Пространственное развитие города, циклические процессы.

При всем разнообразии и индивидуальности исторического развития каждого города, их

пространственное развитие можно свести к трем основным формам:

· уплотнение городской застройки, интенсификация использования территорий (активная

реконструкция).

· расширение границ города и освоение новых пригородных территорий.

· «отпочкование» от города новых самостоятельных районов (городов- спутников),

территориально обособленных друг от друга.

Перечисленные формы пространственного развития часто сменяют друг друга в

процессе эволюции города.

По теории циклического развития градостроительные системы (крупные и

крупнейшие города, агломерации) в процессе своей эволюции переживают сменяющие друг друга циклы развития.

Центробежные тенденциив развитии города.

Сопровождаются территориальным ростом, расширением границ города, освоением

под застройку новых территорий, как следствие приводит к растянутости коммуникаций,

увеличению времени на передвижения, перегрузке инженерно-транспортной инфраструктуры и неэффективной работе транспорта в целом.

Данный цикл развития завершается, когда градостроительная система начинает работать

не эффективно. Территориальный рост замедляется или прекращается, начинается поиск

внутренних пространственных ресурсов и реконструкция транспортной системы,

градостроительная активность смещается в сторону центра.

Центростремительные тенденциив развитии города.

Сопровождаются уплотнением и реконструкцией застройки, использованием всех

пространственных ресурсов (повышение этажности, освоение ранее неосвоенных территорий и подземного пространства).

Наращивание транспортного каркаса и исчерпание имевшихся территориальных

ресурсов приводит к новому всплеску территориального роста, переходу от

центростремительных тенденций к центробежным. Градостроительная активность смещается на периферию.

Смену циклов развития градостроительной системы можно проследить на примере

большинства крупнейших городов мира, в том числе и Новосибирска, начиная с середины ХХв.

Территория города (ткань) делится на структурно-планировочные единицы, деление

носит иерархический характер и содержит несколько масштабных уровней. Подобное деление выполняется в целях оптимизации процессов градостроительного регулирования (управления,

проектирования и т.п.).

17. Иерархия структурно- планировочных единиц в городе (Новосибирск, карта-схема структурных частей города, СИАСК, 2007 г.).

Иерархия структурно-планировочных единиц в городе

· Планировочные зоны.

Территории крупнейших городов делятся на планировочные зоны, население которых

может быть более 1млн человек.

· Планировочные районы(в генеральном плане Новосибирска - сектора).

В крупных и крупнейших городах выделяются планировочные районы с населением от 100 до 500 тыс. человек.

В большом, среднем или малом городе планировочные районы могут совпадать с

основными функциональными зонами города (селитебная зона, промышленный район).

· Микрорайоны (кварталы).

Межмагистральная территория, население до 20 тыс. чел., площадь до 40 га.

Границами планировочных районов (зон) могут служить естественные и (или)

искусственные преграды (река, перепад рельефа, автомагистраль, железная дорога и т.п.).

Пространственное развитие города, циклические процессы. - student2.ru

18. Планировочная структура города (точечные, линейные, зональные элементы планировочной структуры, сети).

планировочная структура – характеризует городской организм в единстве взаимосвязи его частей, элементов.

выражается в размещении основных функциональных узлов и конфигурации транспортных связей между различными функциональными зонами. Городские магистрали с прилегающими к ним территориями является наиболее стабильными элементами городского плана (каркас).

При описании планировочной организации градостроительных систем используются

следующие группы понятий:

Точечные элементы планировочной структуры: города, крупные отдельно расположенные промышленные и энергетические комплексы, основные транспортные узлы, функциональные или композиционные центры (узлы, фокусы).

Центр (узел) – точка концентрации какого-либо признака. В городе это центры общест-

венного обслуживания, транспортные площади, композиционные фокусы и т. д.

Линейные элементы (планировочные оси) – речные долины, горные ущелья, побережья

морей, транспортные магистрали, инженерные сооружения, композиционные оси.

Планировочные оси представляют собой концентрацию какого-либо признака вдоль ли-

нии (композиционные или транспортные оси, функциональные или визуальные связи и т.п.).

Наши рекомендации