Градостроительное регулирование (градорегулирование) – создание условий, стимулирующих или ограничивающих градостроительную деятельность.

В настоящее время сложились две принципиально отличные друг от друга модели

градостроительного регулирования:

· «административная»- основана на административных решениях и проектном

регулировании, предполагает централизацию управления и концентрацию ресурсов.

· «правовая»- опирается на экономические и правовые методы градостроительного

регулирования, предполагает наличие действенного рыночного механизма и

демократической формы управления.

В процессе исторического развития того или иного государства можно проследить как

периоды концентрации управления сменялись периодами деконцентрации, можно говорить о подъемах и спадах, усилении или ослаблении власти, смене ≪авторитарно-имперской≫ формы управления на ≪рыночно-демократическую≫.

Форма управления, господствующая в обществе, переносится и на управление городом,

во многом определяет характер градостроительной деятельности. Масштабные

градостроительные проекты могут быть реализованы в условиях централизации власти и

концентрации материальных ресурсов. Примером могут служить наиболее грандиозные

архитектурно-градостроительные ансамбли: пирамиды в Гизе, королевский дворец в Версале и др.

Административная форма градорегулирования

В Советском Союзе в конце 1920-х гг. начинается централизация управления в том числе

градостроительной деятельностью, формируется Госплан и система плановых органов на

местах, отрасли экономики возглавляются наркоматами, государство постепенно

концентрирует в своих руках основные ресурсы.

В конце 1930-х гг. сформирована административно-командная форма управления

народным хозяйством, ликвидированы различные формы собственности и товарно-денежные отношения в экономике. Концентрация материальных ресурсов в руках государства завершается. Основная цель развития территорий видится в развитии промышленности.

К 1960-м гг. из градостроительной практики исчезает земельная рента, таким образом,

ликвидируется механизм оптимизации использования земельных ресурсов в городах. Это

связано с началом масштабного индустриального освоения городских территорий под массовое жилое строительство.

В СССР основным субъектом градостроительной деятельности является государство,

градостроительное регулирование основывается на централизованном планировании (в виде согласованной градостроительной документации всех уровней).

Административная форма:

· достоинства: плановость, упорядоченность, комплексность.

· недостатки: негибкость (инерционность), неэффективное использование

земельных ресурсов.

Экономико-правовая форма градорегулирования

В качестве субъектов градостроительной деятельности выступает широкий спектр

собственников основных ресурсов (земля, недвижимость, финансовые ресурсы).

Градостроительная деятельность ведется собственниками в личных или коллективных целях.

Субъекты градостроительной деятельности: физические и юридические лица,

общественные организации, государство (муниципалитет).

Основная функция власти - согласование частных и общественных интересов,

поддержание баланса между архитектурно-планировочной идеей, интересами собственников и решениями инфраструктурных проблем города. Органы муниципальной власти вырабатывают и реализуют градостроительную политику в интересах всего муниципального сообщества.

Градостроительная документация выполняет роль общей стратегии развития города и

определяет ≪правила игры≫ для всех субъектов градостроительной деятельности.

Экономико-правовая форма:

· достоинства: гибкость, самоорганизация, эффективное использование земельных

ресурсов.

· недостатки: отсутствие плановости и комплексности развития города,

возникновение конфликтов при столкновении интересов (частных и

общественных).

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Информационное обеспечение градостроительной деятельности

Определение: информационные системы обеспечения градостроительной

Деятельности (ИСОГД) - систематизированный свод документированных сведений о

развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального

строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности

сведений (ранее использовался термин – градостроительный кадастр).

Целью ведения ИСОГД является обеспечение органов власти и местного самоуправления, физических и юридических лиц сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

ИСОГД включают в себя:

· сведения о градостроительной документации, геодезических и картографических

материалах, природных и техногенных условиях (инженерные изыскания);

· сведения об изъятии и о резервировании земельных участков для государственных или

муниципальных нужд (сервитуты);

· дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и др.

Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на

каждый земельный участок. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном

участке помещаются:

  • · градостроительный план земельного участка;
  • · результаты инженерных изысканий;
  • · проектная документация;
  • · заключение государственной экспертизы;
  • · разрешение на строительство;
  • · акт приемки объекта капитального строительства;
  • · разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
  • · иные документы и материалы.

Сведения ИСОГД являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений

ограниченного доступа. Ведение ИСОГД осуществляется органами местного самоуправления путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений. Документирование ИСОГД осуществляется на бумажных и электронных носителях.

Составил: Ерохин Г.П.

Наши рекомендации