Промышленные территории; 5 — магистральные улицы; 6 — границы городского района: 7 — городская скоростная дорога; 8 — железная дорога.
Чем полнее удовлетворяются нужды населения в пределах районов, тем проще решение транспортных проблем города. Границами жилых районов являются магистральные улицы, по которым осуществляются основные пассажирские перевозки. Удачным примером такого района служит Олимпийская деревня в Москве.
Промышленные районы города создаются на территории промышленной зоны города и объединяются технологическими, энергетическими и транспортными связями. В современных условиях в промышленных зонах одновременно трудятся многие тысячи людей, для обеспечения технологического процесса перемещаются сотни тысяч тонн грузов, подвозится сырье и отвозится готовая продукция.
Роль транспорта как для обеспечения технологического процесса, так и для связи с городом резко возросла и в отдельных случаях является причиной ограничения развития промышленного района.
Расположение улиц и пешеходных путей в жилых районах города разной планировки:
a — вытянутой формы; б — с обособленной системой улиц и пешеходных путей;
в — с обходной кольцевой системой магистралей и обособленной системой пешеходных путей;
Общественный центр; 2 — магистральная улица; 3 — улицы местного значения; 4 — пешеходные пути.
Промышленный район, как правило, включает промышленные предприятия, электростанции, инженерные сооружения и сети. Эти предприятия занимают 60 — 80 % всей территории района. Остальная территория отводится под коммунально-бытовые предприятия, подъездные железнодорожные пути, пути для движения автомобилей и пешеходов. Кроме этого на территории района располагаются административный центр и научные учреждения. От селитебной территории промышленный район отделяется санитарно-защитной зоной (аллеи, защитные зеленые полосы, скверы) шириной 50 — 300 м Транспортное обслуживание промышленного района осуществляется железнодорожным, автомобильным и специальным, например трубопроводным, транспортом. Основная часть пассажирских перевозок приходится на наземный транспорт. В крупнейших городах, таких, как Москва, Ленинград, Киев, Баку, значительная доля пассажирских перевозок приходится на метро.
В непосредственной близости от промышленных районов располагают складские территории города. На них размещают промышленные, производственно-хозяйственные, продовольственные склады и оптовые склады заготовительных организаций Размеры складских территорий определяются численностью жителей, видом
Промышленный район города:
А — на окраине города; б — в пределах селитебной территории,
Селитебная территория; 2 — санитарно-защитная зона; 3 — магистральные улицы; 4 — территории промышленных предприятий; 5 — отвалы; 6 — зона железнодорожного транспорта; 7 — общественный центр промышленного района.
Схема размещения территорий складов:
1 — торговых; 2 — строительных материалов; 3 — топливно-смазочных и легковоспламеняющихся материалов; 4 — твердого топлива; 5 и 6 — снабжения и быта;