Особенности развития автомобильного транспорта в стране

Транспортная система страны

Транспортная система страны предназначена для обеспечения транспортных потребностей населения и экономики за счёт комплекса услуг и работ, выполняемых в сфере транспортной деятельности, и представлена следующими видами транспорта:

- автомобильным;

- железнодорожным;

- воздушным;

- водным;

- трубопроводным.

Автомобильный транспорт является связующим звеном и тесно взаимодействует с другими видами транспорта, а его клиентура составляет несколько миллионов человек.

В общем объёме работ всех видов транспорта на долю автомобильного приходится:

- на перевозках грузов – 74 - 83%;

- на перевозках пассажиров (без индивидуального легкового) – 51 – 56%;

- на туристических поездках – 39 – 40%.

Особенности развития автомобильного транспорта в стране

Развитие атомбильного транспорта в стране в настоящее время характеризуется следующими особенностями:

- сохранение за АТ ведущего положения в транспортном обслуживании экономики и населения;

- тенденция к увеличеню численности автопарка, главным образом за счёт автомобилей иностранного производства;

- значительный возраст и старение автопарка, отрицательно сказывающиеся на показателях использования;

- совершенствование и усложнение конструкции автомобилей, повышающие их эксплуатационные свойства;

- увеличение протяжённости сети автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твёрдым покрытием;

- изменение формы собственности и ликвидация вертикали государственного управления АТ;

- резкое увеличение численности перевозчиков за счёт малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время их около 400 тысяч);

- рост разномарочности и разновидности подвижного состава;

- увеличение негативного влияния АТ на население и окружаюшую среду;

- увеличение ресурсоёмкости АТ;

- отставание технического уровня отечественных автомобилей от зарубежных по многим показателям;

- недостаточное информационное обеспечениеАТ.

Классификация автотранспортных предприятий

В зависимости от назначения предприятия автомобильного транспорта разделяются на три типа:

- автотранспортные (автоэксплуатационные);

- автообслуживающие;

- авторемонтные.

Автотранспортные предприятия (АТП) являются наиболее распространённым типом предприятий автомобильного транспорта и служат для перевозки грузов и пассажиров.

В зависимости от вида перевозок АТП подразделяются на:

- грузовые;

- пассажирские (автобусные и легковые);

- смешанные (грузопассажирские);

- специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).

АТП также могут быть:

- комплексными;

- специализированными.

Комплексные АТП осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение, техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава, принадлежащего самому предприятию.

Специализированные АТП выполняют только перевозки пассажиров и грузов. Это малые предприятия, на которых создание своей ремонтной базы нерационально.

По ведомственной принадлежности АТП делятся на предприятия:

- общего пользования;

- ведомственные.

Предприятия общего пользования входят в систему Министерства транспорта и выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе для юридических и физических лиц.

Ведомственные АТП входят в состав отраслей нетранспортного назначения (строительства, промышленности и др.) и обслуживают предприятия и организации только той отрасли, в которую они входят.

Организация технического обслуживания и

Ремонта подвижного состава

Использование производственных возможностей АТП в зна­чительной мере определяется уровнем технического состояния подвижного состава, которым оно располагает.

В процессе эксплуатации автомобили, прицепы и полупри­цепы физически изнашиваются и теряют свою работоспособность. Для поддержания их в технически исправном состоянии требу­ются профилактические ра­боты (ТО, проводимое в принудительном порядке) и ремонт, пре­дусматривающий восстановление изношенных деталей, узлов и агрегатов или их замену новыми.

Для выполнения ТО и ремонта подвижного состава АТП мо­гут создавать собственную производственную инфраструктуру, включающую материально-техническую базу и специальные под­разделения. Однако такими возможностями располагают не все АТП. Большинство малых предприятий не располагают необхо­димой ремонтной базой, поэтому для поддержания принадлежа­щих им автотранспортных средств в технически исправном со­стоянии пользуются услугами автосервисных предприятий (фирм) или других транспортных предприятий, располагающих для этого необходимым оборудованием, производственными площадями и квалифицированной рабочей силой.

На комплексных АТП могут выполняться все виды ТО под­вижного состава, текущие ремонты и при необходимости капи­тальные ремонты агрегатов. В каждом конкретном случае могут выполняться определенные виды ТО и ремонта исходя из име­ющейся производственно-технической базы, а также с учетом эко­номической целесообразности их выполнения на данном предпри­ятии. При этом АТП должно кооперировать свою работу по ТО и ремонту подвижного состава с другими автотранспортными, а так­же автообслуживающими и авторемонтными предприятиями.

Организацией работ по ТО и ремонту подвижного состава на АТП занимается техническая служба, которая располагает опре­деленной производственной базой, ресурсами и производствен­ными подразделениями, составляющими ее организационно-производственную структуру и осуществляющими:

• хранение и в ряде случаев заправку автомобилей;

• постовые работы ТО и текущего ремонта, производимые непосредственно на автомобиле;

• работы по восстановлению снятых с автомобиля неисправ­ных агрегатов, узлов и деталей, выполняемые в специали­зированных цехах и участках;

• работы по обеспечению подготовки производства, запаса агрегатов, узлов и деталей на промежуточном и централь­ном складах, перегон автомобилей в производственных зонах и т.д.;

• работы по содержанию, реконструкции и техническому пе­ревооружению производственно-технической базы;

• комплекс ТО и диагностирования, который объединяет ис­полнителей и бригады ЕО, ТО-l, ТО-2 и диагностирова­ния;

• комплекс TP, в котором объединяются подразделения, вы­полняющие ремонтные работы непосредственно на авто­мобиле (постовые);

• комплекс ремонтных участков, в котором объединяются под­разделения и исполнители, занятые восстановлением обо­ротного фонда агрегатов, узлов и деталей.

Важнейшим показателем работы автопарка является коэффи­циент технической готовности, который определяется отноше­нием времени пребывания автомобилей в технически исправном состоянии (готовом к эксплуатации) к общему бюджету време­ни нахождения автомобилей в хозяйстве. При неизменных экс­плуатационных условиях (климатических, дорожных) коэффи­циент технической готовности зависит от среднесуточного про­бега автомобиля и времени простоя автомобиля на постах ТО и ТР. Влияние времени простоя на коэффициент технической го­товности повышается с увеличением среднесуточного пробега автомобилей.

Показателями качества технических воздействий являются межремонтный пробег и пробег до списания автомобилей, ко­торые при неизменных конструктивных параметрах автомобиля зависят от качества проведения технических воздействий, а так­же число заявок на текущий ремонт, приходящихся на 1000 км пробега.

При оценке качества технических воздействий могут исполь­зоваться и такие показатели, как число опозданий выезда на линии и преждевременных возвратов автомобилей с линий из-за тех­нических неисправностей за определенный период времени или на 1000 км пробега автомобилей.

Следует учесть, что перечисленные показатели зависят не только от качества проводимого ТО и ремонта подвижного со­става, но и от условий эксплуатации, отношения водителя к ав­томобилю и его квалификации, поэтому при сравнении качества технических воздействий необходимо учитывать указанные фак­торы.

Выполнение работ по поддержанию подвижного состава в технически исправном состоянии требует значительных затрат, которые достигают 15—20% от общей суммы текущих затрат на перевозки. Эти затраты складываются из затрат на запасные ча­сти, ремонтные материалы, заработную плату ремонтных рабо­чих и др. Большое значение в этих условиях имеют определен­ные потребности в перечисленных затратах, что предусматривает расчет производственной программы по ТО и ремонту подвиж­ного состава.

Автомобильного транспорта

При проведении работ по поддержанию подвижного состава в технически исправном состоянии в настоящее время могут найти применение поточный метод, метод специализированных бри­гад, комплексных бригад и агрегатно-участковый метод.

Поточный метод может найти применение при проведении ТО-l в крупных АТП. Он предусматривает выполнение ра­бот на поточной линии, которая состоит из специализирован­ных постов и рабочих мест, расположенных в технологической последовательности, для одновременного и непрерывного осу­ществления всего процесса ТО. Поточный метод в определен­ных условиях позволяет механизировать, а иногда и автомати­зировать процессы ТО, более интенсивно использовать техно­логическое оборудование, производственные площади, улучшить Условия и повысить производительность труда рабочих.

На линии ТО-l в результате предварительных расчетов уста­навливается четкая разбивка работ технологического процесса по операциям, постам и исполнителям. Эта разбивка предусматривает для каждого рабочего различный по характеру, но одинаковый по трудоемкости объем работ. Исходя из трудоемкости работ на каждом посту и принятого количества рабочих, определяют такт линии обслуживания, т.е. время между очередными передвиже­ниями автомобилей с поста на пост. Наиболее четко можно орга­низовать поточное производство ТО-l при обслуживании авто­мобилей одной марки, хотя не исключается возможность обслу­живания на потоке автомобилей разных марок, но одного типа (грузовых, легковых, автобусов). Исходя из номенклатуры вы­полняемых работ, на линии обслуживания должно быть не ме­нее трех специализированных постов: контрольно-крепежных, регулировочных и смазочных работ.

На АТП с меньшим количе­ством автомобилей целесообразно выполнять ТО-l на тупико­вых универсальных постах.

Метод специализированных бригад предусматривает формиро­вание производственных подразделений по признаку их техно­логической специализации по видам технических воздействий. Создаются бригады, на каждую из которых в зависимости от объемов работ планируется определенное количество рабочих необходимых специальностей. Специализация бригад по видам воздействий (ежедневное обслуживание (ЕО), ТО-l, ТО-2, ди­агностирование, TP, ремонт агрегатов) способствует повышению производительности труда рабочих за счет применения прогрес­сивных технологических процессов и механизации, повышения навыков и специализации исполнителей на выполнение закреп­ленной за ними ограниченной номенклатуры технологических операций.

При такой организации работ обеспечивается технологичес­кая однородность каждого участка (зоны), создаются предпосылки к эффективному оперативному управлению производством за счет маневра людьми, запасными частями, технологическим обору­дованием и инструментом, упрощаются учет и контроль за вы­полнением тех или иных видов технических воздействий.

Существенным недостатком данного метода организации производства является слабая персональная ответственность ис­полнителей за выполненные работы. В случае преждевре­менного отказа сложно проанализировать все причины, устано­вить конкретного виновника снижения надежности, так как аг­регат обслуживают и ремонтируют рабочие различных подразделений. Это приводит к значительному увеличению числа отказов и простоям автомобилей в ремонте. Эффективность дан­ного метода повышается при централизованном управлении производством и применении специальных систем управления качеством ТО и ремонта.

Метод комплексных бригад предусматривает формирование производственных подразделений по признаку их предметной специализации, т.е. закрепление за бригадой определенной группы автомобилей (например, автомобилей одной колонны, автомо­билей одной модели, прицепов и полуприцепов), по которым бригада проводит ТО-1, ТО-2 и ТР. Централизованно, как пра­вило, выполняются ЕО, диагностирование и ремонт агрегатов. Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями раз­личных специальностей (автослесарями, слесарями-регулиров­щиками, электриками, смазчиками) для выполнения закреплен­ных за бригадой работ.

Каждая бригада, как правило, имеет закрепленные за ней ра­бочие места, посты для ТО и ремонта, свое в основном универсальное технологическое оборудование и свои инструменты, запас оборотных агрегатов и запасных частей, т.е. происходит сокращение програм­мы и распыление материальных средств АТП, что усложняет орга­низацию производства ТО и ремонта автомобилей.

Сложности управления при этом методе объясняются труд­ностями маневрирования производственными мощностями и материальными ресурсами и регулирования загрузки отдельных исполнителей по различным комплексным бригадам.

Возникают ситуации, когда рабочие одной комплексной брига­ды перегружены, а другой — недогружены, но бригады не заинте­ресованы во взаимопомощи.

Однако существенным преимуществом этого метода являет­ся бригадная ответственность за качество проводимых работ по ТО и ТР.

Сущность агрегатно-участкового метода состоит в том, что все работы по ТО и ремонту подвижного состава АТП распределяются между производственными участками, ответственными за выполнение всех видов работ ТО и ТР одного или нескольких агрегатов (узлов, механизмов и систем) по всем автомобилям АТП. Отвественность за ТО и ТР при данной форме организации производства становится персональной.

Однако и этот метод не лишен недостатков, главный из которых – децентрализация производства.

В соответствии с выбранным методом выполнения ТО и ТР разрабатывается технологический процесс АТП и структура технической службы.

Транспортная система страны

Транспортная система страны предназначена для обеспечения транспортных потребностей населения и экономики за счёт комплекса услуг и работ, выполняемых в сфере транспортной деятельности, и представлена следующими видами транспорта:

- автомобильным;

- железнодорожным;

- воздушным;

- водным;

- трубопроводным.

Автомобильный транспорт является связующим звеном и тесно взаимодействует с другими видами транспорта, а его клиентура составляет несколько миллионов человек.

В общем объёме работ всех видов транспорта на долю автомобильного приходится:

- на перевозках грузов – 74 - 83%;

- на перевозках пассажиров (без индивидуального легкового) – 51 – 56%;

- на туристических поездках – 39 – 40%.

Особенности развития автомобильного транспорта в стране

Развитие атомбильного транспорта в стране в настоящее время характеризуется следующими особенностями:

- сохранение за АТ ведущего положения в транспортном обслуживании экономики и населения;

- тенденция к увеличеню численности автопарка, главным образом за счёт автомобилей иностранного производства;

- значительный возраст и старение автопарка, отрицательно сказывающиеся на показателях использования;

- совершенствование и усложнение конструкции автомобилей, повышающие их эксплуатационные свойства;

- увеличение протяжённости сети автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твёрдым покрытием;

- изменение формы собственности и ликвидация вертикали государственного управления АТ;

- резкое увеличение численности перевозчиков за счёт малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время их около 400 тысяч);

- рост разномарочности и разновидности подвижного состава;

- увеличение негативного влияния АТ на население и окружаюшую среду;

- увеличение ресурсоёмкости АТ;

- отставание технического уровня отечественных автомобилей от зарубежных по многим показателям;

- недостаточное информационное обеспечениеАТ.

Наши рекомендации