КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТ-х ДОРОГ. Установление размеров геометрических элементов дороги
Одним из основных условий выбора наиболее эффективных мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных качеств дороги является наличие надежных данных о размерах ее геометрических элементов.
Геометрические элементы плана и профиля измеряют геодезическими инструментами или с помощью аэрофотосъемки и ходовыми лабораториями.
Углы поворота и радиусы кривых в плане измеряют следующим упрощенным способом:
1. Определяют вершину угла поворота (ВУП) и измеряют теодолитом угол α.
2. Измеряют длину хорды b, стягивающей дугу окружности АС и стрелку z. По этим данным определяют радиус кривой по формуле
Значение радиуса кривой принимают как среднее из нескольких измерений. Хорду b рекомендуется принимать равной 20 м.
Найденное значение радиуса проверяют по биссектрисе Б при известном α:
Для измерения элементов плана и продольного профиля в ходовых лабораториях используют гироскопическое оборудование, которое достаточно точно регистрирует траекторию перемещения центра тяжести автомобиля в пространстве.
Существует два метода определения радиуса кривой в плане или вертикальной кривой, основанных на применении гироскопической аппаратуры. Первый метод заключается в определении соотношения угловой скорости ωи линейной скорости v. Мгновенное значение радиуса кривизны
При использовании ходовой лаборатории линейную скорость v определяют с помощью бесконтактного тахогенератора переменного трехфазного тока. Угловую скорость ω определяют гироскопическим датчиком угловой скорости.
Второй метод заключается в определении угла поворота продольной оси автомобиля γ в поперечной плоскости для кривых в плане и в вертикальной плоскости для вертикальных кривых. Этот угол является углом поворота трассы. Радиус кривой
где S – пройденный путь.
Универсальным методом является аэрофотосъемка. С помощью крупномасштабной аэрофотосъемки можно получить как характеристики транспортных потоков, так и размеры геометрических элементов, состояние проезжей части, обочин, съездов, пересечений и др.
Для определения расстояния видимости используют геодезические приборы: теодолит, дальномер и дальномерные насадки. При наличии чертежей плана и профиля расстояние видимости можно определить графоаналитическим способом.
Высоту насыпей , глубину выемок и крутизну откосов измеряют на каждом характерном участке. Из простейших приспособлений для определения уклонов обочин и откосов земляного полотна, а также продольных и поперечных уклонов дорожных покрытий используют угломерную линейку (типа КП-135) или другие подобные инструменты.
Для определения продольного уклона автомобильных дорог используют гироскопические датчики, направление измерительной оси которых в процессе обследования участка дороги остается горизонтальным.