Помещения инженерного обеспечения и служб эксплуатации.

Наряду с помещениями хранения автомобилей, моек, постов ТО и ТР, в комплекс гаража - стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, обязательно должны быть включены группы помещений, состав и размер которых определяются заданием на проектирование в зависимости от типа и вместимости автостоянки:

- технические помещения для инженерного оборудования;

- помещение для дежурного персонала и административные помещения;

- помещение хранения пожарного инвентаря, помещение уборочного инвентаря.

В состав технических помещений для инженерного оборудования входят:

- вентиляционные камеры;

- насосная станция пожаротушения;

- узел ввода водопровода;

- автоматическая насосная станция для откачки воды при тушении пожара, удаление грунтовых вод и других протечек;

- помещение энергоснабжения;

- тепловой пункт.

Вентиляционные камеры необходимо предусматривать в закрытых надземных и подземных гаражах - стоянках и в открытых гаражах - стоянках шириной более 72,0 м.

Насосная станция пожаротушения обязательно должна располагаться у наружной стены с устройством обязательного выхода непосредственно наружу на первом этаже надземного и не ниже верхнего этажа подземного гаража - стоянки. Насосная станция пожаротушения может быть сблокирована с узлами ввода водопровода и автоматической насосной станцией для откачки воды при тушении пожара. Эти помещения должны быть отапливаемыми. Автоматическая насосная станция откачки воды при тушении пожара в подземном гараже - стоянке может размещаться на нижнем этаже.

Помещение энергоснабжения обычно располагают у наружной стены в месте ввода на первом этаже надземного и на верхнем этаже подземного гаража - стоянки.

Тепловой пункт необходимо устраивать в закрытых отапливаемых гаражах - стоянках, а также в закрытых не отапливаемых и открытых, если нет разрешения на отопление ряда помещений электричеством. Тепловой пункт размещают у наружной стены здания в месте ввода теплосети на первом этаже надземного и на верхнем этаже подземного гаража - стоянки.

В состав помещений обслуживающего персонала должны входить:

- контрольно-пропускные пункты, если они находятся в здании гаража - стоянки;

- помещение дежурного;

- санитарно-бытовые;

- административные.

Количество контрольно-пропускных пунктов, в здании гаража зависит от числа въездов - выездов, их состав и площади не нормируются.

В помещении дежурного размещается диспетчерский пульт управления системами противопожарной защиты гаража - стоянки. В надземных гаражах помещение дежурного должно располагаться на первом этаже. В подземном - не ниже верхнего этажа и иметь выход непосредственно наружу или на лестничную клетку, ведущую наружу. Помещение должно отапливаться и иметь санитарный узел.

При проектировании административных и санитарно-бытовых помещений гаражей - стоянок должны соблюдаться требования СНиП 2.09.04-84 и ВСН 01-89. В состав санитарно-бытовых помещений входят: гардеробные, душевые (при размещении в здании постов мойки, ТО и ТР), умывальные, уборные. Санитарно-бытовые помещения проектируют в зависимости от групп производственных процессов, определяемых согласно таблице 6 СНиП 2.03.04-87.

В таблице 13 приведены состав и численность производственного персонала гаража - стоянки (на примере автостоянки на 422 машино-места ГСК «Каскад» в г. Москве).

Таблица 13

Состав и численность производственного персонала.

№ № п/п Категория работающих Группа производственного процесса Численность Примечание
Всего (штатная) Явочная
Всего В том числе по сменам
м ж м ж м ж м ж м ж
1. Председатель ГСК - - - - - - -  
2. Кассир - администратор - - - - - - -  
3. Вахтер - -  
4. Мойщик автомобилей - - - - - -  
5. Уборщик помещений 1Б, 2В 1* - - - - - - - По совместительству обслуживает очистные сооружения
6. Дежурный электрик 1* - - - - - - - По совместительству.
7. Дежурный слесарь - сантехник 1* - - - - - - - По совместительству.
  Итого:       3 человека по совместительству.

Обслуживание и ремонт технологического и инженерного оборудования, сетей и коммуникаций (отопление, водопровод, освещение и т.д.) выполняются дежурным персоналом, работающим по совместительству.

При списочном составе работающих менее 50 человек допускается предусматривать общие гардеробные для всех работающих, независимо от групп производственных процессов. Площадь гардеробных помещений гаража - стоянки принимается из расчета 0,1 м2 на человека, но не менее 4,0 м2. Санитарно-бытовые помещения размещаются на первых этажах многоэтажных гаражей - стоянок в непосредственной близости от помещений постов мойки, ТО и ТР.

Состав административных помещений гаража - стоянки не нормируется и определяется заданием на проектирование. Они размещаются, как правило, на первом этаже. Площадь административных помещений следует принимать из расчета не менее 4 м2 на одного работающего. В административных помещениях рекомендуется предусматривать естественное освещение.

Для проведения механизированной уборки помещений гаража - стоянки необходимо выделение помещений хранения уборочного инвентаря. В соответствии с технологическим заданием на проектирование эти помещения размещаются на каждом этаже (ярусе) зон хранения. Площадь их не нормируется. Как правило, помещения для уборочного инвентаря размещают на участках этажей, которые не могут быть использованы для размещения мест хранения автомобилей.

В составе подсобных помещений гаража - стоянки необходимо предусматривать помещение хранения пожарного инвентаря, которое размещается на первом этаже здания с непосредственным выходом наружу.

4. Основные противопожарные требования.

По пожароопасности здания гаражей - стоянок относятся к категории В1.

Степень огнестойкости для закрытых и открытых гаражей - стоянок предусматривается:

- подземные, независимо от этажности - не менее I;

- надземные многоэтажные - не менее II.

Площадь этажа и этажность гаража - стоянки в пределах пожарного отсека принимают:

- в подземных I степени огнестойкости - не более 3000 м2, 5 этажей;

- в надземных закрытых I и II степени огнестойкости - не более 5200 м2, 9 этажей;

- в надземных открытых I и II степени огнестойкости - не более 4000 м2, 9 этажей.

Противопожарные отсеки в соответствии с п. 2.21 МГСН 5.01-94* должны быть отделены противопожарными стенами I типа с пределом огнестойкости 2,5 часа. Проемы в противопожарных стенах и перегородках следует, защищать противопожарными воротами, дверьми (по СНиП 2.01.02-85*).

При разработке объемно-планировочного решения гаража - стоянки из каждого пожарного отсека предусматривается не менее двух выездов для автомобилей на закрытые или открытые рампы. Один из выездов может быть организован через смежный пожарный отсек. Если на этаже гаража - стоянки устанавливается 70 и менее автомобилей, достаточно устраивать выезд на одну рампу, а при 30 и менее - рампу можно заменить грузовым лифтом.

При формировании объемно-планировочного решения необходимо выполнение требования безопасной эвакуации людей при пожаре. Для этого из каждого этажа зоны хранения предусматривается не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов наружу, в лестничную клетку или изолированную рампу. Расстояние между эвакуационными выходами принимается в соответствии с п. 2.24 МГСН 5.01-94*. В подземных гаражах - стоянках оно должно быть не более 80 метров. При этом до ближайшего эвакуационного выхода расстояние не должно превышать 40 метров. В надземном гараже - стоянке - соответственно 120 и 60 метров. Максимальное расстояние до ближайшего эвакуационного выхода в тупиковой части помещения составляет 25 метров в обоих случаях.

В качестве эвакуационного выхода в открытых гаражах - стоянках разрешается использовать проход по полурампе на полуэтаж к лестничной клетке. При этом ширина пешеходного тротуара, который поднимается над плоскостью проезжей части рампы, принимается не менее 80 см. Вдоль тротуара устраивается колесоотбой.

Конструкции лестничных клеток, шахт лифтов и рамп в гаражах - стоянках всех типов должны соответствовать I или II степени огнестойкости (СНиП 2.01.02-85*).

Если в здании гаража - стоянки размещаются помещения, не входящие в его комплекс, то, в соответствии с п. 2.16 МГСН 5.01-94*, сообщение между автостоянкой и этими помещениями осуществляется через тамбур - шлюзы с подпором воздуха при пожаре и дренчерными завесами над проемом со стороны автостоянки (СНиП 2.04.09-84).

Степень огнестойкости несущих и ограждающих конструкций гаража - стоянки, встроенного в здание другого назначения, принимается не менее степени огнестойкости основного здания. Помещения встроенной автостоянки отделяются от помещений основного здания противопожарными стенами I типа и перегородками с пределом огнестойкости не менее 2,5 часа (п. 2.9 МГСН 5.01-94*).

Пристроенные гаражи - стоянки всех типов отделяют от здания другого назначения противопожарными стенами I типа с пределом огнестойкости 2,5 часа.

Автоматизированные гаражи - стоянки могут иметь вместимость до 30 машино-мест. При большей вместимости они должны компоноваться из нескольких блоков, разделенных противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа при надземном и 2,5 часа при подземном размещении.

Наши рекомендации