Механизация монтажа зданий должна выполняться комплектами взаимоувязанных по производительности и назначению машин и механизмов.
4.2 Механизация монтажа строительных конструкций должна обеспечивать:
— транспортирование конструкций в зону монтажа;
— ведение монтажных работ в темпе и последовательности, предусмотренных проектом производства работ (далее — ППР) и технологическими картами;
— качество монтажных работ, в том числе устойчивость монтируемых конструкций как в процессе транспортирования и монтажа, так и после его завершения;
— технико-экономическую эффективность процесса монтажа, в том числе и экономичный режим расхода энергетических ресурсов.
4.3 Количество и мощность машин и механизмов, участвующих в процессе монтажа, должны назначаться по принципу минимальной достаточности. Эффективность механизированного процесса монтажа должна обеспечиваться за счет максимально полного использования производительности машин и рационального сочетания механизации с ручным трудом.
4.4 При монтаже зданий различного назначения должны соблюдаться требования по безопасности труда, изложенные в ТКП 45-1.03-40 и ТКП 45-1.03-44, Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также в соответствующих стандартах и инструкциях.
Механизация транспортирования и монтажа строительных конструкций
Средства механизации транспортных операций
5.1.1 Процесс транспортирования строительных конструкций под монтаж должен предусматривать загрузку транспортных средств на заводе-изготовителе или складе, транспортирование конструкций на возводимый объект с подачей под крюк монтажного крана (при монтаже «с колес») или разгрузку в зоне его действия. Одним из обязательных условий при транспортировании строительных конструкций является обеспечение их полной сохранности.
5.1.2 При транспортировании строительных конструкций автомобильным транспортом в зависимости от характера конструкций, их габаритов, особенностей дорожного покрытия, транспортирования (ограничения по габаритам, радиусам поворота, уклонам, препятствиям и т. д.) и других условий могут применяться бортовые автомобили, автомобили с прицепом, автотягачи с прицепами и полуприцепами, трайлеры, панелевозы, фермовозы и другие специализированные транспортные средства. Технологические характеристики наиболее распространенных специализированных транспортных средств, используемых в строительстве, приведены в таблице 5.1, технические характеристики полуприцепов-панелевозов и полуприцепов-фермовозов приведены в таблицах А.1 и А.2 (приложение А).
Таблица 5.1 — Технологические характеристики наиболее распространенных специализированных транспортных средств, используемых в строительстве
Тип транспортного средства | Конструктивные и технологические особенности | Транспортируемые конструкции |
Полуприцеп-панелевоз хребтовой конструкции | Работает в сцепе с тягачом, имеет платформу в виде пространственной несущей фермы, имеющей в поперечном сечении трапециевидное очертание. Панели устанавливаются в наклонном положении под углом от 6° до 8° на площадке по обе стороны фермы | Панели и плиты перекрытий крупнопанельных, каркасно-панельных и других зданий |
Окончание таблицы 5.1
Тип транспортного средства | Конструктивные и технологические особенности | Транспортируемые конструкции |
Полуприцеп-панелевоз кассетной конструкции | Работает в сцепе с тягачом, имеет платформу в виде кассеты, состоящую из двух плоских несущих ферм, соединенных между собой связями в передней и задней частях, и подмостки в верхней части кассеты для работы такелажников. Панели перевозятся в вертикальном положении | Панели и плиты перекрытий крупнопанельных, каркасно-панельных и других зданий |
Полуприцеп-плитовоз | Работает в сцепе с тягачом, имеет грузовую платформу в уровне выше плоскости седельного устройства и приданную крепежную оснастку, состоящую из конников, устанавливаемых в отверстия в раме полуприцепа, из деревянных прокладок, фиксаторов, опорных роликов и цепи с натяжным устройством | Плиты покрытий и перекрытий шириной 3 м, длиной 6 и 12 м, а также колонны, сваи, балки, ригели и другие протяженные элементы, которые по габаритным размерам и массе не превышают размера грузовой платформы и грузоподъемности полуприцепа |
Полуприцеп-площадка | Работает в сцепе с тягачом, имеет грузовую платформу в уровне выше плоскости седельного устройства | Плиты покрытий и перекрытий шириной 3 м, длиной 6 и 12 м, а также колонны, сваи, балки, ригели и другие протяженные элементы, которые по габаритным размерам и массе не превышают размера грузовой платформы и грузоподъемности полуприцепа |
Полуприцеп-фермовоз | Работает в сцепе с тягачом, имеет погрузочную высоту ниже седельного устройства, платформу в виде кассеты с опиранием передней части фермы на подвижную опорную кассету, а задней — на опорную площадку тележки. Перевозимые фермы должны опираться только в узлах нижнего пояса | Стропильные и подстропильные фермы, полуфермы массой от 12 до 24 т (в зависимости от модели фермовоза) |
Полуприцеп-блоковоз | Работает в сцепе с одноосным тягачом, имеет платформу, расположенную ниже плоскости седельного устройства. Учитывая высокую чувствительность железобетонных объемных элементов к динамическим нагрузкам, полуприцеп-блоковоз в местах опирания блоков на платформу должен иметь амортизационные устройства, а при перевозке блоков из легкого бетона или не имеющих жесткой потолочной плиты должен быть оснащен дополнительными приспособлениями для фиксации блока на платформе и обеспечения необходимой жесткости | Санитарно-технические кабины, блок-комнаты, блоки трансформаторных подстанций и другие объемные элементы — на расстояние до 260 км по дорогам с твердым покрытием |
5.1.3 При выборе транспортных средств для перевозки строительных конструкций предпочтение должно отдаваться автопоездам, состоящим из седельного тягача и полуприцепа. При этом реализуются преимущества такой компоновки, в том числе:
— возможность полного использования силы тяги тягача;
— наличие более короткой базы автопоезда, компактность, высокая маневренность;
— поперечная устойчивость прицепного звена и автопоезда в целом;
— наименее возможное количество сочленений между тягачом и прицепным звеном.
5.1.4 Выбор специализированных транспортных средств должен основываться на сопоставлении показателей транспортабельности строительных конструкций (габаритные размеры, масса, положение центра тяжести, способ опирания конструкции и ее закрепления, восприимчивость к динамическим воздействиям) с техническими характеристиками специализированных автопоездов и полуприцепов (грузоподъемность, габаритные размеры, размеры платформы или кассеты, погрузочная высота, маневровые свойства и т. д.). В качестве дополнительных факторов должны также учитываться принятый метод организации транспортирования строительных конструкций и дорожные условия (тип покрытия, радиусы закруглений, пропускные габариты сооружений на пути следования и др.).
5.1.5 При транспортировании строительных конструкций должны выполняться следующие обязательные требования: должна быть обеспечена устойчивость конструкций и исключена возможность их повреждения в пути, обеспечены своевременность и бесперебойность доставки в точном соответствии с графиком монтажа, а также возможность выгрузки отдельных конструкций без нарушения устойчивости других конструкций, установленных на транспортном средстве и безопасность всего процесса транспортирования.
5.1.6 Габариты транспортируемых конструкций вместе с транспортным средством не должны превышать по высоте 4000 мм, ширине — 2630 мм и длине — 20 000 мм.
5.1.7 Чтобы обеспечить защиту строительных конструкций от поломок, механических повреждений или повреждения фактуры, должны выполняться следующие требования:
— стеновые панели и панели перегородок следует перевозить в вертикальном или наклонном положении с фиксацией изделий и установкой прокладок, предохраняющих от повреждений изделия при движении транспортного средства;
— поверхности панелей полной заводской готовности и из легких бетонов, при необходимости, должны быть защищены полиэтиленовой пленкой;
— фермы, балки и объемные элементы должны перевозиться в вертикальном положении с опиранием на опоры, соответствующие их проектному положению, и с необходимой фиксацией;
— все остальные элементы конструкций перевозятся в горизонтальном положении с опиранием на деревянные прокладки в местах, обозначенных на конструкциях, и, при необходимости, с установкой фиксирующих устройств.