Механизация монтажа строительных конструкций при реконструкции жилых зданий
6.2.1 Выбор средств механизации монтажа строительных конструкций при реконструкции жилых зданий должен производиться в зависимости от конструктивно-планировочных особенностей зданий и характера реконструкции, в том числе конфигурации, этажности, степени капитальности работ, особенностей внутриквартального благоустройства и т. д. При этом одним из основных требований должна быть полная безопасность работ и минимальные нарушения комфортности жильцов, проживающих в реконструируемом и рядом расположенных зданиях.
6.2.2 При реконструкции зданий, не требующей выселения жильцов (тепловая модернизация наружных стен и др.), подача утеплителя, облицовочной плитки и других облицовочных материалов должна производиться, как правило, мачтовыми подъемниками с выдвижной платформой.
6.2.3 При реконструкции зданий, не требующей выселения жильцов (частичная перепланировка, замена отдельных конструктивных элементов и др.), должны применяться более легкие и маневренные стреловые самоходные краны на автомобильном или пневмоколесном ходу. При этом должны приниматься меры, обеспечивающие безопасность проживающих жильцов.
6.2.4 При реконструкции зданий, требующей отселения жильцов (демонтаж и монтаж отдельных конструкций, надстройка мансардных этажей и др.), могут применяться как стреловые самоходные пневмоколесные краны, так и башенные краны с установкой соответствующих ограждений, с обозначением опасных зон и принятием мер, обеспечивающих минимальные нарушения благоустройства прилегающей территории.
6.3 Механизация монтажа строительных конструкций при реконструкции промышленных зданий
6.3.1 По степени доступности площадей промышленных зданий к производству работ по реконструкции должны различаться:
— свободные пролеты, в которых отсутствуют какие-либо ограничения, препятствующие доставке конструкций под монтаж, монтажу и движению кранов;
— ограниченно свободные пролеты, в которых степень внутренней стесненности накладывает определенные ограничения на производство монтажных работ и требует дополнительных работ и материальных затрат, например, связанных с необходимостью устройства временных проемов, оснований для движения монтажных кранов и т. д.;
— несвободные пролеты, в которых из-за препятствий во внутрицеховом пространстве (оборудование, габариты пролета, коммуникации, действующие технологические линии и т. д.) применение стреловых самоходных кранов практически невозможно и работы по реконструкции необходимо производить с использованием нетрадиционных решений механизации монтажа (лебедки, полиспасты, кабельные краны и т. д.), а при замене конструкций покрытия, в зависимости от условий производства работ и экономической целесообразности, — электромостовых кранов, кабельных кранов, вертолетов.
6.3.2 Механизация монтажа строительных конструкций при реконструкции промышленных зданий должна осуществляться с использованием комплектов машин и монтажной оснастки. При этом роль ведущей машины должна принадлежать монтажному крану.
6.3.3 При реконструкции промышленных зданий для монтажа и демонтажа конструкций должны, как правило, применяться стреловые самоходные краны, обладающие, по сравнению с башенными кранами на рельсовом ходу, большими мобильностью и маневренностью, а также возможностью работы во внутрирельсовом пространстве.
6.3.4 При применении стреловых самоходных кранов на автомобильном или пневмоколесном ходу должна учитываться ограниченная возможность их передвижения с грузом на крюке. В связи
с этим должно быть обеспечено или предварительное складирование монтируемых конструкций, или их подача «с колес» непосредственно в зону действия крана.
6.3.5 При работе монтажных кранов в стесненных условиях, характерных при реконструкции зданий, монтаж, как правило, должен осуществляться с транспортных средств, что позволяет исключить или уменьшить площади для складирования монтируемых элементов и сократить непроизводительные затраты машинного времени кранов.
6.3.6 При выборе стреловых самоходных кранов, предназначенных для монтажных работ в условиях внутрицехового пространства, предпочтение должно отдаваться кранам с телескопическими стрелами с жесткой подвеской, позволяющими манипулировать грузом при наличии ограничения высотного габарита существующими конструкциями и коммуникациями. Для этих же целей служат стрелы, оборудованные вильчатыми П-образными оголовниками, позволяющими поднимать высокие колонны, застропованные посередине.
6.3.7 При необходимости поэлементной замены плит покрытия, когда размеры в плане реконструируемого здания или наличие действующего производства исключают возможность использования башенных или стреловых самоходных кранов, должны, в зависимости от конкретных условий, применяться специальные монтажные устройства — крышевые или кабельные краны.
6.3.8 Крышевой стреловой кран, выполненный в виде устанавливаемой на стропильной ферме ходовой тележки, оборудованной собственным механизмом передвижения или тяговой лебедкой, поворотной платформой и размещенной на ней грузовой лебедкой и стрелой длиной от 6 до 18 м, должен наиболее рационально использоваться при замене фонарных покрытий, панелей покрытия легких кровель и галерей и других конструкций, проходящих над кровлей (рисунок 6.1).
1 — защитный настил; 2, 4 — крышевые краны № 1 и № 2 соответственно;
3 — пути транспортной тележки; 5 — подвеска защитного настила
Рисунок 6.1 — Установка крышевых стреловых кранов на покрытии реконструируемого цеха
6.3.9 Кабельные краны должны применяться лишь при больших объемах работ и при невозможности использования других монтажных средств. Кабельные краны, агрегированные с гусеничными кранами, могут работать как самоходные краны (рисунок 6.2).
1 — барабан лебедки; 2 — стреловой самоходный кран; 3 — ванты; 4 — А-образные пилоны;
5 — полиспаст; 6 — грузовая тележка; 7 — крюковая подвеска; 8 — тяговые канаты; 9 — грузовой канат;
10 — несущий канат; 11 — механизм подъема груза; 12 — грузовая лебедка;
13 — горизонтальные распорки; 14 — монтируемые и демонтируемые плиты
Рисунок 6.2 — Замена покрытия цеха с помощью самоходного кабельного крана
6.3.10 При частичной или полной остановке основного производства на реконструируемом промышленном предприятии должны быть использованы в качестве монтажных механизмов электромостовые краны. В этом случае на мостовой кран устанавливается сменное башенно-стреловое оборудование, состоящее из полноповоротной стрелы, башни и обоймы, имеющей кронштейны, на которых установлены ходовые тележки. Установка башенно-стрелового оборудования состоит из операций по установке обоймы и выжиманию башни, при необходимости ее наращивания, с навеской стрелы и противовеса (рисунок 6.3).
6.3.11 При смене отдельных элементов покрытий и невозможности использования кранов, работающих с земли, должен быть рассмотрен вариант с применением для монтажно-демонтажных работ вертолетов.
6.3.12 В тех случаях, когда применение монтажных кранов экономически нецелесообразно или технически невозможно, для единичных подъемов должны применяться простейшие грузоподъемные устройства: лебедки, мачты, шевры, домкраты и др.
1 — полноповоротная стрела; 2 — башня крана; 3 — обойма;
4 – радиальные шарниры; 5 — мостовой кран реконструируемого цеха;
6 — лебедка для подъема и опускания башни; 7 — секция для подращивания башни
Рисунок 6.3 — Схема установки мостострелового крана при замене