Технического обслуживания машинно-тракторного парка
ПЛАНИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ
Разработка графиков машиноиспользования
Численный состав машинно-тракторного парка определяем путем построения графиков машиноиспользования. Основанием для построения графиков является годовой план механизированных работ.
Для определения числа тракторов, необходимого для выполнения всего объема работ, и их загрузки по периодам года строим графики загрузки тракторов.
График загрузки трактора - это наглядное изображение занятости тракторов в течение года. При этом строим графики загрузки по маркам тракторов и отдельно по каждому трактору.
При построении графика загрузки по маркам тракторов по оси ординат в масштабе откладывают потребное число тракторов n каждой марки, а по оси абсцисс откладываем календарный период выполнения работ в месяцах.
На графике по каждому трактору по оси абсцисс откладывают календарный период выполнения работ в месяцах года, а по оси ординат -соответствующую продолжительность рабочего дня каждого трактора.
Пользуясь данными плана механизированных работ, последовательно по номерам сельскохозяйственных работ по оси абсцисс - календарный период выполнения работ для тракторов данной марки. В этом случае каждый прямоугольник представляет собой в определенном масштабе количество тракторо-дней, потребное для выполнения работы. Прямоугольники отдельных работ, совпадающих по срокам выполнения, строят один над другим, общая высота прямоугольников определяет количество тракторов, необходимое в каждый период времени работы. На графиках каждому трактору присваивается хозяйственный номер. Этим обеспечивается детальное планирование использования тракторов.
По графику загрузки устанавливают потребность в тракторах и соответственно подсчитывается необходимое число сельскохозяйственных машин каждого типа (марки).
По графикам загрузки тракторов определяется наработка каждого трактора (кг.израсх.топлива) в планируемом периоде. Данные сводятся в таблицу:
Таблица 2. – Наработка тракторов в планируемом периоде
Марка и хоз. номер трактора | Расход топлива, кг | ||||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | За год | |
Планирование технического обслуживания тракторов
Ведется аналитическим способом.
Расчет ведется с учетом прошлой наработки машин и проведенных ТО по формуле:
(1)
где - количество планируемых ТО i –го вида, шт;
-планируемая наработка;
-наработка от начала эксплуатации или от последнего капитального ремонта до планируемого периода;
- периодичность ТО i –го вида;
-сумма ТО высших номеров по сравнению i –м видом в планируемом периоде;
- сумма равных и высших номеров ТО в сравнении с i –м видом до планируемого периода.
Первоначально определяют виды и количество ТО до начала планируемого периода:
- число текущих ремонтов (2)
- количество ТО-3 (3)
- количество ТО-2 (4)
- количество ТО-1 (5)
Затем в планируемом периоде:
- число капитальных ремонтов (6)
- число текущих ремонтов (7)
- количество ТО-3 (8)
- количество ТО-2 (9)
- количество ТО-1
(10)
Периодичность проведения КР и ТР для одной марки тракторов определяется по формулам:
(11)
Весенне-летние (ВЛ) и осенне-зимние (0З) сезонные ТО проводят в апреле - мае н сентябре - октябре и совмещают с одним из очередных ТО.
Практика проведения технического обслуживания тракторов показывает, что сезонные ТО наиболее часто совпадают с ТО-2 и ТО-3. Поэтому для каждой марки тракторов количество ТО-2 и ТО-3 уменьшится на 1/2 количества сезонных обслуживании.
(12)
(13)
Перед текущими и капитальными ремонтами проводят ресурсные диагностирования для каждого трактора:
(14)
где -количество ресурсных диагностировании.
Данные по расчетам количества ТР и ТО тракторов в допланируемом периоде сводятся в таблицу.(Таблица 3)
Таблица 3. – Количество ТР и ТО тракторов в допланируемом периоде
Марка и хоз. номер трактора | Количество, шт | |||
ТР | ТО-3 | ТО-2 | ТО-1 | |
ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СТО).
Основным назначением ЕТО является общий контроль, обеспечивающий безопасность движения и надёжность при работе на линии, поддерживание внешнего вида и заправка топливом, маслом и охлаждающей жидкостью. ЕТО выполняются после работы на линии и перед выездом на линию.
Основным назначением первого и второго технического обслуживания является снижение интенсивности изнашивания путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. Техническое обслуживание должно обеспечить безопасную работу агрегатов, узлов и систем подвижного состава в пределах установленных периодичностей по воздействиям, включенным в обязательный перечень операций.
ТО-1 и ТО-2 выполняются через определенные пробеги, устанавливаемые для каждой марки автотранспорта, в зависимости от условий эксплуатации.
Условия эксплуатации делятся на три категории характеризующие техническую характеристику дороги, тип и состояние покрытия, а также интенсивность движения
(Таблица 7)
Для первой категории условий эксплуатации Положением о техническом обслуживании предусмотрены величины пробега между ТО-1 и ТО-2 приведенные в Таблице 8.
Таблица 7 Категории условий эксплуатации и их характеристики
Категория условий эксплуатации | Типичные группы условий работы автомобилей | Техническая категория дорог |
I | 1.Автомобильные дороги с асфальтобетонным и приравненным к ним покрытиям за пределами пригородной зоны. 2.Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытиям в пригородной зоне, улицы небольших городов (с населением до 100 тыс жителей). | I II III I II III |
II | 3.Автомобильные дороги с асфальтобетонным и приравненными к ним покрытиями в горной местности, 4.Улицы больших городов. 5.Автомобильные дороги с щебеночными или гравийным покрытием. 6.Автомобильные грунтовые профилированные и лесовозные дороги. | I II III I II III IV, V IV, V |
III | 7.Автомобильные дороги о щебеночным гравийным покрытием в горной местности. 8.Непрофилярованные дороги и стерня. 9.Карьеры котлованы и временные подъездные пути. | IV, V IV, V IV, V |
Таблица 8. Периодичность технического обслуживания подвижного состава
(для 1 категории условий эксплуатации)
Типы автомобилей | Периодичность ТО, км | ||
ТО-1 | ТО-2 | ||
Легковые | |||
Автобусы | |||
Грузовые ГАЗ | |||
Грузовые, остальных автозаводов |
Для определения периодичности ТО автомобиля, работающего в определенных условиях, периодичность для 1 категории умножается на корректирующий коэффициент К1, таблица 9.
(23)
где - периодичность ТО в км;
- периодичность ТО, нормированная для 1 категории условий эксплуатации, км. (Таблица 8)
Таблица 9. Коэффициент корректирования периодичности технического обслуживания, трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов
Категории условий эксплуатации | Коэффициент К1 | ||
Периодичности ТО | Удельная трудоемкость ТР | Нормы межремонтных пробегов | |
I | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
II | 0,8 | 1,2 | 0,8 |
III | 0,6 | 1,5 | 0,6 |
Ремонт
В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт подразделяется на:
1. Капитальный ремонт (КР), производимый на специализированных ремонтных предприятиях и предназначенный для регламентированного восстановления работоспособности автомобилей и агрегатов и обеспечения пробега до следующего капитального ремонта (или списания) не менее 80% от норм для новых автомобилей или агрегатов.
2. Текущий ремонт (ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях или на станциях технического обслуживания, по потребности.
Положением о техническом обслуживании, предусмотрено нормирование пробега автомобилей до капитального ремонта с учетом условий эксплуатации, типов и моделей автомобилей.
Особенности условий эксплуатации типов и моделей автомобилей при определения пробега до капитального ремонта учитывается с помощью корректирующих коэффициентов на которые умножается нормируемый для первой категории условий эксплуатации пробег до капитального ремонта.
(24)
где - пробег до капитального ремонта для данного автомобиля, км;
- норма пробега этого автомобиля для первой категории условии эксплуатации, км;
- коэффициент корректирования межремонтного пробега учитывающий категорию условий эксплуатации (таблица9);
- коэффициент корректирования межремонтного пробега, учитывающий тип и модификацию подвижного состава (таблица 10);
- коэффициент корректирования межремонтного пробега, учитывающий природно-климатические условия работы автомобиля (Таблица 11).
Таблица 10. Коэффициенты корректирования трудоемкости ТО и текущего ремонта к норм межремонтных пробегов подвижного состава о учетом типа модификации- К2
Тип и модификация подвижного состава | Коэффициент К2 | ||
Трудоемкость ТО и ТР | Нормы межремонтного пробега | ||
Седельные тягачи | 1,10 | 0,95 | |
Автомобили с прицепом | 1,15 | 0,9 | |
Автомобили с двумя прицепами | 1,20 | 0,85 | |
Автомобили самосвалы | 1,15 | 0,85 | |
Автомобили самосвалы с приц. | 1,20 | 0,80 |
Таблица 11. Коэффициенты учета природно-климатических условий при определении трудоемкости ТР и норм межремонтного пробега К3.
Зоны и районы | Коэффициент К3 | |
удельная трудоемкость ТР | нормы межремонтного пробега | |
центральная зона | 1,0 | 1,0 |
пустынно-песчанные и горные районы | 1,1 | 0,9 |
зоны холодного климата | 1,2 | 0,8 |
крайний север | 1,4 | 0,7 |
ПЛАНИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА
Методические указания к выполнению курсовой работы (Специальность 110304.65)
ОМСК-2013
ВВЕДЕНИЕ
Высокопроизводительное использование машинно-тракторного парка – важнейшая задача инженерно-технических работников сельского хозяйства. Для успешного ее решения в первую очередь следует обеспечить постоянную техническую готовность машин к выполнению механизированных сельскохозяйственных работ. Особенно это требование относится к энергонасыщенным тракторам и современным уборочным комбайнам. Производители современной сельскохозяйственной техники предъявляют ряд обязательных мероприятий выполняемых при ее эксплуатации. Главным мероприятием обеспечивающим поддержание машин в работоспособном состоянии является планово-предупредительная система технического обслуживания.
Цель курсовой работы. Усвоить методику и приобрести практические навыки в составлении планов и графиков технического обслуживания тракторов, автомобилей.
1. Изучить действующие положения по организации и планированию технического обслуживания и текущего ремонта.
2. Усвоить методику планирования организации технического обслуживания тракторного и автомобильного парка
3. Определить объем механизированных работ, оптимальный состава МТП для его выполнения, разработать графики машиноиспользования, расхода топлива и проведения ТО.
4. Определить периодичность технического обслуживание тракторов и автомобилей для заданных условий.
5. Составить график цикличности технического обслуживания автомобилей по пробегу, в км
6. Составить план-график технического обслуживания автомобилей на месяц
7. Определить для заданных условий трудоемкость технических обслуживании ТО-1 и ТО-2, текущего ремонта
8. Определить продолжительность простоя при технических обслуживании и текущем ремонте.
9. Составить диагностическую карту.
Оформление работы. Записку оформляют на бумаге формата А4, с нанесенной рамкой согласно ГОСТа. Графическая часть работы оформляется на миллиметровке (либо ватмане), формата А4, А3, А2, А1.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА МТП И ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ
Тракторы всех марок при их использовании по назначению (ГОСТ 20793-81) и хранении (ГОСТ 7751-79) подвергают техническому обслуживанию следующих видов:
Виды технического обслуживания | Периодичность или условия проведения технического обслуживания |
При обкатке (ТО-О) Ежесменное (ЕТО) Первое (ТО-1) Второе (ТО-2) Третье (ТО-3) Сезонное при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации (СТО-ВЛ) Сезонное при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации (СТО-ОЗ) В особых условиях эксплуатации При подготовке к длительному хранению В процессе длительного хранения При снятии с длительного хранения | Перед началом, в ходе и по окончании обкатки 8-10 ч 125 мото-ч 500 мото-ч 1000 мото-ч При установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха выше +5 °С При установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха ниже +5 °С При эксплуатации трактора в условиях пустыни и песчаных почв; при длительных низких и повышенных температурах; на каменистых почвах; в условиях высокогорья; на болотистых почвах Не позднее 10 дней с момента окончания периода использования Один раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом; один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях За 15 дней до начала использования |
Комбайны и сельскохозяйственные машины при их использовании (ГОСТ 20793-81) и длительном хранении (ГОСТ 7751-79) подвергают техническому обслуживанию следующих видов:
Виды технического обслуживания | Периодичность или условия проведения технического обслуживания |
При обкатке (ТО-О) Ежесменное (ЕТО) Первое (ТО-1) Второе (ТО-2) При подготовке к длительному хранению В процессе длительного хранения При снятии с длительного хранения | Перед началом, в ходе и по окончании обкатки 8-10 ч 60 мото-ч 240 мото-ч Не позднее 10 дней с момента окончания периода использования Один раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом; один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях За 15 дней до начала использования |
ТО в особых условиях эксплуатации включает дополнительные операции к работам ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3, СТО-ОЗ и СТО-ВЛ.
При использовании тракторов в южной климатической зоне страны сезонные виды технического обслуживания допускается не проводить.
Периодичность номерных ТО тракторов установлена в моточасах. Допускается регламентация периодичности номерных ТО по количеству израсходованного топлива или в условных эталонных гектарах. Соответствующие нормативы приведены в таблице 1.
В зависимости от условий использования тракторов допускаются отклонения (опережение, запаздывание) фактической периодичности ТО-1, ТО-2 и ТО-3 до 10% от установленной величины.
Техническое обслуживание СТО-ВЛ, СТО-ОЗ выполняют при очередном ТО-1, ТО-2 или ТО-3.
Перечень работ по каждому виду технического обслуживания трактора конкретной марки указан в «Техническом описании и инструкции по эксплуатации».
Таблица 1 - Периодичность технического обслуживания тракторов
Марка тракторов | Периодичность технического обслуживания | ||||||||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | |||||||
л. | кг. | ус.эт.га | л. | кг. | ус.эт.га | л. | кг. | ус.эт.га | |
К-701 | |||||||||
К-700А | |||||||||
Т-150, Т-150К | |||||||||
Т-4А | |||||||||
Т-100М, Т-130М | |||||||||
ДТ-75М | |||||||||
Т-70С | |||||||||
Т-54В | |||||||||
МТЗ-80, МТЗ-82 | |||||||||
ЮМЗ-6Л, -6М | |||||||||
Т-40М, Т-40АМ | |||||||||
Т-28Х4М | |||||||||
Т-25А, Т-26А1 | |||||||||
Т-16М |
1.1. Составление плана механизированных работ
Расчет количественного состава машинно-тракторного парка ведется графоаналитическим способом. Он предусматривает сначала разработку схем производства культур в хозяйстве, затем расчет технологических карт и составление годового плана механизированных работ.
Методика расчета сводится к выбору объектов и сроков тракторных работ исходя из типовых технологических карт разработанных в хозяйстве. Одним из основных показателей качества выполнения операций, существенно влияющих на урожайность является своевременное выполнение работ. Начало выполнения работ в хозяйственных условиях планируют для каждого поля отдельно, с учетом состояния поля. Чтобы получить высокие экономические показатели и хорошее качество работы для сельскохозяйственного процесса надо выбрать наиболее рациональный состав агрегата, включая машины и оборудование, все это необходимо для того, чтобы все работы были выполнены в запланированные сроки с наименьшими затратами ресурсов и времени. Машинно-тракторный агрегат комплектуется с учетом размеров полей, рельефа местности, объемов работ. Количество обслуживающего агрегат персонала определяется в зависимости от выбранных машин.
План механизированных работ (Приложение 1) включает в себя два раздела:
1 раздел - технологический: технология возделывания и уборки культ и агротехнические сроки проведения работ.
2 раздел - технический: содержит данные по составу используемых агрегатов, составу обслуживающего персонала, производительности машинно-тракторного агрегата, норм выработки и расхода горючего.
После составления плана механизированных работ количественный состав машинно-тракторного парка будет определяться путем построения графиков машиноиспользования (Приложение 2).
1. Для определения числа машино-тракторных агрегатов используется формула:
W0 - объем работ, га
Wн - нормативная сменная выработка агрегата, га
Дф - фактическое число рабочих дней, день
nсм - число смен в сутки
2. Число механизаторов на весь объем работ определяется по формуле
3. Необходимое количество топлива на весь объем работы определяется по формуле:
где g - расход топлива на единицу работы, кг/га .
Wч - часовая производительность, га/ч.
Также в плане механизированных работ приведены: объем работ, производительность часовая, сменная, суточная и за период, число отработанных машинно-дней.
В плане механизированных работ объем и сроки выполнения работ принимают исходя из типовых технологических карт для культур возделываемых в хозяйстве. Продолжительность работы в течение суток устанавливается исходя из утвержденных нормативов, общехозяйственные работы нормируются в процентном отношении от основных работ в полеводстве.
Нормативную производительность агрегата за смену и расход топлива на единицу объема работ устанавливают на основе технически обоснованных норм выработки и расхода топлива.