Система государственного управления безопасностью дорожного движения
Нормативно-правовое регулирование в области организации и безопасности дорожного движения
Характеристика системы водитель – автомобиль - дорога – среда
Факторы, связанные с человеком
Факторы, связанные с транспортным средством
Факторы, связанные с дорогой
Факторы, связанные с внешней средой
Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения
Деятельность по обеспечению эффективного функционирования системы водитель – автомобиль – дорога – среда
Программы повышения безопасности дорожного движения
Состояние и пути решения проблемы безопасности дорожного движения
Рис. 1.3. Численность погибших в результате ДТП на 10 тыс. ед. транспортных средств
В России (2001 - 2003 гг.) и других странах (2001 г.)
Система государственного управления безопасностью дорожного движения
- принцип построения показателя эффективности
Нормативно-правовое регулирование в области организации и безопасности дорожного движения
Характеристика системы водитель – автомобиль - дорога – среда
Рис. 1.6. Роль факторов риска и их сочетаний в возникновении ДТП
Таблица 1.1
Факторы, влияющие на вероятность возникновения ДТП
Сочетание факторов риска (удельный вес в содействии возникновению ДТП) | Отрасль - руководитель исследований | Степень изученности | Результат |
Человек - автомобиль (6 %) | Автомобилестроительная | Активные исследования с высокой степенью изученности | Стандарты безопасности, правила и руководства по технической эксплуатации транспортных средств |
Автомобиль - дорога(1 %) | Автомобилестроительная; дорожная | То же | Стандарты безопасности, правила дорожного движения, нормы дорожного проектирования |
Дорога - человек (27 %) | Дорожная, с привлечением специалистов других отраслей, например, психологов, социологов | Стадия сбора информации и теоретических обоснований | Отсутствие норм и стандартов |
Факторы, связанные с человеком
Таблица 1.2
Влияние возраста водителя на число ДТП
Страна | 19 - 20 лет | 21 - 24 лет | 25 - 44 лет | 45 - 64 лет | 65 -74 лет | Старше 75 лет |
Норвегия | 3,1 | 1,6 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 3,3 |
Швеция | 3,1 | 1,9 | 0,8 | 0,6 | 1,3 | 5,6 |
Примечание. Средний показатель для всех возрастных групп равен 1.
Таблица 1.3
Влияние непрерывной продолжительности работы водителя на относительный риск ДТП
Непрерывная продолжительность работы водителя, ч | Относительный риск ДТП | Пределы колебаний относительного риска ДТП |
0...2 | - | |
2...5 | 1,23 | 1,05 - 1,45 |
5...8 | 1,29 | 1,08 - 1,53 |
Более 8 | 1,8 | 1,2 - 2,7 |
Влияние продолжительности суточного отдыха водителей на риск ДТП можно на примере исследований безопасности выполнения грузовых перевозок:
Продолжительность отдыха Относительный риск ДТП
водителя грузового автомобиля, ч
До 10,5…………………………………………………… …………………..1
10,5...13,75…………………………………………………………………...0,88
13,75...25,75…………………………………………………………………..0,87
Более 25,75……………………………………………………………………0,81
Таблица 1.4
Влияние продолжительности рабочего времени водителей
На относительный риск ДТП
Характеристики продолжительности рабочего времени | Относительный риск ДТП | Пределы колебаний относительного риска ДТП |
Рабочая неделя | ||
До 30 ч | - | |
30... 37,5 ч | 1,57 | 1,19-2,07 |
Сверхурочное время в месяц | ||
- | ||
1...10 ч | 1,4 | 0,95-2,08 |
10...20 ч | 1,47 | 1,07-2,01 |
20...30 ч | 1,4 | 0,95-2,08 |
Более 30 ч | 1,29 | 0,91-1,83 |
Сменность работы | ||
Работа только днем | - | |
Сменная работа | 2,02 | 1,61-2,54 |