Пропускная способность автомобильных дорог

Методика расчета пропускной способности основана на использовании коэффициентов ее снижения. Для определения пропускной способности используют результаты измерения скоростей движения одиночных автомобилей и максимальную плотность потока. Пропускная способность определяется по формуле

P = ωαvсв qmax,

где ω – коэффициент, учитывающий загрузку движением встречной полосы;

α – коэффициент, зависящий от дорожных условий;

vсв – скорость движения одиночного автомобиля на рассматриваемом участке;

qmax – максимальная плотность потока, авт/км.

Коэффициенты снижения пропускной способности определяют по формуле

β = P/ Pmax,

где P – пропускная способность на рассматриваемом элементе;

Pmax – пропускная способность в особо благоприятных условиях.

Максимальная пропускная способность соответствует следующим дорожным условиям: прямолинейный участок дороги без пересечений, ширина полосы движения – 3,75 м; ширина обочины – 3 м; покрытие сухое с высокой ровностью и шероховатостью; транспортный поток состоит из легковых автомобилей; препятствия, снижающие скорость, отсутствуют; погодные условия – хорошие.

Пропускная способность в конкретных дорожных условиях –

Р = ВРmax,

где В – итоговый коэффициент снижения пропускной способности.

При расчетах рекомендуется исходить из следующих значений максимальной пропускной способности:

- 2200 авт/ч – двухполосные дороги (в оба направления);

- 4000 авт/ч – трехполосные дороги ((в оба направления);

1800 авт/ч – 4 и более полосы движения (по одной полосе).

Приведенные значения Рmax являются средними.

Итоговый коэффициент снижения пропускной способности определяется

В = β1 β2 …. Β13,

где β1 β2 …. Β13 – частные коэффициенты, которые отражают влияние следующих факторов:

β1– ширину полосы движения;

β2– наличие бокового препятствия;

β3 – количество грузовых автомобилей;

β4 – величину продольного уклона;

β5 – расстояние видимости;

β6 – радиуса кривых в плане;

β7 – скорости;

β8 – типа пересечения;

β9 – состояния обочины;

β10 – типа дорожного покрытия;

β11 – типа сооружения для обслуживания проезжающих;

β12 – вида разметки проезжей части;

β13 – вида дорожных знаков.

Пропускная способность в фактическом количестве автомобилей равна

Рф = Р(p1k1 + p2k2 + … + pnkn),

где p1, p2,… pn – доля автомобилей отдельных видов или типов в общем транспортном потоке;

k1 ,k2 , … kn – коэффициенты приведения различных типов автомобилей к легковым (ТКП).

Для расчета пропускной способности трехполосных автодорог используется формула

Р = 2,4α αv αN vсв qmax,

где α – коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий на пропускную способность;

αv – коэффициент, учитывающий влияние длины перегона между пересечениями на снижение скорости движения;

αN – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения интенсивности движения по направлениям на степень загруженности средней полосы;

vсв – скорость движения одиночного автомобиля на рассматриваемом участке;

qmax – максимальная плотность потока по одной полосе движения, авт/км.

Пропускная способность полосы движения на мосту, расположенном в плане на прямой, а в профиле на уклоне до 10‰ –

Рм = 420 + 43Г – 2,285L + 0,257ГL,

где Г и L – габарит и длина моста соответственно, м.

Пропускная способность автодороги в пределах населенного пункта –

Рнп = (1968,8 –487,5L + 11,2l + 7,5lL)K1 K2,

где L – длина участка дороги в пределах населенного пункта, км;

l – расстояние от кромки проезжей части до линии застройки (5 – 25 км);

К1– коэффициент, учитывающий влияние пешеходного движении (1 – 0,6);

К2– коэффициент, учитывающий влияние стоянки у пункта обслуживания (1 – 0,6).

Для оперативной оценки пропускной способности на двухполосной дороге используется формула

Р = 413 + 27b – 4,07i + 0,065R + 434,6pл,

где b – ширина проезжей части;

i– продольный уклон, ‰;

R – радиус кривой в плане;

pл – доля легковых автомобилей в составе движения в долях единицы.

Результаты определения пропускной способности оформляются в виде линейного графика пропускной способности и уровней загрузки отдельных участков дороги. При этом учитывается, что каждый элемент дороги, вызывающий снижение пропускной способности, имеет зону влияния, в пределах которой происходит изменение режима движения.

Линейные графики пропускной способности и коэффициенты загрузки движения дают объективную характеристику транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Поэтому службы эксплуатации должны иметь такие графики, чтобы обоснованно выбирать вид и очередность мероприятий по поддержанию высоких транспортных качеств дороги



Наши рекомендации