Тарифные и нетарифные методы регулирование внешней торговли
Особенности регулирования ВТД
Внешнеторговая деятельность – предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Внешнеторговая деятельность осуществляется в целях защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности РФ, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику.
Основным признаком внешнеторговой деятельности является пересечение таможенной границы РФ. В соответствии с этим признаком выделяют экспорт и импорт товаров.
Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе.
Импорт – ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе.
Основными источниками правового регулирования внешнеторговой деятельности являются: Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция), № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», часть 3 раздел 6 ГК РФ, Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА), Международные правила толкования торговых терминов
Основными принципами государственного регулирования ВТД являются:
1. Защита государством прав и законных интересов участников ВТД, а также российских производителей и потребителей товаров и услуг
2. Равенство и недискриминация участников ВТД
3. Единство ТТ РФ
4. Взаимность в отношении другого государства
5. Обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ
6. Выбор мер государственного регулирования ВТД, являющихся не более обременительными для участников ВТД, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования ВТД
7. Гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования ВТД
8. Обоснованность и объективность применения меры государственного регулирования ВТД
9. Исключение неоправданного вмешательства государственных органов в ВТД и нанесение ущерба участникам ВТД и экономике в целом
10. Обеспечение обороны страны и безопасности государства
11. Обеспечение права на обжалование в судебном или ином порядке незаконных действий/бездействия государственных органов
12. Единство системы государственного регулирования ВТД
13. Единство применения методов государственного регулирования ВТД на всей территории РФ
Методы государственного регулирования ВТД
1. Таможенно-тарифное регулирование
2. Нетарифное регулирование
3. Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью
4. Меры экономического и административного характера, способствующие развитию ВТД
9)ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ВЭД И ВТД
Роль таможенного дела в регулировании ВЭД . Основные нормативные акты в области ВЭД и ВТД.
Система таможенного законодательства.
В систему законодательства таможенного права как отдельной правовой отрасли входят правовые акты, в которых содержатся нормы таможенного права. К их числу относятся Конституция; федеральные законы; нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти.
Участники правоотношений в сфере ТД
Участники ВЭД (российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью)
Таможенные органы (таможенный орган отправления и таможенный орган назначения)
Лица осуществляющие деятельность в сфере ТД (таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор)
Участники ВЭД
Участниками внешнеэкономической деятельности являются юридические
лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное
место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие
постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Все многообразие участвующих во внешнеэкономической деятельности фирм
классифицируется по критерию принадлежности к тем или иным видам ВЭД.
Наибольшее распространение из них получила внешняя торговля. По характеру объектов обмена ее можно классифицировать. Вторая форма ВЭД – международное инвестиционное сотрудничество. Оно может осуществляться
посредством привлечения в российскую экономику портфельных и прямых
зарубежных инвестиций, вывоза российских капиталов за рубеж либо в виде
сооружений объектов на условиях подряда. В сфере внешней торговли наиболее крупные участники – это производители экспортной продукции добывающих (нефтяная, газовая, угольная, алмазодобывающая и др.) и перерабатывающих (нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная, лесообрабатывающая и др.) отраслей материального производства. Они в большинстве своем имеют необходимую инфраструктуру экспортного сбыта и самостоятельно реализуют свою продукцию на внешнем рынке. Эти операции являются неотъемлемым элементом их
производственно-коммерческой деятельности, существенно пополняя валютную
составляющую оборотных средств, что создает дополнительные возможности
модернизации экспорта направленного производства, повышения его конкурентоспособности.
Статья 167. Общие положения о временном хранении товаров
1. Временное хранение товаров – хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
2. Временное хранение товаров не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.
3. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.
Тарифные и нетарифные методы регулирование внешней торговли
Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.
Введение импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены покупать импортные товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.
Применение экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.
Развитые страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:
- предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;
- стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.
Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.
"Добровольные" ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну.
Основная причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.
Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран
Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.
Экономика считается открытой, если государство применяет минимум экспортных и импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют следующие показатели:
внешнеторговая квота в ВНП;
доля экспорта в производстве;
доля импорта в производстве;
удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.
Дополнительный стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.
Предстоящее вступление России в ВТО предусматривает необходимость соблюдения всех обязательств, устанавливаемых правилами данной организации.
5. Госорганы, регулирующие ВЭД
ü Минэкономразвития России
ü ФТС России
ü Роспотребнадзор
ü Минфин России
6. Административно–правовые методы включают:
– законодательное обеспечение ВЭД (принятие законов, разработка процедур и установление норм);
– контроль за соблюдением законов, процедур и норм, применение санкций за их нарушение;
– принятие и выполнение принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний–банкротов, разукрупнение монополистов и др.);
– выдачу разрешений, наложение запретов и ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов.
7. К экономическим методам относятся:
– воздействие на поведение хозяйствующих субъектов путем регулирования внутренних цен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов;
– осуществление непосредственной хозяйственной деятельности с целью производства общественных благ;
– перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.
8)ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВТД)-ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЭД