,14 [5]);
Ен – норматив приведения разновременных затрат и результатов (Ен = 0,15 [5]).
Для определения стоимости оценки результатов Dг и затрат Сг при использовании автомобилей КамАЗ-5320 без прицепа и с прицепом определяется их годовая выработка в тоннах по формуле
WQ = (Дк⋅ αв⋅ Тн⋅ Vт⋅ β ⋅ qн⋅ γ) / (lег + Vт⋅ β ⋅ tп-р), т/год (9)
где Дк – число календарных дней, дн (Дк = 365 дн).
Для определения стоимостной оценки результатов (доходов) и затрат на перевозки грузов определяются автомобиле-часы и общий пробег.
Автомобиле-часы работы
АЧр = Дк⋅ αв⋅ Тн , час/год. (10)
Суточный пробег
Lcут = (Тн⋅ Vт⋅ lег) / (lег + Vт⋅ β ⋅tп-р), км/сут. (11)
Общий пробег
Lобщ = Lcут⋅ Дк⋅ αв, км/год. (12)
Стоимостная оценка результатов работы
Dг = Ц ⋅ WQ, руб/год. (13)
Сумма переменных затрат
Спер = Sкм⋅ Lобщ, руб/год. (14)
Сумма постоянных затрат
Спост = Sач⋅ АЧр, руб/год. (15)
Заработная плата водителей
ЗПв = Нзп⋅ Dг, руб/год. (16)
Общая сумма текущих затрат
Ст = Спер + Спост + ЗПв, руб/год. (17)
Стоимостная оценка затрат с учетом капитальных вложений и амортизационных отчислений
Сг= Ст+ (kр+ Ен), руб/год. (18)
Экономический эффект от использования прицепов на междугородных перевозках
Эт= Э2–Э1, руб/год. (19)
Задание 3.
Принять решение по строительству стоянки для автомобилей КамАЗ5511, обслуживающих завод железобетонных конструкций. В связи с постройкой стоянки на заводе коэффициент использования пробега автомобилей возрастет с 0,58 до 0,63. Исходные данные приведены в табл. 4 и 5, годовой объем перевозок выбирается по предпоследней цифре шифра зачетной книжки, среднее расстояние перевозок – по последней.
Таблица 4 – Исходные данные к заданию 3
Таблица 5 – Исходные данные к заданию 3