Лабораторная работа № 4 Исследование дефектов цилиндрических зубчатых колес и шлицевых валов
Цель работы: закрепление и развитие знаний, способов, средств и техники дефектации цилиндрических зубчатых колес, приобретение практических навыков определения дефектов и их сочетаний, использование средств контроля и руководства по капитальному ремонту автомобилей, уяснение характера дефектовочных работ.
Оборудование: цилиндрические зубчатые колеса; лупа 4-х кратного увеличения; штангенциркуль ШЦ-2 (ГОСТ 166-73) с пределами измерений 0–160 мм; штангензубомер ШЗ-18 (ГОСТ 4446-81); тангенциальный зубомер (ГОСТ 4446-81); тиски слесарные.
Основные положения
Зубья колес работают в условиях трения скольжения и качения, воспринимают и передают большие статические и динамические нагрузки. Рабочая поверхность зубьев испытывает многократные повторные нагрузки, у корня зуба возникает концентрация напряжений. Шлицы валов испытывают напряжения смятия и подвержены воздействию трения скольжения.
Износы зубьев по толщине достигают 0,4 мм, а боковых поверхностей шлицев до 0,1 мм. На рабочих поверхностях появляются усталостное выкрашивание, задиры.
Зубья колес с предельными износами и механическими повреждениями выбраковываются, изношенные шлицы валов наплавляются. Наибольшие износы зуба имеют место по длине постоянной хорды (рисунок 5.1), которая равна отрезку прямой, соединяющей точки а правой и левой эвольвентных боковых поверхностей зуба. Положение этих точек определяется нормалями, проведенными к боковым поверхностям зуба из точки пересечения делительной окружности зубчатого колеса с осью зуба. Для измерения толщины зуба необходимо знать расстояние между касательной в-в к вершине зуба и постоянной хордой. Расстояние зависит от модуля зубчатого колеса. Расстояния для коррегировочных и для некоррегировочных колес приведены в таблице 5.1.
Для измерения износа зуба по длине постоянной хорды используют различные инструменты: штангензубомеры, тангенциальные зубомеры, штангенциркули, шаблоны. В ремонтном производстве наиболее широко используется штангензубомер (рисунок 5.1). Измерения проводят следующим образом. На шкале 1 устанавливают расстояние или по нониусу 2, подвижный упор 4 упирают в выступ зуба, измерительные губки 3 и 5 подводят к боковым поверхностям и по шкале 7 и нониусу 6 отсчитывают длину постоянной хорды, которая соответствует толщине зуба . Точность отсчета 0,02 мм.
Рисунок 5.1 - Устройство штангензубомера
Таблица 5.1 – Значения и для зубчатых колес с разными модулями
m | 2,00 | 2,25 | 2,50 | 3,00 | 3,50 | 4,00 | 4,50 | 5,00 | 5,50 |
1,50 | 1,68 | 1,87 | 2,24 | 2,62 | 2,99 | 3,36 | 3,74 | 4,11 | |
1,48 | 1,66 | 1,85 | 2,21 | 2,58 | 2,95 | 3,30 | 3,68 | 4,04 |
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с организацией рабочего места и проверить его комплектность.
2. Усвоить особенности конструкции цилиндрических зубчатых колес и шлицевых валов, усвоить условия их работы и характер возможных повреждений, технические требования на дефектацию детали.
3. Ознакомиться с правилами пользования инструментами и правилами техники безопасности.
4. Определить состояние детали.
4.1. Произвести наружный осмотр детали. Определить наличие таких дефектов как ступенчатая выработка, трещины, обломы, забоины, заусенцы, выкрашивание на рабочей поверхности зубьев или цилиндров в виде мелких раковин, состояние резьбы и посадочных мест. Осмотр провести в соответствии с дефектовочной ведомостью (таблица 5.2). Результаты осмотра записать в отчет (таблица 5.3).
4.2. Измерить штангенциркулем длину зуба шестерни и записать результат в таблицу 5.4 отчета.
4.3. Измерить толщину зуба штангензубомером (рисунок 5.1) для чего произвести настройку штангензубомера, установив подвижный упор 4 вертикальной линейки по шкале 1 и нонусу 2 на размер высоты головки зуба от хорды делительной окружности. Величина определяется по рабочему чертежу детали, по номинальным значениям в дефектовочной ведомости или по формуле:
, (5.1)
где m – модуль, мм;
Н – коэффициент, зависящий от числа зубьев (таблица 5.5).
После установки и закрепления упора на размер еще раз проверить точность установки по шкале и нониусу.
4.4. Установить упор 4 на выступ зуба, измерительные губки 3 и 5 подводятся к боковым поверхностям зуба и по шкале 7 и нониусу 6 определяется величина .
При соприкосновении измерительных губок с поверхностью зуба не должен появляться зазор между упором и вершиной зуба, а штангензубомер находится в плоскости перпендикулярной продольной оси зуба.
Измерения провести на трех зубьях, расположенных по окружности шестерни через 1200. Каждый зуб измеряют в двух поясах, расположенных от торцев зуба на расстоянии 1/4 его длины.
Измеренные значения записать в таблицу 5.4.
4.5. Рассчитать величину износа зубьев:
, (5.2)
где – толщина зуба по хорде делительной окружности для нового зуба, мм.
Таблица 5.2 - Карта технических требований на дефектацию
См. рис. 4.2 | Деталь | Вал промежуточный коробки передач | |||
№ детали | |||||
Материал | |||||
Твердость | |||||
№ дефекта по эскизу | Возможные дефекты | Способ установления дефекта и контрольный инструмент | Размер, мм | Заключение | |
по рабочему чертежу | допустимый без ремонта | ||||
Обломы и трещины | Визуальная лупа 10-и кратная ЛИ-3-10 ГОСТ 8309-75 | – | – | Браковать | |
Выкрашивание рабочих поверхностей зубьев | Визуально | – | – | Браковать | |
Износ зубьев по толщине | Штангензубомер | ||||
– венца первой передачи; | =7,8; = =10,35 | 10,21 | При размере менее 10,21 браковать. | ||
– венца заднего хода; | =6,72; = =8,43 | 8,29 | При размере менее 8,29 браковать. | ||
– венца второй передачи. | =7,54; = =9,57 | 9,43 | При размере менее 9,43 браковать. | ||
Износ шлиц муфты по диаметру | Штангенциркуль | 65,911-0.077 | 65,529 | При размере менее 65,526 наплавить до номинального размера | |
Износ шлиц муфты по толщине | Штангенциркуль |
Значение берется из рабочего чертежа детали, по номинальным значениям в дефектовочной ведомости или рассчитывается по формуле:
, (5.3)
где z – число зубьев.
Результаты расчетов записать в таблицу 5.4 отчета.
I – венец первой передачи; II – венец второй передачи;
З.Х. – венец заднего хода
Рисунок 5.2 – Эскиз промежуточного вала коробки передач
Таблица 5.3 – Карта осмотра промежуточного вала коробки передач
Конструктивные элементы детали | Требования рабочего чертежа | Действительное состояние элемента детали | Способ установления дефекта | Заключение |
1. Обломы и трещины | Не допускаются | |||
2. Выкрашивание рабочих поверхностей: – зубьев; – шлицев. | Не допускаются | |||
3. Наличие мелких раковин | Не допускаются | |||
4. Другие дефекты |
Таблица 5.4 – Результаты замеров параметров зубчатых колес
Измеряемые или рассчитываемые величины | Шестерня | ||
второй передачи | заднего хода | первой передачи | |
1. Длина шестерни, мм | |||
2. Толщина по хорде делительной окружности, мм | |||
Окончание таблицы 5.34 | |||
первого зуба | |||
плоскость I-I | |||
плоскость II-II | |||
второго зуба | |||
плоскость I-I | |||
плоскость II-II | |||
третьего зуба | |||
плоскость I-I | |||
плоскость II-II | |||
3. Износ Uх по толщине, мм | |||
первого зуба | |||
второго зуба | |||
третьего зуба | |||
4. Наименьшая толщина зуба по хорде делительной окружности, мм | |||
5. Максимальный износ зуба по толщине, мм |
Таблица 5.5 - Значения коэффициента Н в зависимости от числа зубьев шестерни
z | Н | z | Н | z | Н | z | Н |
1,0615 | 1,0324 | 1,0221 | 1,0167 | ||||
1,0559 | 1,0308 | 1,0212 | 1,0168 | ||||
1,0514 | 1,0293 | 1,0206 | 1,0158 | ||||
1,0474 | 1,0280 | 1,0199 | 1,0154 | ||||
1,0440 | 1,0268 | 1,0192 | 1,0150 | ||||
1,0410 | 1,0256 | 1,0187 | 1,0146 | ||||
1,0385 | 1,0245 | 1,0182 | 1,0144 | ||||
1,0362 | 1,0237 | 1,0176 | 1,0141 | ||||
1,0342 | 1,0228 | 1,0171 | 1,0137 |
4.6. Измерить наружный и внутренний диаметры шлицев. Наружный диаметр измеряют по вершинам шлицев, внутренний по пазам. Измерения производят по двум парам шлицев, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях и в двух поясах рабочей зоны шлицевого соединения. Результаты замеров записать в таблицу 5.6.
4.7. Измерить штангензубомером ширину трех шлицев, расположенных под углом 120о в двух поясах, расположенных от окончания шлицев на расстоянии 1/4 их общей длины. Результаты замеров записать в таблицу 5.6.
4.8. Рассчитать наибольший износ шлицев по диаметру и по ширине. Результаты расчетов записать в таблицу 5.6.
5. Привести в порядок рабочее место и сдать его лаборанту.
6. Оформить отчет о работе.
Таблица 5.6 - Результаты замеров параметров шлиц
Конструктивный элемент | Плоскость | Поле | ||
I-I | II-II | A-A | B-B | |
1. Наружный диаметр, мм | ||||
2. Внутренний диаметр, мм | ||||
3. Ширина шлица, мм | ||||
первого | ||||
второго | ||||
третьего | ||||
4. Наименьшие диаметры, мм | ||||
наружный | ||||
внутренний | ||||
5. Наибольший износ по диаметрам шлиц, мм | ||||
наружному | ||||
внутреннему | ||||
6. Наименьшая ширина шлица, мм | ||||
7. Наибольший износ шлица по ширине, мм |
Содержание отчета
Отчет должен содержать:
1. Анализ условий работы и характерные дефекты деталей.
2. Таблицы с результатами измерений и расчетов.
3. Схемы замеров.
4. Выводы, включающие:
· результаты внешнего осмотра;
· результаты анализа измеренного износа зубьев и шлицев;
· возможность дальнейшей эксплуатации детали.
5.4 Контрольные вопросы
1. Перечислите конструкторские элементы цилиндрических зубчатых колес и шлицевых валов.
2. Назовите основные диаметрические параметры зубчатого колеса и шлицевого вала, указать их на чертеже.
3. Перечислите характерные дефекты шестерен и шлицевых валов.
4. Перечислите основные параметры цилиндрических зубчатых колес и шлицевых валов, контролируемых при дефектовке.
5. Укажите дефекты, при наличии которых шестерня выбраковывается.
Образец титульного листа по лабораторной работе
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ высшего профессионального образования
"Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого"
Политехнический институт
Кафедра Автомобильный транспорт
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕФЕКТОВ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И ШЛИЦЕВЫХ ВАЛОВ
Лабораторная работа по учебной дисциплине
«Основы технологии производства и ремонта автомобилей»
по специальности 190601.65 – автомобили и автомобильное хозяйство.
Отчет
Преподаватель ______________________ С.Г. Крылов “______” ______________ 20__ | |
Студент группы _______ ______________________ А. К. Петров “______” ______________ 20__ |
Цель работы:____________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Оборудование: __________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Анализ условий работы детали: ____________________________________
____________________________________________________________________
Дефекты зубчатых колес, выявленные внешним осмотром (таблица 5.3): ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Результаты замеров параметров зубчатых колес (таблица 5.4): __________
____________________________________________________________________
Результаты замеров параметров шлиц (таблица 5.6): __________________
____________________________________________________________________
Выводы:________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Список литературы
1. Карагодин В. И., Митрохин Н. Н. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Высш. школа, 2001. – 496 с.
2. Ремонт автомобилей: Учебник для автотрансп. техникумов/ Румянцев С. И., Боднев А. Г., Бойко Н. Г. И др.; Под ред. С. И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1988. – 327 с.
3. Иващенко Н. И. Технология ремонта автомобилей. – Киев: Виша школа, 1977. – 360 с.
4. Восстановление автомобильных деталей: Технология и оборудование: Учеб. для вузов/В. Е. Канарчук, А. Д. Чигринец, О. Л. Голяк, П. М. Шоцкий. – М.: Транспорт, 1995. –
5. Автомобили КамАЗ: Техническое обслуживание и ремонт /В. Н. Барун, Р. А. Азаматов, В. А. Трынов и др. – М.: Транспорт, 1984. – 251 с.
6. Автомобиль “Волга” ГАЗ-31029. Руководство по ремонту. – ПО “ГАЗ”, 1993. – 212 с.
7. Горбацевич А. Ф., Шкред В. А. Курсовое проектирование по технологии машиностроения: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1983. – 256 с.
8. Ремонт автомобилей: Учебник для вузов /Л. В. Дехтеринский, К. Х. Акмаев, В. П. Аисин и др.; Под ред. Л. В. Дехтеринского. – М.: Транспорт, 1992. – 295 с.
9. Справочник технолога-машиностроителя. Т. 1 /Под ред. А. Г. Косиловой, Р. К. Мещерекова. – М.: Машиностроение, 1985. – 656 с.
10. Технологические карты текущего ремонта агрегатов автомобилей КамАЗ. – Минавтотранс РСФСР, Центравтотех, 1990.
11. Титунин Б. А. Ремонт автомобилей КамАЗ. – М.: Агропромиздат, 1991. – 320 с.
12. Шадричев В. А. Основы технологии автостроения и ремонт автомобилей. Учебник для вузов. – Л.: Машиностроение, 1976. – 560 с.
13. Азаматов Р. А., Дажин В. Г., Кулаков А. Т., Модин А. И., Воостановление деталей автомобилей./Под ред. В. Г. Важина. – Набережные Челны: КамАЗ, 1994. – 215 с.
Учебно-методическое издание