Перечень контрольных вопросов к экзамену по «Основам градостроительства».
Перечень контрольных вопросов к экзамену по «Основам градостроительства».
Осень 2013 г.
- Возникновение и распространение городских форм расселения.
Возникновение и распространение городских форм расселения и городского образа
жизни следует рассматривать в контексте общего исторического процесса развития
человечества. Распространение сельского хозяйства вело к оседлости, появлению постоянных
поселений, возникновению первых государств (рис. 1). Первые крупные поселения - города
возникли более 5 тыс. лет назад в относительно густонаселенных сельскохозяйственных
районах Месопотамии и в долине р. Нил, а позднее — в долинах Инда (Западная Индия) и
Хуанхэ (Северный Китай). Уже к I тысячелетию до н. э. население наиболее крупных городов древних государств в
годы их подъема достигало 100 - 250 тыс. и более.
Города оказали серьезное влияние на жизнь средневекового общества, способствуя
развитию производства и транспорта, распространению товарно-денежных отношений,
укреплению государств. К XV в. самыми большими городами в Европе были Париж (275 тыс.
жителей), Милан и Брюгге (по 125 тыс.), Прага (95 тыс.), Новгород (50 тыс.), Лондон (45 тыс.),
Псков (35 тыс.), Москва (30 тыс.).
Бурный рост городов начался только в связи с быстрым промышленным развитием
Европы и был очевидным его следствием. На рубеже XVIII и XIX вв. крупнейшим городом
мира стал Лондон с населением 865 тыс., в Париже насчитывалось 550 тыс. жителей, в Москве
в 1812 г. — 251 тыс., в Петербурге — 300 тыс.
В начале XXI в. на Земле проживает 6,1 миллиардов людей, из них более 3 миллиардов
в городах (рис. 3). К 2030 г. население планеты, как предполагают специалисты, увеличится
еще на 2 миллиарда.
Глобальный исторический процесс развития человечества, неразрывно связан с
процессом возникновения, расцвета и упадка городов – сосредоточения культурной жизни,
цивилизации. Сам термин цивилизация во многих языках связан с понятиями город,
горожанин, гражданин и т.д.
Понятие города. Классификации населенных пунктов.
город –относительно крупное поселение, обладающее многообразием социально-экономических функций, с высокой плотностью населения, занятого в неаграрных сферах деятельности.
Классификации населенных пунктов: По населению:- малый – до 50 тыс. чел.
- средний – 50-100
- большой – 100-250
- крупный – 250-500
- крупнейший – более500
По административному значеннию:- столичные
- центры субъектов РФ
- местные центры
По народо-хозяйственному профилю:-промышленные
- курортные
- транспортные
- научные
- многопрофильные
Также существуют классификации по природно-климатическому фактору, по времени
возникновения, по темпу роста и т.п.
Урбанизация, основные виды миграции населения. Субурбанизация.
урбанизация –процесс пространственной концентрации населения в
городах, сопровождающийся распространением городского образа жизни.
Урбанизация сопровождается: - ростом экономического и научного потенциала;
- изменениями профессиональной структуры общества;
- ростом потребностей общества;
- освоением значительных пространств;
- ростом экологических проблем и др.
два вида миграций населения:
1)маятниковаямиграция – перемещение населения из пригорода в город (на работу или
учебу) и обратно.
2)безвозвратнаямиграция – переселение людей в более крупные населенные пункты (из
села в город).
Процесс противоположный урбанизации - дезурбанизация (деконцентрация населения). Ложная урбанизация – концентрация населения в городе без изменения его образа
жизни.
субурбанизация – процесс разуплотнения перенаселенных городских
центров и расселение горожан в пригородные зоны крупного города.
сезонная субурбанизация - процесс, связанный с летним
переселением горожан в пригород.
Причины возникновения субурбанизации - дискомфортные условия проживания в
крупнейших городах, развитие транспортных систем, рост уровня автомобилизации и
подвижности населения.
1.Урбанизм: система расселения состоит из городов численностью 30-170 тыс. чел.,
каждый из которых формируется на основе крупного промышленного предприятия.
2. Дезурбанизм: понятие города исчезнет, система расселения представляет собой
сплошные сетеобразные структуры, границы между городом и деревней стираются
(концепция линейных городов).
Иерархия градостроительной документации в РФ.
Система расселения.
♦ II – V вв. расселение представлено городищами (поселения, обнесенные частоколом),
имеющими вокруг себя сельскохозяйственные угодья.
♦ VI – IX вв. Происходит выделение городов-центров княжеской власти, которые
стремятся к подчинению окружающей их территории.
♦ IX – XII вв. Формируется линейная система расселения .
В раннефеодальный период складывается линейная или водно-коммуникационная система
расселения. Наиболее известная система формировалась вдоль пути «из варяг в греки».
♦ XII - XV вв. Формируется кольцевая (оборонно-стратегическая) система
расселения.
В период феодальной раздробленности возникают самостоятельные княжеские
государства. Центры кольцевых систем – Новгород, Суздаль, Москва и др.
♦ XV - XIX вв. Формируется звездчатая система расселения.
Постепенно складывается каркас системы расселения на радиальных транспортных
направлениях от основных центров (первоначально Москва, в начале XVIII в. – Санкт-
Петербург, а также Киев, Казань). В Западной Сибири центрами расселения становятся
Тюмень, Тобольск, Томск.
Быт труд
Отдых
В настоящее время принцип функционального зонирования закреплен в градостроительном законодательстве и применяется в градостроительной практике.
Определение: функциональные зоны - зоны, для которых документами
территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Поясное зонирование.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Планировочная организация селитебной территории, основные задачи. Система обслуживания населения.
Планировочная организация микрорайона Планировочное решение микрорайона зависит от целого комплекса факторов: положение в городе, природно-климатические условия, рельеф и его ориентация, социально-экономическая и демографическая ситуация и др.
Микрорайон в функционально-планировочном и композиционном решении должен
рассматриваться как составная часть общего замысла пространственной организации жилого района или всего города. В микрорайоне также принято выделять несколько ступеней или уровней организации застройки.
Основной целью планировочной организации микрорайона является создание комфортной и безопасной среды проживания. Отсюда следует ряд задач: формирование
выразительного образа, создание полноценной системы обслуживания, разведение
пешеходного и транспортного движения, защита дворовых пространств от шума, озеленение территории и др.
В микрорайонах предусматривают систему пешеходных путей, состоящую из основных
пешеходных дорог и подходов к зданиям. Эта система должна связывать по кратчайшим
расстояниям жилые группы с остановками общественного транспорта, общественными
центрами, местами хранения автомобилей и другими объектами массового тяготения.
Основные пешеходные дороги стараются обособить от улиц и проездов.
Система транспортного обслуживания играет важную роль в органичном соединении
основных функциональных зон микрорайона и состоит из разветвленной сети проездов и
подъездов к домам, школам, детским садам, общественным центрам. Элементы улично-
дорожной сети в микрорайоне подразделяются на категории: жилые улицы (по наружному
контуру красных линий), проезды, пешеходные дороги, прогулочные и велосипедные дорожки.
Систему проездов проектируют таким образом, чтобы исключить транзитное движение.
С целью ограничения грузового движения гаражи и магазины размещаются по периферии
микрорайона вблизи общегородских улиц. Система внутренних проездов может
проектироваться по тупиковой, кольцевой, петельной и смешанной схемам.
Вертикальное зонирование
Концентрация функций и процессов в городских центрах приводит к их смешению и
пространственному распределению (разведению) по вертикали. Часто городское пространство представляет собой ≪слоеный пирог≫ из различных функций. В этих условиях уже невозможно говорить о четком территориальном обособлении функций и ≪традиционном≫ (плоскостном) функциональном зонировании.
Класификация
Производственную зону города составляют городские промышленные районы, которые формируются на основе организации производственных связей между предприятиями, вспомогательных и обслуживающих объектов, инженерных сооружений.
Для большинства крупнейших промышленных городов, прошедших значительный путь
развития, характерно формирование промышленных поясов, которые сложились в условиях бурного развития промышленности. Размещение промышленных предприятий в городе часто диктовалось существующей системой железных дорог.
Многие промышленные предприятия являются источниками вредных выбросов и
негативно влияют на состояние окружающей среды. Размещение промышленных предприятий в структуре города зависит от степени их экологической опасности.
Планировочная и функциональная организация промышленного района.
В основе промышленных районов выделяются промышленные узлы, формирующиеся на
основе объединения и кооперирования предприятий. Как правило, промышленные районы
имеют четкую регулярную планировочную структуру, чаще всего это квартальная система.
Функциональное зонирование производственной зоны:
1 – промышленные предприятия; 2 – научные учреждения; 3 – административно-технические
центры; 4 – предприятия городского транспорта; 5 – коммунальные предприятия;
6 – склады; 7 – озеленение
38. Использование пригородной зоны. Принципы планировочной организации пригородной зоны.
пригородная зона – окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам.
Средняя ширина пригородной зоны может быть принята для городов с населением 1 млн
чел. – 35-50 км, 0,5-1 млн чел. – 25-30 км, менее 0,5 млн чел. – 20-25 км.
Основные функции пригородной зоны:
· Организация отдыха населения;
· Сохранение экологического равновесия (в масштабах района расселения);
· Обеспечение города природными ресурсами (вода, продукты питания, строительные
материалы и т.п.);
· Размещение промышленных, коммунальных, инженерных и транспортных объектов
(сортировочные станции, порты, кладбища, ТЭЦ, склады, аэропорты и др.);
· Территориальный резерв развития города.
Зонирование и планировка пригородной зоны предполагает сбалансированное сочетание всех перечисленных функций с учетом природных условий.
Пригородные зоны крупнейших городов обычно делят на три поясных зоны. Первый
пояс, расположенный ближе к городу, шириной до 10 км ,выполняет защитную и санитарную функцию.Вторая поясная зона используется для дачного строительства, размещения рекреационных и спортивных объектов (лесопарки, спортивные парки и т.п.), сельскохозяйственных угодий. Третий (внешний) пояс используется для размещения объектов длительного отдыха (баз отдыха, профилакториев, детских лагерей и т.п.) сельскохозяйственных предприятий и угодий.
39. Виды внешнего транспорта. Зона внешнего транспорта в структуре городского плана.
Определение: внешний транспорт обслуживает пригородные, местные и дальние
перевозки пассажиров и грузов, связывает населенные пункты в единую систему расселения.
Виды внешнего транспорта:
· железнодорожный;
· автомобильный;
· воздушный;
· водный (речной, морской).
Любая транспортная система характеризуется наличием: каналов передачи
( коммуникационные линии, автомагистрали, морские пути, авиакоридоры) и пунктов приема и отправки или вводно-выводных устройств (вокзалы, аэропорты, речные порты).
Сооружения внешнего транспорта могут занимать значительные по площади территории
(до 15% территории города) и имеют специфические особенности размещения в структуре
города.
Железнодорожный транспорт.
Полотно железной дороги (особенно при прокладке в выямке или на насыпи) расчленяет
городскую ткань, препятствует автотранспортному и пешеходному движению, накладывает ограничение на использование городских территорий (санитарно-защитная зона - 100 м).
Полосы отвода железной дороги могут рассматриваться как территориальный резерв для
реконструкции (расширения и прокладки новых) транспортных коммуникаций – наземного
метро, автомагистралей и др.
Воздушный транспорт
Из-за шумового воздействия аэропорты размещаются, как правило, на удалении от
жилья ( 5-10 км в зависимости от класса аэропорта). Аэровокзалы (наземное обслуживание пассажиров, регистрация на рейс и пр.) в зависимости от положения в структуре города разделяются на центральные, эксцентричные и периферийные.
Водный транспорт
Речной и морской, функционирование ограничено сезонностью и конфигурацией рек,
грузовые порты занимают значительные территории, в крупных исторических городах часто препятствуют выходу центра к реке.
Автомобильный транспорт
Наиболее динамично развивающийся в настоящее время вид внешнего транспорта,
характеризуется вариативностью, внесезонностью, маневренностью, скоростью. В перспективе - формирование единой системы скоростных автомагистралей.
В структуре города скоростные автомагистрали и многоуровневые развязки могут
занимать значительные территории.
Скоростные автомагистрали стараются трассировать в обход городов или по касательной
к ним, с тем чтобы избежать транзита автотранспорта и расчленения тела города магистралями.
Перспективными видами внешнего транспорта считаются: трубопроводный, подвесной
(монорельсовый, струнный), на магнитной, воздушной подушке и др.
Внеуличный, надземный транспорт (монорельсовый, струнный, подвесной)
- Городской транспорт (функция, виды). Транспортная инфраструктура города.
Пешеходное движение
Система пешеходных связей в совокупности с транспортной инфраструктурой составляет
единую коммуникационную, транспортно-пешеходную систему города.
Организации пешеходного движения уделяют особое внимание:
- в малых городах, в которых основная часть передвижений осуществляется пешком;
- в центрах крупных и крупнейших городов, где фокусируется общественная жизнь и
концентрируются значительные по размеру пешеходные потоки;
- в жилых районах, в пределах которых осуществляются основная часть культурно-
бытовых пешеходных передвижений, а также подавляющая часть передвижений
несамодеятельной группы населения (пенсионеры, дети).
Требования безопасности обуславливают необходимость изоляции друг от друга
пешеходных и транспортных передвижений в городе, т. е. разведения пешеходных и
транспортных потоков.
Существует 3 приема разведения пешеходных и транспортных потоков:
1. Временной (разведение
по времени: светофор,
регулировщик).
2. По вертикали
(подземные, надземные
переходы, транспортные
путепроводы,
пешеходные платформы
и т.п.).
3. Планировочный или
градостроительный
(разведение потоков в
плане с минимальным
пересечением).
Организация системы пешеходного движения в городе
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
Деятельности (ИСОГД) - систематизированный свод документированных сведений о
развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального
строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности
сведений (ранее использовался термин – градостроительный кадастр).
Целью ведения ИСОГД является обеспечение органов власти и местного самоуправления, физических и юридических лиц сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
ИСОГД включают в себя:
· сведения о градостроительной документации, геодезических и картографических
материалах, природных и техногенных условиях (инженерные изыскания);
· сведения об изъятии и о резервировании земельных участков для государственных или
муниципальных нужд (сервитуты);
· дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и др.
Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на
каждый земельный участок. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном
участке помещаются:
- · градостроительный план земельного участка;
- · результаты инженерных изысканий;
- · проектная документация;
- · заключение государственной экспертизы;
- · разрешение на строительство;
- · акт приемки объекта капитального строительства;
- · разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
- · иные документы и материалы.
Сведения ИСОГД являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений
ограниченного доступа. Ведение ИСОГД осуществляется органами местного самоуправления путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений. Документирование ИСОГД осуществляется на бумажных и электронных носителях.
Составил: Ерохин Г.П.
Перечень контрольных вопросов к экзамену по «Основам градостроительства».
Осень 2013 г.
- Возникновение и распространение городских форм расселения.
Возникновение и распространение городских форм расселения и городского образа
жизни следует рассматривать в контексте общего исторического процесса развития
человечества. Распространение сельского хозяйства вело к оседлости, появлению постоянных
поселений, возникновению первых государств (рис. 1). Первые крупные поселения - города
возникли более 5 тыс. лет назад в относительно густонаселенных сельскохозяйственных
районах Месопотамии и в долине р. Нил, а позднее — в долинах Инда (Западная Индия) и
Хуанхэ (Северный Китай). Уже к I тысячелетию до н. э. население наиболее крупных городов древних государств в
годы их подъема достигало 100 - 250 тыс. и более.
Города оказали серьезное влияние на жизнь средневекового общества, способствуя
развитию производства и транспорта, распространению товарно-денежных отношений,
укреплению государств. К XV в. самыми большими городами в Европе были Париж (275 тыс.
жителей), Милан и Брюгге (по 125 тыс.), Прага (95 тыс.), Новгород (50 тыс.), Лондон (45 тыс.),
Псков (35 тыс.), Москва (30 тыс.).
Бурный рост городов начался только в связи с быстрым промышленным развитием
Европы и был очевидным его следствием. На рубеже XVIII и XIX вв. крупнейшим городом
мира стал Лондон с населением 865 тыс., в Париже насчитывалось 550 тыс. жителей, в Москве
в 1812 г. — 251 тыс., в Петербурге — 300 тыс.
В начале XXI в. на Земле проживает 6,1 миллиардов людей, из них более 3 миллиардов
в городах (рис. 3). К 2030 г. население планеты, как предполагают специалисты, увеличится
еще на 2 миллиарда.
Глобальный исторический процесс развития человечества, неразрывно связан с
процессом возникновения, расцвета и упадка городов – сосредоточения культурной жизни,
цивилизации. Сам термин цивилизация во многих языках связан с понятиями город,
горожанин, гражданин и т.д.