Применение различных типов гаражей - стоянок.
Выбор типа гаража - стоянки в условиях крупного города связан с необходимостью учета разнообразных, иногда противоречивых требований: градостроительных, транспортных, санитарно - гигиенических, эксплуатационных и экономических.
При выборе типа гаража - стоянки, как указывалось выше, целесообразно проведение маркетингового анализа потребности в местах хранения, покупательной способности жителей и характеристики имеющегося в наличии парка индивидуальных легковых автомобилей.
Опыт показывает, что наиболее востребованы сегодня следующие типы многоэтажных гаражей - стоянок:
- надземные открытые рамповые с манежным хранением;
- надземные закрытые отапливаемые или неотапливаемые рамповые с манежным хранением;
- закрытые отапливаемые или не отапливаемые рамповые с боксовым хранением;
- подземные различной этажности;
- комбинированные;
Реже, несмотря на их экономичность, строят «скатные стоянки». Не нашли достаточно широкого применения полностью механизированные и автоматизированные гаражи - стоянки.
Наиболее дешевыми из перечисленных выше типов многоэтажных рамповых гаражей - стоянок являются открытые со смещенными на высоту половины этажа перекрытиями и полурампами (аппарелями).
Практика показывает, что, с точки зрения реализации, наиболее эффективны комбинированные решения многоэтажных гаражей - стоянок, в которых совмещаются боксовые и манежные, отапливаемые и не отапливаемые зоны хранения. Наиболее рационально совмещение разных по указанным характеристикам зон хранения по вертикали, например:
- подземный этаж (или этажи) - отапливаемый, манежный;
- 1 - 2 этажи - отапливаемые, боксовые;
- 3 - 5 этажи - закрытые, не отапливаемые, боксовые;
- 5 этаж и выше - открытые, манежные.
В этом случае в одном здании гаража - стоянки возможно обеспечение различных условий хранения в зависимости от желания и финансовых возможностей жителей близлежащего жилого района.
Наряду с перечисленным выше, актуально строительство:
- дворовых мини - гаражей, как правило, подземных, подземно-надземных и надземных двухэтажных;
- надстраиваемых двух или многоэтажных гаражей - стоянок над открытыми автостоянками и одноэтажными боксовыми гаражами;
- подземных двух и многоэтажных гаражей - стоянок под площадями, транспортными развязками, мостами, транспортными магистралями;
- встроенных гаражей - стоянок в объекты другого назначения.
2. Генеральный план.
Размещение здания гаража - стоянки на отведенном участке и проектирование генерального плана основаны на решении следующих основных задач:
- максимальное использование участка в пределах землеотвода;
- учет градостроительной ситуации района строительства;
- рациональная организация въездов и выездов на территорию с учетом схемы движения городского транспорта на прилегающих улицах и проездах;
- учет планировочных ограничений и санитарно-гигиенических разрывов;
- организация рельефа участка, способствующая сбору и очистке поверхностного стока;
- благоустройство и озеленение отведенной территории.
Эффективность проектного решения генерального плана определяется значением коэффициента использования К3, характеризуемого отношением площади застройки здания к общей площади отведенного под строительство участка. Увеличение численного значения указанного коэффициента свидетельствует о рациональном использовании территории.
При размещении здания гаража - стоянки в пределах землеотвода необходимо учитывать требования действующих нормативных документов, регламентирующих расстояния от проектируемого здания до объектов окружающей застройки (Таблица 1. Приложение 3. МГСН 1.01-97). Основные нормативные расстояния приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объекты, до которых исчисляется расстояние | Расстояние, м | |||||
Открытые автостоянки для хранения легковых автомобилей вместимостью, машино-мест | Надземные и комбинированные гаражи - стоянки рампового типа | |||||
10 и менее | 11 ÷ 50 | 51 ÷ 100 | 101 ÷ 300 | свыше 300 | ||
Фасады жилых домов | устанавливается по согласованию с органами государственного санитарного надзора | |||||
Торцы жилых домов | Не лимитируется при устройстве гаража в габаритах здания и обеспечении вибро- и шумозащиты | |||||
Торцы жилых домов с окнами | ||||||
Школы, детские учреждения | * | |||||
Лечебные учреждения стационарного типа | * | * | * |
* - устанавливается по согласованию с органами государственного санитарного надзора.
Расстояния от гаражей стоянок и открытых автостоянок принимать:
- до границ участков школ, детских учреждений, лечебно-профилактических учреждений стационарного типа;
- до окон жилых домов.
Указанные расстояния допускается сокращать на 25 % при соблюдении следующих требований: отсутствие в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых домов.
На жилой территории не допускается размещение многоэтажных гаражей - стоянок без наружного ограждения. Расстояние от многоэтажных гаражей - стоянок без наружного ограждения до других объектов принимаются как для открытых площадок.
Въезды в подземные гаражи - стоянки и выезды из них, а также вытяжные оголовки вентиляционных шахт должны быть удалены: от окон жилых домов, общественных зданий и участков школ, детских яслей - садов и лечебных учреждений не менее чем на 15 метров. Расстояния от въездов и выездов до стен жилых домов и общественных зданий без оконных и дверных проемов не лимитируются.
К планировочным ограничениям, учитываемым при разработке генерального плана, относятся расстояния от здания гаража - стоянки до проходящих по территории трасс подземных коммуникаций, размеры которых определяются по действующим нормативным документам и уточняются при согласовании землеотвода владельцами подземных сетей.
Организация генерального плана должна предусматривать устройство не менее двух рассредоточенных въездов и пожарного проезда, обеспечивающего беспрепятственный доступ передвижных средств пожарной техники к зданию, а также наличие пожарных гидрантов (3 струи) на расстояние не более 150 метров от возможной точки возникновения пожара.
Удобство и безопасность эксплуатации гаража - стоянки с учетом режима использования в значительной степени зависят от рациональной организации въездов и выездов автомобилей на территорию и в здание. Их число и размещение по отношению к ближайшим городским улицам и необходимость устройства накопительной площадки определяются согласно архитектурно-планировочному заданию с учетом градостроительной ситуации и транспортной схемы в районе строительства, а также требований нормативных документов.
Для малых по вместимости гаражей - стоянок (до 100 м/м) возможно устройство одного выезда с территории, для средних и крупных (более 100 и более 500 включительно) предусматривается не менее двух въездов - выездов.
С точки зрения режима использования, гаражи - стоянки постоянного хранения характеризуются ярко выраженными пиками интенсивности въездов и выездов автомобилей в утренние и вечерние часы. В гаражах - стоянках кратковременного хранения въезды и выезды относительно равномерно распределены в течение всего дня. В последние годы в г. Москве, в связи с ростом парка легковых автомобилей, резко повысилась интенсивность эксплуатации гаражей - стоянок, в том числе, в зимнее время года.
В таблице 2 приведены ориентировочные показатели режимов въездов - выездов для гаражей - стоянок постоянного и временного хранения автомобилей (Таблица 5. Пособие к МГСН 5.01-94*. Выпуск 1).
Показатели режимов въездов - выездов.
Таблица 2
Показатели | Гаражи - стоянки | |||
Постоянного хранения | Кратковременного хранения | |||
Отдельно стоящие | Встроенные под жилыми зданиями | При офисах | Общего назначения | |
Общее количество выездов автомобилей в час пик в % от общего количества машино-мест. | ||||
То же одновременно въездов. | - | |||
Общее количество выездов автомобилей в час пик в % от общего количества машино-мест в стоянке в холодный период года (при отрицательных температурах). | ||||
То же одновременно въездов. | - | |||
Общий разбор автомобилей в наиболее напряженные сутки в % от общего количества машино-мест в стоянке. |
Въезды и выезды с территории или непосредственно из зданий гаража - стоянки должны обеспечиваться хорошим обзором и располагаться так, чтобы все маневры автомобилей осуществлялись без создания помех пешеходам и движению транспорта на прилегающей улице.
В целях улучшения контроля въезд рекомендуется устраивать рядом с выездом.
Въездная и выездная полосы должны иметь ширину не менее 3 м. На кривых участках ширина полосы увеличивается до 3,5 м.
Количество въездных и выездных полос определяется по пропускной способности контрольного пункта, которая составляет:
- при ручном контроле - на въезде - до 500 авт./час;
- на выезде - до 400 авт./час;
- при автоматическом контроле - на въезде - до 450 авт./час;
- на выезде - до 360 авт./час;
- при кассовой оплате при въезде - до 200 авт./час.
Общее количество полос на въезде и выезде рекомендуется не менее двух.
Проем ворот для въезда и выезда автомобилей на территорию и в здание следует принимать с учетом следующих габаритов приближения:
- превышение наибольшей ширины автомобиля при проезде перпендикулярно к плоскости ворот | - 0,7 м; |
- то же, при проезде под углом к плоскости ворот | - 1,0 м; |
- превышение наибольшей высоты автомобиля (с учетом возможной установки багажника и сигнально-осветительных устройств) | - 0,2 м. |
При организации рельефа и благоустройстве территории гаража - стоянки необходимо предусматривать возможность сбора и отвода ливневых вод поверхностного стока в локальные очистные сооружения, входящие в комплекс гаража - стоянки, с последующим сбросом в сеть городской ливневой канализации.
Очистные сооружения поверхностного стока могут размещаться в здании или на территории гаража - стоянки.
3. Объемно-планировочные решения. Элементы объемно-планировочной структуры и их параметры.
Объемно-планировочное решение гаража - стоянки, прежде всего, базируется на выполнении основных технологических требований, т.е. должно обеспечивать удобное хранение, безопасные и быстрые въезд - выезд и перемещение внутри гаража, возможность осуществления технического осмотра, мелкого ремонта и мойки автомобиля.
При разработке объемно-планировочного решения необходимо руководствоваться следующими основными задачами:
- максимальное использование площади отведенного для строительства участка;
- удобство хранения;
- безопасность, удобство и минимальный расход времени на перемещение автомобиля внутри гаража;
- минимальные затраты на эксплуатацию;
- минимальный удельный показатель, характеризуемый отношением общей площади гаража - стоянки к его вместимости;
- низкая стоимость машино-места.
Вместимость, тип, этажность, эксплуатационные характеристики, конструктивное решение, применяемые материалы и изделия определяются в задании на разработку проектной документации и уточняются при проектировании.
Для рамповых гаражей - стоянок на начальной стадии проектирования при определении основных характеристик необходимо выбирать пограничные значения (по верхней границе), характеризуемые взаимосвязью трех основных показателей: вместимости, этажности и типа применяемой рампы.
С этой целью составлена таблица 3, в которой приведены наиболее эффективные по расходу общей площади на одно машино-место сочетания характеристик: вместимости, этажности и применяемой рампы, а также габариты плана, поэтажная и общая площадь зоны хранения.
Габариты плана этажа и площади рассчитаны для минимальных габаритов машино-места при манежном хранении с прямоугольной схемой расстановки автомобилей среднего класса. Таблица 3 составлена в соответствии с требованиями п.п. 2.10, 2.12 ВСН 01-89.
Таблица 3
Эффективные сочетания характеристик объемно-планировочных решений.
Тип рампы, количество | Параметры зоны хранения | |||||||
Вместимость м/м | Количество этажей | Количество м/м на этаже | Длина, м | Площадь этажа | ||||
Количество рядов хранения и ширина зоны хранения | ||||||||
2 - 17 м | 4 - 34 м | 6 - 51 м | 8 - 68 м | общая площадь, м2 | ||||
Одна однопутная рампа | 133,5 | 66,75 | 44,50 | 33,38 | ||||
66,75 | 33,38 | 33,38 | - | |||||
40,05 | 20,03 | - | - | |||||
Одна двухпутная рампа | 267,0 | 133,5 | 89,00 | 66,75 | ||||
133,5 | 66,75 | 44,50 | 33,38 | |||||
88,11 | 44,06 | 29,37 | 22,03 | |||||
64,08 | 32,04 | 21,36 | - | |||||
Две однопутных рампы | - | 333,8 | 222,5 | 166,9 | ||||
- | 222,3 | 148,2 | 111,1 | |||||
- | 166,9 | 111,3 | 83,44 | |||||
267,0 | 133,5 | 89,00 | 66,75 | |||||
221,6 | 110,8 | 73,87 | 55,40 |
Примечание: Показатели рассчитаны для гаража - стоянки с манежным хранением и расстановкой автомобилей под углом 90° без учета поперечных внутригаражных проездов.
Эффективность объемно-планировочного решения гаража - стоянки характеризуется двумя коэффициентами: К1, значение которого определяется отношением площади мест хранения к полезной площади здания, и К2, показывающим количество полезной площади гаража - стоянки, приходящейся на одно машино-место.
где
Н - вместимость гаража - стоянки;
S - полезная площадь здания;
s - площадь, занимаемая одним автомобилем (площадь машино-места).
Численное значение знаменателя H·s показывает общую площадь мест хранения. Значения коэффициентов К1 и К2 зависят от рациональности выбранного объемно-планировочного решения, наибольшего приближения его параметров к минимально допустимым (по действующим нормам) габаритам мест хранения, внутригаражных проездов, рамп, помещении инженерного обеспечения и эксплуатационных служб. Уменьшение численного значения коэффициентов К1 и К2 обеспечивает удешевление будущей себестоимости машино-места.
Основными составляющими объемно-планировочной структуры гаража - стоянки являются:
- зона хранения автомобилей, включая внутренние проезды;
- зона перемещения автомобилей по вертикали;
- помещения постов мойки, технического обслуживания и мелкого ремонта;
- помещения инженерного обеспечения;
- помещения служб эксплуатации.
Зона хранения автомобилей.
Зона хранения включает: места хранения (машино-места) и внутригаражные проезды.
При проектировании зоны хранения автомобилей факторами, определяющими размеры мест хранения и внутригаражных проездов, являются габариты автомобилей и наименьшие радиусы их поворотов.
В таблице 2 ВСН 01-89 легковые автомобили отнесены к 1 категории с габаритными параметрами в размере: до 6 метров - длина, до 2,1 метров - ширина.
Габариты легковых автомобилей с учетом уточнений по таблице 1 Пособия к МГСН 5.01.94* Выпуск 1 приведены в таблице 4.
Параметры зоны хранения определяются двумя основными показателями: общей площадью мест хранения и площадью, занимаемой внутренними проездами.
Общая площадь мест хранения - это суммарный показатель, определяемый количеством и габаритами машино-мест.
Для определения минимально необходимой площади машино-места, кроме габаритов горизонтальной проекции автомобиля, необходим учет параметров защитных зон, приведенный в таблице 5.
Таблица 5
Параметры защитных зон.
Защитные зоны | Расстояние, м |
От продольной стороны автомобиля до стены | 0,5 |
От торцевой стороны автомобиля до стены | 0,5 |
Между автомобилем и колонной | 0,3 |
От торцевой стороны автомобиля до ворот | 0,5 |
Между продольными сторонами автомобилей | 0,6 |
Таблица 4
Габариты легковых автомобилей.
Класс автомобиля | Модели представители | Габаритные размеры, мм | Минимальный габаритный радиус, мм | ||
длина | ширина | высота | |||
Легковые особо малого класса | «Ока», «Таврия» | ||||
Легковые малого класса | «Жигули», «Москвич», «Ford-Escort», «Volkswagen» и др. | ||||
Легковые среднего класса | «Волга», «Audi», «BMW», «Mercedes-Benz» (С200, С320) | ||||
Микроавтобусы особо малого класса, и класса джип | «РАФ», «УАЗ», «ГАЗ» (Автолайн), «Jeep» |
Примечание: При проектировании гаражей - стоянок для автомобилей других марок следует руководствоваться их габаритами, указанными в паспортах.
Общая площадь мест хранения зависит также от размещения автомобиля в зоне хранения и способов хранения и парковки.
Известно два способа парковки автомобиля на место хранения: тупиковый, предусматривающий въезд задним ходом, выезд - передним, (или наоборот), и прямоточный, при котором въезд на место хранения и выезд осуществляется передним ходом (Рис. 1).
Рис. 1. Способы парковки автомобилей
а) тупиковый, б) прямоточный.
Так как принимаемый в гаражах - стоянках для индивидуального автотранспорта способ хранения должен обеспечивать независимый въезд - выезд всех автомобилей, прямоточный способ парковки в них практически не применяется, несмотря на более удобную схему движения без пересекающихся или встречных путей. Причиной этому служит неэкономичный расход площади, в связи с обязательной в этом случае однорядной расстановкой автомобилей.
В гаражах - стоянках для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, как указываюсь выше, применяются: манежный, боксовый и ячейковый (в автоматизированных гаражах) способы хранения.
Рис. 2. Способы хранения автомобилей
а) боксовое; б) манежное; в) ячейковое.
В таблице 6 приведены схемы минимальных по площади машино-мест для легковых автомобилей малого, среднего класса и класса «Джип», для манежного и боксового хранения, с учетом их расположения в разных частях помещения хранения.
Таблица 6
Параметры мест хранения.
Класс автомобилей | Габариты автомобиля, мм | Габариты машино-места, мм | |||
Боксовое хранение | Манежное хранение | ||||
Угловое расположение | Рядовое расположение | Рядовое расположение у колонны | |||
Малый | |||||
Средний | |||||
«Джип» |
В соответствии с углом между продольными осями автомобиля и проезда при организации зоны хранения используются прямоугольная и косоугольная схемы (рис. 3).
Рис. 3. Схемы расстановки автомобиля в зоне хранения
а) прямоугольная; б) косоугольная
При проектировании гаражей - стоянок с боксовым хранением применяется прямоугольная схема организации мест хранения. При манежном хранении может быть использована любая схема расстановки в соответствии с конкретным проектным решением. От применения той или иной схемы зависит минимально допустимая ширина внутригаражного проезда (таблица 7).
Таблица 7
Ширина внутригаражного проезда.
Типы автомобилей, класс | Ширина внутригаражного проезда, м | |||||
При установке передним ходом | При установке задним ходом | |||||
Без дополнительного маневра | С маневром | Без дополнительного маневра | ||||
Угол установки автомобиля к оси проезда | ||||||
45° | 60° | 90° | 45° | 60° | 90° | |
Легковые особо малого класса | 2,7 | 4,5 | 6,1 | 3,5 | 4,0 | 5,3 |
Легковые малого класса | 2,9 | 4,8 | 6,4 | 3,6 | 4,1 | 5,6 |
Легковые среднего класса | 3,7 | 5,4 | 7,7 | 4,7 | 4,8 | 6,1 |
Микроавтобусы особо малого класса, и автомобили класса «Джип» | 3,8 | 5,8 | 7,8 | 4,8 | 5,2 | 6,5 |
Ширина внутригаражного проезда может быть уменьшена на 0,15; 0,3; 0,45 и 0,6 метра при соответствующем увеличении защитных зон (см. таблицу 5) на 0,1; 0,2; 0,3 и 0,4 метра.
В помещениях хранения манежного типа расстояние от колонны до ближайшей границы проезда рекомендуется принимать около 0,5 метра.
На рисунке 4 представлены фрагменты планов зон хранения с различной расстановкой автомобилей среднего класса с габаритами машино-мест при минимальных параметрах зон безопасности и внутренних проездов.
Рис. 4. Фрагменты планов расстановки автомобилей среднего класса:
а) боксовое хранение;
б) манежное хранение, расстановка под углом 90°;
в) манежное хранение, расстановка под углом 60°;
г) манежное хранение, расстановка под углом 45°.
На рисунке сечение колонн каркаса приняты 300×300 мм, толщина межбоксовых перегородок - 150 мм. Автомобили устанавливаются на места хранения задним ходом без дополнительного маневрирования. На рисунке приведены также показатели: S1 - площади 1 машино-места и Sобщ - общей площади зоны хранения 10-ти автомобилей.
На диаграмме (рис. 5) приведено сравнение значений коэффициента К1 и показателей общей площади зоны хранения, мест хранения, внутригаражного проезда и машино-места, рассчитанных для фрагментов плана расстановки 10 автомобилей среднего класса.
Манежное хранение | ||||
90° | 60° | 45° | Боксовое хранение | |
Общая площадь зоны хранения | 226,95 | 246,72 | 263,76 | 283,69 |
Общая площадь мест хранения | 138,9 | 138,04 | 136,83 | 175,53 |
Площадь внутригаражного проезда | 81,44 | 75,22 | 69,22 | 94,56 |
Площадь машино-места | 13,89 | 13,80 | 13,68 | 17,55 |
К1 | 0,612 | 0,559 | 0,519 | 0,619 |
Рис. 5. Сравнение значений К1 и планировочных показателей зон хранения с различными способами хранения и схемами расстановки.
Прямоугольная расстановка, по сравнению с косоугольной, требует большей ширины проезда. Несмотря на это, по расходу площади на 1 машино-место она экономичнее, так как при косоугольной расстановке удлиняется внутренний проезд, и появляются «неиспользуемые» треугольные участки между торцевой стороной горизонтальной проекции автомобиля и границей проезда. Прямоугольная расстановка позволяет автомобилю выезжать с места хранения и въезжать на него с двух сторон проезда, тогда как при косоугольной - только с одной.
При компоновке плана зоны хранения принимают одну из следующих схем расстановки:
- линейную однорядную с расстановкой автомобилей с обеих сторон (как исключение - с одной стороны) внутреннего проезда;
- многорядную, при которой используется не один, а несколько внутренних проездов;
- криволинейную в плане (кольцевую) с расстановкой автомобилей с обеих сторон (как исключение - с одной стороны) внутреннего проезда;
- комбинированную, в которой сочетаются приведенные выше приемы расстановок.
От размещения мест хранения, внутригаражных проездов и принятой схемы расстановки зависит организация движения автомобилей в пределах зоны хранения и, как следствие, удобство эксплуатации автостоянки.
Для успешной организации движения важны следующие критерии, которые рекомендуется учитывать при разработке проекта:
- обеспечение одностороннего движения во всех проездах;
- организация движения с левыми кривыми (для стандартных автомобилей с рулем расположенным слева);
- максимально возможное исключение пересечений отдельных направлений движения, так как на этажах может быть ограничен обзор из-за опор, лестничных клеток, лифтовых шахт, технических помещений и других устройств;
- обеспечение для выезжающих автомобилей (особенно на этажах большой протяженности) кратчайших путей к выездным рампам путем устройства между рядами поперечных проездов, соединяющих один продольный ряд с другим.
От планировочного решения и параметров зоны хранения в значительной степени зависят и экономические показатели гаража - стоянки, в том числе, стоимость машино-места, которая находится в прямой зависимости от значения коэффициента К1, являющегося основным показателем рентабельности проектного решения гаража - стоянки.
С точки зрения уменьшения значения коэффициента К1, особенно актуальным становиться точное соответствие габаритов здания, шага колонн, величины пролетов минимально допустимым габаритам мест хранения и внутригаражных проездов или применение большепролетных конструкций с организацией пространств, свободных от внутренних опор несущих конструкций.
Высота помещения хранения для автомобилей особо малого, малого и среднего классов в подземных и надземных гаражах - стоянках рампового типа должна быть не менее 2,0 метров от пола до низа выступающих конструкций или подвесного оборудования (п. 2.2 МГСН 5.01-94*). При этом необходимо учитывать увеличение в личном пользовании количества крупногабаритных автомобилей типа «Джип», для которых высота этажа должна быть увеличена до 2,2 ÷ 2,4 метра от чистого пола до низа выступающих конструкций.
В механизированных и автоматизированных гаражах - стоянках (при условии использования специальных устройств установки автомобилей на место без запуска двигателя) высота этажа может быть снижена до 1,8 метра при хранении автомобилей среднего класса. В случае хранения автомобилей типа «Джип» - до 2,3 метра.