Пропускная способность автомобильных дорог
Методика расчета пропускной способности основана на использовании коэффициентов ее снижения. Для определения пропускной способности используют результаты измерения скоростей движения одиночных автомобилей и максимальную плотность потока. Пропускная способность определяется по формуле
P = ωαvсв qmax,
где ω – коэффициент, учитывающий загрузку движением встречной полосы;
α – коэффициент, зависящий от дорожных условий;
vсв – скорость движения одиночного автомобиля на рассматриваемом участке;
qmax – максимальная плотность потока, авт/км.
Коэффициенты снижения пропускной способности определяют по формуле
β = P/ Pmax,
где P – пропускная способность на рассматриваемом элементе;
Pmax – пропускная способность в особо благоприятных условиях.
Максимальная пропускная способность соответствует следующим дорожным условиям: прямолинейный участок дороги без пересечений, ширина полосы движения – 3,75 м; ширина обочины – 3 м; покрытие сухое с высокой ровностью и шероховатостью; транспортный поток состоит из легковых автомобилей; препятствия, снижающие скорость, отсутствуют; погодные условия – хорошие.
Пропускная способность в конкретных дорожных условиях –
Р = ВРmax,
где В – итоговый коэффициент снижения пропускной способности.
При расчетах рекомендуется исходить из следующих значений максимальной пропускной способности:
- 2200 авт/ч – двухполосные дороги (в оба направления);
- 4000 авт/ч – трехполосные дороги ((в оба направления);
1800 авт/ч – 4 и более полосы движения (по одной полосе).
Приведенные значения Рmax являются средними.
Итоговый коэффициент снижения пропускной способности определяется
В = β1 β2 …. Β13,
где β1 β2 …. Β13 – частные коэффициенты, которые отражают влияние следующих факторов:
β1– ширину полосы движения;
β2– наличие бокового препятствия;
β3 – количество грузовых автомобилей;
β4 – величину продольного уклона;
β5 – расстояние видимости;
β6 – радиуса кривых в плане;
β7 – скорости;
β8 – типа пересечения;
β9 – состояния обочины;
β10 – типа дорожного покрытия;
β11 – типа сооружения для обслуживания проезжающих;
β12 – вида разметки проезжей части;
β13 – вида дорожных знаков.
Пропускная способность в фактическом количестве автомобилей равна
Рф = Р(p1k1 + p2k2 + … + pnkn),
где p1, p2,… pn – доля автомобилей отдельных видов или типов в общем транспортном потоке;
k1 ,k2 , … kn – коэффициенты приведения различных типов автомобилей к легковым (ТКП).
Для расчета пропускной способности трехполосных автодорог используется формула
Р = 2,4α αv αN vсв qmax,
где α – коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий на пропускную способность;
αv – коэффициент, учитывающий влияние длины перегона между пересечениями на снижение скорости движения;
αN – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения интенсивности движения по направлениям на степень загруженности средней полосы;
vсв – скорость движения одиночного автомобиля на рассматриваемом участке;
qmax – максимальная плотность потока по одной полосе движения, авт/км.
Пропускная способность полосы движения на мосту, расположенном в плане на прямой, а в профиле на уклоне до 10‰ –
Рм = 420 + 43Г – 2,285L + 0,257ГL,
где Г и L – габарит и длина моста соответственно, м.
Пропускная способность автодороги в пределах населенного пункта –
Рнп = (1968,8 –487,5L + 11,2l + 7,5lL)K1 K2,
где L – длина участка дороги в пределах населенного пункта, км;
l – расстояние от кромки проезжей части до линии застройки (5 – 25 км);
К1– коэффициент, учитывающий влияние пешеходного движении (1 – 0,6);
К2– коэффициент, учитывающий влияние стоянки у пункта обслуживания (1 – 0,6).
Для оперативной оценки пропускной способности на двухполосной дороге используется формула
Р = 413 + 27b – 4,07i + 0,065R + 434,6pл,
где b – ширина проезжей части;
i– продольный уклон, ‰;
R – радиус кривой в плане;
pл – доля легковых автомобилей в составе движения в долях единицы.
Результаты определения пропускной способности оформляются в виде линейного графика пропускной способности и уровней загрузки отдельных участков дороги. При этом учитывается, что каждый элемент дороги, вызывающий снижение пропускной способности, имеет зону влияния, в пределах которой происходит изменение режима движения.
Линейные графики пропускной способности и коэффициенты загрузки движения дают объективную характеристику транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Поэтому службы эксплуатации должны иметь такие графики, чтобы обоснованно выбирать вид и очередность мероприятий по поддержанию высоких транспортных качеств дороги