Механизация монтажа зданий должна выполняться комплектами взаимоувязанных по производительности и назначению машин и механизмов.

4.2 Механизация монтажа строительных конструкций долж­на обеспечивать:

— транспортирование конструкций в зону монтажа;

— ведение монтажных работ в темпе и последователь­ности, предусмотренных проектом производства работ (далее — ППР) и технологическими картами;

— качество монтажных работ, в том числе ус­тойчивость монтируемых конструкций как в процессе транспортирования и монтажа, так и после его завершения;

— технико-экономическую эффективность процесса монтажа, в том числе и экономичный режим расхода энергетических ресурсов.

4.3 Количество и мощность машин и механизмов, участвующих в процессе монтажа, должны назначаться по принципу минимальной достаточности. Эффективность механизированного процесса монтажа должна обеспе­чиваться за счет максимально полного использования производительности машин и рацио­нального сочетания механизации с ручным трудом.

4.4 При монтаже зданий различного назначения должны соблюдаться требования по безопасности труда, изложенные в ТКП 45-1.03-40 и ТКП 45-1.03-44, Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также в соответствующих стандартах и инструкциях.

Механизация транспортирования и монтажа строительных конструкций

Средства механизации транспортных операций

5.1.1 Процесс транспортирования строительных конструкций под монтаж должен предусматривать загрузку транспортных средств на заводе-изготови­теле или складе, транспортирование конструкций на возводимый объект с подачей под крюк монтажного крана (при монтаже «с колес») или разгрузку в зоне его действия. Одним из обязательных условий при транспортировании строительных конструкций является обеспечение их полной сохранности.

5.1.2 При транспортировании строительных конструкций автомобильным транспортом в зависимости от характера конструкций, их габаритов, особенностей дорожного покрытия, транспортирования (ограничения по габаритам, радиусам поворота, уклонам, препятствиям и т. д.) и других условий могут применяться бортовые автомобили, автомобили с прицепом, автотягачи с прицепами и полуприцепами, трайлеры, панелевозы, фермовозы и другие специализированные транспортные сред­ства. Технологические характеристики наиболее распространенных специализированных транспортных средств, используемых в строительстве, приведены в таблице 5.1, техни­ческие характеристики полуприцепов-панелевозов и полуприцепов-фермовозов приведены в таблицах А.1 и А.2 (приложение А).

Таблица 5.1 — Технологические характеристики наиболее распространенных специализированных транспортных средств, используемых в строительстве

Тип транспортного средства Конструктивные и технологические особенности Транспортируемые конструкции
Полуприцеп-панелевоз хребтовой конструкции Работает в сцепе с тягачом, имеет платформу в виде пространственной несущей фермы, имеющей в поперечном сечении трапециевидное очертание. Панели устанавливаются в наклонном положении под углом от 6° до 8° на площадке по обе стороны фермы Панели и плиты перекрытий крупнопанельных, каркасно-панельных и других зданий

Окончание таблицы 5.1

Тип транспортного средства Конструктивные и технологические особенности Транспортируемые конструкции
Полуприцеп-панелевоз кассетной конструкции Работает в сцепе с тягачом, имеет платформу в виде кассеты, со­стоящую из двух плоских несущих ферм, соединенных между собой связями в передней и задней частях, и подмостки в верхней части кассеты для работы такелажников. Панели перевозятся в вертикальном положении Панели и плиты перекрытий крупнопанельных, каркасно-панельных и других зданий
Полуприцеп-плитовоз   Работает в сцепе с тягачом, имеет грузовую платформу в уровне выше плоскости седельного устройства и приданную крепежную оснастку, состоящую из конников, устанавливаемых в отверстия в раме полуприцепа, из деревянных прокладок, фиксаторов, опорных роликов и цепи с натяжным устройством Плиты покрытий и перекрытий шириной 3 м, длиной 6 и 12 м, а также колонны, сваи, балки, ригели и другие протяженные элементы, которые по габаритным размерам и массе не превышают размера грузовой платформы и грузоподъемности полуприцепа
Полуприцеп-площадка Работает в сцепе с тягачом, имеет грузовую платформу в уровне выше плоскости седельного устройства Плиты покрытий и перекрытий шириной 3 м, длиной 6 и 12 м, а также ко­лонны, сваи, балки, ригели и другие протяжен­ные элементы, которые по габаритным разме­рам и массе не превышают раз­мера грузовой платформы и грузоподъемности полуприцепа
Полуприцеп-фермовоз Работает в сцепе с тягачом, имеет погру­зочную высоту ниже седельного устройства, платформу в виде кассеты с опиранием передней части фермы на подвижную опорную кассету, а задней — на опорную площадку тележки. Перевозимые фермы должны опираться только в узлах нижнего пояса Стропильные и подстропильные фермы, полуфермы массой от 12 до 24 т (в зависи­мости от модели фермовоза)
Полуприцеп-блоковоз Работает в сцепе с одноосным тягачом, имеет платформу, расположенную ниже плоскости седельного устройства. Учитывая высокую чувствительность железобетонных объемных элементов к динамичес­ким нагрузкам, полуприцеп-блоковоз в местах опирания блоков на платформу должен иметь амортизационные устройства, а при перевозке блоков из легкого бетона или не имеющих жесткой потолочной плиты должен быть оснащен дополнительными приспособлениями для фиксации блока на платформе и обеспечения необходимой жесткости Санитарно-техни­ческие кабины, блок-комнаты, блоки трансформаторных подстанций и другие объемные элементы — на расстояние до 260 км по до­рогам с твердым покрытием

5.1.3 При выборе транспортных средств для перевозки строительных конструкций предпочтение должно отдаваться автопоездам, состоящим из седельного тягача и полуприцепа. При этом реализуются преимущества такой компоновки, в том числе:

— возможность полного использования силы тяги тягача;

— наличие более короткой базы автопоезда, компактность, высокая маневрен­ность;

— поперечная устойчивость прицепного звена и автопоезда в целом;

— наименее возможное количество сочленений между тягачом и прицепным звеном.

5.1.4 Выбор специализированных транспортных средств должен осно­вываться на сопоставлении показателей транспортабельности строительных конструкций (габаритные размеры, масса, положение центра тяжести, способ опирания конструкции и ее закрепления, восприимчивость к динамичес­ким воз­действиям) с техническими характеристиками специализированных автопоез­дов и полуприцепов (грузоподъемность, габаритные размеры, размеры плат­формы или кассеты, погрузочная высота, маневровые свойства и т. д.). В качестве дополнительных факторов должны также учитываться принятый метод ор­ганизации транспортирования строительных конструкций и дорожные условия (тип покрытия, радиусы закруглений, пропускные габариты сооружений на пути следования и др.).

5.1.5 При транспортировании строительных конструкций должны выпол­няться следующие обязательные требования: должна быть обеспечена устойчивость конструкций и исключена возмож­ность их повреждения в пути, обеспечены своевременность и бесперебойность доставки в точном соответствии с графиком монтажа, а также воз­можность выгрузки отдельных конструкций без нарушения устойчивости других конструкций, установленных на транспортном средстве и безопасность всего процесса транспортирования.

5.1.6 Габариты транспортируемых конструкций вместе с транспортным средством не должны превышать по высоте 4000 мм, ширине — 2630 мм и длине — 20 000 мм.

5.1.7 Чтобы обеспечить защиту строительных конструкций от поломок, механических повреждений или повреждения фактуры, должны выпол­няться следующие требования:

— стеновые панели и панели перегородок следует перевозить в вертикальном или на­клонном положении с фиксацией изделий и установкой прокладок, предохраняющих от повреждений изделия при движении транспортного средства;

— по­верхности панелей полной заводской готовности и из легких бетонов, при необходимости, должны быть защищены полиэтиленовой пленкой;

— фермы, балки и объемные элементы должны перевозиться в вер­тикальном положении с опиранием на опоры, соответствующие их проектному положению, и с необходимой фиксацией;

— все остальные элементы конструкций перевозятся в горизонтальном положении с опиранием на деревянные про­кладки в местах, обозначенных на конструкциях, и, при необходимости, с установкой фиксирующих устройств.

Наши рекомендации