Инновационная политика на транспорте

Инвестиционная политика предусматривает следующие направления первоочередного увеличения капитальных вложений: в реконструкцию и техническое перевооружение действующих транспортных предприятий; в развитие научной и опытно-экспериментальной базы по приоритетным направлениям, таким, как электронизация, механизация и автоматизация физически тяжелых и вредных работ (в первую очередь погрузочно-разгрузочных); в автоматизацию и информатизацию управленческого труда; в диагностические устройства; в энерго- и ресурсосберегающие технологии; в компьютерные программы и др.

Инновационная политика на транспорте исходит из интенсивного освоения нововведений и радикальных новшеств. Инновационная модель развития транспорта базируется на стратегической инновационной политике. Она призвана обеспечить приоритет нововведениям, позволяющим кардинально изменить инвестиционную активность транспортных предприятий в сторону ее роста, ускорить научно-технический прогресс и сократить разрыв в уровне экономического и социального развития между регионами и на этой основе повысить конкурентоспособность национальных перевозчиков и качество транспортных услуг.

Менеджмент и инновационные стратегии. В современных условиях важнейшим фактором повышения эффективности работы транспорта становится целенаправленная инновационная деятельность. Выделились следующие инновационные стратегии.

Традиционная. Транспортное предприятие в своих нововведениях стремится только к поддержанию требований к качеству транспортной продукции и услуг. В долгосрочной перспективе такая стратегия обязательно приводит к отставанию сначала в технико-технологическом, а затем и в экономическом отношении.

Оппортунистическая. Транспортное предприятие, стремясь к монопольному положению на рынке транспортных услуг, занято поисками таких видов услуг, которые не требуют слишком больших затрат на инновации. Указанный тип инновационного менеджмента предполагает глубокое знание рыночной ситуации, большие адаптационные способности и высокий технико-технологический уровень развития. Но и в этом случае степень риска быстрой утраты монопольного положения является существенно высокой.

Имитационная. Транспортное предприятие само не разрабатывает нововведения, а приобретает их у других, например, путем закупки лицензий. Особенность такого подхода заключается в том, что лицензия стоит намного дешевле, чем собственная разработка или изобретение, приобретается скорее и действует надежнее.
Такая стратегия часто бывает успешной, но для реализации требует специалистов высокой квалификации и проведения целого комплекса мер по поддержанию достигнутого уровня услуг в процессе адаптации изобретения и создания на его основе новых видов транспортной продукции и услуг.
Оборонительная. Исследования и разработки на транспортном предприятии ведутся на невысоком уровне, не претендующем на то, чтобы занять ведущие позиции на рынке транспортных услуг. Цель предприятия состоит в том, чтобы не отстать от других в области технико-технологического и информационного развития и при случае повысить его уровень. Этот тип инновационного менеджмента очень трудоемок и не устраняет риска утраты фирмой занимаемых позиций.

Зависимая. Этот тип стратегии инновационного менеджмента характерен для мелких фирм, которым крупные корпорации передают для производства новый вид транспортных услуг или новый производственный метод.

Наступательная. Имеет много преимуществ. В этом случае цель транспортной фирмы — быть первой на рынке. Для этого требуется соответствующее обеспечение (высокая квалификация и необходимость проведения большой организаторской работы, предполагающей наличие хорошо организованного и эффективного инновационного процесса, наличие новаторов-творцов и руководителей, склонных к новым идеям и нетрадиционно мыслящих, хорошее знание рынка и хорошая маркетинговая организация, а также возможность распределения риска).
Транспортная фирма на начальном этапе развития обычно не может избрать наступательную инновационную стратегию. Реальной является стратегия традиционного типа. Переход к наступательной стратегии на последующих этапах развития фирмы зависит от уровня такого развития, от уровня руководства, от его возможностей и умения перейти от положения имитатора к использованию собственных творческих возможностей. Наступательная стратегия всегда основывается на серии инноваций, а не на одной отдельной инновации. Эта стратегия ориентирует на достижение долгосрочных целей и представляет собой сложную управленческую задачу, решение которой сопровождается большим риском и связано с большими трудностями. Однако в случае последовательной реализации она может дать выдающиеся результаты. Именно наступательная инновационная стратегия наилучшим образом соответствует условиям функционирования транспорта, помогает преодолевать «технологические разрывы», появляющиеся в результате его развития.

Основные направления инновационной деятельности на транспорте:

Улучшение структуры транспортного комплекса страны. Густота транспортной сети в нашей стране в несколько раз ниже, чем в США и в европейских странах. Улучшение структуры транспортного комплекса страны должно достигаться путем обеспечения пропорционального развития разных видов транспорта с учетом их технико-экономических особенностей. Необходимо увеличить область применения принципиально новых транспортных средств, хотя на обозримую перспективу наибольшая доля в перевозочной работе сохранится за железнодорожным транспортом.

Развитие транспортной сети, повышение ее пропускной способности и плотности путем реконструкции и нового строительства. При этом инновации должны быть направлены на улучшение параметров сети всех видов транспорта; на создание мощных магистральных линий с улучшенными технико-экономическими показателями на направлениях с интенсивными грузопотоками; на увеличение плотности местной транспортной сети и улучшение ее конфигурации, на ликвидацию слабой транспортной обеспеченности отдельных регионов страны, на устранение несоответствия в уровнях развития взаимодействующих звеньев в пунктах стыка разных видов транспорта, на строительство разгружающих линий, вторых путей и двухпутных вставок на грузонапряженных участках железнодорожной сети.

Повышение грузоподъемности и скорости движения транспортных средств. Это одна из наиболее эффективных мер увеличения провозной способности транспорта, снижения себестоимости перевозок и роста производительности труда. Важным резервом повышения эффективности работы транспортного комплекса страны является ликвидация разрыва между техническими обоснованными и фактически достигнутыми скоростями движения транспортных средств

Совершенствование структуры парка и создание новых видов и типов специализированного грузового подвижного состава предполагает специализацию подвижного состава по видам перевозимых грузов и соответствие их грузоподъемности партионности отправок и условиям эксплуатации. Согласно расчетам, удельный вес специализированного подвижного состава целесообразно увеличить в 2 — 3 раза. Это позволит не только механизировать, но и автоматизировать погрузочно-разгрузочные и некоторые вспомогательные работы, даст существенную экономию удельных затрат на перевозки. Сократятся потери грузов при транспортировке. Например, перевозка леса в специализированном подвижном составе снижает затраты примерно на 30 %. При использовании контейнеров приведенные затраты на тонну перевозимого груза уменьшаются на 20 —40 %, а продолжительность простоя под грузовыми операциями сокращается в 2 — 3 раза. Важным направлением совершенствования парка подвижного состава является создание специальной транспортной техники с учетом специфических природных условий различных регионов страны.

Совершенствование силовых установок и энергетики. Это направление инноваций обусловлено повышением грузоподъемности и скоростей движения транспортных средств. Оно требует увеличения мощности силовых установок, улучшения их технико-экономических характеристик, уменьшения отрицательного влияния транспорта на окружающую среду. Одновременно должны быть интенсифицированы исследования по созданию новых типов транспортных двигателей и применению на транспорте новых источников энергии, особенно для автомобильного транспорта. По расчетам, удельные расходы энергоресурсов в ближайшей перспективе могут быть уменьшены на железнодорожном транспорте на 15—16%, морском — на 19 — 20, речном — на 13—15%.
Конструкционное совершенствование и надежность транспортных средств, снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт. Конструктивное совершенствование диктуется требованиями экономичности перевозок и безопасности работы транспорта. Необходимо повысить грузоподъемность, скоростные характеристики, уровень специализации и приспособленности подвижного состава к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. Уже на ближайшую перспективу требуется значительно сократить вес, приходящийся на единицу грузоподъемности, и расход топлива на единицу перевозочной работы у нашего подвижного состава, которые на 20 —30 % выше, чем у зарубежных аналогов. Необходимо значительно снизить трудоемкость технического обслуживания и ремонта транспортных средств, которые в несколько раз выше, чем за рубежом при их меньшей надежности.

Наши рекомендации