Средние нагрузки и коэффициенты использования площади складов
Склад для хранения | Средняя нагрузка, т/м2, на полезную площадь при высоте укладки, м | Коэффициент α | ||
Металла | 5,5 | 0,25... 0,4 | ||
Среднего и мелкого литья | 2,5 | 0,3... 0,4 | ||
Центральный материальный | 0,6 | 1,5 | 0,25... 0,4 | |
Масел и химикатов | 0,5 | — | 0,3... 0,4 | |
Стройматериалов | 1,2 | — | 0,45... 0,55 | |
Лесоматериалов | 0,7 | 1,2 | — | 0,35... 0,45 |
Металлоотходов | 0,9 | 1,8 | — | 0,4... 0,6 |
Сжатых газов | 0,8 | — | — | 0,3... 0,45 |
Жидкого топлива | 0,3 | — | — | 0,35... 0,4 |
Твердого топлива | 1,2 | 2,3 | 3,6 | 0,5... 0,6 |
V1 |
Vоб |
Рис. 6.3. Схема расчета методом коэффициента заполнения объема
Подсчитав таким способом полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и изделий и суммируя ее, получают общую полезную площадь склада
.
Метод элементарных площадок. Склад в плане при этом рассматривается как сумма nэ.п отдельных элементарных площадок вместимостью Еэ.п, которые могут многократно повторяться в соответствии с потребной вместимостью склада, т
Этот метод может применяться при проектировании открытых складов навалочных грузов, контейнерных площадок, складов тарно-штучных грузов. Первый шаг после принятия технологических решений состоит в выборе элементарной площадки. Например, требуется определить размеры прирельсового склада пакетированных тарно-штучных грузов, обслуживаемого электропогрузчиками и имеющего один продольный проезд.
За элементарную площадку может быть принят фрагмент, выделенный на рис. 6.4 пунктирными линиями, длиной Lэ.п, равной расстоянию между осями дверей крытых вагонов, и шириной Вэ.п, равной сумме полуширины габарита приближения строений (3000 мм), расстояния от оси пути до края рампы (1920 мм), ширины железнодорожной b1 и автомобильной b4 рампы, ширины подъездной автодороги (6000 мм), а также ширины склада В. Величина В принимается на первом шаге из ряда строительных модулей, кратных 6 м. На практике распространены конструкции шириной пролета 18, 24, 30 м. Ширина рамп принимается с учетом размеров электропогрузчиков и возможности размещения на них пакетов для временного хранения (не менее 3 м).
На втором шаге определяют вместимость одной элементарной площадки. На складе предусматривают продольный проезд шириной b3 и поперечные проезды шириной а, а также проходы шириной b2 между стеной склада и штабелем. Размеры штабелей, в которых размещаются пакеты, составляют:
Зная размеры штабеля, размеры пакетов и допустимое по условиям хранения груза число ярусов их размещения, несложно определить число пакетов в одном штабеле, а, следовательно, и вместимость Еэ.п одной элементарной площадки. Тогда требуемое число элементарных площадок
а длина складского здания составит
Рис. 6.4. Схема расчета методом элементарных площадок
Длина здания принимается кратной 6 или 12 м с учетом размеров строительных модулей. Рациональным для складского здания является соотношение В:L=1:3. Если получилось существенно отличающееся соотношение, то следует изменить ширину склада и выполнить повторный расчет. Полезная площадь склада, изображенного на рис. 6.4, определится по формуле
Метод элементарных площадок не является универсальным. Он не применяется для закромных, шатрово-полубункерных складов, а также для складов, обслуживаемых разнотипными ПРМ. Этот метод не учитывает площадки, необходимые для выполнения таких внутрискладских операций, как прием, сортировка, распаковка и упаковка грузов, взвешивание и др., требующих при компоновке плана склада дополнительной площади.
Универсальным и более точным является метод масштабной технологической компоновки склада в комплексной увязке с примыкающими к нему участками производства. При этом полезную площадь склада рекомендуется определять по расчетной нагрузке, устанавливаемой в каждом конкретном случае в зависимости от способа укладки, принятого в соответствии с характеристикой груза и техническими возможностями используемых средств механизации.
Получив по выявленной нагрузке полезную площадь склада fпол, вместо ориентировочного расчета общей площади по приближенным коэффициентам α целесообразно общую площадь склада определять расчетом по элементам (площади на проходы и проезды, площадки приема и отпуска грузов, консервации и расконсервации изделий, сортировки и комплектации, а также площади для служебных и бытовых помещений).
Площадь приемочно-сортировочных и отпускных площадок рассчитывают исходя из возможности хранения среднесуточного поступления или отпуска материалов и удельной нагрузки на 1 м2 этих площадок. На складах с большим объемом работ приемочные и отпускные площадки устраиваются отдельно. Необходимая величина приемочной площадки определяется по формуле
где Qср– среднесуточное поступление материалов на склад, т;
Тпр – количество дней нахождения материалов на приемочной площадке (принимается до 2 дней);
q – нагрузка на 1 м2 площади (принимается примерно 0,25 от средней нагрузки на 1 м2 полезной площади по складу в зависимости от характера хранимого материала), т/м2;
Н – высота укладки груза на приемной площадке, принимается до 1 ,5 м.
Размер отпускной площадки определяется по аналогичной формуле.
На крупных строящихся базах вместо отдельных сравнительно небольших приемочно-отпускных площадок предусматривают экспедиции приема и отпуска грузов. Площади этих экспедиций определяют описанным методом. Эти экспедиции оснащают весовыми приборами, а также необходимым подъемно-транспортным, расфасовочным и другим оборудованием.
Служебная площадь складов включает конторские и бытовые устройства (гардеробные, умывальные, уборные, комнаты принятия пищи, курительные и др.). Площадь конторы склада рассчитывают в зависимости от числа работающих. При штате до 3 работников площадь конторы принимается по 5 м2 на каждого человека, от 3 до 5 – по 4 м2, при штате более 5 – по 3,25 м2 и т.д.
Во всех отапливаемых складских помещениях с числом рабочих более 15 чел. в одну смену должны предусматриваться бытовые помещения (гардеробные, умывальные и уборные). Площадь этих помещений принимают по санитарным нормам проектирования промышленных предприятий и строительным нормам и правилам, например, гардеробные – 0,72 м2 на 1 работающего, душевые – 1 кабина на 5 человек, помещения для обогрева рабочих – 0,1 м2 на 1 работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 12 м2. Для работающих в неотапливаемых складских помещениях гардеробные, умывальные и уборные могут располагаться в соседних зданиях.
Площадь, занятая стационарным подъемно-транспортным и другим оборудованием и устройствами (подъемниками, конвейерами, насосами, вентиляторами и др.), определяется исходя из габаритов этого оборудования в плане и проходов для обслуживающего персонала.
К вспомогательной площади fвсп относят площадь, занятую проходами и проездами. Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габаритов хранящихся на складе материалов, размеров грузооборота, вида применяемых подъемно-транспортных машин. Главные проходы, где перемещаются основные транспортные средства, должны быть проверены на возможность свободного поворота в них напольных подъемно-транспортных средств (тележек, механических погрузчиков и др.). Они также должны рассчитываться в необходимых случаях на встречное движение этих механизмов. Для этой цели пользуются формулой
где А – ширина проезда, м;
ш – ширина транспортного средства (или транспортируемого груза), м;
с – ширина зазоров между транспортными средствами, между ними и стеллажами (штабелями) по обе стороны проезда (принимается 0, 15 – 0,20 м).
При одностороннем движении
Ширина проездов для фронтальных электропогрузчиков грузоподъемностью 0,5 – 3,0 т при развороте на 90° рекомендуется 3,0 – 4,5 м, для мостовых кранов-штабелеров, управляемых с пола, – 1,5 м, при управлении из кабины – 3 м, а для стеллажных кранов-штабелеров – 1 м. Она уточняется в соответствии с техническими характеристиками ПТМ. Проходы для обслуживающего персонала между штабелями или стеллажами принимаются 0,8 – 1 ,2 м.
Полученные расчетные данные составляют общую площадь склада Fобщ и являются исходными для проектирования планировки склада.
Планировка склада
Под планировкой понимается размещение на плане склада полученных по расчету стеллажей, бункеров, штабелей и других приспособлений для хранения материалов с учетом необходимых проездов и проходов. При осуществлении внутренней планировки складских помещений необходимо учитывать следующее:
* принятая сетка колонн в складе не должна мешать свободному перемещению транспортных средств и возможности разворота длинномерных материалов при их перемещении, укладке и выемке из мест хранения (стеллажей и штабелей);
* для удобства производства погрузочно-разгрузочных работ, особенно с тяжеловесными грузами, на складах с большим грузооборотом необходимо вводить железнодорожные пути внутрь складского помещения, оборудованного в этих случаях балочными, мостовыми кранами или кранами-штабелерами. Ввод обычно устраивают с торцовой стороны. Он может быть тупиковым или сквозным. Перемещение материалов должно производиться по принципу прямого грузового потока от мест разгрузки до мест хранения и от мест хранения к местам отгрузки;
* приемочно-сортировочная площадка должна располагаться у дверей разгрузочного фронта склада. При наличии в складе нескольких дверей может быть принято несколько приемочно-сортировочных площадок;
* сортировочно-отпускная площадка должна располагаться у дверей отгрузочного фронта склада. При наличии в складе нескольких дверей может быть принято несколько отпускных сортировочно-комплектовочных площадок;
* главные транспортные поперечные проходы (проезды) следует принимать между приемочными и отпускными дверями (воротами) склада. Число продольных проходов (проездов) принимается в зависимости от планировки и ширины склада;
* стеллажи и штабели в складских помещениях следует располагать, как правило, перпендикулярно главной продольной оси здания в целях освещения проходов между стеллажами и штабелями естественным светом из окон продольных стен;
* при размещении стеллажей и штабелей необходимо стремиться к максимальному использованию площади склада;
* контору склада и бытовые помещения рекомендуется располагать в торце складского здания. Она должна иметь выход на рампу.
Габаритные размеры складских помещений в плане должны устанавливаться так, чтобы длина L склада была не менее длины потребного фронта погрузочно-разгрузочных работ Lпр :
При определении размеров складов неукоснительного выполнения требуют нормы пожарной безопасности: СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», НПБ 105-95 «Определение категорий помещений в зданиях по взрывопожарной и пожарной опасности» устанавливают категории складов, степени огнестойкости и классы конструктивной пожарной опасности зданий, в зависимости от которых принимаются решения по планировке.
При решении вопроса об этажности и высоте складов необходимо в каждом отдельном случае учитывать: габариты, вес и количество материалов, подлежащих хранению на складе; удельную нагрузку на 1 м2 пола склада; способы перемещения материалов на складе; условия размещения складов на генплане; применяемые средства механизации складских процессов и др. В то же время объемно-планировочные решения по складу напрямую связаны с противопожарными требованиями. Так, в соответствии со СНиП 31-04-01 число этажей и высоту зданий следует принимать по результатам сравнения технико-экономических показателей вариантов размещения складских помещений в зданиях различной этажности.
Высота одноэтажных зданий I, II и III степеней огнестойкости класса С0 не нормируется. Высоту одноэтажных зданий IV степени огнестойкости классов С0 и С1 следует принимать не более 25 м, классов С2 и СЗ – не более 18м (от пола до низа несущих конструкций покрытия на опоре). По вычисленной одним из способов полезной площади склада определяют его размеры в плане. Возможны разные варианты расположения складского оборудования для хранения грузов (стеллажей, штабелей, закромов, силосов, бункеров). При выборе варианта следует стремиться к минимальной общей площади склада. Ширина зданий крытых однопролетных складов принимается 12, 18, 24, 30 и 36 м. Длина склада принимается кратной 6, 12 или 18 м в зависимости от принятой сетки колонн. Подходы к определению размеров складов обусловлены характеристиками хранящихся в них грузов.