Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя

Цель работы: закрепление и развитие знаний, способов, средств и техники дефектации коленчатого вала, приобретение практических навыков определения дефектов и их сочетаний, использование средств контроля и руководства по капитальному ремонту автомобилей, уяснение характера дефектовочных работ.

Содержание работы: подготовка исходных данных для дефектации деталей; определение технического состояния деталей; сортировка деталей по результатам контроля; назначение способа ремонта и содержания операций по подефектной технологии; оформление отчета о результатах работы.

Оборудование: коленчатый вал двигателя ЗМЗ-402; прибор ПБМ-500; микрометр типа МК (ГОСТ 11098-64) с пределами измерения 50–100 мм; стойка микрометра (ТУ 2-084-823-68); штатив Ш-П-Н (ГОСТ 10197-70); микрометрический глубиномер; штангенрейсмус ПР-250-005 (ГОСТ 164-80); индикатор часового типа ИЧ (ГОСТ 577-68) – пределы измерений 0–5 мм; твердомер ТК-14-250; дефектовочные карты и таблицы ремонтных размеров.

Конструктивно-технологическая характеристика детали.Коленчатый вал двигателя ЗМЗ-402 отлит из высокопрочного чугуна. Основные конструктивные элементы коленчатого вала – коренные и шатунные шейки, носок вала (посадочные поверхности под шкив и шестерню механизма газораспределения и шкив вентилятора), шпоночная канавка, резьба под храповик, фланец вала (отверстия под болты крепления маховика и под подшипник ведущего вала коробки передач).

Требования к точности размеров: в пределах квалитетов 4-5 (для шеек валов) и квалитетов 6-7 для остальных конструктивных элементов, отклонения форм и расположения не должны выходить за пределы поля допуска 5-ого квалитета. Отклонения радиуса кривошипа не должны превышать значения Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru 0,05 мм. Шероховатость поверхности шеек не грубее Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru . Шейки коленчатых валов подвергаются закалке током высокой частоты НRС 52–62. Коленчатые валы должны быть динамически отбалансированы.

Установочной базой служат фаски в отверстиях под храповик и под подшипник ведущего вала коробки передач.

Основные положения

В процессе эксплуатации на коленчатый вал действуют силы трения, вибрация, знакопеременные нагрузки, действие агрессивной среды и другие факторы. Это вызывает появление износов ( Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru до 0,1 мм, Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru до 0,08 мм), нарушение качества поверхности шеек коленчатого вала (задиры, риски, коррозия), механические повреждения (трещины, дефекты резьб), отклонения расположения ( Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru до 0,150 мм). Скрытые дефекты определяются при помощи люминесцентных (ЛДА-3, ЛД-2), магнитных (МДВ, 77МД-1, МЭД-2) и ультразвуковых (УЗД-7Н) дефектоскопов.

Возникающие дефекты устраняются обработкой под ремонтный размер (РР), слесарно-механической обработкой, наплавкой под слоем легирующего флюса. Биение устраняется пластическим деформированием (правкой).

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с организацией рабочего места и проверить его комплектность.

2. Усвоить особенности конструкции коленчатого вала, условия работы и характер возможных повреждений, технические требования на дефектацию детали.

3. Ознакомиться с правилами пользования инструментами и пра­вилами техники безопасности.

4. Определить состояние коленчатого вала.

4.1. Произвести наружный осмотр его поверхностей. Установить наличие обломов или трещин любого характера и расположения, наличие рисок и задиров на коренных и шатунных шейках, наличие других видимых дефектов. Осмотр провести в соответствии с дефектовочной ведомостью (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Карта технических требований на дефектацию

Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru   Деталь Вал коленчатый  
№ детали    
Материал Чугун высокопрочный  
Твердость    
№ де­фекта по эс­кизу Возможные дефекты Способ установления дефекта и контрольный инструмент Размер, мм Заключение  
по рабочему чертежу допусти­мый без ремонта  
 
Обломы или трещи­ны любого характера и расположения Визуально, лупа 10-и крат­ная, ЛИ-3-10 ГОСТ 8309-75, дефектоскоп Браковать  
Окончание таблицы 3.1
 
Риски, задиры или износ передней коренной шейки по длине Визуально, лупа 10-и кратная, ЛИ-3-10 ГОСТ 8309-75, штангенцир­куль ШЦ-11-250-0,05 ГОСТ 166-80 38-0.05 При размере более 38,00 мм – поста­вить упорную шайбу ремонтного размера, а при длине более 38,34 мм – браковать  
Износ шатунных шеек по диаметру Микрометр МРИ-75 ГОСТ 4381-80 58-0,013 57,95 При размере ме­нее 57.95 мм – шли­фовать под ре­монт­ный размер  
  I ремонтный размер   57,75-0,013    
  II рем. размер   57,50-0,013      
  III рем. размер   57,25-0,013      
  IV рем. размер   57,00-0,013      
  V рем. размер   56,75-0,013      
  VI рем. размер   56,50-0,013      
Износ коренных шеек Микрометр МРИ-75 ГОСТ 4381-80 64-0,013 63,95 При размере ме­нее 63,95 мм – шли­фовать под ре­монтный размер
  I ремонтный размер   63,75-0,013  
  II рем. размер   63,50-0,013    
  III рем. размер   63,25-0,013    
  IV рем. размер   63,00-0,013    
  V рем. размер   62,75-0,013    
  VI рем. размер   62,50-0,013    
Износ отвер­стий во фланце под болты крепления маховика Нутромер НИ 10-18-1 ГОСТ 868-82 12+0,027 12,03 При размере бо­лее 12,03 мм раз­вертывают до ре­монтного размера 12,25+0,027 мм.
Износ отверстия под подшипник первичного вала коробки передач Нутромер НИ 18-50-1 ГОСТ 868-82 40 Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru 40,00 При размере более 40,00 мм поставить втулку
Износ шейки под ступицу шкива Микрометр МР-50 ГОСТ 4381-80 38 Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru 37,98 При размере менее 37,98 шейку хромировать или осталивать
Износ шеек под шестерню колен­чатого вала или упорную шайбу Микрометр МР-50 ГОСТ 4381-80 40 Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru 39,99 При размере менее 39,99 хромировать или осталивать
Погнутость коленчатого вала Призмы поверочные 3-2-1 ГОСТ 5641-66, индикатор часового типа ИЧ-02 Радиальное биение средних коренных шеек относительно крайних При биении более 0,10 мм вал править
    ГОСТ 577-68, стой­ка и штатив 0,06 0,10 с учетом износа  
               

Результаты осмотра записать в отчет (таблицу 3.2)

4.2. Замерить микрометром диаметр I-й коренной шейки. Согласно рисунку 3.1 измерения проводить в двух поясах I-I и II-II и в двух взаимно перпендикулярных плоскостях А-А и Б-Б. Сечение А-А брать для коренной шейки в плоскости кривошипа первой шатунной шейки. Результаты измерений записать в таблицу 3.3 отчета.

4.3. Рассчитать величину износа первой коренной шейки:

Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru , (3.1)

где dн – диаметр коренной шейки по рабочему чертежу, мм;

dкmin– мини­мальный диаметр этой шейки, полученный в результате измерений, мм.

Записать результат в таблицу 3.4 отчета.

Таблица 3.2 – Карта осмотра коленчатого вала

Конструктив­ные элементы детали Требования ра­бочего чертежа Действи­тель­ное со­стоя­ние эле­мен­та детали Способ установ­ления дефекта Заклю­чение
1. Обломы или тре­щины любого харак­тера и расположения Трещины не допускаются      
2. Риски, задиры, при­жоги любого харак­тера и расположения Не допус­каются      
3. Другие дефекты        

4.4. Рассчитать овальность коренной шейки:

Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru. (3.2)

Расчет произвести для двух поясов и наибольшие значения овальности записать в таблицу 3.4 отчета.

Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru

Рисунок 3.1 - Схема измерений шеек коленчатого вала

4.5. Рассчитать конусность коренной шейки:

Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru , (3.3)

Расчет произвести для двух плоскостей и наибольшее значение конусности записать в таблицу 3.4 отчета.

4.6. Замерить микрометром диаметр I-й коренной шейки, согласно рисунку 3.1. Плоскость А-А берется параллельной плоскости кривошипа, плоскость Б-Б – перпендикулярно к ней.

4.7. Рассчитать величину износа Uш I-й шатунной шейки ана­логично п. 4.3 .

4.8. Рассчитать величину овальности шатунной шейки Dшов ана­логично п. 4.4.

4.9. Рассчитать величину конусности шатунной шейки Dшкон аналогично п. 4.5. Величины Uш, Dшов, Dшкон записать в таблицу 3.2. отчета.

4.10. Замерить длину I-й коренной шейки lк при помощи микро­метрического глубиномера. Результат записать в таблицу 3.4 отчета.

4.11. Замерить длину I-й шатунной шейки lш результат записать в таблицу 3.4 отчета.

4.12. Измерить биение торца фланца А при помощи индикатора часового типа. Результат записать в таблицу 3.4 отчета.

4.13. Измерить радиальное биение L и прогиб L/2. Для этого уста­новить наконечник измерительного стержня индикатора в середину сред­ней коренной шейки коленчатого вала. Медленно проворачивая коленча­тый вал, определить наименьшее отклонение большой стрелки индикато­ра. Принять это за нулевую точку отсчета, подведя под него нуль шкалы. При дальнейшем вращении коленчатого вала зафиксировать максималь­ное отклонение большой стрелки индикатора, которое будет соответство­вать биению L. Прогиб коленчатого вала равен половине его биения. Значения биения и прогиба коленчатого вала записать в таблицу 3.4 отчета.

4.14. Определить величину радиуса кривошипа R, для чего установишь первую шатунную шейку в верхнее положение, и замерить штангенрейсмусом ее высоту над отчетной плоскостью. Затем повернуть коленчатый вал на 1800 и снова замерить это значение (рисунок 3.2). Величина радиуса кривошипа подсчитывается по формуле:

Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru , (3.4)

где R – радиус кривошипа, мм;

а1высота шейки в верхнем положении, мм;

а2высота шейки в нижнем положении, мм.

Лабораторная работа № 2 Исследование износа коленчатого вала двигателя - student2.ru

Рисунок 3.2 - Схема измерения радиуса кривошипа коленчатого вала

4.15. Измерить при помощи твердомера ТК-14-250 твердость I-й коренной шейки. Измерения повторить 3 раза. Результаты записать в таблицу 3.4 отчета.

5. Привести в порядок рабочее место и сдать его лаборанту.

6. Оформить отчет о работе.

Содержание отчета

Отчет должен содержать:

1. Анализ условий работы и характерных дефектов коленчатого вала двигателя ЗМЗ-402.

2. Таблицы с результатами измерений и расчетов.

3. Схемы замеров.

4. Вывод о пригодности коленчатого вала к дальнейшей эксплуатации.

3.4 Контрольные вопросы

1. Перечислите конструкторские элементы коленчатого вала двигателя ЗМЗ-402.

2. Охарактеризуйте условия работы и факторы, влияющие на работоспособность коленчатого вала.

3. Перечислите характерные дефекты коленчатого вала.

4. Как настроить микрометр?

5. Назовите величины допустимых износов коренных и шатунных шеек коленчатого вала, величины биения, овальности и конусности его шеек.

6. Перечислите дефекты коленчатого вала, при которых он не подлежит восстановлению.

7. Укажите преимущества и недостатки коленчатых валов, изго­товленных из чугуна по сравнению со стальными.

8. Как определить радиус кривошипа коленчатого вала?

9. Перечислите способы восстановления коленчатых валов.

Образец титульного листа по лабораторной работе

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ высшего профессионального образования

"Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого"

Политехнический институт

Кафедра Автомобильный транспорт

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗНОСА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ

Лабораторная работа по учебной дисциплине

«Основы технологии производства и ремонта автомобилей»

по специальности 190601.65 – автомобили и автомобильное хозяйство.

Отчет

  Преподаватель ______________________ С.Г. Крылов “______” ______________ 201 ___
  Студент группы _______ ______________________ А. К. Петров “______” ______________ 201 ___

Цель работы:____________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Оборудование: __________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Анализ условий работы детали: ____________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Дефекты коленчатого вала, выявленные внешним осмотром (таблица 3.2): ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Таблица 3.3 - Результаты измерений коренной и шатунной шеек коленчатого вала

Наиме­- ­нование параметра Значения параметра по ТУ Мери­- ­тельный инструмент Результаты измерений, мм Среднее значение, мм
I–I II–II
А-А Б-Б А-А Б-Б
Диаметр I-й коренной шейки 64-0,013 Скоба          
Диаметр I-й шатунной шейки, мм 58-0,013 Скоба          

Таблица 3.4 - Результаты дефектации коленчатого вала

Наимено­вание кон­тролируе­мого пара­метра Обозна­чение Значение по ТУ или чертежу Меритель­ный ин­струмент Результат измерения (расчета) Заключение о соответствии контролируе­мого пара­метра ТУ
Диаметр I-й ко­ренной шейки, мм dкmin 64-0.013      
Износ I-й корен­ной шейки, мм Uк        
Овальность I-й ко­ренной шейки, мм Dков не более 0,01      
Конусность коренной шейки Dккон не более 0,01      
Диаметр I-й ша­тунной шейки, мм dшmin 58-0.013      
Износ I-й шатун­ной шейки, мм Uш        
Окончание таблицы 3.4
Овальность I-й ша­тунной шейки, мм Dшов не более 0,01      
Конусность I-й шатунной шейки, мм Dшкон не более 0,01      
Длина I-й корен­ной шейки, мм lк        
Длина I-й шатун­ной шейки, мм lш        
Биение торца фланца, мм А не более 0,15      
Радиальное бие­ние средней ко­ренной шейки, мм L не более 0,06      
Прогиб вала, мм L/2        
Радиус кривошипа, мм R        
Твердость I-й коренной шейки HRS 52–62      

Выводы:________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Наши рекомендации