Организация технологического процесса на ТСК
При анализе и совершенствовании или создании нового механизированного и автоматизированного ТСК наиболее эффективным является представление его как технической вероятностной системы, состоящей из элементов – технологических участков. Такое представление для простейшего перевалочного склада на магистральном транспорте (грузового терминала) показано в графическом виде на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Структура перевалочного склада, с участками:
Р – разгрузки грузов, ВХ – временного хранения, X – хранения , П – погрузки грузов, У – управления; Тпр – транспорт прибытия грузов, Тот – транспорт отправления грузов, Т1, … , Т7 – внутрискладской транспорт
На складе штучных грузов участок временного хранения ВХ служит для временного хранения грузов, прибывших без документов, с нарушенной тарой или упаковкой и признаками потери или хищения грузов. На складе сыпучих грузов участок временного хранения может представлять собой первичный отвал, куда грузы первоначально разгружаются из подвижного состава. Участок хранения грузов X используется для приема грузов с транспорта прибытия Тпр в то время, когда нет требуемого количества транспортных средств транспорта отправления Тот для прямой перегрузки прибывших грузов. Когда нет разгрузки прибывающих грузов, но приходит за грузами транспорт отправления Тот, грузы загружаются на него из зоны хранения грузов X.
Если в момент прихода транспорта прибытия грузов Тпр одновременно подходит и транспорт отправления грузов Тот, то осуществляется прямая перевалка на него грузов через внутрискладской транспорт Т1. Такая гибкая технология перевалки грузов с транспорта прибытия Тпр на транспорт отправления Тот обеспечивает наиболее эффективную передачу грузопотока через перевалочный склад с транспорта Тпр на транспорт отправления Тот (с наименьшими простоями подвижного состава обоих видов транспорта Тпр и Тот и наименьшей себестоимостью перегрузочных работ). Внутрискладским транспортом прямой перевалки грузов Т1 и на других направлениях внутрискладских транспортировок Т2, ... , Т5 могут быть различные краны, погрузчики, конвейеры или транспортные роботы – в зависимости от типа склада и рода перегружаемых грузов.
Участок разгрузки грузов Р может быть сблокирован в общее здание со всем складом или расположен в отдельно стоящем здании (как, например, бункерные приемные устройства у складов сыпучих грузов), может представлять собой отдельное сооружение (как разгрузочная эстакада на складе жидких грузов) или отдельную открытую площадку (например, причал с мостовым перегружателем на морском контейнерном терминале).
На складах торговых, материально-технического снабжения, готовой продукции промышленных предприятий, на многономенклатурных логистических терминалах, где требуются дополнительные комплектовочные, сортировочные работы, выполняется распаковка транспортных пакетов и транспортной тары, упаковка отправляемых грузов и т.п., в структуре механизированных складов предусматривают дополнительные участки (рис. 4.2).
Участки разгрузки, погрузки и управления складов в этом случае имеют то же назначение, что и на перевалочных складах. Участок временного хранения прибывающих грузов ВХ-П помимо тех функций, которые были указаны для него при описании устройства перевалочного склада, служит еще для приема грузов с круглосуточно работающего транспорта прибытия Тпр (например, с железнодорожного или морского) в те моменты времени, когда основная зона хранения X не работает (например, ночью, в выходные и праздничные дни). Сам участок основного хранения X предназначен не для хранения грузов в ожидании подхода транспорта прибытия Тпр , как на перевалочном складе, а для хранения грузов на период комплектации транспортных партий для выдачи грузов в нужное потребителям время.
Участок ПС приема и сортировки грузов служит для обработки поступивших грузов по количеству и качеству, составления приемных документов, пересчета и взвешивания грузов (если необходимо), сортировки грузов по наименованиям, распаковки и перекладки их в складскую тару.
Рис. 4.2. Устройство комплектовочного склада материально-технического снабжения или торговли:
Тпр, Тот – внешний транспорт прибытия и отправления грузов; Р – участок разгрузки прибывающих грузов; ВХ-П – участок временного хранения прибывающих на склад грузов; ПС – участок приема и сортировки грузов; X – участок (зона) хранения грузов; ОТ – участок отборки выдаваемых со склада грузов; К – участок комплектации выдаваемых со склада грузов; ВХ-В – участок временного хранения выдаваемых со склада грузов; П – участок погрузки грузов; 1 – 13 – внутрискладской транспорт; У – подсистема управления складом
Участок ОТ отборки грузов служит для подборки по заявкам потребителей мелких порций грузов с основных мест складирования грузов в хранилище X. Существует много технологий отборки грузов: с передвижением отборщика и неподвижными грузами, с подвижными грузами и неподвижным рабочим место отборщика, отборка грузов по заказам и по наименованиям и т.д.
Участок комплектации К предназначен для сбора в комплексные заказы грузов, отобранных с мест хранения из разных секций зоны хранения X, для контроля правильности подборки грузов по комплектовочным ведомостям, для упаковки грузов, формирования транспортных пакетов и партий отправки грузов со склада.
Участок ВХ-В временного хранения выдаваемых со склада грузов служит для временного хранения транспортных партий грузов, подготовленных к отправке, в ожидании прибытия транспорта Тот, который доставляет выдаваемые со склада грузы потребителям.
Внутрискладской транспорт 1 – 13 служит для передач грузов с одних технологических участков на другие в процессе их переработки на складе. Здесь предусматривается также возможность прямой перегрузки грузов с участка разгрузки Р на участок погрузки П (грузопоток 7), а также гибкая система внутрискладских грузопотоков с передачей грузов в любой требуемой последовательности.