Изучение конструкции кран-балки
И определение её основных параметров
Цель работы: изучить назначение и конструкцию кран-балки и определить её основные параметры.
Оборудование и инструменты:промышленный образец кран-балки, секундомер, штангенциркуль, рулетка.
Теоретические основы работы
Кран-балка относится к грузоподъёмным машинам с периодическим циклом работы и предназначена для подъёма и перемещения грузов в любую точку обслуживаемой производственной площади.
Конструктивно изучаемая кран-балка (рис. 5.1) представляет собой однобалочный передвижной подвесной кран мостовой типа, опорная металлоконструкция которого состоит из основной (мостовой) двутавровой балки 1 и двух концевых балок 2 с приводными 3 и холостыми 4 ходовыми колёсами. Пара приводных колёс на каждой концевой балке приводится в движение вдоль опорного рельсового пути 5 механизмом передвижения крана 6, Который включает в себя мотор-редуктор и муфту с тормозом. Роль механизмов подъёма груза и его перемещения вдоль моста в кран-балке играет передвижная подвесная электроталь 7 (см. – лабораторную работу № 3).
Рис. 5.1. Кран-балка
Кинематические схемы основных механизмов исследуемой кран-балки даны на рис. 5.2…5.4, где через обозначены числа зубьев зубчатых колёс редукторов 1, через - номинальные мощности электродвигателей; через - круговые частоты вращения их валов, через - диаметры ходовых колёс 2, через - диаметр грузового барабана 3 электротали с встроенным электродвигателем.
Рис. 5.2 Механизм передвижения кран-балки | Рис. 5.3 Механизм передвижения электротали |
Рис. 5.4. Механизм подъёма груза |
Основными параметрами кран-балок являются: грузоподъёмность ; высота подъёма груза ; длина моста ; скорость подъёма груза ; скорость перемещения электротали вдоль моста ; скорость передвижения машины вдоль рельсовых путей . Значения указанных технических характеристик кран-балок с грузоподъёмностью до 5 тонн указаны в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Технические характеристики электрических подвесных
типовых однобалочных кранов [3]
, т | 0,25 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 3,2 | 5,0 |
, м | 6,0 | 6; 12; 18 | 6; 12; 18 | 6; 12; 18 | 6; 12; 18 | 6; 12; 18 |
, м | не более 15 | |||||
, м/мин | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 |
, м/мин | - | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
, м/мин | 32,0 | 32,0 | 32,0 | 32,0 | 32,0 | 32,0 |
механизма подъема груза, кВт | 0,4 | 0,6 | 1,7 | 2,8 | 4,5 | 7,0 |
механизма передвижения тали, кВт | - | 0,18 | 0,18 | 0,4 | 0,4 | 2х0,6 |
механизма передвижения крана, кВт | 2х0,18 | 2х0,18 | 2х0,18 | 2х0,27 | 2х0,4 | 2х0,6 |
Режим работы | Средний |
Прочность стального каната исследуемой электротали проверяют по условию
, (5.1)
где и - действительное и допускаемое значения коэффициентов запаса прочности канате; - разрывная нагрузка каната, определяемая по табл. 5.2 в зависимости от его типа и диаметра ; - максимальная сила натяжения каната при подъёме груза массой, равной грузоподъёмности электротали.
Таблица 5.2
Разрывная нагрузка каната типа ЛК-Р 6х19 ГОСТ 2688-80
, мм | 9,9 | 16,5 | 19,5 | ||||||
, кН | 48,85 | 62,85 | 71,75 | 81,25 | 98,95 | 114,5 | 139,0 | 160,0 | 191,0 |
Значение для исследуемой электротали с одинарным полиспастом рассчитывают [1] по формуле
, (5.2)
где - КПД подвижного блока полиспаста.
Теоретические значения скоростей , и при известных характеристиках соответствующих механизмов, приведённых на их кинематических схемах (рис. 4.2…4.4) можно рассчитать по зависимостям:
, (5.3)
, (5.4)
, (5.5)
где , и - общие передаточные отношения редукторов механизмов передвижения крана, передвижения тали и подъёма груза, которые легко рассчитываются при заданных на рисунках значениях чисел зубьев колёс соответствующих редукторов.
Порядок выполнения работы
1. С помощью штангенциркуля, проводят опытные замеры диаметра каната в пяти сечениях по его длине.
2. Рассчитывают среднее экспериментальное значение и по табл. 5.2 определяют соответствующее ему значение разрывной нагрузки каната.
3. При известной нагрузке из (5.1) вычисляют максимально возможную силу натяжения каната и, подставив её значение в (5.2), определяют номинальную грузоподъёмность кран-балки.
4. Используя (5.3…5.5), рассчитывают теоретические значения скоростей , и .
5. С помощью секундомера осуществляют опытные замеры в секундах времени перемещения крана вдоль рельсовых путей на расстояние , времени перемещения электротали вдоль мостовой балки на расстояние , времени подъёма грузового крюка электротали на высоту от его исходного положения.
6. Определяю экспериментальные значения скоростей , и как
, , . (5.6)
7. Сравнивают полученные в ходе работы результаты с данными табл. 5.1.
Выводы
В выводах указывают основные результаты работы, сравнивают расчётные и экспериментальные данные, дают заключение о типоразмере исследованной кран-балки с перечислением ее основных параметров.
4. Контрольные вопросы
1. К какому типу подъёмно-транспортных машин относится кран-балка?
2. Каково назначение кран-балки?
3. Какие основные механизмы, сборочные единицы и детали входят в состав кран-балки?
4. Каковы основные технические характеристики кран-балки?
5. Что называют номинальной грузоподъёмностью кран-балки?
6. От каких параметров кран-балки зависит её номинальная грузоподъёмность?
7. Какие параметры кран-балки определяют скорость передвижения её вдоль рельсовых путей, скорости передвижения её тали вдоль мостовой балки и скорость подъёма груза?
8. Как соотносятся между собой скорость подъёма груза и линейная скорость намотки каната на грузовой барабан?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6