Организация технического обслуживания и
Ремонта подвижного состава
Использование производственных возможностей АТП в значительной мере определяется уровнем технического состояния подвижного состава, которым оно располагает.
В процессе эксплуатации автомобили, прицепы и полуприцепы физически изнашиваются и теряют свою работоспособность. Для поддержания их в технически исправном состоянии требуются профилактические работы (ТО, проводимое в принудительном порядке) и ремонт, предусматривающий восстановление изношенных деталей, узлов и агрегатов или их замену новыми.
Для выполнения ТО и ремонта подвижного состава АТП могут создавать собственную производственную инфраструктуру, включающую материально-техническую базу и специальные подразделения. Однако такими возможностями располагают не все АТП. Большинство малых предприятий не располагают необходимой ремонтной базой, поэтому для поддержания принадлежащих им автотранспортных средств в технически исправном состоянии пользуются услугами автосервисных предприятий (фирм) или других транспортных предприятий, располагающих для этого необходимым оборудованием, производственными площадями и квалифицированной рабочей силой.
На комплексных АТП могут выполняться все виды ТО подвижного состава, текущие ремонты и при необходимости капитальные ремонты агрегатов. В каждом конкретном случае могут выполняться определенные виды ТО и ремонта исходя из имеющейся производственно-технической базы, а также с учетом экономической целесообразности их выполнения на данном предприятии. При этом АТП должно кооперировать свою работу по ТО и ремонту подвижного состава с другими автотранспортными, а также автообслуживающими и авторемонтными предприятиями.
Организацией работ по ТО и ремонту подвижного состава на АТП занимается техническая служба, которая располагает определенной производственной базой, ресурсами и производственными подразделениями, составляющими ее организационно-производственную структуру и осуществляющими:
• хранение и в ряде случаев заправку автомобилей;
• постовые работы ТО и текущего ремонта, производимые непосредственно на автомобиле;
• работы по восстановлению снятых с автомобиля неисправных агрегатов, узлов и деталей, выполняемые в специализированных цехах и участках;
• работы по обеспечению подготовки производства, запаса агрегатов, узлов и деталей на промежуточном и центральном складах, перегон автомобилей в производственных зонах и т.д.;
• работы по содержанию, реконструкции и техническому перевооружению производственно-технической базы;
• комплекс ТО и диагностирования, который объединяет исполнителей и бригады ЕО, ТО-l, ТО-2 и диагностирования;
• комплекс TP, в котором объединяются подразделения, выполняющие ремонтные работы непосредственно на автомобиле (постовые);
• комплекс ремонтных участков, в котором объединяются подразделения и исполнители, занятые восстановлением оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей.
Важнейшим показателем работы автопарка является коэффициент технической готовности, который определяется отношением времени пребывания автомобилей в технически исправном состоянии (готовом к эксплуатации) к общему бюджету времени нахождения автомобилей в хозяйстве. При неизменных эксплуатационных условиях (климатических, дорожных) коэффициент технической готовности зависит от среднесуточного пробега автомобиля и времени простоя автомобиля на постах ТО и ТР. Влияние времени простоя на коэффициент технической готовности повышается с увеличением среднесуточного пробега автомобилей.
Показателями качества технических воздействий являются межремонтный пробег и пробег до списания автомобилей, которые при неизменных конструктивных параметрах автомобиля зависят от качества проведения технических воздействий, а также число заявок на текущий ремонт, приходящихся на 1000 км пробега.
При оценке качества технических воздействий могут использоваться и такие показатели, как число опозданий выезда на линии и преждевременных возвратов автомобилей с линий из-за технических неисправностей за определенный период времени или на 1000 км пробега автомобилей.
Следует учесть, что перечисленные показатели зависят не только от качества проводимого ТО и ремонта подвижного состава, но и от условий эксплуатации, отношения водителя к автомобилю и его квалификации, поэтому при сравнении качества технических воздействий необходимо учитывать указанные факторы.
Выполнение работ по поддержанию подвижного состава в технически исправном состоянии требует значительных затрат, которые достигают 15—20% от общей суммы текущих затрат на перевозки. Эти затраты складываются из затрат на запасные части, ремонтные материалы, заработную плату ремонтных рабочих и др. Большое значение в этих условиях имеют определенные потребности в перечисленных затратах, что предусматривает расчет производственной программы по ТО и ремонту подвижного состава.