Нормирование продольных уклонов
Величина продольного уклона влияет на стоимость строительства дороги и на эксплуатационные показатели автомобильного транспорта, такие как скорость движения, расход топлива и использование грузоподъемности автомобилей. Приведем график зависимости строительной стоимости и эксплуатационных расходов от величины уклона.
1. Строительные затраты; 2. Текущие затраты за срок окупаемости; 3. Приведенные затраты. |
Оптимальное значение продольного уклона соответствует минимуму приведенных затрат.
В ТКП установлены следующие максимально-допустимые продольные уклоны при разных расчетных скоростях.
Расчетная скорость, км/ч | |||||
Продольный уклон, о/оо |
Увеличение продольных уклонов оправдывается лишь в горной местности на участках с особо крутыми склонами, где скорости по всей дороге невелики.
Вертикальные кривые
Для обеспечения видимости на автодорогах и плавности движения в переломы продольного профиля вписываются вертикальные кривые. Вертикальные кривые на автодорогах описывают по квадратной параболе с уравнением
,
где R – радиус кривизны в начале координат, расположенном в вершине кривой. Знак «+» соответствует выпуклым кривым, знак «– » – вогнутым.
В связи с большими радиусами вертикальных кривых на автодорогах абсциссу х можно принимать без сколько-нибудь ощутимых погрешностей, равной длине участка кривой l.
Минимальный радиус выпуклой вертикальной кривой назначается из обеспечения видимости на автодорогах.
Пустьh1 – возвышение глаза водителя над поверхностью дороги;
h2– возвышение препятствия, видимость которого должна быть обеспечена;
Sр – расчетное расстояние видимости по первой группе схем.
Sр = l1 +l2; ; ; ; ;
;
.
Для случая встречи двух однотипных автомобилей (h1 = h2 ) –
.
При расчете на видимость поверхности дороги (h2 =0)
.
Вогнутые вертикальные кривые неудобны для движения в ночное время, так как свет фар освещает поверхность покрытия на расстоянии, меньшем расчетной видимости. Поэтому минимальный радиус вогнутых кривых назначается из условия обеспечения видимости в ночное время.
При угле распространения пучка лучей фар в вертикальной плоскости α верхняя граница освещенного участка проезжей части возвышается над началом координат на высоту
H = hф + S sinα/2,
где hф – возвышение центра фары над поверхностью дороги;
S – расчетное расстояние видимости.
; H = hф + Sр sinα/2; тогда hф + Sр sinα/2 = , откуда
.
В ТКП приводятся рекомендуемые значения этих радиусов.
Нанесение проектной линии
Проектирование продольного профиля – это установление положения поверхности дороги в отношении поверхности земли. При проектировании должны соблюдаться следующие требования:
· Отвод воды от земляного полотна;
· Отсутствие пилообразности проектной линии:
· Прохождение дороги через контрольные точки.
Возможны два метода нанесения проектной линии: обертывающая и секущая проектировки. По обертывающей проектировке проектная линия по возможности параллельна поверхности земли, при этом необходимо обеспечить нормальный водно-тепловой режим земляного полотна (рисунок а). В условиях холмистого, сильно пересеченного рельефа более
рациональна проектная линия, нанесенная как секущая со срезкой холмов выемками и использованием грунта из них для отсыпки насыпей в пониженных местах (рисунок б).
Нанесение проектной линии на продольном профиле трассы начинают с обозначения контрольных высотных точек и установления необходимых возвышений низа дорожной одежды на разных участках в зависимости от грунтовых и гидрологических условий.