Тема №3 «Анализ развития туризма в нашей стране»
В экономике Российской Федерации – «одной из «точек роста», безусловно, является туризм. Мы понимаем, что наше богатейшее культурно-историческое наследие является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма, но и проблем здесь предостаточно … мы должны думать и о том, каким образом туристическую отрасль поставить на ноги в экономическом плане».
На сегодняшний день в туристической отрасли занято более миллиона человек. Суммарный доход от туризма, составил 833 миллиарда рублей. По данным Ростуризма за последние годы сфера туризма в России в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов с основным назначением для туристического бизнеса.
По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП России с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, туризм предоставляет около 1% рабочих мест от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%. Инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России достигли 12,1% от общих инвестиций при годовом приросте - 8,2%. Эти данные наглядно демонстрируют динамизм развития отрасли как одной из самых перспективных сфер коммерческой деятельности.
Наиболее перспективными видами туризма в России с учетом тенденций туристического спроса на мировом рынке, являются:
· культурно-познавательный туризм;
· активный (горнолыжный, экстремальный, этнический). На территории России, к примеру, функционируют около 150 горнолыжных комплексов;
· специализированный туризм (экологический, сельский, охота, рыбалка, этнический, научный и др.);
· круизный - морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов. Перспективными для развития речных круизов рассматриваются реки Лена, Енисей, Обь, Амур;
· деловой туризм (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, интенсив-поездки).
В районах Дальнего Востока и Забайкалья за последние годы туризм развивается весьма динамично: объем реализации туристских услуг с 2001 по 2006 годы увеличился в 3 раза, превысив 2,8 млрд. рублей. Численность занятых в туристской отрасли увеличилась на 1 тыс. человек и достигла 7,3 тыс. человек, количество туристских компаний возросло в 1,4 раза. По объему полученных доходов в регионе лидирует Республика Бурятия с объемом доходов 547,7 млн. рублей или 20% от суммы по региону. Хабаровский край, Приморский край и Камчатская область занимают 12-15%, Республика Саха (Якутия) – 5% (135 млн. руб.)
Туристская деятельность приносит в сумме более 330 млн. рублей доходов в бюджеты районов Дальнего Востока и Забайкалья. В 2006 году на территорию региона въехало более 190 тыс. туристов, из них 74% приходится на туристов из Китая и Японии.
Для современного этапа развития туристской деятельности Востока России также характерно преобладание выездного потока. В 2006 году число выехавших туристов составило 1 295 тысяч, в том числе 95% туристов выезжали в Китай. Эти данные указывают на то, что сложившийся баланс туристского обмена будет определять характер туристских связей и в предстоящем временном периоде.
В настоящее время большое внимание в России уделяется разработке механизмов нормативно-правового регулирования в сфере туризма. Основные усилия направлены на повышение гарантий и эффективности защиты прав и интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма. Упрощен механизм «входа» в рынок туристических услуг, но одновременно приняты меры ответственности туроператора перед клиентами за предоставляемые услуги - обязательное страхование рисков. В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма разрабатываются стандарты и классификаторы объектов туристской индустрии.
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъектам РФ предоставлено право формирования правовых основ саморегулирования на туристском рынке и в настоящее время во многих субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие отношения в сфере туризма.
Совершенствование туристской статистики на уровне регионов напрямую зависит от шагов и действий, предпринятых на федеральном уровне, в первую очередь, Федеральной службой государственной статистики и Федеральным агентством по туризму. Главными изданиями по туристской статистике в Российской Федерации являются статистические сборники «Туризм и туристские ресурсы в России» и «Туризм в цифрах». Тем не менее, статистический учет в Российской Федерации продолжает совершенствоваться.
Большую роль для эффективного развития туризма в регионах сыграло изменение законодательства о свободных экономических зонах в Российской Федерации, разрешающее ряд проблем развития туризма в регионах. В 2007 году создано 7 туристско-рекреационных особых экономических зон в Краснодарском крае, Ставропольском крае, Иркутской области, в Республике Бурятия, в Республике Алтай, Алтайском крае и Калининградской области, которые делают успешные шаги по формированию зон и развитию туристской деятельности.
Настоятельная необходимость законодательной и нормотворческой деятельности в области туризма на региональном уровне признается всеми субъектами Российской Федерации. Законы и другие нормативно-правовые акты в области туристской деятельности приняты в большинстве субъектов России. В России есть прецеденты развития законодательства для локальных туристических зон. В Санкт-Петербурге принят Закон «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге», в Карачаево-Черкесии - Законы «О развитии туристско-рекреационного комплекса «Домбай-Архыз»«, «О безопасности туристской деятельности и личной безопасности туристов в Кабардино-Балкарской Республике», в Липецкой области - Закон «Об особых экономических зонах регионального уровня»9. Законодательство о туризме субъектов Российской Федерации предусматривает определенные льготы и стимулирование инвестиций. Цели принятия законов на региональном уровне - развитие правовых норм, существующих на федеральном уровне.
В большинстве субъектов Российской Федерации приняты Стратегии, Концепции и Комплексные целевые программы развития туризма.
О масштабах бюджетного финансирования региональных программ развития туризма можно судить по следующим данным: в Красноярском крае выделено 3 903 млн. руб. В Нижегородской области на цели развития въездного и внутреннего туризма до 2011 года будут направлены не менее 2,9 млрд. рублей, в том числе на возмещение части процентной ставки по кредитам, направляемым на развитие субъектов туристской индустрии – 15 %, на создание музейно-туристских комплексов и развитие инженерной инфраструктуры – 75,5 %, на подготовку кадров и научное обеспечение развития туризма– 0,5%, маркетинг и PR турпродукта – 9 %. В районах Дальневосточного федерального округа приняты программы развития туризма до 2010, 2012 года в Приморском крае с бюджетом 40 млн. рублей, в Амурской области - 73,3 млн. рублей, на Камчатке – 11 млн. рублей, в Республике Саха (Якутия) – 32 млн. рублей.
Показательна системность действий, которые предпринимаются в Карелии, где туризм как самостоятельная отрасль имеет продолжительную историю. Правительство Республики Карелия сосредоточило усилия на решении ключевых задач, связанных с повышением эффективности государственного регулирования в сфере туризма. В 2007 году разработана первая среди регионов России Генеральная схема размещения объектов и инфраструктуры туризма в составе Схемы территориального планирования Республики Карелия. 58 туристских организаций из Карелии включены в Единый федеральный реестр туроператоров, действует 10 муниципальных целевых программ по туризму.
Карелия остается одним из наиболее активных членов Координационного совета по развитию индустрии туризма «Регионы России - Московское Соглашение». Важным событием в сфере международного сотрудничества явилось проведение в Петрозаводске Второго Международного туристского форума «Северное гостеприимство». В республике активно ведется некоммерческая рекламная деятельность: организуются туристские российские и международные выставки и ярмарки. При поддержке Правительства Карелии издается журнал «Карелия туристская», создана система туристского непрерывного образования, включающей 8 образовательных учреждений.
Во многих регионах России туризм рассматривается как структурообразующая отрасль в составе региональных хозяйственных комплексов. Например, Стратегия развития туризма Сахалинской области на период до 2020 года выделяет развитие туристско-рекреационного комплекса в числе приоритетного направления развития, наряду с ТЭКом, рыбопромышленным комплексом и транспортной инфраструктурой.
Анализ состояния туристской деятельности в регионах показывает идентичность проблем и стартовых условий практически на всей территории Российской Федерации, свойственных этапу становления отрасли. В перечне проблемных вопросов практически во всех регионах называются:
- отсутствие региональной нормативно-правовой базы в сфере туризма;
- низкий уровень региональной туристской инфраструктуры и недостаток экономических и финансовых возможностей для ее создания у предприятий малого и среднего бизнеса;
- сложная и дорогостоящая транспортная доступность;
- отсутствие системы позиционирования и продвижения туристских возможностей в регионе;
- малая эффективность межотраслевого взаимодействия и межотраслевой подход в сфере государственного управления туристским комплексом.
Опыт регионов России в организации и развитии туристской деятельности дает хорошее представление о наиболее реальных, эффективных путях и схеме действий по развитию туризма и туристской индустрии в Республике Саха (Якутия). Современное состояние и тенденции развития туризма в Российской Федерации достаточно хорошо ориентируют в стратегических направлениях предстоящего развития и формирования рынка туристских услуг на территории России. Эти направления развития туристской деятельности: во-первых, в значительной мере соответствуют наиболее вероятным и предпочтительным сферам развития туризма на территории республики; во-вторых, отражают основные интересы и предпочтения российского и зарубежного туриста, на которые он будет ориентироваться при выборе туристского продукта.