Основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров

1. Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств-членов таможенного союза;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса – международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Декларант несет ответственность, предусмотренную законодательством государств-членов таможенного союза за недостоверность предоставленной информации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

3. Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 настоящего Кодекса.

4. Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию, коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений в информационные системы таможенного органа.

Срок выпуска товаров

1. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Указанный срок включает время проведения таможенного контроля.

2. Срок выпуска товаровможет быть продлен с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им должностного лица и не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.

Указанный срок может быть продлен в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, принявшему таможенную декларацию.

42. в соответствии со ст. 155 ТК РФ в целях таможенного регулирования в отношении товаров могут устанавливаться следующие виды таможенных режимов, которые разбиты на следующие четыре группы.

1.Основные таможенные режимы.

выпуск для внутреннего потребления

экспорт;

международный таможенный транзит.

2.Экономические таможенные режимы:

переработка на таможенной территории;

переработка для внутреннего потребления;

переработка вне таможенной территории;

временный ввоз;

таможенный склад;

свободная таможенная зона (свободный склад).

3.Завершающие таможенные режимы:

o реимпорт;

o реэкспорт;

o уничтожение;

o отказ в пользу государства;

4.Специальные таможенные режимы:

o временный вывоз;

o беспошлинная торговля;

o перемещение припасов;

o иные специальные таможенные режимы.

43. Основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, МТТ.

Экспорт - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на ТТ РФ вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.

Выпуск для внутреннего потребления - это таможенный режим, при котором ввезенные на ТТ РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе.

МТТ - это таможенный режим, при котором иностранные товары перемещают по ТТ РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на ТТ РФ и местом их убытия с ТТ РФ (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами ТТ РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений.

44. Переработка вне таможенной территории - это таможенный режим, при котором товары вывозятся с ТТ РФ для целей проведения операций по переработке товаров в течение определенного срока с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. По отношению к вывозным товарам не применяются пошлины и запреты экономического характера.

Переработка для внутреннего потребления - это таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на ТТ РФ в течение установленного срока (срока переработки) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки. Режим резервный. Пока не действует.

Переработка на таможенной территории - режим, при котором ввезенные товары используются на ТТ РФ в течение установленного времени (срок переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с ТТ РФ в определенный срок. В отношении ввезенных товаров применяются все запреты и ограничения по законодательству.

Временный ввоз - это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срок (срока временного ввоза) на ТТ РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенным пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера.

Таможенный склад - это таможенный режим, при котором ввезенные на ТТ РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов без применения запретов и ограничений экономического характера, а товары, предназначенные для вывоза хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных ТК РФ.

Свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные и российские товары, ввозимые на территорию свободной таможенной зоны освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (иностранные - ввозных, российские - вывозных), а также применения к ним мер нетарифного регулирования.

Свободный склад - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию РФ (в место нахождения свободного склада) с целью производства средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, выпускаемых в дальнейшем для свободного обращения на таможенной территории РФ.

Иностранные товары (при их ввозе на территорию РФ), равно как и произведенные средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты (выпускаемые со свободного склада для свободного обращения на таможенной территории РФ) освобождаются (при соблюдении стоимостных и количественных ограничений) от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

45. Реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства.

Реимпорт - это таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с ТТ РФ, ввозятся на ТТ РФ в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

Реэкспорт - это таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на ТТ РФ, вывозятся с ТТ РФ без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.

Уничтожение - это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

Отказ в пользу государства - таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

46Содержание иных специальных таможенных режимов включает:

- полное освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенное оформление;

- неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера (мер нетарифного регулирования), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- неприменение к товарам возврата уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а также освобождений от уплаты, возврата или возмещения внутренних налогов (за исключением случаев, когда иной специальный таможенный режим изменен на таможенный режим экспорта).

- компетенцию Правительства РФ по установлению иных (не предусмотренных ТК РФ) требований и условий помещения товаров под специальные таможенные режимы, а также ограничений на пользование и распоряжение товарами.

Иные специальные режимы предусмотрены в отношении категорий товаров:

- Товары, вывозимые с ТТ РФ и предназначенные для функционирования посольств, консульств, дипломатических представительств РФ и т.д. за рубежом

- Товары, которые перемещаются через таможенную границу РФ между воинскими частями, дислоцированными вне ТТ РФ и на ТТ РФ

- Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций

- Товары, вывозимые в бывшие республики СССР, если там имеются объекты собственности РФ для их функционирования

- Российские товары, которые перемещаются между таможенными органами РФ через территорию иностранного государства (например, на Калининград).

47Сертифика́ция - подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификатаСертифика́ция продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Правила сертификации продукции регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 N 15 «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»[2].

В качестве требований при сертификации продукции могут являться:

§ законодательные акты Российской Федерации;

§ государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.

Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации НТД является сертификация. Сертификат от лат. certim – верно, facere – делать.

Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий) ,проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.

Многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время на доказывание потребителю, что их продукция имеет высокое качество. Так, по зарубежным источникам величина издержек на эти работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей.

В некоторых случаях затраты даже сопоставимы с затратами на достижение самого качества. Это делается не случайно, так как сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило широкое распространение сертификации.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее.

Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.

Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной (первая – изготовитель, вторая – потребитель).

В случае получения положительного результата, в процессе сертификации выдается документ, называемый "сертификат соответствия", подтверждающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.

Продукция в законодательно не регулируемой области может беспрепятственно перемещаться внутри рынка, и при этом, к ней официально не предъявлены требования по установлению соответствия. Тем не менее, в контрактной ситуации, потребитель может потребовать у поставщика доказательство соответствия продукции определенным требованиям, например, соответствия конкретному стандарту или группе стандартов, соответствия специфическим требованиям, предъявленным самим потребителем (и в том числе – соответствия условиям контракта). В этом случае, сертификация третьей стороной также может выступать, как подтверждение выполнения условий, что будет зафиксировано в сертификате соответствия конкретным, установленным потребителем требованиям.

Поставщик в законодательно не регулируемой области может проводить сертификацию своей продукции независимой третьей стороной и по собственной инициативе. При этом он запрашивает подтверждение соответствия своей продукции характеристикам, выбранным на свое усмотрение. Поставщик может запросить установление соответствия своей продукции определенным стандартам, определенным техническим параметрам, содержанию паспорта или рекламного материала на изделие и т. д. Поскольку процедура сертификации весьма дорогостоящая, то она может повлечь за собой либо снижение прибыли поставщика, либо увеличение стоимости продукции, что в свою очередь может снизить ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому поставщик должен отчетливо представлять механизм извлечения выгоды из процедуры сертификации, например, посредством проведения рекламной компании с привлечением заключения независимой третьей стороны.

В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной:

1. Испытания образца продукции.

2. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке.

3. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами.

4. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода.

5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка.

6. Только оценка заводского управления качеством.

7. Проверка партий изделий.

8. 100%-ный контроль.

48. Лицензирование - регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров путем выдачи специальных разрешений - лицензий, строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости их временного ограничения. Лицензирование является формой государственного контроля за внешнетор­говой деятельностью.

Лицензия - это разрешение на ввоз или вывоз указанного в ней товара в установленный срок.

Лицензия - официальный документ, который разрешает осуществле­ние экспортных и импортных операций в течение установленного срока.

Перечни лицензируемых товаров устанавливаются законодательством Российской Федерации. Порядок лицензирования экспорта и импорта товаров распространяется на всех российских участников внешнеторговой деятельности независимо от формы собственности, места регистрации и положения на рынке.

Лицензия оформляется по унифицированной форме на специальной защищенной от подделки бумаге с использованием программного обес­печения, разработанного МВЭС России.

Лицензия оформляется на один вид товара в привязке к коду товара по ТН ВЭД СНГ, независимо от количества наименований товаров, вклю­ченных в контракт или договор.

Лицензирование, являясь одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляется в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и другими федеральными законами и правовыми актами. Перечни лицензируемых товаров утверждаются Правительством Российской Федерации. Право исключать товары из утвержденного перечня по мере насыщения ими внутреннего рынка представлено Министерству экономики и Министерству торговли по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Выдача лицензий, как это и принято в мировой практике, сконцентрирована в одном правительственном органе - Министерстве торговли Российской Федерации.

Лицензирование является ограничением на ввоз в Российскую Федерацию, предусмотренным статьей 21 Таможенного кодекса Российской Федерации, кроме того, второй статьей предусмотрено, что если такие ограничения установлены, то таможенными органами осуществляется выпуск товаров, подпадающих под ограничения, при условии выполнения определенных требований.

Министерство торговли Российской Федерации осуществляет выдачу лицензий через своих уполномоченных в регионах, а в отдельных случаях - через уполномоченного по Центральному району.

Во многих промышленно развитых странах потенциальные импортеры или экспортеры должны получить разрешение на торговые операции у органов государственной власти до совершения внешнеторговых сделок, которое называется торговым лицензированием.

Лицензирование в международной торговле отличается большим разнообразием и представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на ввоз определенного объема товара. В лицензии может также устанавливаться порядок ввоза и вывоза.

Лицензирование толкуется в международной практике как временная мера, которая осуществляется на основе строгого контроля определенных товарных потоков. Оно практикуется в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта. Для получения лицензии фирмы, как правило, заранее посылают за рубеж образцы своих товаров.

Таким образом, требования лицензирования торговли может не только ограничить импорт или экспорт путем прямого отказа, но также привести к ухудшению торговли в связи с дополнительными затратами, задержками во времени и неопределенностью, связанной с этой процедурой.

Основными видами лицензий, применяемых в современной международной практике, выступают:

· генеральная;

· индивидуальная.

Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Иногда в лицензии указываются товары, запрещенные к ввозу. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях.

Индивидуальная лицензия - это разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но одной и той же товарной группы). В ней указываются также сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок (как правило, до 1 года).

Кроме этого используются и другие виды лицензий:

· открытые индивидуальные лицензии, предусматривающие ввоз неограниченного объема товара, используются довольно редко;

· автоматические лицензии, предусматривающие упрощение процесса выдачи: импортер, подавая заявку на лицензию, автоматически получает разрешение на ввоз товара. С помощью этих лицензий государство имеет возможность осуществлять надзор за импортными потоками и ходом внешнеторговых операций;

· неавтоматические лицензии, предусматривающие получение разрешения на импорт в качестве предварительного, не оговоренного конкретно, условия. Такие лицензии свободно не представляются и используются для ограничения импортера в тех случаях, когда квоты заранее не установлены.

владелец лицензии - предприятие, учреждение или организация, явля­ющаяся экспортером или импортером и указанная в графе 5 лицензии;

таможня оригинала лицензии - таможня, в регионе деятельности ко­торой находится экспортер или импортер лицензируемых товаров, ука­занная в графе 19 оригинала лицензии;

таможня копии лицензии - таможня, осуществляющая таможенное оформление лицензируемого товара, указанная на оборотной стороне лицензии;

квота - количество товара, указанное в графе 15 лицензии;

отдел - отдел тарифного и нетарифного регулирования.

Передача лицензии ее владельцем другим предприятиям, учреждениям и организациям не допускается.

Владелец лицензии должен представить оригинал лицензии до факти­ческого перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации в отдел таможни, указанной в графе 19 лицензии (далее - отдел таможни оригинала лицензии), для регистрации.

49Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;

3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Доктринальное определение (по 4 изданию учебника Финансового права Н. И. Химичевой от 2008 года): «Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года № 278 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Валютное регулирование, одна из форм государственного регулирования международных экономических отношений, выражающаяся в регламентировании международных расчётов и порядка совершения операций с валютой и другими валютными ценностями.

В. р. в капиталистических странах зависит от общего состояния международных экономических и политических отношений капиталистического мира, экономического и политического положения данной страны, от состояния её платёжного баланса и денежного обращения. Капиталистические страны вводят В. р. с целью уравновешивания платёжных балансов, изменения структуры импорта или ограничения его, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов в руках государства для использования их в интересах монополистической буржуазии. В период общего кризиса капитализма растет число капиталистических государств, использующих В. р. как одно из орудий государственного вмешательства во внешнюю торговлю, вывоз и ввоз капитала и другие внешние расчёты. В развивающихся странах В. р. служит одной из мер защиты от внешнеэкономической экспансии империалистических государств и использования валютных ресурсов в национальных интересах развития данной страны.

В. р. началось с запрета вывоза золота, затем постепенно распространилось и на другие валютные ценности, в том числе платёжные средства и ценные бумаги — акции и облигации. Впервые валютные ограничения были введены в Германии, Австрии и других странах во время 1-й мировой войны 1914—18. В 1924—29 (т. н. годы стабилизации) В. р. было несколько ослаблено, однако в период мирового экономического кризиса 1929—33 усилилось и распространилось на все формы международных экономических связей, в том числе и на внешнюю торговлю. В период 2-й мировой войны 1939—45, в результате обострения проблемы снабжения и сбыта, В. р. стало всё более широко применяться как средство внешнеторговой политики капиталистических государств.

Валютное законодательство капиталистических стран определяет круг валютных операций, подлежащих регулированию. Это — операции, связанные с внешней торговлей, с международным движением капиталов, международными долговыми отношениями, операции с золотом и другими валютными ценностями, а также операции, связанные с развитием таких сфер международных отношений, как туризм, выплата репараций и т.п. В послевоенный период, с введением полной или частичной обратимости валют, В. р. в некоторых развитых капиталистических странах отменено, в других же смягчено в области внешней торговли, а в области движения капиталов и кредитов сохраняется. В развивающихся странах В. р. сохраняется полностью.

В СССР В. р. основано на валютной монополии. Оно регламентирует операции с валютными ценностями и направлено на сосредоточение у государства в лице уполномоченных на это банков — Госбанка СССР и Банка для внешней торговли СССР — всех валютных ресурсов с целью использования их для ускорения темпов развития народного хозяйства и укрепления денежной системы СССР

50Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) — классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Комиссией таможенного союза, в разработке и дополнении участвуетФедеральная таможенная служба.

ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код(для ряда товаров применяется 14-значный код), который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Состоит из 21 раздела и 97 групп (77 группа ТН ВЭД в настоящее время зарезервирована и не используется).

10-значный код товара по ТН ВЭД представляет собой:

§ 2 первые цифры (например 72, черные металлы) — товарная группа ТН ВЭД

§ 4 первые цифры (например 7201, чугун передельный и зеркальный, в чушках, болванках или прочих первичных формах) — товарная позиция

§ 6 первых цифр (например 720110, чугун передельный нелегированный, содержащий 0,5 % или менее фосфора) — товарная субпозиция

§ 10 цифр, полный код товара, который и указывается в грузовой таможенной декларации (например 7201101900, чугун передельный нелегированный, содержащий более 1 мас.% кремния) — товарная подсубпозиция.

Определение кода перемещаемого товара возложено на декларанта, однако его правильность контролируется таможенными органами. Присвоенный перемещаемому товару код ТН ВЭД используется для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей, а также применения к нему специальных мер, если таковое предусмотрено для данных товаров.

52Базисные условия поставки (далее - БУП), наряду с Условиями платежа, являются одним из двух самых обязательных из входящих в группу обязательных контрактных условий. Чаще всего в отдельный раздел не выделяются (исключение составляют типовые контракты), поскольку ссылка на базис поставки традиционно содержится как минимум в двух разделах: "Предмет контракта" и "Цена и общая сумма контракта".

Базисными условия поставки называются, во-первых, потому, что являются базой (основой), определяющей содержание внешнеторговой цены в зависимости от распределения транспортных расходов по доставке товара между Продавцом и Покупателем (поскольку расходы Продавца входят в цену товара), и, во-вторых, потому, что регулируют ряд наиболее важных, принципиальных, базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения.

В связи со своей второй функцией любой базис поставки регулирует три ключевых "транспортных" вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена. Это:

1. Распределение между Продавцом и Покупателем транспортных расходов по доставке товара (то есть определение, какие расходы и до каких пор несет Продавец, и какие, начиная с какого момента, - Покупатель).

2. Момент перехода с Продавца на Покупателя:

а) рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза;

б) права собственности на товар.

3. Дату поставки товара (то есть определение момента фактической передачи Продавцом товара в распоряжение Покупателя или его пред­ставителя - например, транспортной организации - и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки).

Основным международным документом, широко применяемым в современной коммерческой практике, в котором содержится толкование базисных условий поставки, является "ИНКОТЕРМС" - издание Международной торговой палаты (МТП), последняя редакция которого вышла в 2000 г. В "ИНКОТЕРМС-2000" содержится трактовка 13 базисных условий поставки, расположенных последовательно одно за другим по принципу возрастания расходов и ответственности Продавца по доставке товара, то есть от его наименьших расходов и обязанностей (условие поставки "ЕхWorks" - "с завода") до расходов и обязанностей наибольших, максимальных (условие 'DDР" - "поставка с оплатой пошлины", то есть "поставка полностью оплачена").

В Инкотермс 2000 условия были для облегчения понимания сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой по существу: начиная с термина, согласно которому продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца ("E" - термин - EX WORKS); далее идет вторая группа, в соответствии с которой продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем ("F" - термины - FCA, FAS и FOB); далее "C" - термины, в соответствии с которыми продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки (CFR, CIF, CPT и CIP); и, наконец, "D" - термины, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).

"ИНКОТЕРМС" носит рекомендательный (факультативный) характер, то есть приобретает для конкретной сделки обязательную силу только в том случае, если в контракте на него делается соответствующая ссылка (например: "В отношении базисных условий поставки применяется "ИНКОТЕРМС-2000").

Следует также помнить, что при несовпадении толкования (трактовки) базиса поставки в тексте контракта по сравнению с документом, на который дается ссылка (в данном случае с "Инкотермс" или ОУП), приоритет имеют условия контракта [11, C.28].

В ИНКОТЕРМС 2000 значительные изменения были внесены в две области:

- таможенную очистку и осуществление таможенных платежей по терминам FAS и DEQ;
- обязанности по погрузке и разгрузке по термину FCA.

55 Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управл

Наши рекомендации