КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТ-х ДОРОГ. Установление размеров геометрических элементов дороги

Одним из основных условий выбора наиболее эффективных мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных качеств дороги является наличие надежных данных о размерах ее геометрических элементов.

Геометрические элементы плана и профиля измеряют геодезическими инструментами или с помощью аэрофотосъемки и ходовыми лабораториями.

Углы поворота и радиусы кривых в плане измеряют следующим упрощенным способом:

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТ-х ДОРОГ. Установление размеров геометрических элементов дороги - student2.ru

1. Определяют вершину угла поворота (ВУП) и измеряют теодолитом угол α.

2. Измеряют длину хорды b, стягивающей дугу окружности АС и стрелку z. По этим данным определяют радиус кривой по формуле

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТ-х ДОРОГ. Установление размеров геометрических элементов дороги - student2.ru

Значение радиуса кривой принимают как среднее из нескольких измерений. Хорду b рекомендуется принимать равной 20 м.

Найденное значение радиуса проверяют по биссектрисе Б при известном α:

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТ-х ДОРОГ. Установление размеров геометрических элементов дороги - student2.ru

Для измерения элементов плана и продольного профиля в ходовых лабораториях используют гироскопическое оборудование, которое достаточно точно регистрирует траекторию перемещения центра тяжести автомобиля в пространстве.

Существует два метода определения радиуса кривой в плане или вертикальной кривой, основанных на применении гироскопической аппаратуры. Первый метод заключается в определении соотношения угловой скорости ωи линейной скорости v. Мгновенное значение радиуса кривизны

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТ-х ДОРОГ. Установление размеров геометрических элементов дороги - student2.ru

При использовании ходовой лаборатории линейную скорость v определяют с помощью бесконтактного тахогенератора переменного трехфазного тока. Угловую скорость ω определяют гироскопическим датчиком угловой скорости.

Второй метод заключается в определении угла поворота продольной оси автомобиля γ в поперечной плоскости для кривых в плане и в вертикальной плоскости для вертикальных кривых. Этот угол является углом поворота трассы. Радиус кривой

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТ-х ДОРОГ. Установление размеров геометрических элементов дороги - student2.ru

где S – пройденный путь.

Универсальным методом является аэрофотосъемка. С помощью крупномасштабной аэрофотосъемки можно получить как характеристики транспортных потоков, так и размеры геометрических элементов, состояние проезжей части, обочин, съездов, пересечений и др.

Для определения расстояния видимости используют геодезические приборы: теодолит, дальномер и дальномерные насадки. При наличии чертежей плана и профиля расстояние видимости можно определить графоаналитическим способом.

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТ-х ДОРОГ. Установление размеров геометрических элементов дороги - student2.ru

Высоту насыпей , глубину выемок и крутизну откосов измеряют на каждом характерном участке. Из простейших приспособлений для определения уклонов обочин и откосов земляного полотна, а также продольных и поперечных уклонов дорожных покрытий используют угломерную линейку (типа КП-135) или другие подобные инструменты.

Для определения продольного уклона автомобильных дорог используют гироскопические датчики, направление измерительной оси которых в процессе обследования участка дороги остается горизонтальным.

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ АВТ-х ДОРОГ. Установление размеров геометрических элементов дороги - student2.ru


Наши рекомендации