Основные транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог
Применяемые транспортно-эксплуатационные показатели характеризуются следующими коэффициентами:
- коэффициент службы дороги
где - соответственно фактическая и расчетная скорость движения, км/ч;
- коэффициент проезжаемости
где - соответственно фактическое и расчетное (допустимое) показание толчкомера, см/км;
- коэффициент скользкости дорожного покрытия
где - соответственно фактический и расчетный (допустимый) коэффициент сцеп ления дорожного покрытия;
- коэффициент изношенности дорожного покрытия
где h, Hо – соответственно средний и допустимый износ дорожного покрытия, мм/год;
- коэффициент прочности дорожного покрытия
где Еф, Ер – соответственно фактический и расчетный модуль упругости дорожного покрытия, МПа;
- коэффициент безопасности
где Кбез.ф, Кбез.р – соответственно фактическое и допустимое значение коэффициента безопасности;
- коэффициент аварийности
где Кав.ф, Кав.р – соответственно фактическое и допустимое значение коэффициента аварийности;
- стоимостной коэффициент аварийности
где Кст.ф, Кст.р – соответственно фактическое и допустимое значение стоимостного коэффициента аварийности;
- коэффициент обслуживания подвижного состава
где Тф, Тр – соответственно фактическая и расчетная пропускная способность сооружений по обслуживанию транспортных средств (станций технического обслуживания, заправочных, мастерских) в расчете на 1000 км дороги;
- коэффициент обеспечения транспортных средств топливом
где Зф, Зр – соответственно фактическое и расчетное число сооружений по обеспечению транспортных средств топливом в расчете на 1000 км дороги;
- коэффициент интенсивности движения
где Nф, Nр – соответственно фактическая и расчетная (для данной категории дороги) интенсивность движения, авт/сут;
- коэффициент загрузки дороги движением
где Zф, Zр – соответственно фактическое и допустимое значение коэффициента загрузки дороги движением;
- коэффициент времени сообщения
где tф, tр – соответственно фактическая и расчетная продолжительность движения на рассматриваемом маршруте, ч;
- коэффициент обеспечения пассажиров автобусов местами для ожидания
где aф, aр – соответственно фактическое и требуемое число павильонов и станций для ожидания пассажирами автобусов на 1000 км дороги;
- коэффициент обслуживания пассажиров дальнего следования
где Пф, Пр – соответственно фактическое и расчетное число пассажиров, водителей и сопровождающего персонала, проезжающего по дороге в сутки;
- коэффициент обеспечения площадками для стоянок и отдыха
где Оф, Ор – соответственно фактическая и расчетная пропускная способность в сутки бытовых устройств для принятия пищи и отдыха в расчете на 1000 км дороги;
- коэффициент санитарно-гигиенического обслуживания
где Cф, Cр – соответственно фактическая и расчетная пропускная способность санитарно-гигиенических устройств (туалетов, душевых) из расчета на 1000 км дороги.
Перечисленные показатели позволяют проводить всестороннюю оценку транспортно-эксплуатационных качеств дорог и разрабатывать мероприятия по их улучшению.
6 Элементы плана
Строительству дороги по кратчайшему направлению препятствуют рельеф местности, водные преграды, н.п. и др. препятствия. Существуют контурные и высотные препятствия.
Контурные – болота, заповедники, н.п., озера и т.д.
Высотные – горы, возвышенности, овраги.
Удлинение дороги характеризуется коэффициентом развития линии λ.
λ = Lф/Lо,
где Lф – фактическая длина дороги;
Lо –длина дороги по геодезической линии.
Ось дороги, проложенная на карте в горизонталях или непосредственно на местности называется трассой. План – это проекция трассы на горизонтальную плоскость.
В простейшем случае трассирования дороги прямыми и дугами окружности каждое изменение направления трассы определяется углами поворота, в которые вписываются кривые.
Кривые имеют следующие геометрические элементы:
1) угол α ( на профильных схемах – У);
2) радиус R ( на профильных схемах – Р);
3) длина кривой К;
4) тангенс Т;
5) биссектриса Б;
6) домер Д.
Для удобства определения длин кривых и разбивки их на местности используют специальные таблицы. При их отсутствии указанные элементы определяют по формулам:
Т = Rtg α/2; К= R(П αо/180о); Б= R(sec α/2 – 1); Д = 2Т – К.