А — I стадия; б — окончательный вид.
2. С продольных профилей на генеральный план переносят проектные отметки точек переломов, проектные уклоны и расстояния.
3. На участках территории города со значительными земляными работами (участки устанавливаются по рабочим отметкам) показывают данные о подсыпках и срезах, которые используются для определения резервов взятия грунта и его перемещения на планируемые участки улиц.
Приемы корректировки уличной сети по материалам СВП:
- замена Т — образного перекрестка четырехсторонним;
- устройство перекрестка в понижении на перегоне улицы;
- удлинение трассы для смягчения уклона.
Проектное решение вертикальной планировки может быть представлено двумя методами: в виде двух проекций на продольную и поперечную плоскости (метод профилей) и проектными горизонталями, изображающими поверхность улицы (метод проект-ных горизонталей). Оба эти метода используют на практике.
Метод профилей применяют при вертикальной планировке улиц с неизменяющимся поперечным профилем и городских дорог, про-ходящих в пригородной или парковой части города. Основные работы по планировке этим методом приходятся на проектирование продольного профиля. Поверхность улицы связывают с естественным рельефом за счет подбора рабочих отметок, обеспечивающих оптимальное расположение на поверхности земли поперечного профиля. Критерием оптимизации является минимум земляных работ.
В практике городского строительства при проектировании продольного профиля применяют в основном метод тангенсов. Считается, что улица, продольный профиль которой запроектирован этим методом, обладает высокими архитектурными и эстетическими качествами, более удобна для застройки и расположения вдоль красных линий больших зданий. Поверхности улиц, расположенных на прямых в продольном профиле, отличаются строгостью линий, а перспектива улиц — четкостью и хорошей видимостью. В современном градостроительстве это качество особенно ценится у магистральных улиц. Однако в пересеченном рельефе такая планировка улиц выглядит очень жесткой. Она не вписывается в рельеф, а разрезает его. При этом возникают трудности и с расположением зданий по красным линиям. В таком рельефе пред-почтительнее при проектировании продольного профиля использовать метод кривых. С его помощью можно проложить поверхность улицы очень близко к поверхности земли, добиться вписывания улицы в рельеф и снизить объем земляных работ. Этот эффект реализуется в наибольшей степени на улицах, протрассированных кривыми в плане.
Поперечные профили строят с частотой, необходимой для полного отражения рельефа местности: в сложном рельефе через 20 — 30 м; в монотонном, слабо расчлененном через 50 — 100 м. Расстояния между поперечными профилями могут быть неодинаковыми:
они располагаются не только по пикетам, но и в характерных точках рельефа и по главным планировочным осям участка — направлениям основных внутриквартальных проездов, осям зданий. Совокупность продольного и поперечных профилей представляет собой запроектированную поверхность. Это представление тем полнее, чем чаще расположены поперечные профили.
На каждом из поперечных профилей показывают положение проектного решения и поверхность земли. По их взаимному распо-ложению определяют в конкретном сечении площади выемки и насы-пи. Эти данные являются основой для подсчета объема земляных работ.
Метод проектных горизонтален применяют при детальном про-ектировании. С помощью этого метода проектирования поверхность изображают на плане улицы по тому же принципу, что и рельеф: проектные горизонтали являются проекциями линий пересечения проектируемых поверхностей с горизонтальными плоскостями с одинаковым превышением друг над другом. Новые горизонтали накладывают на горизонтали естественного рельефа.
Поверхность улицы, запроектированной методом профилей: