Проведения занятий по программе
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Проведения занятий по программе
«Подготовка начинающих парашютистов»
Инструктор_______________
Г. Новосибирск.
№ тем | Наименования тем | Минимальное время занятий |
История развития парашютизма | 30 мин. | |
Теоретические основы прыжка с парашютом | 2 ч | |
Назначение, тактико-технические данные и конструкция парашютов (парашютных систем) | 3 ч | |
Назначение, тактико-технические данные парашютных страхующих приборов | 1 ч | |
5* | Назначение, тактико-технические данные и конструкция спасательных плавательных средств | 1 ч |
Требования к экипировке и специальному снаряжению | 30 мин. | |
Укладка и подготовка парашютов (парашютных систем) | 7 ч | |
Правила передвижения по аэродрому и меры безопасности | 30 мин. | |
Ознакомление с воздушным судном | 30 мин. | |
Отработка на земле элементов прыжка с парашютом | 10 ч | |
Особые случаи при выполнении прыжков с парашютом | 3 ч | |
Зачет | 1 ч | |
Всего | 30 ч |
Примечание:* тема № 5 изучается дополнительно при подготовке к прыжкам с парашютом на водную поверхность.
Перечень упражнений
№ упр. | Наименования упражнений | Минимальное количество прыжков |
Прыжок на отработку техники управления куполом парашюта | ||
4* | Прыжок со стабилизацией свободного падения и на отработку техники управления куполом парашюта | |
Прыжок на воду с применением спасательных плавательных средств |
Тема №1
Тема №3
Основы психологической и физической подготовки, режим парашютиста.
(1 час)
В процессе подготовки парашютистов к выполнению прыжков с различным заданием инструктор не только учит, воспитывает, но и готовит их в психологическом отношении.
Психологическая подготовка – это целеустремленное воздействие на личность парашютиста и спортивный коллектив с целью формирования у них психологической устойчивости и готовности к выполнению прыжков с парашютом.
Каждый человек испытывает инстинктивный страх перед высотой. Это чувство тесно связано с инстинктом самосохранения, надежно охраняет людей на жизненном пути. Но вот когда человек стал покорять воздушное пространство, это чувство доставляет ему много неприятностей.
Чувство страха приводит людей со слабыми нервами и сердцем к оцепенению именно тогда, когда от них требуются быстрые, правильные и четкие действия, заставляет их принимать бессознательные и неожиданные решения, которые часто приносят только вред, мешают нормальному ходу процесса, отключает память, когда она больше всего нужна.
Поэтому прежде чем подняться в небо, каждый, кто собирается прыгать с парашютом, должен, еще на земле научится побеждать этот вредный инстинкт, своей волей и разумом.
Прежде всего, нужно понять, что боязнь высоты – закономерное явление. Высота не вызывает нормальных, защитных рефлексов только у маленьких детей или у людей больных. Но парашютисту бояться высоты нечего у него есть парашют. А с ним следует бояться не высоты, а её недостатка. Если высоты достаточно, парашют раскроется обязательно. В безотказность его действия парашютист должен верить твердо. А для того чтобы быть уверенным, нужно хорошо изучить конструкцию парашюта, взаимодействие частей при раскрытии и знать прочность отдельных деталей. Затем необходимо научиться хорошо его укладывать и грамотно эксплуатировать.
В конечном итоге следует твердо уяснить, что парашют достаточно прочен, при правильной подготовке к прыжку и при соблюдении всех правил прыжка он всегда раскроется.
Чтобы не было ошибок в процессе прыжка, парашютист заранее, на земле, заучивает и отрабатывает до автоматизма все действия, которые ему придется выполнить: от посадки в самолет до полного приземления.
На земле необходимо отработать все элементы прыжка до такой степени, чтобы при любых обстоятельствах в воздухе не растеряться и действовать правильно даже в том случае, если страх затормозит сознание (т.е. действовать, хотя и подсознательно, но последовательно и грамотно).
Парашютный спорт – спорт смелых и сильных людей. Поэтому, естественно, что при отборе к будущим парашютистам предъявляются повышенные требования в отношении здоровья. Регулярные занятия спортом, хорошая физическая подготовка являются залогом успешного совершения прыжков с парашютом.
Прыжок с парашютом состоит из большого числа элементов, для выполнения которых необходима ловкость, смелость, выдержка, умение в условиях повышенной эмоциональной напряженности, в совершенно необычной обстановке действовать четко и слаженно. Уметь управлять своим душевным состоянием, т.е. обладать определенными волевыми качествами. Все эти качества можно приобрести, только регулярно занимаясь физической подготовкой.
Нужно применять физические упражнения, развивающие гибкость, силу мышц рук, ног, живота. Гимнастические упражнения, тренирующие вестибулярный аппарат: кувырки вперед, назад, вращение головы, корпуса в процессе бега и на месте. На тренировки вестибулярного аппарата нужно обратить особое внимание. Широко применять спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, плаванье, а также другие виды спорта. Развивающие быстроту мышления и координацию движений (спортивные игры можно проводить с обучаемыми в процессе занятия, находясь на улице).
Режим парашютиста: нужно акцентировать внимание обучаемых на том, что сон перед выполнением прыжков должен составлять не менее 8 часов.
Тема №2
Тема №5
Тема № 6
Парашютные комбинированные полуавтоматы и их эксплуатация.
(2часа)
ППК-У
Полуавтоматы парашютные комбинированные унифицированные типа ППК-У,
Предназначены для применения в качестве страхующего средства на людских парашютных системах.
ППК-У- полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный. Предназначен для раскрытия ранца парашюта или введения других устройств; раскрывающих парашют через определенный промежуток времени или на определенной высоте. Прибор используется в качестве страхующего средства на спасательных, десантных, запасных, тренировочных и спортивных парашютах, когда парашютист сам по каким-либо причинам не может раскрыть парашют с помощью вытяжного кольца.
ТТД прибора:
· прибор работает при температуре от –60*С до +60*С на высотах до 35 км;
· диапазон срабатывания по времени 2-5 сек., по высоте 0,3-8 км;
· усилие силовых пружин во взведенном состоянии – не менее 28 кг;
· время работы часового механизма после срыва блокировочного рычага с упора анероида – 0,8-1,2 сек.;
· вес прибора – 950г.;
· количество срабатываний – 500 или 5 лет эксплуатации (из них 2 года на хранение и транспортировку);
· прибор работоспособен после пребывания во взведенном состоянии непрерывно в течении 12 месяцев.
На одной стороне корпуса прибора располагаются два окошка, в одном можно видеть временную шкалу часового механизма, а в другом блокировочный рычаг и упор анероида. Шкала установки высоты срабатывания находится на угловом торце корпуса. Высота выставляется с помощью специального винта.
Принцип действия прибора:
Основан на мгновенном срабатывании силового вытяжного устройства после отработки часовым механизмом заданного промежутка времени и занятия анероидным устройством положения, соответствующего заданной высоте.
Как ППК-У работает
После того как выдернута гибкая шпилька (вытяжной верёвкой на основном парашюте или инструктором на запасном парашюте) начинает работать временной механизм не доработав до конца 0.8 - 1.2 сек. останавливается т.к. блокировочный рычаг достиг упора анероида. Прибор ждет установленной высоты. При приближении к земле атмосферное давление растёт и сжимает анероидную коробку. На соответствующей высоте происходит срыв рычага с упора анероида, временной механизм дорабатывает оставшееся время и вводит в действие силовое вытяжное устройство.
Примечание: если на приборе выставить высоту заведомо большую высоты отделения, то задержка в срабатывании будет определяться только временным механизмом.
Основные части и детали прибора:
1. Корпус
2. Анероидное устройство
3. Часовой механизм
4. Вытяжное устройство
5. Система блокировки
Кроме того, в комплект ППК-У входят:
1. Гибкая шпилька
2. Набор инструмента
3. Паспорт
Перед прыжком провести внешний осмотр прибора , проверить монтаж, надежность контровки гибкой шпильки установки заданного времени и высоты по шкалам прибора. Прибор включается выдергиванием гибкой шпильки с помощью фала. Независимо от высоты полета выдергивать гибкую шпильку из прибора (на основном парашюте) категорически запрещается!
Кинематическая схема работы прибора ППК-У:
1 - плата верхняя; 2 - рычаг; 3 - рычаг ведущий; 4 - циферблат; 5 - стрелка; 6 - колесо промежуточное; 7 - собачка; 8 - колесо храповое; 9 - колесо анкерное; 10 - скоба анкерная; 11 - баланс; 12 - шпилька гибкая; 13 - упор гибкой шпильки; 14 - триб; 15 - триб промежуточного колеса; 16 - колесо ходовое; 17 - триб ходовой; 18 - сектор; 19 - винт регулировочный; 20 - ось удлиненная; 21 - пружина сектора; 22 - пружина собачки; 23 - ролик; 24 - присоединительный узел; 25 - трос; 26 - трубка; 27 - пружины внутренняя и наружная; 28 - поршень; 29 - собачка; 30 - амортизатор; 31 - колпачок; 32 - водило; 33 - ось блокировочного рычага; 34 - втулка; 35 - колесо установочное; 36 - винт переводной; 37 - шестерня установочная; 38 - плата нижняя; 39 - риска визирная; 40 - шкала высот; 41 - анероид; 42 - упор анероида |
При совершении прыжков с задержкой раскрытия парашюта следует установить шкалу высот прибора с учетом атмосферного давления дня и рельефа местности в районе приземления (под контролем инструктора).
Тема № 9
Подготовка к применению тренировочных парашютных систем,
пристрелочных парашютов.
Парашют Д5 сер.2
Принадлежности для укладки парашюта:
1. Походное полотнище (размер 16/1 м).
2. Металлические костыли (для крепления полотнища к земле).
3. Грузики.
4. Укладочные вилки с крючком (для укладки строп)
5. Укладочная линейка.
6. Контровки.
Правила укладки парашюта:
*Укладку парашюта производят два человека - укладывающий ( ответственный за укладку) и помогающий.
*Укладка парашюта производится поэтапно.
*Этапы укладки и правильность укладки парашюта контролирует штатный инструктор.
Этапы укладки парашюта Д-5 сер. 2:
1ЭТАП:
а) осмотр купола;
б) подготовка к укладке (развязать шнуры-завязки, вставить кольцо).
Контроль этапа:
· Контроль этапа осуществляется самим парашютистом, возникшие вопросы уточняются с инструктором.
2 ЭТАП:
а) укладка основного купола;
б) надевание камеры на купол.
Контроль этапа:
· Кромка купола должна быть выровнена и находится на уровне нижней кромки камеры;
· Эластичное кольцо на длину ладони от кромки купола;
· Купол протянут через верхнее отверстие и вместе с ней образует букву «Р», стабилизирующий купол лежит справа от основного;
· Проверка строп инструктором – при правильной укладке купол должен делиться пополам: вправо-влево, вверх-вниз.
3ЭТАП:
а) зачековка камеры стропами;
б) укладка купола в камеру;
в) укладка строп в газыри камеры;
г) подготовка стабилизирующего купола к укладке.
Контроль этапа:
· Камера зачекована стропами (выход пучка на 40 мм или длинну спичечного коробка) и стропы уложены в газыри;
· Шнур завязка заправлен в подрубку камеры;
· Правильность подготовки стабилизирующего купола проверяется поднятием двух верхних перьев стабилизатора(купол должен делиться на 4 части).
4ЭТАП:
а) складывание перьев стабилизатора и надевание камеры на стабилизирующий купол;
б) контровка колец перьев стабилизатора с кольцами камеры;
в) укладка стабилизирующего купола и строп в камеру;
г) укладка камеры с уложенным основным куполом и стропами на дно ранца.
Контроль этапа:
· Правильность накладывания камеры на дно ранца (свободные концы ПС лежат внутри между окнами дна ранца без пере крутки, металлические полукольца на середине дна ранца);
· Контровка колец;
· Укладка верхней части стабилизирующего купола в камеру.
5ЭТАП:
а) затяжка клапанов ранца;
б) крепление камеры со стабилизирующим куполом на ранец парашюта;
в) подготовка и монтаж ППК – У (контровка);
г) заряжение двух конусного замка (контровка).
Контроль этапа:
· Укладка соединительного звена и камеры на верхнюю часть ранца;
· Зачековка резиновой соты лентой зачековки (4 см), расположение карабина справа;
· Расположение свободных концов ПС внутри между силовыми лентами;
· Установка прибора ППК-У в карман, контровка гибкой шпильки с прибором, заправка фала гибкой шпильки и прикрытие её клапаном, установка времени и высоты на приборе;
· Монтаж на двух конусном замке серьги прибора, петли троса и силовых лент, контровка замка (восьмеркой).
6ЭТАП:
а) подготовка подвесной системы;
в) заполнение паспортов;
г) проверка парашюта;
г) укладка парашюта в переносную сумку.
Контроль этапа:
· Изогнутые прямоугольные пряжки регулируют наспинно-плечевые обхваты и главную круговую лямку;
· Прямоугольные пряжки ножных обхватов – ножные обхваты;
· Прямоугольные пряжки поясного обхвата грудную перемычку;
· Проверка записи в паспорте.
При одевании парашют поднимают за окошки на ранце, и не в коем случае не за свободные концы! Перед прыжком переносную сумку укладывают под грудную перемычку.
После приземления нужно: отстегнуть запасной парашют, вытянуть купол «во флаг», свернуть стропы «бесконечной» петлей, купол свернуть в рулон: снять подвесную систему с ранцем (основного купола) и положить, в сумку прибором к верху. Если прыжки производятся в зимний период парашют необходимо очистить от снега и перед укладкой хорошо просушить. Переноска и перевозка парашютов всегда производится только в переносных сумках!
Парашют З-5
Принадлежности для укладки парашюта:
1. Походное полотнище
2. Металлические костыли
3. Грузики
4. Вспомогательные шпильки
5. Крючок
6. Укладочная линейка
Правила укладки парашюта:
*Укладку и осмотр парашюта производят два человека - укладывающий ( ответственный за укладку) и помогающий.
*Укладка парашюта производится поэтапно.
*Этапы укладки и правильность укладки парашюта контролирует штатный инструктор.
Этапы укладки парашюта З-5:
- Осмотр
- Подготовка парашюта к укладке
- Укладка купола и проверка строп
- Укладка строп в соты ранца
- Укладка купола на дно ранца
- Затяжка клапанов ранца.
1ЭТАП:
Осмотр парашюта производить в следующем порядке:
А) Купол со стропами и промежуточной подвесной системой
Б) Ранец
В) Вытяжное кольцо с двумя шпильками
2 ЭТАП:
Продеть трос вытяжного кольца в гибкий шланг ранца и вставить вытяжное кольцо в карман на ранце
Расположить промежуточную подвесную систему так чтобы стропы верхних пряжек-полуколец со стропами 1 и 24 находились сверху.
3ЭТАП:
Взять стропу 12 (красного цвета) и, удерживая её на середине стола, перебросить левую половину купола на правую сторону. Наложить на стропу 12 следующую за ней стропу. Подровнять нижнюю кромку купола между стропами и расправить уложенное полотнище. Аналогичным порядком налистать весь купол, придавить грузиками.
По окончании укладки подогнуть кромку купола с обеих сторон внахлест по ширине ранца и придавит грузиками. Затем проверяются стропы.
4ЭТАП:
Положить промежуточную подвесную систему на ранец, так чтобы её перемычка легла между сотами у верхнего клапана ранца. Произвести укладку строп: соединить стропы в единый пучок у верхнего клапана ранца и при помощи крючка уложить стропы в верхнюю левую соту
Затем, располагая стропы зигзагообразно поочередно уложить их во все ячейки резиновых сот. Перекручивание строп не допускается.
5ЭТАП:
Положить купол на дно ранца , так чтобы нижняя кромка купола легла со стороны верхнего клапана ранца. Придерживая купол уложить его на ранец зигзагами по ширине ранца. По окончании укладки приподнять полюсную часть купола и расправить карманы
6ЭТАП:
Взять нижний клапан и натянуть его на верхний, соединить люверсы с конусами и вставить вспомогательные шпильки.
Затем аналогично затянуть и зачековать боковые клапана. Заменить вспомогательные шпильки кольцом. Застегнуть резинки
Тема № 12
Прыжков с парашютом.
(3 часа)
Среди летательных аппаратов (самолетов и вертолетов), с которых выполняются учебные тренировочные прыжки, самолет Ан-2 является наиболее распространенным, с него в настоящее время выполняется наибольшее количество прыжков такого рода.
Ан-2 – самолет многоцелевого назначения. Он используется при перевозке пассажиров, в санитарном и сельскохозяйственном вариантах, а также при перевозке грузов и выполнении учебно-тренировочных прыжков с парашютом. Самолет удачен по конструкции, имеет хорошие аэродинамические качества, экономичен и прост в эксплуатации.
Самолет Ан-2 создан в качестве "воздушного грузовика", мощность двигателя 1000 л.с. Максимальный взлетный вес 5500 кг. Биплан, с передним расположением основных стоек шасси. Основные части самолета фюзеляж: крылья, двигатель, шасси хвостовое оперение, оборудование. Благодаря силовой установке (двигатель с винтом), он может приобретать определенные поступательные движения. При этом воздушные поток обтекает крылья и на них, благодаря профилю, создается подъемная сила, способная оторвать самолет от земли. Хвостовое оперение и элероны служат для управления самолетом в трех, плоскостях во время полета. Фюзеляж служит для размещения полезного груза, в данном случае, парашютистов. На борту самолета Ан-2, в зависимости от загрузки, разрешается брать до 10 парашютистов с выпускающим.
Тактико-технические характеристики :
Тип: самолет общего назначения
Силовая установка: звездообразный поршневой двигатель Швецова АШ-62ИР мощностью 746кВт (1000л.с.)
Летные данные:
максимальная скорость на высоте 1750м 258 км/час
крейсерская скорость 185км/час
практический потолок 4400м
дальность полета на оптимальной высоте с полезным грузом 500 кг 901км. Веса:
пустого - 3450кг
максимальный взлетный вес 5500кг
Размеры
размах верхнего крыла 18,18м
нижнего крыла 14,24м
длина12,74м
высота 4,00м
площадь верхнего крыла 43,60кв.м
нижнего 28,0кв.м.
Длина 12.74 метра
Максимальная взлетная масса 5500 кг.
Максимальная масса груза 1500 кг.
Двигатель АШ-62ИР мощность 1000 л.с.
Максимальная скорость горизонтального полета у земли/на расчетной высоте 227/236 км/ч
Максимальная скорость на планировании 300 км/ч
Скороподъемность 3/2.4 м/с в зависимости от взлетной массы.
Практический потолок 4500/4200 м.
Практическая дальность 900 км.
Скорость отрыва 110
Длина разбега 310 м.
Взлетная дистанция до высоты 25м. 800м.
То же на взлетном режиме с закрылками отклоненными на 30 град.
Скорость отрыва 70 км/ч
Длина разбега 170 м.
Дистанция 540м.
Максимальное количество парашютистов на борту -10
Максимальная скорость выброски для раскрытия с принудительным стягиванием чехла 130 км/ч
При ручном раскрытии 140 км/ч
Оборудование самолета Ан-2 для прыжков с парашютом включает в себя: два прочно закрепленных троса для закрепления карабинов вытяжных веревок и камер, резиновую дорожку и коврик у входной двери, в пассажирском салоне самолета 10 сидений и высотомер.
Для оказания помощи при зависании парашютиста за самолетом на борту, должна находится веревка длинной 21м, рассчитанная на нагрузку не менее 900кгс, с карабином, крюком и грузом в виде мешка с песком массой 2-3 кг, а также нож на шнуре длинною 20м с грузом массой 0,5-1 кг.
Скорость самолета меняется в зависимости от способа раскрытия парашюта: с принудительным раскрытием -130км/ч, с ручным раскрытием и со стабилизацией-140км/ч.
Выброска начинающих парашютистов, чаще всего, ведется с высоты 1000, спортивные прыжки от 1500до3000 м, практический потолок самолета Ан-2 4500м.
Посадка в самолет парашютистов производят в последовательности, обратной очередности прыжка, т.е. первым заходит парашютист, прыгающий последним. В первую очередь занимают места с правой стороны грузовой кабины. Перед посадкой на сидение необходимо глубже заправить главную круговую лямку. Правила поведения парашютистов в самолете: не крутится, не вертеться, не мешать другим парашютистам. За вытяжные веревки и удлинители не браться, застегнутые карабины от тросов не отцеплять, все перемещения по салону выполнять только по указанию выпускающего инструктора.
После посадки в самолет всей группы, выпускающий инструктор убирает подножку, закрывает дверь, зацепляет карабины за переходники и докладывает летчику. После набора высоты 700м, выпускающий разблокирует приборы на запасных парашютах.
Сигналы и команды, подаваемые в самолете:
· высота 700 м- 1 короткий сигнал сирены - ввод в действие приборов на ПЗ;
· высота 1000м (высота выброски парашютистов):
-2 коротких сигнала сирены – команда «приготовиться»
-1 длинный сигнал сирены – команда «пошёл»
- серия коротких звуковых сигналов – команда «отставить».
Изготовка к прыжку и отделение от самолета:
Перед прыжком парашютисты по команде инструктора продевают кисть правой руки через резинку и берутся за кольцо. По команде «приготовиться» парашютисты, сидящие на левом борту и назначенные выпускающим на прыжок в данном заходе, встают и подходят друг за другом к дверному проему.
Выпускающий инструктор занимает место у заднего обреза дверного проема. Первый парашютист занимает исходное положение к отделению:
- руки на кольце, локти плотно прижаты к туловищу;
- левая нога у заднего проема дверного обреза, носок выступает за обрез;
- правая нога в полшага от левой;
- Корпус немного согнут.
Отделение от самолета производится под углом 90 градусов к продольной оси самолета «солдатиком». Делается шаг правой ногой за борт самолета: не резкий, но энергичный толчок левой ногой, после чего ноги сводятся вместе. Такое положение парашютист сохраняет до раскрытия парашюта. Очередные парашютисты занимают исходное положение к отделению аналогично и отделяются через определенный интервал времени по команде инструктора.
Нужно обязательно показать обучаемым правильное отделение от самолета, а после этого практически отработать этот прием с каждым из обучаемых.
Тема №13
Особые случаи при выполнении прыжков с парашютом и действия парашютистов в этих случаях.
(6 часов)
Не закрепление карабина за трос или удлинитель в самолете, само отцепка карабина, обрыв троса в самолете, обрыв карабина, неправильная укладка парашюта, не довыдергивание вытяжного кольца, смерзание кромки купола или строп.
Признаки:
Отсутствие динамического удара, нарастающая скорость, свист в ушах, беспорядочное падение.
Действия парашютиста:
Занять исходное положение к раскрытию ПЗ, и открыть его (способ открытия ПЗ, смотри выше).
Частичный отказ парашюта:
Частичный отказ парашюта – это не нормальное вступление в работу купола основного парашюта. Т.к. в данной ситуации вертикальная скорость падения парашютиста превышает допустимую (5 м/с), и не является нормальной для безопасного приземления.
К частичному отказу относятся:
- Перехлест купола (перехлест с вращением);
- Сильный порыв купола;
- Обрыв строп.
Во всех этих случаях парашютист должен в первую очередь правильно определить вертикальную скорость снижения. Это можно сделать, оценив свою скорость относительно находящихся рядом парашютистов, или методом плевка.
Причины:
При перехлесте – неграмотная, бесконтрольная укладка или раннее открытие основного парашют в потоке за самолетом. При порыве купола – зависание за самолетом или механическое повреждение, от длительной эксплуатации, или попадание кислоты на ткань. Тоже самое, относится и к обрыву строп. Следствие – тщательный осмотр парашюта на первом этапе укладки.
Признаки:
Увеличение вертикальной скорости.
Действия парашютиста:
Оценить обстановку и принять решение на открытие ПЗ – открыть его. Если перехлест с вращением ПЗ откинуть в сторону вращения. После наполнения ПЗ произвести развал куполов.
«ПАРАШЮТИРОВАНИЕ»
Схождение парашютистов в воздухе:
Причины:
Отделение от самолета без команды выпускающего инструктора или не правильное распределение по весам парашютистов в одном заходе, восходящие потоки.
Признаки:
Очень близкое расстояние между парашютистами.
Действия парашютиста:
Громко крикнуть «расходимся», чтобы предупредить парашютиста находящегося рядом, и уходить в противоположную сторону, способом скольжения.
Если схождение предотвратить не удалось, то:
- когда парашютисты находятся примерно на одной высоте и одного из них несет в стропы другого, он должен развести пошире руки и ноги , прогнуться в пояснице и оттолкнуться от строп, купола, чтобы не дать телу запутаться в стропах, что может привести к складыванию купола парашютиста;
- когда парашютист находится сверху над куполом, то он должен быстро сбежать с купола, чтобы не загасить его или не провалиться вовнутрь;
- когда парашютист прошел между строп другого парашютиста и его купол гаснет, то другой парашютист должен удержать его за стропы, приземление обоих парашютистов будет происходить под одним куполом;
- когда сложились оба купола, необходимо открыть ПЗ, открывает его верхний парашютист.
Восходящие и нисходящие потоки:
При попадании в нисходящий поток:
Попытаться уйти скольжением, если не получается, открыть запасной парашют.
При попадании в восходящий поток:
Попытаться уйти скольжением, если не получается, нужно применить глубокое скольжение.
Раскачивание при снижении:
В этом случаи необходимо созданием скольжения в любую сторону, устранить раскачивание.
Приземление на лес.
Приземление на крышу.
При попадании на середину крыши надо быстро освободиться от подвесной системы и удержаться на здании.
В случае приземления на край крыши нужно, не допуская гашения купола, быстро прыгнуть вниз.
Приземление на ВВП.
- Быстро собрать парашют и покинуть место приземления по кратчайшему пути.
- В том случае, если происходит взлет или посадка самолета – повернуться к нему лицом и поднять вверх правую руку.
- Ни в коем случае не бегать перед ЛА – ждать пока летчик «обойдет».
Приводнение.
- Поправить глубоко под бедра главную круговую лямку подвесной системы.
- Отстегнуть и перевести на бок запасной парашют в сторону противоположную расположению вытяжного кольца.
- Отстегнуть карабины ножных обхватов, а затем грудной перемычки.
- При касании воды выпрямиться в подвесной системе, подняв руки вверх, и выскользнуть из нее.
- Для предотвращения запутывания в стропах, после приводнения парашютист должен выплывать в сторону, противоположную сносу.
Запасной парашют можно использовать как спасательное средство.
Протаскивание при приземлении:
Приземлившись надо быстро погасить купол, для этого необходимо взять две – три нижние стропы и энергично натягивать их перебирая руками, пока купол полностью не погаснет
Купол парашюта после приземления можно погасить способом забегания за купол.
Т№18. Назначение и конструкция наземной тренировочной аппаратуры для выработки навыков при выполнении УТПП.
(4 часа)
Перед прыжками с парашютом из военно-транспортных самолетов проводится тщательная и всесторонняя наземная отработка элементов прыжка.
Занятия по наземной отработке прыжка с парашютом проводятся в специально оборудованном парашютно-спортивном городке - территории с комплексом снарядов, позволяющих отработать все элементы прыжка, начиная с одевания парашюта и кончая приземлением.
На макетах самолетов отрабатывается посадка парашютистов в самолет, размещение, зацепление удлинителей и другие действия парашютистов по сигналам и командам, подаваемым в самолете для совершения прыжка с парашютом. Особое внимание уделяется отработке отделения от самолета, (см. тема № 12)
Парашютные трамплины предназначены для выработки навыков у парашютистов правильного приземления. Каждый трамплин имеет три площадки расположенные на высотах 1м, 1,5м, и 2м от земли. Прыжок с верхней площадки дает ощущение удара примерно равного удару при реальном приземлении с парашютом.
На стапелях для подвесных систем отрабатываются все действия парашютиста в воздухе-с раскрытия парашюта до изготовки к приземлению – осмотр купола парашюта, заправка главной лямки подвесной системы ориентировка в воздухе, развороты по ветру, раскрытие запасного парашюта, изготовка к приземлению. Кроме того, на стапелях отрабатывается управление куполом в воздухе и действия парашютиста при прыжках с оружием и на воду.
На всех занятиях, на всех снарядах парашютно-спортивного городка необходимо строго соблюдать меры безопасности. Занятия проводить только под контролем инструктора.
Действия парашютиста в воздухе:
· После отделения производится отсчет времени: 121, 122, 123…
· Выдергиваем кольцо на полностью вытянутые руки, под слово «кольцо».
· Продолжаем отсчет времени: 124, 125, 126…
· Почувствовав динамический удар, говорим «купол» и осматриваем его.
· Осмотрев купол (83 кв.м) и убедившись, что он правильно наполнился и работает исправно- аккуратно вытаскиваем стропичку разблокирования прибора ППК-У на ПЗ.
· Осматриваемся по сторонам и напоминаем о стропичке другим парашютистам прыгающем в одном заходе словом «стропичка».
· Вставляем кольцо в карман на подвесной системе (или оставляем на руке).
· Садимся удобнее в подвесной системе;
· Тренируемся в разворотах в подвесной системе (вправо-влево);
· Тренируемся в скольжении купола (во все четыре стороны);
· Ориентируемся в воздухе, определяем место вероятного приземления;
· На высоте 100-150 метров готовимся к приземлению.
Изготовка к приземлению, приземление:
· Ноги сведены вместе, полусогнуты в коленях и напряжены, ступни параллельно поверхности земли, носки ступней ног выглядывают из-под запасного парашюта;
· Земля набегает строго под ноги;
· Руки находятся на лямках подвесной системы;
· Взгляд направлен вперед под углом 25*-30*- или 30-40 м вперед;
· Угол выноса ног зависит от скорости ветра у земли;
· На высоте 100-150 метров парашютист должен приготовиться к приземлению: проверить положение ног, определить направление сноса, развернуться по сносу и удерживать такое положение до касания земли с последующим перекатом на бок либо падением (на левый бок).
Снижение с высоты 100-150 метров происходит, примерно 20-25 сек.
· Если приземление происходит строго по сносу, то парашютист удерживает руки на задних лямках и на высоте 5-6 метров подтягивается на них для смягчения силы удара при приземлении с последующим перекатом или падением на бок.
После приземления парашютист отстегивает запасной парашют, освобождается от подвесной системы и начинает сборку основного купола. Для этого парашютист заходит в вершину купола, вытягивает его и вытряхивает пыль (зимой - снег), сворачивает купол по ширине сумки. Затем разворачивает сумку и кладет в нее парашют в следующем порядке: положить ранец параллельно боковой поверхности сумки прибором вверх, по одну сторону ранца кладется купол и стропы, по другую подвесная система. Стропы заранее собраны скользящей петлей «косичкой».
Т19. Особенности психологической подготовки парашютиста к выполнению прыжков с задержкой в раскрытии парашюта.
(2часа)
В повседневной жизни человек практически не встречается с необходимостью падать, вращаться с большой скоростью в различных плоскостях, поэтому его вестибулярный аппарат в обычных условиях обеспечивает правильную ориентацию, за счет ощущения силы тяжести, действующей постоянно в одном направлении, силы инерции при горизонтальном перемещении и зрительного восприятия окружающих предметов, сигнализирующих о положении тела относительно земли. Постоянное восприятие этих факторов в различных позах человека (стоя, в движении, сидя, лежа), а также непрерывная информация о положении тела человека, идущая от различных анализаторов, создает динамический стереотип, который недостаточно приспособлен для ориентации в условиях падения и вращения. Ломка стереотипа и выработка нового сопровождаются бурными психическими реакциями («дух замирает», наступает оцепенение или дезорганизуется психическая деятельность).
В свободном падении у начинающего парашютиста ранее выработанный стереотип нарушается
За счет того, что временно пропадает ощущение веса (в падении парашютист испытывает состояние невесомости, особенно в начальный момент падения до установления скорости равновесия примерно 8 -10 сек.), а информация от зрительного восприятия из-за отсутствия опыта ориентировки в условиях стремительного падения, вращения тела и чрезмерной психической напряженности или затруднена или отсутствует совсем (на пример, когда парашютист, испытывает чувство боязни, страха, падает с закрытыми глазами).
Ориентация в свободном падении может осуществляться за счет других факторов: направление, скорости перемещенья воздушного потока и силы его давления на тело парашютиста. Однако психическая напряженность, вызванная падением и вращением тела, не позволяет начинающему парашютисту воспринимать эти факторы и ориентироваться по ним.
Потому первым этапом в обеспечении элементарных условий для ориентации является снятие психической напряженности, вызванной падением и вращением тела в пространстве. Отрабатывая фиксированные перевороты вперед и назад на допинге, делая подскоки, повороты на 180-360*, сальто вперед и назад на батуте выполняя вращение на центрифуге в различных плоскостях, парашютист тем самым снимает некоторую напряженность, сопровождающую процесс падения и вращения. В ходе выполнения спортивных специальных упражнений парашютист приобретает также навыки кратковременной ориентации относительно первоначального положения своего тела. Снимается и часть напряженности, которая вызвана отсутствием ориентировки.
Психологическая подготовка, как начинающих парашютистов, так и опыт