Тема №3 «Социально-экономические категории туризма»
Для того чтобы еще более четко выявить предмет данного курса следует сопоставить термины «туризм» и «путешествия». В большинстве учебников по туризму они употребляются вместе и практически неразличимы. И все-таки это не тождественные понятия, хотя и теснейшим образом связанные. Сходство их в том, что они описывают определенный образ жизнедеятельности, связанный с перемещением в иную местность, преодолением пространства. Для некоторых народов путешествие – это способ существования, установившийся веками, например для кочевых племен (белунджи, бедуины, цыгане и др.). В путешествиях перемещаются отдельные индивидуумы, группы лиц, целые экспедиции (в том числе военные), дипломаты, мигранты и переселенцы. Путешествие может быть даже видом профессиональной деятельности, например, для членов экипажей морских и воздушных судов, водителей большегрузных автомобилей, проводников поездов дальнего следования и др. Таким образом, путешествие можно понимать как образ жизни людей, состоящий в постоянном перемещении с конкретной целью, так и способ освоения окружающего мира, положивший начало туризму.
Туризм – это термин, появившийся гораздо позднее, чем термин путешествие. В научной литературе можно встретить различные определения туризма. С этимологической точки зрения слово «туризм» происходит от французского tourisme, где корень слова tour означает прогулка, поездка, заканчивающаяся возвращением к месту, от которого начинался путь, т.е. возвращением назад. В русском языке термин «туризм» не имеет корней. Даже Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1902 года издания) не содержит статьи «Туризм», а сам термин «туризм» употребляется лишь в статье об истории конструкции велосипеда и путешествий на нем.
Существующие определения туризма представляют его либо в виде путешествия, либо в виде движения населения, не связанного с переменой места жительства и работы. И хотя некоторые авторы проводят грань между туризмом и путешествиями (например, М.Б. Биржаков), большинство авторов этого не делают. Мы также считаем, что туризм и путешествия это две ипостаси одного того же социально-культурного феномена.
Исследуя феномен туризма, нельзя не задаться вопросом: зачем вообще люди путешествуют? Многие философы древности в своих сочинениях слово «Путь» писали с прописной буквы, понимая это как избрание человеком пути к истине, добру, совершенству. И идет по этому пути человек не один, а с друзьями, с надежными товарищами. Следовательно, туризм это не просто увлечение или мода, это жизненная потребность большинства нормальных людей. Что привлекает в туризме? Может быть, романтика путешествий? Но романтика – неопределенное понятие, субъективное чувство, психофизическое состояние. Некоторые авторы считают, что путешествия – это бегство от обыденного и возможность неформального общения. А вообще, можно смело утверждать, что это сфера отдыха и развлечений, где человек получает разрядку от напряженных трудовых будней. Каждый участник путешествий чувствует себя открывателем и землепроходцем. Путешествия обогащают человека духовно и физически.
Можно выделить семь наиболее важных граней туризма:
1) Оздоровительная. Способствует восстановлению жизненных сил;
2) Спортивная. Связана с достижением не каждому доступных результатов;
3) Эстетическая. Дает возможность наслаждаться прекрасными видами природы (фауны и флоры);
4) Познавательная. С ней связана возможность получения новой информации об окружающем мире;
5) Социально-коммуникативная. Является одной из важных составляющих туризма, так как путешествия связаны с массовым общением людей;
6) Эмоционально-психологическая. Эта грань туризма дает возможность получать положительные эмоции и отдыхать;
7) Творческая. Состоит в том, что путешествия развивают воображение и фантазию, заставляют мыслить нестандартно и самостоятельно.
В международной классификации все перемещения населения делятся на три категории.
1. Поездки, связанные с работой на новом месте, с профессиональной деятельностью, требующей переезда, объединением с семьей (эта категория в международном масштабе именуется постоянной или сезонной миграцией).
2. Поездки сроком от одних суток до трех месяцев, не связанные с работой.
3. Краткосрочные поездки (приграничные или транзитные) с пребыванием на одном месте менее суток.
Классификация поездок является исходной для определения понятия туристского путешествия. Поездки первой категории к числу туристских отнести нельзя, тогда как поездки второй категории носят туристский характер. Относительно поездок третьей категории нет единого мнения, поскольку в последнее время приграничные поездки связаны не только с работой, но и другими видами деятельности, а транзитные поездки позволяют в то же время ознакомиться с достопримечательностями районов остановок.
Мнение о том, что туристская миграция отличается от других видов перемещения населения постоянным движением, временным пребыванием в определенных местах, отсутствием связи с трудовой деятельностью и заработком, было общепринятым в период между двумя мировыми войнами. В 1937 г. это определение туризма было одобрено Комитетом экспертов Лиги Наций. В нем говорилось, что понятие турист применяется к любому человеку, выезжающему не менее чем на 24 часа в страну, которая не является страной его постоянного места жительства, к лицу, совершающему поездки с познавательной целью, поездки для посещения родственников, для лечения, к лицам, направляющимся на конференции или являющимся дипломатами, административными работниками, спортсменами – участниками соревнований, а также к лицу, путешествующему с торговыми целями или сошедшему на берег во время рейса судна, даже если пребывание этого лица длится менее 24 часов.
Руководствуясь этим определением, туристами не считаются:
– лица, прибывшие специально с целью заработка;
– с намерением постоянно поселиться в данной стране;
– лица, находящиеся и работающие в приграничной зоне;
– транзитные пассажиры, не останавливающиеся в данном городе и районе;
– учащиеся, находящиеся в школах и пансионатах.
Данное определение без изменений было принято в 1950 г. Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО).
В зависимости от места, способа передвижения, цели, времени и других признаков выделяются следующие виды туризма:
1. По месту проведения – внутренний (отечественный) и внешний (международный) туризм.
2. По способу передвижения – активный (пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, конный) и пассивный (железнодорожный, воздушный, автотуризм).
3. По целевому назначению – познавательный (ознакомление с историческими, природными и другими достопримечательностями); спортивный (связан с достижением результата и проведением соревнований), лечебный (путешествие с оздоровительными целями); научный (участие в конференциях, конгрессах, симпозиумах и т.д.).
4. В зависимости от возраста – взрослый и детский туризм.
5. По числу участников – индивидуальный и групповой туризм.
6. По способу проведения – самодеятельный и организованный туризм.
7. По характеру проведения – любительский и профессиональный туризм. Разновидностью профессионального туризма является так называемый экстремальный туризм, который сопряжен с большим риском для жизни и путешествия проходят в очень сложных условиях. Примером экстремального туризма могут служить путешествия Тура Хейердала, Федора Конюхова, Дмитрия Шпаро, альпинистов, совершающих восхождения на самые высокие и неприступные вершины мира.
Цели туризма:
– гуманитарные (доступ к историческим и культурным ценностям народов);
– политические (туризм является важным и действенным средством сохранения мира);
– экономические (пополнение государственного бюджета за счет индустрии туризма.
В качестве факторов, обусловивших развитие туризма после Второй мировой войны, можно назвать следующие:
1) рост общественного богатства и доходов населения;
2) сокращение рабочего времени и рост свободного времени;
3) успехи в развитии автомобильного транспорта и авиастроения, средств коммуникации и информационных технологий;
4) урбанизация;
5) трансформация общественного сознания.
Рост общественного богатства в послевоенные годы оказал существенное влияние на структуру потребительских расходов. Во многих странах Западной Европы рост валового и ежегодного дохода на душу населения сопровождался снижением доли расходов на питание и предметы роскоши. Вместе с тем росла доля туризма в структуре потребительских расходов граждан этих стран.
Рабочее время в промышленности ряда стран Запада сократилось с 2350 часов в год в 1950 г. до 1716 часов в 2010 г. Среднестатистический отпуск вырос с 12 дней в 1950 г. до 31 дня в 2010 г. Сокращение рабочего времени сопровождалось повышением интенсивности труда.
Развитие транспорта и средств коммуникаций явились важнейшими стимулами развития туризма и вызвали рост мобильности общества. Предпосылками для этого явились успехи транспортного строительства, развитие воздушного сообщения и удешевления авиабилетов, автомобильный бум и доступность цен на автомобили для среднего потребителя.
Урбанизация как фактор развития туризма состоит в том, что не находя удовлетворения в работе, современный человек имеет все меньше возможностей для полноценного отдыха. Большая часть населения в развитых странах проживает в городах. Многие исследователи и социологи отмечают, что городской стиль жизни отличают стрессовые ситуации, ускоренный ритм жизни, отсутствие контактов с людьми. Поэтому именно туризм является для многих людей возможностью отвлечься от напряженной жизни в городе и временно вернуться к природе в поисках душевного равновесия и контактов с людьми.
Трансформация общественного сознания состоит в смене приоритетов в системе духовных ценностей общества. В 1950–1990 гг. в западноевропейских странах произошли существенные сдвиги в структуре духовных ценностей общества. Трансформация в общественном сознании подразумевает изменение в системе духовных ценностей потребителя, а также изменение в теоретической концепции свободного времени.
Различают три фазы развития концепции свободного времени:
Сначала в 50-е гг., доминировала ориентация на свободное время как средство восстановления физических сил.
Затем, в 60 – 70-е гг., свободное время используется на потребление материальных благ, которые обеспечивает растущее благосостояние общества, т.е. свободное время тратилось на приобретение недвижимости, товаров длительного пользования, предметов роскоши и т.п.
И, наконец, с 90-х гг. явной становится тенденция к использованию свободного времени с целью получения удовольствия. Потребление материальных благ становится не самоцелью, а средством наслаждения жизнью.
В этом контексте развития психологии свободного времени изменились роль и место туризма в структуре потребностей общества. Из привилегии избранных туризм окончательно становится насущной жизненной потребностью большинства. Меняется характер туристских потребностей. От примитивных – к более возвышенным, от средства восстановления рабочей силы – к способу реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллектуальных запросов.
В условиях растущего единства и взаимозависимости мира, расширения международных контактов в сфере экономики усиливается инвестиционный аспект туризма. Деловой туризм является неотъемлемой частью современного производственного процесса. Наряду с рекреационным и деловым эффектом растет значение коммуникативного аспекта туризма и установление гуманитарных контактов, посещение друзей и знакомых.
Таким образом, массовый спрос на туристские услуги породил массовое производство. Туристский продукт стал стандартизированным, а производство услуг и товаров поставлено на конвейер. Возникли разнообразные предписания и общественные институты, производящие компоненты и виды турпродукта и составляющие в совокупности индустрию туризма.
РАЗДЕЛ №2 «ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»