Расчет прочности рельсовых плетей.
Рельсовые плети бесстыкового пути, кроме изгибных и других напряжений от воздействия колес подвижного состава, испытывают значительные температурные напряжения – сжимающие летом и растягивающие зимой. Следовательно, в рельсах необходимо иметь значительный запас прочности с учетом этих температурных напряжений.
Расчет прочности бесстыковой рельсовой плети основан на условии, что наибольшие напряжения от воздействия на путь подвижного состава и изменений температуры рельсов не превышают допустимые значения:
где – кромочные напряжения, возникающие в подошве и головке рельса;
– напряжение в рельсе от воздействия температуры;
– коэффициент запаса прочности ( );
– допускаемые напряжения (
Напряжения в поперечном сечении рельса от действия сжимающих и растягивающих температурных сил, соответственно возникающих при повышении и понижении температуры рельса относительно нейтральной оси
где – нормальные напряжения в кромках подошвы рельса от изгиба под нагрузкой от колес подвижного состава.
Сжимающие напряжения σс в кромках головки рельса рассчитываются для лета, когда сжимающие напряжения в головке от изгиба рельса суммируются со сжимающими температурными .
Рисунок 4.1 - Эпюры нормальных напряжений в рельсах в летний и зимний период.
Растягивающие напряжения в кромках подошвы рельса рассчитываются для зимних условий, когда растягивающие напряжения в подошве от изгиба рельса суммируются с растягивающими температурными напряжениями .
Наибольшее допускаемое понижение температуры рельсов по сравнению с нейтральной, при котором обеспечивается необходимый запас прочности на растяжение подошвы рельса при совместном действии температурных и поездных нагрузок
При термоупрочненных рельсах первого срока службы значение увеличивают на 200С.
Устойчивость бесстыкового пути:
Величина критической температурной силы в прямой и кривой
Допускаемая предельная температурная сила в прямой и кривой
Повышение температуры рельсовой плети, допускаемое по условию устойчивости пути в прямой и кривой
где: F - площадь поперечного сечения рельса =78,24*10-4 (м2)
Полученные значения сравниваются с нормативными
В прямой: .
В кривой: .
Для рельса Р65: В прямом участке нормативное значение , а полученно , значит в дальнейшем для расчетов нужно принимать значение .
На кривой, нормативное значение , значит полученное
для дальнейших расчетов применяться не будет.
Прочность бесстыковых рельсовых плетей:
Наибольшее допускаемое повышение температуры рельсов в прямой и кривой
По условию прочности на растяжение подошвы рельса зимой
ЧС7
Прямая:
Кривая:
ВЛ60
Прямая:
Кривая:
Вывод
В дальнейших расчетах принимаем нормативные значения температур для электровоза ЧС7: 1020С и 98,50С, для электровоза ВЛ60: 1080С и 840С.