Таможенный и валютный контроль
1. Объекты околотаможенной инфраструктуры и их роль в системе таможенного дела
Сегодня можно наблюдать деятельность организаций, являющихся владельцами складов временного хранения, таможенными перевозчиками, таможенными брокерами, декларантами и экспедиторами экспортно-импортных операций, а также предоставляющих другие виды таможенных услуг, которые участвуют в процедуре таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Налицо уже активное функционирование инфраструктурного комплекса, обслуживающего процесс таможенной "очистки" внешнеторговых грузов, который можно определить дефинициями "таможенная и околотаможенная инфраструктура".
Следовательно, развитие таможенной системы повлекло за собой возникновение не только таможенной, но и околотаможенной инфраструктуры, и сфер деятельности, работа которых является как бы посредническим звеном между таможенными органами и участниками ВЭД и строится на договорной основе. Эти структуры, с одной стороны, призваны повысить эффективность таможенного контроля при осуществлении субъектами ВЭД экспортно-импортных операций, а с другой - значительно упростить все процедуры выполнения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Околотаможенная инфраструктура, в свою очередь, состоит:
• таможенные перевозчики и околотаможенная транспортная инфраструктура;
• склады временного хранения, принадлежащие юридическим лицам;
• таможенные брокеры (декларанты);
• магазины беспошлинной торговли;
• информационные услуги по таможенному оформлению;
• банковская система, обслуживающая процесс наполнения федерального бюджета и фонда развития таможенной системы и т.д.
Нужно сказать, что в настоящее время развитию таможенной и околотаможенной инфраструктуры уделяется все большее внимание со стороны органов законодательной власти и Государственного таможенного комитета РФ.
В целях обеспечения бесперебойного таможенного оформления возрастающего потока товаров и транспортных средств, предусмотрено создание соответствующей инфраструктуры на границе и внутри страны, для чего необходимо осуществление таких мероприятий, как:
• постройка, реконструкция, обустройство и техническое оснащение пунктов пропуска на границе Российской Федерации, служебно-производственных зданий и складских баз внутри страны;
• организация пунктов упрощенного пропуска, таможенных складов и других объектов таможенной инфраструктуры.
Обычно в транспортной инфраструктуре выделяют три ее основные составляющие:
1. постоянные устройства (автомагистрали, автодороги, городская сеть дорог, железные дороги, трубопроводы и т.д. все с определенными характеристиками);2. транспортные средства, использующие постоянные устройства;3. организационная структура для обеспечения эффективного использования транспортных средств и постоянных устройств.
Как уже было видно, при рассмотрении понятий таможенной и транспортной инфраструктуры, прослеживалось вполне определенное взаимодействие этих инфраструктур, их взаимосвязь при функционировании. Развивающийся процесс расширения и углубления международного сотрудничества, ВЭД требуют повышения и таможенно-транспортного инфраструктурного ее обеспечения до международного уровня. В связи с этим необходимо глубокое осознание возросшей роли и значения не только транспортной и таможенной инфраструктуры отдельно, но и их комплексного развития. Это тем более важно, что именно таможенно-транспортное инфраструктурное обеспечение в той или иной степени сопровождает процесс осуществления ВЭД, так как по организационному составу и функциональному назначению инфраструктура выполняет в ней исключительную роль.
От степени развитости и качества таможенно-транспортной инфраструктуры во многом зависит уровень экономической и социальной эффективности внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Таможенного кодекса РФ[1.3.], таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят:
• Государственный таможенный комитет РФ;
• региональные таможенные управления;
• таможни;
• таможенные посты.
2. Таможенная стоимость.
Таможенная стоимость товара - стоимость товара, используемая для целей: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров.
Методы определения: 1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами.
- Затраты на изготовление товара
- Доставка до таможенной границы РФ
- Упаковка, маркировка товара
- Сопровождающая техническая документация
- Комплект специальной оснастки
- Комиссионные платежи и ряд других предусмотренных инструкцией
В некоторых случаях применяться не может, когда стороны контракта взаимозависимые и цена может быть необъективной, тогда используют второй метод.
2. По стоимости сделки с идентичным товарами (в точности такие же).
Идентичность должна соблюдаться по следующим параметрам:
- Наименование товара
- Страна изготовителя
- Фирма изготовителя
- Сортность и другие показатели качества
- Объём партии товара
- Сроки поставки товара (до 90 дней) и другие
3. По стоимости сделки с однородными товарами (напр, разная марка).
Если идентичного товара нет, то за базу принимается цена однородного товара. Однородным считается товар с теми же потребительскими свойствами и назначениями. Чем больше объём партии, тем ниже цена. Если нет однородного товара, то применяют один из следующих методов.
4. Вычитания. Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости
- метод определения таможенной стоимости ввозимого на таможенную территорию РФ товара посредством вычитания из цены единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории РФ участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом, следующих компонентов:
-1- расходов на выплату комиссионных вознаграждений, обычных надбавок на прибыль и общих расходов в связи с продажей в РФ ввозимых товаров того же класса и вида;
-2- сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в РФ в связи с ввозом или продажей товаров;
-3- обычных расходов, понесенных в РФ на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.
5. Сложения (склад все затраты).
6. Резервный (осущ тамож органом)
Декларант обязан по установленной форме составить декларацию таможенной стоимости с приложением документов, подтверждающих соответствующие затраты. Эта декларация подаётся таможенным органам наряду с другими документами.
3. Понятие, виды и общий порядок уплаты таможенных платежей.
Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, платы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ.
Виды таможенных платежей: Пошлины (ввозная, вывозная); Налоги (НДС, акциз); Таможенные сборы (за оформление); Антидемпинговая (если установлены законодательством)
Обязанность по уплате таможенных платежей возникает: •При ввозе в момент пересечения там. границы, •При вывозе – к моменту подачи ГТД, пересечения границы.\
Ответственные лица: декларант, там брокер, иногда: владелец свх или перевозчик.
Исчисление таможенных платежей: Объект – товары, услуги, Налогооблагаемая база – таможенная стоимость, Если в сроки выпуска там.стоимость не определена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, Если там.орган исчисляет там.стоимость и требуется доплата – выставляется требование, доплата в течении 10 дней
Сроки уплаты там.пошлин: ввоз – не позднее 15 дней, вывоз – не позднее дня подачи таможенной декларации.
Изменение срока уплаты: •По письменному заявлению в срок не более 15 дней, •Отсрочка, рассрочка на срок от 1 – 6 месяцев, •При условии обеспечения уплаты, •При наличии оснований (Ущерб от форс-мажора, Задержка гос.финансирования, Перемещение быстропортящихся товаров)
Обеспечение не предоставляется: сумма платежей менее 20 тыс.руб, если там.орган имеет основания полагать, что обязательства будут выполнены.
Способы: Залог, Банковская гарантия, Денежный залог (касса, счет), Поручительство, Страхование.
Обязанность по уплате считается исполненной: С момента списания средств с банковского счета, Внесения наличных в кассу, Зачета средств, уплаченных в соответсвии с банковской гарантией, договором страхования, поручителем.
Авансовые платежи: Внесенные на счет и в касссу и не идентифицированые в качестве конкртеных платежей, В валюте РФ и иностранной, Возврат возможен в течении срока исковой давности
Там пошл – стоимостной размер платы,взимаемый гос-вом с товаров при ввозе на там территорию страны импортера. Виды: адвалорные (в %), специфические (фиксир на опред объем), смешанные (адв и спец), альтернативная (на усм там орг), макс (из люб страны), мин (из рнб), преференц (из развивающ стран), автономные (в одностор порядке), конвенционные (в процессе переговоров).
Таможенная стоимость товара - стоимость товара, используемая для целей: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров.
Методы определения: 1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами. 2. По стоимости сделки с идентичным товарами (в точности такие же). 3. По стоимости сделки с однородными товарами (напр, разная марка). 4. Вычитания. 5. Сложения (склад все затраты). 6. Резервный (осущ тамож органом)
Тамож тариф – систематизированный перечень тов позиций, подлежащий тарифному регламентированию и отраж дифференцир уровень тарифных ставок по кажд тов позиции импорта. Виды: экспортные (во мн странах запрещены), импорные. Структура: простой (одна ставка по опр номенклатуре), сложный (неск видов ставок, дифф в зав от преференций). Автономная (макс, не заключ соглаш), корнвенционн (часто мин), квота (лимит ввоза или пониж ставки).
ТН ВЭД РФ. ТН – дифференцированный список товаров, характеризующийся системностью описания товаров и присвоением кода каждой тов позиции. В наст время большинство стран исп ТН осн на гармонизир системе опис и кодир товаров (ГС), 83 год, Брюссель. ГС: •упрощение сбора, сопост и анализа стат данных •сниж расх перевода из одной сист в др. 6 цифр в коде товара, 21 группа, 96 подгрупп, 77 нет.
Опред страны происх товара – докум подтверждение происхождения товара. Стр пр тов: •страна где товар был произв полностью, •подвергнут сущ переработке не менее 50%, •стоим импортируемых материалов в товаре не превыш половину. От страны происх товара зависит: применение тамож пошлин, запретов и ограничений.
НДС. Объект – все импортные операции, все возимые тов=18%, очень редко-10%, 0%-СНГ. Экспорт ОСВОБ от НДС. Акциз-налог, вкл в цену товара. перечень-более 40: спиртосод нап, авто, ювел изд, табак, нефть, бензин, ставки дифференцированы, м.б. адвалорные или специфич. Исчисление-от там стоим. Акциз=там стоим*ставка/100-аддвалорн; Акц=Ставка за един*един –специфич. НДС база: там стоим+имп пошл+акциз. Размер акц: имп крепк напитки- до 140р/литр, сигареты-65р за 1000+8% от там стоим, но не менее 20% отпускной цены.
Таможенные сборы-специальные сборы, взимаемые помимо таможенной пошлины. В число С.т. входят сборы: статистический, марочный, лицензионный, бандерольный, санитарный и др.