Тема №3 «Рынок услуг предприятий питания»
Одной из основных услуг в технологии туристского обслуживания является питание. Туристская индустрия питания включает в себя: рестораны, кафе, бары (гриль-бары, пивные бары, фитобары, коктейль-бары и др) столовые, фабрики-кухни, фабрики заготовочные буфеты, шашлычные, продовольственные магазины и киоски кулинарии и т.п.
Данные предприятия находятся как в собственности туристских фирм, так и на правах аренды. Большинство из них являются «встроенными» в туристско-гостиничный блок (гостиницу) и являются их частью, - реже данные предприятия работают в автономном (самостоятельном) режиме.
По форме обслуживания предприятия подразделяются на обслуживание с помощью официантов и самообслуживание.
По режиму питания туристов данные предприятия предоставляют услуги в виде полного пансиона, полупансиона, специального питания, питания для детей и др. В ряде гостиниц в номерах предусматриваются кухни мини-бары, а услуга питания может быть реализована как в номере (по вызову, заказу), так и на предприятии питания.
По ассортименту питания туристов данная услуга подразделяется на комплексное питание, питание по выбору питание по предварительному заказу, в том числе по обслуживанию торжественных актов, приемов, юбилеев, банкетов и др.
Кроме того, предприятия питания специализируются наднациональных блюдах (европейская, корейская, китайская, грузинская, еврейская и др. кухни).
Предприятия классифицируются также по числу посадочных мест, режиму работы (круглосуточный, с ограничением по времени).
В зависимости от степени технической оснащенности, качества и объема предоставляемых услуг, места расположения, цены, архитектурно-художественного оформления помещений, ассортимента, степени автоматизации и других показателей предприятия туристской индустрии питания подразделяются на категории.
Категория - отличительный признак предприятия питания, характеризующий уровень качества обслуживания. Категории обозначаются символом * (звезда). Высшая категория туристского предприятия - 5 звезд, низшая - одна звезда. Предприятия, не прошедшие сертификацию по установленным требованиям, сохраняют старую классификацию: высшая, первая и вторая категории.
В соответствии с ГОСТом 28681-90 присвоение категории осуществляется сертификационными органами Российской Федерации.
Все предъявляемые требования к предприятиям питания подразделяются, аналогично классификации гостиниц, на общие (совокупные) и дополнительные, дифференцируемые по каждой категории.
Общие требования к туристским предприятиям питания включают в себя следующий регламент.
1. Планировка территории, прилегающей к предприятию, должна обеспечивать удобный проход и подъезд посетителей на автотранспорте. Лестницы, ведущие к входу, должны быть снабжены специальными пандусами для передвижения детских и инвалидных колясок. Вход должен быть оборудован козырьком для защиты от атмосферных осадков.
2. Территория должна быть тщательно убрана. Основные маршруты следования посетителей к предприятию должны быть покрыты асфальтом, декоративными плитами (бетон, камень) или другими материалами, соответствующими оформлению территории туристского комплекса, препятствующими образованию луж, грязи, рытвин.
3. У входа в предприятие должны быть размещены урны для мусора, оформленные в соответствии с архитектурным решением туристского комплекса и его территории, а также телефоны-автоматы. Здесь рекомендуется размещать рекламу, декоративные композиции из зеленых насаждений, скульптуры и другие элементы садово-паркового оформления.
4. На территории, прилегающей к туристскому предприятию питания и доступной для посетителей, не допускается:
· проведение погрузочно-разгрузочных работ;
· складирование тары, строительных материалов, размещение контейнеров с мусором;
· сжигание мусора, отходов, порожней тары.
5. Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков посетителей на вход и на выход. Створки дверей должны открываться без чрезмерных усилий и автоматически закрываться за посетителем, не заставляя его ускорять движение.
6. Помещение для посетителей туристских предприятий питания должны удовлетворять общим санитарно-гигиеническим, противопожарным и техническим требованиям к общественным помещениям, обеспечивать безопасные и комфортные условия по таким параметрам как температура и влажность. Обязательным и безусловным требованием является отсутствие посторонних запахов, особенно из кухни и туалетов.
7. Интерьеры помещений для посетителей не должны быть перегружены элементами декоративного оформления, затрудняющими уборку помещения и ухудшающими санитарно-гигиенические условия. Все материалы, используемые в оформлении интерьера помещений для посетителей, должны пройти контроль на соответствие требованиям санитарно-гигиеническим и пожарной безопасности.
8. Все помещения должны быть оборудованы указателями (пиктограммами), помогающими ориентироваться посетителям.
9. В вестибюле на видном месте должна быть вывешена копия сертификата данного предприятия питания, свидетельствующая о присвоении ему определенной категории с соответствующим количеством звезд.
10. Оборудование помещений для посетителей должно предусматривать возможность посещения предприятия питания инвалидами и посетителями с детьми, если гостиница (туристский комплекс, база, кемпинг), при котором оно расположено, предусматривает возможность проживания инвалидов и туристов с детьми соответствующего возраста или данное туристское предприятие питания обслуживает посетителей, не проживающих в гостинице.
11. Помещения для посетителей не должны использоваться для перемещения внутри предприятия тары, сырья, продуктов, складирования хозяйственного инвентаря, строительных материалов, проведения погрузочно-разгрузочных работ и т.д.
12. Освещение помещений для посетителей должно соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации.
13. Рестораны, кафе и бары, использующие для сервировки столов скатерти и индивидуальные салфетки, должны иметь в достаточном количестве не менее двух разновидностей комплектов столового белья: белые скатерти и салфетки для обслуживания банкетов, юбилеев, приемов и других торжественных мероприятий и цветные скатерти и салфетки, соответствующие оформлению интерьера предприятия. Комплект цветного белья может быть заменен на белое белье для повседневного обслуживания, если это соответствует стилю предприятия. Не допускается использование столового белья с явными следами загрязнения и повреждения, остающимися после стирки и починки.
14. При сервировке столов должны использоваться столовая и сортовая посуда, а также столовые приборы единого образца. Обязательным условием является единый стиль сервировки столов. Разные комплекты столовой посуды, стекла и столовых приборов могут использоваться для сервировки столов только в случае, если особенности художественного решения оформления зала предусматривают наличие локальных зон зала, выделяющихся за счет особого цвета столового белья, мебели, предметов сервировки. Не допускается использование столовой посуды, стекла и столовых приборов со следами повреждений (сколы, трещины).
Сервировка стола должна осуществляться в соответствии с принятыми в мировой практике правилами обслуживания посетителей в ресторанах соответствующей категории.
15. При обслуживании организованных туристских групп по безналичному расчету рекомендуется на завтрак, обед и ужин предлагать скомплектованные рационы питания, составленные с учетом возрастного и национального состава туристской группы, энергетических затрат на маршруте. Повторяемость рациона питания для
данной группы допускается не ранее чем через 10 дней, а блюд, включаемых в рационы, не менее чем через 4 дня. Меню скомплектованных рационов питания должно быть согласовано с руководителем группы.
16. Продукты, используемые для приготовления блюд, должны иметь сертификат, подтверждающий, отсутствие вредных для здоровья веществ (нитритов, нитратов и пестицидов), а также радиационных и микробиологических загрязнений, превышающих установленные нормы. В случае отсутствия сертификата проводится лабораторный анализ поступающих продуктов.
17. Предварительная сервировка столов приборами, столовой посудой с хлебом, холодными закусками и специями может быть использована во всех типах и категориях предприятий только при обслуживании организованных групп по безналичному расчету.
18. На обложке меню и карты вин обязательно должно быть изображено название туристского предприятия питания и товарный знак с числом «звезд», соответствующим категории предприятия на основании выданного ему сертификата.
19. Меню предприятий, работающих по методу самообслуживания, должно быть напечатано на машинке и вывешено в вестибюле предприятия, у входа в обеденный зал и на линии раздачи около узла расчета.
20. Наряду с блюдами из рациона питания, туристам рекомендуется предлагать блюда и напитки из меню свободного выбора за наличный расчет.
21. В ресторанах и кафе рекомендуется обслуживание за барной стойкой, расположенной в отдельном помещении, в аванзале или в обеденном зале в специальной локальной зоне при условии, что посетители, проходящие к барной стойке, не будут создавать какие-либо неудобства для посетителей, сидящих за столиками.
22. Повара, официанты и метрдотели туристских предприятий питания принимаются на работу на конкурсной основе по результатам квалификационных испытаний и социологического тестирования.
23. Регулярно, но не реже чем раз в 5 лет, проводится переаттестация производственного, обслуживающего, административно-управленческого и технического персонала с целью подтверждения или повышения квалификационного разряда. Не реже, чем через 3 года должна проводиться профессиональная переподготовка работников туристских предприятий питания на курсах повышения квалификации по специальной программе.
24. Метрдотель, официанты и бармены должны знать не менее одного из европейских языков. В бригаду включаются официанты, владеющие различными языками.
25. Все работники туристского предприятия питания должны быть одеты в форменную, специальную или санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца, находящуюся в хорошем состоянии без видимых повреждений и загрязнений. Одежда должна иметь фирменные знаки с указанием категории предприятия и соответствующего числа «звезд».
Все работники туристских предприятий питания на форменной одежде должны носить личный значок с эмблемой предприятия и признаками его профессиональной принадлежности и места, занимаемого в служебной иерархии.
26. Форменная одежда метрдотеля должна отличаться от одежды официантов отделкой, более строгим стилем исполнения или включением в комплект фрака или смокинга.
27. Санитарная, специальная и форменная одежда должна регулярно подвергаться стирке, чистке, а в случае необходимости - ремонту.
28. Для пошива санитарной, специальной и форменной одежды следует использовать современные натуральные, искусственные и композиционные ткани, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованием, обладающие высокой износостойкостью, привлекательным внешним видом и легко поддающиеся чистке.
30. Работники обслуживающего персонала должны неукоснительно соблюдать правила личной гигиены. На рабочих местах они должны быть аккуратно подстриженными, выбритыми, иметь бодрый и подтянутый вид.
31. Работники обслуживающего персонала должны быть вежливы, внимательны и предупредительны (но не навязчивы) в отношениях с посетителями. Работник по возможности должен выполнить просьбу посетителя, если это не отвлекает его от выполнения прямых обязанностей. В случае возникновения конфликтной ситуации работник должен немедленно пригласить дежурного администратора, метрдотеля или директора предприятия.
Работники обслуживающего персонала не должны на своих рабочих местах заниматься посторонними делами (читать, вязать, курить, беседовать на посторонние темы). Работники кухни, технических служб и вспомогательного персонала не должны появляться в помещениях для посетителей в санитарной и специальной одежде, если это не связано с выполнением ими прямых обязанностей (проведения срочных ремонтных работ).
Дополнительные требования к каждой категории включают в себя дифференцированный набор по:
· экстерьеру и составу помещений туристского предприятия;
· интерьеру помещений и их оборудованию;
· оснащению мебелью, посудой и столовыми приборами;
· услугам и формам обслуживания;
· минимальному количеству наименований блюд и напитков;
· форменной одежде обслуживающего персонала;
· квалифицированному составу производственного и обслуживающего персонала и др.
Контроль качества услуг и обслуживания предприятия питания осуществляется с помощью различных методов:
· визуального контроля (путем осмотра объекта – его интерьеров, оборудования, инвентаря, посуды, столового белья, и пр.);
· аналитического (анализа документации - бракеражных журналов, санитарных книжек персонала и пр.);
· медицинского контроля (мед. осмотров персонала, санитарно-эпидемиологических анализов);
· инструментальных (измерения качества воды, воздуха и т.п., проверки технического состояния и режимов работы оборудования и т.д.);
· социологических (путем опроса туристов и обслуживающего персонала).
Внедряемая в России классификация туристских предприятий питания аналогична классификации большинства зарубежных стран, рекомендована ВТО и сформулирована в Белой книге «Хотрек» (Международный союз национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе).
В системе профсоюзного туризма в бывшем СССР было 411 предприятий питания на 104312 посадочных мест (по состоянию на 1986 год), из них в России 215 предприятий на 56552 места. При собственной базе размещения в 274,6 тысяч койко-мест обслуживание туристов проводилось, как правило, в две смены.
Схема обеспечения питания туристов зависит от вида тура, категории туристов, соотношения мест размещения к посадочным местам питания и многих других факторов.
Система обеспечения питанием указана в путевке, договоре, ваучере.
Как правило, завтрак туристам предоставляется по схеме «шведский стол» с самообслуживанием и выбором блюд по своему усмотрению из предоставленного ассортимента. В гостиницах более высоких категорий завтрак бывает заказным в кафе, буфете, ресторане или с подачей в номер. В номерах, оснащенных кухнями и мини-барами, завтрак готовится самостоятельно.
При схеме питания «полупансион» предоставляется туристу или совмещенный обед-ужин, или ужин в установленное время. При схеме «полный пансион» обеспечивается трех-четырехразовое питание.
Естественно, что схема питания спортивных, охотничьих, альпинистских и других самодеятельных туров с активными способами передвижения основана на самостоятельном приготовлении пищи из специальных полуфабрикатов и концентратов.
Особые требования к питанию предъявляются для так называемых гастрономических туров, где должна присутствовать определенная национальная кухня с известными изысканными (в ряде случаев экзотическими) блюдами и напитками.
В зависимости от категории предприятия питания, качество обслуживания, как комплексная услуга, реализуется основными, дополнительными и сопутствующими услугами. Наряду с качественно приготовленными и эстетически оформленными блюдами и напитками, важную роль играет общая композиционная сервировка стола, подбор посуды и столовых приборов, цветовая гамма скатертей, салфеток с фирменным знаком предприятия, наличие цветов, квалификация официантов, барменов, метрдотелей, безукоризненная чистота, красиво оформленное меню на нескольких языках, общий интерьер зала, уют, звукоизоляция от улицы, мягкое регулируемое освещение и др.
В перечень дополнительных и сопутствующих услуг входят: варьете, оркестр, музыкальное сопровождение без оркестра, телевизор (по желанию клиентов), танцевальная площадка, возможность вызова такси или автомобиля напрокат, покупки сувениров.
Питание туристов производится в полном соответствии с условиями, оговоренными в путевке, ваучере, договоре - в ресторанах, кафе, столовых, буфетах, барах и других приспособленных для этой цели предприятиях.
Площадь залов для организации питания должна соответствовать нормам вместимости - не менее 1,4 м2 на одно посадочное место.
Все предприятия питания состоят из следующих групп помещений:
· производственные;
· торговые;
· складские;
· административно-бытовые;
· технические.
Помещения, где происходит приготовление пищи, называются производственными. Здесь происходит последовательная обработка продуктов в несколько этапов:
· прием продуктов для переработки;
· первичная переработка;
· приготовление блюд и полуфабрикатов;
· оформление блюд;
· передача на реализацию.
В зависимости от объема выпуска, числа посадочных мест, сменности, вида обслуживания приготовление пищи производится по цеховой пооперационной технологии (фабрика-заготовочная, фабрика-кухня) - для столовых с числом посадочных мест до 500-1000 ед. или индивидуально - по комплексной технологии (в буфетах, барах, ресторанах).
От принятой технологии производства зависит как номенклатура производственных помещений, так и их планировка.
Расстановка оборудования определяется площадью помещения, габаритами оборудования и принятой технологической линией (цепочкой) приготовления пищи.
Практикуется два типа компоновки оборудования:
· оборудование по периметру помещения, а рабочие столы в центре; такая компоновка применяется для небольших предприятий питания;
· крупногабаритное оборудование в центре, а рабочие столы и средства малой механизации - вдоль стен.
Второй тип компоновки удобен с точки зрения естественного освещения от окон и устройства вентиляции, а также доступа к основному оборудованию, расположенному в центре.
Раковины и мойки целесообразно расположить вдоль стен, для удобства сантехнического монтажа и водоотведения.
Жарочное оборудование и установки, где используется или образуется пар, группируются вместе, что удобно с точки зрения устройства вентиляции, подачи воды и ее удаления.
Малогабаритное оборудование для выпечки, а также грили, фритюрницы, небольшие мармиты и др. располагаются в зависимости от технологии приготовления, включая изоляцию от проникновения запахов от других технологических устройств, возможности освещения внутренних объемов.
Для малой механизации и автоматизации технологического процесса рекомендуется использовать:
· транспортные тележки для сырья и тележки-контейнеры;
· стационарные и передвижные стеллажи;
· подъемные тележки (ТП-80, ТП-80к), предусматривающие не только подъем и опускание (50-80 кг) груза, но и перемещение вдоль цеха;
· передвижные котлы (КП-60);
· шкафы электрические с терморегулятором и задающей программой температурного режима (ШТПЭ-1);
· специализированные тележки для транспортировки столовых приборов, стаканов и блюд;
· барные стойки со встроенной мойкой, холодильником, кранами для розлива пива и других напитков;
· о хлеборезки, механизмы для очистки овощей (картофеля, лука, моркови, свеклы и др.);
· автоматизированные мойки посуды и столовых приборов;
· соковыжималки, электромясорубки, миксеры, кофемолки;
· электронные весы, шлифовальные станки для заточки ножей.
Отечественная промышленность и многие зарубежные фирмы предлагают блоки-модули оборудования в зависимости от размера помещения, назначения, технологии и других факторов, которые выполнены в одном стиле дизайна с максимальной автоматизацией и минимальными затратами энергии.
В ряде случаев целесообразно использовать универсальные многоцелевые машины (комбайны) со сменным оборудованием или сменными насадками.
Специфика приготовления пищи для туристов: быстрое и качественное приготовление и быстрое обслуживание.
В связи с этим в отечественной и зарубежной практике используются системы быстрого инфракрасного и микроволнового разогрева и быстрого конвенционного охлаждения, при котором скорость приготовления и обслуживания повышается в 5-6 раз.
Кроме того используются автоклавы, термосы, автодозаторы, что очень удобно при обеспечении питанием туристов в буфетах кемпинга, приютах, альпийских хижинах, на охоте и т.д.
В складских помещениях следует предусматривать диапазон оптимальных температур хранения сырья или полуфабрикатов в зависимости от установленных правил, а также соответствующую влажность.
В камерах хранения овощей следует установить температурный режим 5-10 С°, при влажности 95 % с воздухообменом два объема в час.
Для сухих продуктов - температура 10-15 С°, при влажности 65 % при двух воздухообменах в час.
Следует иметь три группы холодильных камер:
· охлаждаемые камеры (для хранения скоропортящихся продуктов, приготовленных блюд, напитков и полуфабрикатов;
· низкотемпературные камеры (-18 С0) для долговременного хранения замороженных продуктов;
· специальные камеры (прилавки, витрины) для охлаждения мороженого, напитков и т.д. (от +4 до +8 С°).
К торговым помещениям относятся: раздаточная,
обеденный зал, гардероб и умывальные.
К техническим помещениям относятся: щитовые, водоразборный и тепловой узел, телефонный коммутатор и др.
К административно-бытовым помещениям относятся: помещения для администрации, персонала, раздевалки, комнаты отдыха, медпункт, душевые и др.
Все торгово-технологическое оборудование должно отвечать общим, санитарно-гигиеническим, противопожарным, технологическим и эргономическим требованиям и нормам.
В международной практике существуют следующие четыре системы самообслуживания туристов:
· система кафетерия (когда турист проходит с подносом вдоль фронта нагреваемых и охлаждаемых прилавков, отбирая необходимые ему блюда;
· система свободного потока (отбор блюд с прилавков и витрин по принципу «шведский стол», без образования очереди);
· механизированная раздача блюд с медленно вращающихся «карусельных» многоярусных прилавков;
· автоматизированная раздача блюд и напитков с использованием быстродействующих торговых автоматов.
Расстановка мебели и оформление зала зависит от его размеров, назначения, категории, использования зала только для питания или питания + зрелищные (игровые) мероприятия. В последнем случае предусматривается расположение сцены (эстрадной площадки) как в центре зала, так и по его периметру. Расстановка мебели при этом может быть геометрической, боксовой, свободной или смешанной. Зал не должен быть перегружен мебелью и другими атрибутами комфорта. Создание интерьера зала целесообразно поручать художникам и дизайнерам.
Внутренняя отделка торговых помещений должна иметь приятный внешний вид, высокие изоляционные параметры, возможность ремонта и переоформления, прочность и хорошую сохраняемость, удобство для влажной уборки и др.