Классификация промышленных предприятий по санитарной вредности
Класс
Вредности Нормативная величина санитарно-
защитной зоны
1 1000 м
2 500 м
3 300 м
4 100 м
5 50 м
Нормативная величина санитарно-защитной зоны (СЗЗ) устанавливается для предприятия в зависимости от его класса вредности, но границы СЗЗ могут быть уменьшены, если проведена работа по расчету загрязнений (проект СЗЗ) и выявлению реальных выбросов вредных веществ в атмосферу.
На размеры и конфигурацию границы санитарно-защитной зоны влияет направление
господствующих ветров, расположение (высота) труб отвода выбросов, местоположение
предприятия, характер мероприятий по снижению вредных выбросов.
Принципы размещения промышленных предприятий в структуре города.
Класс вредности влияет на расположение промышленного предприятия. Предприятия 1-
го класса целесообразно располагать за пределом селитебной зоны (химическая
промышленность, нефтепереработка, металлургические заводы и др.). В структуре селитебной зоны могут располагаться предприятия с санитрано-защитной зоной до 50 м.
Размещение промышленных
районов в городе
1 - удаленные от селитебной
территории;
2 – на границе селитебной
территории;
3 – в пределах селитебной
территории.
Планировочная и функциональная организация промышленного района.
В основе промышленных районов выделяются промышленные узлы, формирующиеся на
основе объединения и кооперирования предприятий. Как правило, промышленные районы
имеют четкую регулярную планировочную структуру, чаще всего это квартальная система.
Функциональное зонирование производственной зоны:
1 – промышленные предприятия; 2 – научные учреждения; 3 – административно-технические
центры; 4 – предприятия городского транспорта; 5 – коммунальные предприятия;
6 – склады; 7 – озеленение
38. Использование пригородной зоны. Принципы планировочной организации пригородной зоны.
пригородная зона – окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам.
Средняя ширина пригородной зоны может быть принята для городов с населением 1 млн
чел. – 35-50 км, 0,5-1 млн чел. – 25-30 км, менее 0,5 млн чел. – 20-25 км.
Основные функции пригородной зоны:
· Организация отдыха населения;
· Сохранение экологического равновесия (в масштабах района расселения);
· Обеспечение города природными ресурсами (вода, продукты питания, строительные
материалы и т.п.);
· Размещение промышленных, коммунальных, инженерных и транспортных объектов
(сортировочные станции, порты, кладбища, ТЭЦ, склады, аэропорты и др.);
· Территориальный резерв развития города.
Зонирование и планировка пригородной зоны предполагает сбалансированное сочетание всех перечисленных функций с учетом природных условий.
Пригородные зоны крупнейших городов обычно делят на три поясных зоны. Первый
пояс, расположенный ближе к городу, шириной до 10 км ,выполняет защитную и санитарную функцию.Вторая поясная зона используется для дачного строительства, размещения рекреационных и спортивных объектов (лесопарки, спортивные парки и т.п.), сельскохозяйственных угодий. Третий (внешний) пояс используется для размещения объектов длительного отдыха (баз отдыха, профилакториев, детских лагерей и т.п.) сельскохозяйственных предприятий и угодий.
39. Виды внешнего транспорта. Зона внешнего транспорта в структуре городского плана.
Определение: внешний транспорт обслуживает пригородные, местные и дальние
перевозки пассажиров и грузов, связывает населенные пункты в единую систему расселения.
Виды внешнего транспорта:
· железнодорожный;
· автомобильный;
· воздушный;
· водный (речной, морской).
Любая транспортная система характеризуется наличием: каналов передачи
( коммуникационные линии, автомагистрали, морские пути, авиакоридоры) и пунктов приема и отправки или вводно-выводных устройств (вокзалы, аэропорты, речные порты).
Сооружения внешнего транспорта могут занимать значительные по площади территории
(до 15% территории города) и имеют специфические особенности размещения в структуре
города.
Железнодорожный транспорт.
Полотно железной дороги (особенно при прокладке в выямке или на насыпи) расчленяет
городскую ткань, препятствует автотранспортному и пешеходному движению, накладывает ограничение на использование городских территорий (санитарно-защитная зона - 100 м).
Полосы отвода железной дороги могут рассматриваться как территориальный резерв для
реконструкции (расширения и прокладки новых) транспортных коммуникаций – наземного
метро, автомагистралей и др.
Воздушный транспорт
Из-за шумового воздействия аэропорты размещаются, как правило, на удалении от
жилья ( 5-10 км в зависимости от класса аэропорта). Аэровокзалы (наземное обслуживание пассажиров, регистрация на рейс и пр.) в зависимости от положения в структуре города разделяются на центральные, эксцентричные и периферийные.
Водный транспорт
Речной и морской, функционирование ограничено сезонностью и конфигурацией рек,
грузовые порты занимают значительные территории, в крупных исторических городах часто препятствуют выходу центра к реке.
Автомобильный транспорт
Наиболее динамично развивающийся в настоящее время вид внешнего транспорта,
характеризуется вариативностью, внесезонностью, маневренностью, скоростью. В перспективе - формирование единой системы скоростных автомагистралей.
В структуре города скоростные автомагистрали и многоуровневые развязки могут
занимать значительные территории.
Скоростные автомагистрали стараются трассировать в обход городов или по касательной
к ним, с тем чтобы избежать транзита автотранспорта и расчленения тела города магистралями.
Перспективными видами внешнего транспорта считаются: трубопроводный, подвесной
(монорельсовый, струнный), на магнитной, воздушной подушке и др.
Внеуличный, надземный транспорт (монорельсовый, струнный, подвесной)
- Городской транспорт (функция, виды). Транспортная инфраструктура города.