Градостроительное регулирование (градорегулирование) – создание условий, стимулирующих или ограничивающих градостроительную деятельность.
В настоящее время сложились две принципиально отличные друг от друга модели
градостроительного регулирования:
· «административная»- основана на административных решениях и проектном
регулировании, предполагает централизацию управления и концентрацию ресурсов.
· «правовая»- опирается на экономические и правовые методы градостроительного
регулирования, предполагает наличие действенного рыночного механизма и
демократической формы управления.
В процессе исторического развития того или иного государства можно проследить как
периоды концентрации управления сменялись периодами деконцентрации, можно говорить о подъемах и спадах, усилении или ослаблении власти, смене ≪авторитарно-имперской≫ формы управления на ≪рыночно-демократическую≫.
Форма управления, господствующая в обществе, переносится и на управление городом,
во многом определяет характер градостроительной деятельности. Масштабные
градостроительные проекты могут быть реализованы в условиях централизации власти и
концентрации материальных ресурсов. Примером могут служить наиболее грандиозные
архитектурно-градостроительные ансамбли: пирамиды в Гизе, королевский дворец в Версале и др.
Административная форма градорегулирования
В Советском Союзе в конце 1920-х гг. начинается централизация управления в том числе
градостроительной деятельностью, формируется Госплан и система плановых органов на
местах, отрасли экономики возглавляются наркоматами, государство постепенно
концентрирует в своих руках основные ресурсы.
В конце 1930-х гг. сформирована административно-командная форма управления
народным хозяйством, ликвидированы различные формы собственности и товарно-денежные отношения в экономике. Концентрация материальных ресурсов в руках государства завершается. Основная цель развития территорий видится в развитии промышленности.
К 1960-м гг. из градостроительной практики исчезает земельная рента, таким образом,
ликвидируется механизм оптимизации использования земельных ресурсов в городах. Это
связано с началом масштабного индустриального освоения городских территорий под массовое жилое строительство.
В СССР основным субъектом градостроительной деятельности является государство,
градостроительное регулирование основывается на централизованном планировании (в виде согласованной градостроительной документации всех уровней).
Административная форма:
· достоинства: плановость, упорядоченность, комплексность.
· недостатки: негибкость (инерционность), неэффективное использование
земельных ресурсов.
Экономико-правовая форма градорегулирования
В качестве субъектов градостроительной деятельности выступает широкий спектр
собственников основных ресурсов (земля, недвижимость, финансовые ресурсы).
Градостроительная деятельность ведется собственниками в личных или коллективных целях.
Субъекты градостроительной деятельности: физические и юридические лица,
общественные организации, государство (муниципалитет).
Основная функция власти - согласование частных и общественных интересов,
поддержание баланса между архитектурно-планировочной идеей, интересами собственников и решениями инфраструктурных проблем города. Органы муниципальной власти вырабатывают и реализуют градостроительную политику в интересах всего муниципального сообщества.
Градостроительная документация выполняет роль общей стратегии развития города и
определяет ≪правила игры≫ для всех субъектов градостроительной деятельности.
Экономико-правовая форма:
· достоинства: гибкость, самоорганизация, эффективное использование земельных
ресурсов.
· недостатки: отсутствие плановости и комплексности развития города,
возникновение конфликтов при столкновении интересов (частных и
общественных).
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
Информационное обеспечение градостроительной деятельности
Определение: информационные системы обеспечения градостроительной
Деятельности (ИСОГД) - систематизированный свод документированных сведений о
развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального
строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности
сведений (ранее использовался термин – градостроительный кадастр).
Целью ведения ИСОГД является обеспечение органов власти и местного самоуправления, физических и юридических лиц сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
ИСОГД включают в себя:
· сведения о градостроительной документации, геодезических и картографических
материалах, природных и техногенных условиях (инженерные изыскания);
· сведения об изъятии и о резервировании земельных участков для государственных или
муниципальных нужд (сервитуты);
· дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и др.
Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на
каждый земельный участок. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном
участке помещаются:
- · градостроительный план земельного участка;
- · результаты инженерных изысканий;
- · проектная документация;
- · заключение государственной экспертизы;
- · разрешение на строительство;
- · акт приемки объекта капитального строительства;
- · разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
- · иные документы и материалы.
Сведения ИСОГД являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений
ограниченного доступа. Ведение ИСОГД осуществляется органами местного самоуправления путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений. Документирование ИСОГД осуществляется на бумажных и электронных носителях.
Составил: Ерохин Г.П.