Пространственное развитие города, циклические процессы.
При всем разнообразии и индивидуальности исторического развития каждого города, их
пространственное развитие можно свести к трем основным формам:
· уплотнение городской застройки, интенсификация использования территорий (активная
реконструкция).
· расширение границ города и освоение новых пригородных территорий.
· «отпочкование» от города новых самостоятельных районов (городов- спутников),
территориально обособленных друг от друга.
Перечисленные формы пространственного развития часто сменяют друг друга в
процессе эволюции города.
По теории циклического развития градостроительные системы (крупные и
крупнейшие города, агломерации) в процессе своей эволюции переживают сменяющие друг друга циклы развития.
Центробежные тенденциив развитии города.
Сопровождаются территориальным ростом, расширением границ города, освоением
под застройку новых территорий, как следствие приводит к растянутости коммуникаций,
увеличению времени на передвижения, перегрузке инженерно-транспортной инфраструктуры и неэффективной работе транспорта в целом.
Данный цикл развития завершается, когда градостроительная система начинает работать
не эффективно. Территориальный рост замедляется или прекращается, начинается поиск
внутренних пространственных ресурсов и реконструкция транспортной системы,
градостроительная активность смещается в сторону центра.
Центростремительные тенденциив развитии города.
Сопровождаются уплотнением и реконструкцией застройки, использованием всех
пространственных ресурсов (повышение этажности, освоение ранее неосвоенных территорий и подземного пространства).
Наращивание транспортного каркаса и исчерпание имевшихся территориальных
ресурсов приводит к новому всплеску территориального роста, переходу от
центростремительных тенденций к центробежным. Градостроительная активность смещается на периферию.
Смену циклов развития градостроительной системы можно проследить на примере
большинства крупнейших городов мира, в том числе и Новосибирска, начиная с середины ХХв.
Территория города (ткань) делится на структурно-планировочные единицы, деление
носит иерархический характер и содержит несколько масштабных уровней. Подобное деление выполняется в целях оптимизации процессов градостроительного регулирования (управления,
проектирования и т.п.).
17. Иерархия структурно- планировочных единиц в городе (Новосибирск, карта-схема структурных частей города, СИАСК, 2007 г.).
Иерархия структурно-планировочных единиц в городе
· Планировочные зоны.
Территории крупнейших городов делятся на планировочные зоны, население которых
может быть более 1млн человек.
· Планировочные районы(в генеральном плане Новосибирска - сектора).
В крупных и крупнейших городах выделяются планировочные районы с населением от 100 до 500 тыс. человек.
В большом, среднем или малом городе планировочные районы могут совпадать с
основными функциональными зонами города (селитебная зона, промышленный район).
· Микрорайоны (кварталы).
Межмагистральная территория, население до 20 тыс. чел., площадь до 40 га.
Границами планировочных районов (зон) могут служить естественные и (или)
искусственные преграды (река, перепад рельефа, автомагистраль, железная дорога и т.п.).
18. Планировочная структура города (точечные, линейные, зональные элементы планировочной структуры, сети).
планировочная структура – характеризует городской организм в единстве взаимосвязи его частей, элементов.
выражается в размещении основных функциональных узлов и конфигурации транспортных связей между различными функциональными зонами. Городские магистрали с прилегающими к ним территориями является наиболее стабильными элементами городского плана (каркас).
При описании планировочной организации градостроительных систем используются
следующие группы понятий:
Точечные элементы планировочной структуры: города, крупные отдельно расположенные промышленные и энергетические комплексы, основные транспортные узлы, функциональные или композиционные центры (узлы, фокусы).
Центр (узел) – точка концентрации какого-либо признака. В городе это центры общест-
венного обслуживания, транспортные площади, композиционные фокусы и т. д.
Линейные элементы (планировочные оси) – речные долины, горные ущелья, побережья
морей, транспортные магистрали, инженерные сооружения, композиционные оси.
Планировочные оси представляют собой концентрацию какого-либо признака вдоль ли-
нии (композиционные или транспортные оси, функциональные или визуальные связи и т.п.).