Технический кодекс ткп 45-1.03-63-2007 (02250)
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТКП 45-1.03-63-2007 (02250)
УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ
МОНТАЖ ЗДАНИЙ
Правила механизации
МАНТАЖ БУДЫНКАЎ
Правiлы механiзацыi
Издание официальное
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь
Минск 2008
УДК 624.92(083.75) МКС 53.020; 91.220 КП 01
Ключевые слова: механизация, строительная конструкция, монтажные работы, строительные машины, строительные механизмы, транспортные средства, стреловые самоходные краны, башенные краны, краны пневмоколесные, краны гусеничные, крышевые стреловые краны, самоходные кабельные краны, мостостреловые краны
Предисловие
Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь
«О техническом нормировании и стандартизации».
1 РАЗРАБОТАН научно-проектно-производственным республиканским унитарным предприятием «Стройтехнорм» (РУП «Стройтехнорм»), техническим комитетом по стандартизации в области архитектуры и строительства «Производство работ» (ТКС 11)
ВНЕСЕН главным управлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 апреля 2007 г. № 88
В Национальном комплексе технических нормативных правовых актов в области архитектуры
и строительства настоящий технический кодекс установившейся практики входит в блок 1.03 «Организация строительного производства»
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
Издан на русском языке
Содержание
1 Область применения................................................................................................................... 1
2 Нормативные ссылки.................................................................................................................. 1
3 Термины и определения.............................................................................................................. 1
4 Общие положения....................................................................................................................... 2
5 Механизация транспортирования и монтажа строительных конструкций.................................... 2
5.1 Средства механизации транспортных операций................................................................... 2
5.2 Средства механизации монтажных операций........................................................................ 4
5.2.1 Стреловые самоходные краны................................................................................... 4
5.2.2 Башенные краны......................................................................................................... 9
5.2.3 Краны на базе вертолетов.......................................................................................... 9
5.2.4 Строительные подъемники........................................................................................ 11
5.3 Конвейерный метод монтажа производственных зданий.................................................... 12
5.4 Метод фиксированного монтажа многоэтажных каркасных зданий.................................... 12
5.5 Механизация монтажа зданий, возводимых методом подъема перекрытий........................ 14
5.6 Выбор монтажных кранов.................................................................................................. 15
5.7 Расчет состава комплекта машин для монтажа строительных конструкций....................... 20
6 Механизация монтажа строительных конструкций при реконструкции зданий........................... 22
6.1 Основные положения......................................................................................................... 22
6.2 Механизация монтажа строительных конструкций при реконструкции жилых зданий......... 22
6.3 Механизация монтажа строительных конструкций при реконструкции
промышленных зданий....................................................................................................... 23
Приложение А (справочное) Технические характеристики полуприцепов-панелевозов
и полуприцепов-фермовозов............................................................................... 27
Приложение Б (справочное) Технические характеристики стреловых самоходных кранов......... 29
Приложение В (справочное) Технические характеристики башенных кранов.............................. 74
Приложение Г (справочное) Технические характеристики строительных подъемников............... 84
Приложение Д (справочное) Технические характеристики домкратов......................................... 85
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ
МОНТАЖ ЗДАНИЙ
Правила механизации
МАНТАЖ БУДЫНКАЎ
Правiлы механiзацыi
Installation of buildings
Rules of mechanization
Дата введения 2007-09-01
Область применения
Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее — технический кодекс) распространяется на монтаж зданий и сооружений и устанавливает правила механизации их монтажа при возведении, ремонте и реконструкции.
Нормативные ссылки
В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТНПА):
ТКП 45-1.03-40-2006 Безопасность труда в строительстве. Основные требования
ТКП 45-1.03-44-2006 Безопасность труда в строительстве. Строительное производство
ГОСТ 13556-91 Краны башенные строительные. Общие технические условия
ГОСТ 22827-85 Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия.
Примечание — При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверить действие ТНПА по Перечню технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства, действующих на территории Республики Беларусь, и каталогу, составленным по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем техническом кодексе применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 качество строительства:Степень соответствия строительной продукции проекту и нормативным требованиям.
3.2 кран монтажный:Грузоподъемная машина для подъема и подачи грузов и конструктивных элементов к месту их установки в проектное положение.
3.3 комплект машин:Группа из нескольких машин, увязанных по технологическому назначению, производительности и основным параметрам.
3.4 комплексная механизация:Механизация, при которой все основные и вспомогательные тяжелые и трудоемкие процессы выполняются машиной или комплектом машин.
3.5 монтаж:Сборка зданий и сооружений из конструктивных элементов заводского изготовления с применением машин и механизмов.
3.6 мобильность:Способность к быстрому передвижению и приведению в рабочее состояние.
3.7 специализированный полуприцеп: Транспортное средство, конструктивные особенности которого делают его наиболее пригодным для перевозки какой-либо категории близких по конструктивным характеристикам железобетонных изделий (например, панелевоз для перевозки панелей и т. д.).
3.8 транспортабельность конструкций: Комплекс параметров сборных конструкций, соответствующих возможностям применяемых транспортных средств и грузоподъемных механизмов, а также существующим дорожным габаритам.
Общие положения
Таблица 5.1 — Технологические характеристики наиболее распространенных специализированных транспортных средств, используемых в строительстве
Тип транспортного средства | Конструктивные и технологические особенности | Транспортируемые конструкции |
Полуприцеп-панелевоз хребтовой конструкции | Работает в сцепе с тягачом, имеет платформу в виде пространственной несущей фермы, имеющей в поперечном сечении трапециевидное очертание. Панели устанавливаются в наклонном положении под углом от 6° до 8° на площадке по обе стороны фермы | Панели и плиты перекрытий крупнопанельных, каркасно-панельных и других зданий |
Окончание таблицы 5.1
Тип транспортного средства | Конструктивные и технологические особенности | Транспортируемые конструкции |
Полуприцеп-панелевоз кассетной конструкции | Работает в сцепе с тягачом, имеет платформу в виде кассеты, состоящую из двух плоских несущих ферм, соединенных между собой связями в передней и задней частях, и подмостки в верхней части кассеты для работы такелажников. Панели перевозятся в вертикальном положении | Панели и плиты перекрытий крупнопанельных, каркасно-панельных и других зданий |
Полуприцеп-плитовоз | Работает в сцепе с тягачом, имеет грузовую платформу в уровне выше плоскости седельного устройства и приданную крепежную оснастку, состоящую из конников, устанавливаемых в отверстия в раме полуприцепа, из деревянных прокладок, фиксаторов, опорных роликов и цепи с натяжным устройством | Плиты покрытий и перекрытий шириной 3 м, длиной 6 и 12 м, а также колонны, сваи, балки, ригели и другие протяженные элементы, которые по габаритным размерам и массе не превышают размера грузовой платформы и грузоподъемности полуприцепа |
Полуприцеп-площадка | Работает в сцепе с тягачом, имеет грузовую платформу в уровне выше плоскости седельного устройства | Плиты покрытий и перекрытий шириной 3 м, длиной 6 и 12 м, а также колонны, сваи, балки, ригели и другие протяженные элементы, которые по габаритным размерам и массе не превышают размера грузовой платформы и грузоподъемности полуприцепа |
Полуприцеп-фермовоз | Работает в сцепе с тягачом, имеет погрузочную высоту ниже седельного устройства, платформу в виде кассеты с опиранием передней части фермы на подвижную опорную кассету, а задней — на опорную площадку тележки. Перевозимые фермы должны опираться только в узлах нижнего пояса | Стропильные и подстропильные фермы, полуфермы массой от 12 до 24 т (в зависимости от модели фермовоза) |
Полуприцеп-блоковоз | Работает в сцепе с одноосным тягачом, имеет платформу, расположенную ниже плоскости седельного устройства. Учитывая высокую чувствительность железобетонных объемных элементов к динамическим нагрузкам, полуприцеп-блоковоз в местах опирания блоков на платформу должен иметь амортизационные устройства, а при перевозке блоков из легкого бетона или не имеющих жесткой потолочной плиты должен быть оснащен дополнительными приспособлениями для фиксации блока на платформе и обеспечения необходимой жесткости | Санитарно-технические кабины, блок-комнаты, блоки трансформаторных подстанций и другие объемные элементы — на расстояние до 260 км по дорогам с твердым покрытием |
5.1.3 При выборе транспортных средств для перевозки строительных конструкций предпочтение должно отдаваться автопоездам, состоящим из седельного тягача и полуприцепа. При этом реализуются преимущества такой компоновки, в том числе:
— возможность полного использования силы тяги тягача;
— наличие более короткой базы автопоезда, компактность, высокая маневренность;
— поперечная устойчивость прицепного звена и автопоезда в целом;
— наименее возможное количество сочленений между тягачом и прицепным звеном.
5.1.4 Выбор специализированных транспортных средств должен основываться на сопоставлении показателей транспортабельности строительных конструкций (габаритные размеры, масса, положение центра тяжести, способ опирания конструкции и ее закрепления, восприимчивость к динамическим воздействиям) с техническими характеристиками специализированных автопоездов и полуприцепов (грузоподъемность, габаритные размеры, размеры платформы или кассеты, погрузочная высота, маневровые свойства и т. д.). В качестве дополнительных факторов должны также учитываться принятый метод организации транспортирования строительных конструкций и дорожные условия (тип покрытия, радиусы закруглений, пропускные габариты сооружений на пути следования и др.).
5.1.5 При транспортировании строительных конструкций должны выполняться следующие обязательные требования: должна быть обеспечена устойчивость конструкций и исключена возможность их повреждения в пути, обеспечены своевременность и бесперебойность доставки в точном соответствии с графиком монтажа, а также возможность выгрузки отдельных конструкций без нарушения устойчивости других конструкций, установленных на транспортном средстве и безопасность всего процесса транспортирования.
5.1.6 Габариты транспортируемых конструкций вместе с транспортным средством не должны превышать по высоте 4000 мм, ширине — 2630 мм и длине — 20 000 мм.
5.1.7 Чтобы обеспечить защиту строительных конструкций от поломок, механических повреждений или повреждения фактуры, должны выполняться следующие требования:
— стеновые панели и панели перегородок следует перевозить в вертикальном или наклонном положении с фиксацией изделий и установкой прокладок, предохраняющих от повреждений изделия при движении транспортного средства;
— поверхности панелей полной заводской готовности и из легких бетонов, при необходимости, должны быть защищены полиэтиленовой пленкой;
— фермы, балки и объемные элементы должны перевозиться в вертикальном положении с опиранием на опоры, соответствующие их проектному положению, и с необходимой фиксацией;
— все остальные элементы конструкций перевозятся в горизонтальном положении с опиранием на деревянные прокладки в местах, обозначенных на конструкциях, и, при необходимости, с установкой фиксирующих устройств.
Стреловые самоходные краны
5.2.1.1 Модели стреловых самоходных кранов, используемых в строительстве, должны соответствовать требованиям ГОСТ 22827, который устанавливает комплекс правил и требований, обязательных при изготовлении и работе кранов. Требования к зарубежным моделям кранов регламентируются национальными и международными стандартами.
5.2.1.2 В зависимости от геометрических параметров зданий и грузовысотных характеристик кранов для монтажа строительных конструкций могут применяться следующие типы стреловых самоходных кранов: автомобильные, автомобильные на специальном шасси, пневмоколесные и гусеничные. Технологические характеристики монтажных стреловых кранов и кранов на базе вертолетов приведены в таблице 5.2, степени мобильности монтажных средств приведены в таблице 5.3. Технические характеристики стреловых самоходных кранов приведены в приложении Б.
Таблица 5.2 — Технологические характеристики монтажных стреловых самоходных кранов и кранов на базе вертолетов
Тип крана | Технологические характеристики | Область наиболее рационального применения | ||
Стреловые самоходные краны | ||||
Автомобильные краны | Возможность перебазирования собственным ходом со скоростью 40–50 км/ч. Снижение грузоподъемности на 20 %–40 % при работе крана без выносных опор. Наличие двух кабин управления для перебазирования крана и управления рабочими операциями, что усложняет эксплуатацию крана | Погрузочно-разгрузочные работы. Монтаж легких строительных конструкций в условиях рассредоточенного строительства | ||
Автомобильные краны на специальном шасси | Типоразмерный ряд по грузоподъемности от 25 до 160 т. Высокие монтажные качества за счет оборудования гидравлически управляемыми телескопическими стрелами. Длиннобазовые краны с ведущими и управляемыми осями могут передвигаться по дорогам различной категории со скоростью до 60 км/ч. Короткобазовые краны имеют транспортную скорость до 40 км/ч и малый радиус поворота — до 5 м | Монтаж строительных конструкций на объектах в условиях рассредоточенного строительства. Работа при реконструкции зданий в стесненных условиях | ||
Пневмоколесные краны | Управление перебазированием и рабочими операциями производится из одной кабины. Грузоподъемность — от 16 до 100 т. Возможность передвижения крана по твердому спланированному покрытию. Перебазирование собственным ходом без груза на расстояние не более 10 км со скоростью от 10 до 20 км/ч. При расстоянии более 10 км экономичнее перебазировать кран в прицепе к автотягачу | Монтаж строительных конструкций в промышленном и гражданском строительстве на объектах, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга | ||
Гусеничные краны (специальные) | Возможность перемещения со скоростью от 1 до 3 км/ч по спланированной грунтовой поверхности с грузом на крюке, масса которого не превышает 90 % максимальной грузоподъемности крана. Хорошая проходимость (среднее удельное давление на грунт около 0,2 МПа). Высокие монтажные качества ввиду небольших скоростей рабочих движений, наличия удлиненных стрел и сменного башенно-стрелового оборудования. Перебазирование на трайлерах или железнодорожных платформах в цельнособранном виде (в транспортном положении) с самопогрузкой и саморазгрузкой | Монтаж строительных конструкций и оборудования в промышленном и гражданском строительстве | ||
Краны на базе вертолетов | ||||
Краны на базе вертолетов | Возможность монтажа и демонтажа строительных конструкций на отметках, недоступных для кранов, работающих с земли, с кратковременным пребыванием вертолета на возводимом объекте | Монтаж и демонтаж строительных конструкций на отметках и глубине подачи, недоступных для наземных средств механизации | ||
Таблица 5.3 — Степень мобильности монтажных средств
Монтажные средства | Технологические особенности монтажных средств | Вид монтажа | |
Мобильные монтажные средства | |||
Гусеничные краны с канатноподвесным или гидроприводным стреловым оборудованием | Высокая маневренность. Возможность движения по грунтовым покрытиям. Ограниченное подстреловое пространство, которое может быть увеличено за счет гуськов, клювов, башенно-стрелового оборудования | Монтаж конструкций всех видов зданий и сооружений с движением в контуре здания или обходом по периметру. Возможно использование (при большой глубине подачи) башенно-стрелового оборудования | |
Пневмоколесные краны | Высокая маневренность и мобильность. Движение по твердым покрытиям. При необходимости, работа с выдвижением выносных опор. Ограниченная глубина подачи, которая может быть увеличена за счет дополнительного стрелового оборудования | Монтаж конструкций всех видов зданий и сооружений, соответствующих параметрам крана по грузоподъемности и глубине подачи | |
Автомобильные краны | Высокая маневренность и мобильность | Погрузочно-разгрузочные работы. Монтаж оборудования. Монтаж полносборных малоэтажных зданий | |
Ограниченно-мобильные монтажные средства | |||
Башенные краны | Устойчивость в работе, большое подстреловое пространство. Наличие самоподъемной стрелы или стрелы с грузовой кареткой. Ограничения маневренности из-за привязанности к рельсовому пути. Сравнительная сложность перебазирования крана | Все виды зданий и сооружений с глубиной подачи и массой груза, соответствующим параметрам крана | |
Немобильные монтажные средства | |||
Домкраты | Имеют грузоподъемность от 3 до 200 т. Могут перемещать конструкции только в одном направлении (чаще — в вертикальном) | Монтаж конструкций методом подъема или подращивания. Например, подъем монолитных плит при возведении зданий методом подъема перекрытий | |
Приставные башенные краны | Имеют неповоротную башню и поворотную стрелу с кареткой. Устанавливаются на фундамент (реже — на рельсы). Установленные стационарные краны высотой св. 50 м крепятся к конструкции здания. Высота крана увеличивается за счет наращивания верхней части башни или подращивания секций снизу | Высотные компактные в плане каркасные здания | |
5.2.1.3 Монтажные возможности стреловых самоходных кранов:
— обладая ограниченной грузоподъемностью, автомобильные краны наиболее эффективны на погрузочно-разгрузочных работах и при монтаже легких строительных конструкций малоэтажных зданий в условиях рассредоточенного строительства, где более полно реализуется возможность их быстрого перебазирования собственным ходом с объекта на объект;
— за счет большей грузоподъемности и высокой мобильности автомобильные краны на специальном шасси должны использоваться при монтаже строительных конструкций преимущественно на объектах со средними объемами работ в условиях рассредоточенного строительства. Короткобазовые модели автомобильных кранов на специальном шасси удобны для применения в стесненных условиях при реконструкции зданий (рисунок 5.1);
Рисунок 5.1 — Рабочий диапазон гидравлического автомобильного крана на специальном шасси
Рисунок 5.2 — Стреловое и башенно-стреловое оборудование гусеничных кранов
5.2.1.4 При приобретении стреловых самоходных кранов и оценке их технологичности должны учитываться следующие основные технические тенденции современного краностроения:
— повышение мобильности и маневренности кранов за счет применения специальных шасси;
— увеличение количества осей;
— применение шин повышенной эластичности и несущей способности;
— применение в кранах с гидравлическим управлением на гусеничном ходу и на специальных шасси телескопических стрел, обеспечивающих высокую точность и безопасность наводки монтируемого элемента и соответственно сокращение монтажного цикла.
5.2.1.5 Применение самоходных стреловых кранов наиболее практично при возведении одноэтажных промышленных зданий легкого и среднего типов, независимо от принятого метода (дифференцированный, комплексный, комбинированный) и направления монтажа.
При выборе направлений развития монтажа, определяющих маршруты движения монтажных кранов, следует различать два основных направления (рисунок 5.3):
— продольное (с перемещением кранов вдоль пролетов здания);
— поперечное (с перемещением кранов и приданных им механизмов перпендикулярно пролетам здания).
При продольном направлении монтажа более полно используется производительность кранов, но исключается возможность сдачи отдельных частей пролета под монтаж оборудования, а при поперечном направлении снижается производительность кранов, но появляется возможность сдачи отдельных частей здания под монтаж технологического оборудования.
Рисунок 5.3 — Направления развития монтажа:
а — продольное;
б — поперечное
Башенные краны
5.2.2.1 Параметры применяемых в строительстве башенных кранов должны отвечать требованиям ГОСТ 13556.
5.2.2.2 Независимо от типа башенного крана общим требованием к их эксплуатации должно являться максимальное использование грузоподъемности на требуемом вылете стрелы, возможностей маневрирования грузом в подстреловом пространстве и мобильности (для самомонтирующих конструкций башенных кранов).
5.2.2.3 В зависимости от конструктивных и геометрических параметров возводимых зданий и грузовысотных характеристик для монтажа строительных конструкций могут применяться следующие типы башенных кранов: краны на рельсовом ходу, приставные краны (стационарные) и самоподъемные краны. Технические и грузовысотные характеристики башенных кранов приведены в приложении В.
5.2.2.4 Технические и технологические характеристики башенных кранов должны предопределять область их наиболее рационального использования, учитывая что:
— башенные краны на рельсовом ходуимеют хорошие монтажные качества за счет возможности подъема груза на значительную высоту, широкого маневрирования в пределах подстрелового пространства и относительной мобильности. Они могут эффективно использоваться при монтаже строительных конструкций в жилищно-гражданском и промышленном строительстве, а также на монтажных работах при реконструкции жилых и промышленных зданий;
— приставные (стационарные) башенные краны устанавливаются на отдельном фундаменте, по мере необходимости подращиваются по высоте и дополнительно крепятся к возводимому сооружению. Их применение рационально для монтажа строительных конструкций при возведении зданий повышенной этажности и компактных размеров в плане;
— самоподъемные башенные краны устанавливаются на конструкциях возводимого здания и перемещаются вверх при помощи собственного механизма. Применение таких кранов рационально при монтаже высотных зданий со стальным каркасом и компактных размеров в плане.
5.2.2.5 Башенные краны могут быть эффективно использованы при монтаже многоэтажных ширококорпусных зданий (рисунок 5.4). Использование для этих целей самоходных стреловых кранов вызывает определенные сложности, так как потребовалось бы движение крана вокруг монтируемого здания или наличие двух кранов, работающих с двух сторон здания.
Краны на базе вертолетов
5.2.3.1 Ввиду высокой стоимости полетного времени и специфики эксплуатации вертолетов они должны использоваться на монтажных работах при реконструкции и ремонте зданий лишь при невозможности (или неэкономичности) применения наземных кранов. Основные летно-технические характеристики вертолетов, используемых при монтаже строительных конструкций, приведены в таблице 5.4.
Техническая характеристика башенного крана КБ-405-2 Грузоподъемность, т: при наибольшем вылете – 6,3 максимальная – 9,0 Вылет, м: наибольший – 25 наименьший – 13 при максимальной грузоподъемности – 18 Высота подъема при вылете, м: максимальном – 51,6 минимальном – 63,4 Колея, м – 6,0 Задний габарит, м – 4,0 Общая масса, т – 116 |
Рисунок 5.4 — Башенный кран КБ-405-2 на монтаже ширококорпусного
Таблица 5.4 — Основные летно-технические характеристики вертолетов
Наименование показателей | МИ-8 | МИ-6 | МИ-10К |
Максимальная масса груза, кг, перевозимого: на внешней подвеске внутри фюзеляжа | 12 000 | 11 000 | |
Грузоподъемность на монтажных работах (максимальная), кг | |||
Взлетная масса вертолета, кг: при транспортировании грузов на внешней подвеске при монтаже | 11 000 11 000 | 38 000 36 000 | 38 000 36 000 |
Масса пустого вертолета, кг | 27 900 | 25 500 | |
Скорость (максимальная), км/ч | |||
Динамический потолок, м | |||
Продолжительность полета (максимальная), ч | 2,1 | 3,5 |
Окончание таблицы 5.4
Наименование показателей | МИ-8 | МИ-6 | МИ-10К |
Дальность полета (максимальная), км | |||
Дальность полета с грузом, км / полезная нагрузка, т | От 100 до 500 От 3,7 до 2,5 | От 100 до 500 От 11,1 до 7,3 | От 50 до 500 От 9,8 до 4,14 |
Число членов экипажа при монтажных работах, чел. |
5.2.3.2 При применении вертолетов в качестве монтажных средств должно соблюдаться следующее обязательное правило:
— масса монтируемых элементов (включая массу такелажной оснастки) не должна превышать грузоподъемность вертолета.
Грузоподъемность вертолета Ргр, кг, определяется по формуле
Ргр = Рвзл – Рп – Рс – Рэ, (1)
где Рвзл — взлетная масса вертолета, кг;
Рп — масса пустого вертолета, кг;
Рс — масса горючего и смазочных материалов, кг;
Рэ — масса экипажа, кг.
5.2.3.3 Монтажные работы должны производиться только при благоприятной погоде (непорывистый ветер со скоростью не более 10 м/с, видимость не менее 2 км, высота нижней кромки облаков
не менее 200 м). На трассе полета вертолета запрещается нахождение людей на земле. При этом пребывание вертолета на монтажной позиции должно быть кратковременным, а число подъемов ограничено.
5.2.3.4 Для монтажных операций должны преимущественно использоваться вертолеты типа МИ-10К, имеющие дополнительную кабину в носовой части фюзеляжа, оборудованную системой управления
и УКВ-связью вертолета с площадкой складирования и местом монтажа, которая позволяет летчику-оператору не только наблюдать за процессом монтажа и корректировать его, но и управлять машиной.
5.2.3.5 Монтажные работы должны выполняться в следующей последовательности:
— бригада монтажников стропует поднимаемую конструкцию и крепит к ней канаты-расчалки;
— экипаж поднимает вертолет, который зависает над подготовленной к монтажу конструкцией, что дает возможность произвести стыковку стропа с электрозамком тросовой подвески вертолета;
— плавно натянув подвеску, вертолет набирает высоту и перемещает монтируемую конструкцию к месту ее установки с грубой наводкой;
— осуществив грубую наводку монтируемой конструкции, пилот передает управление летчику-оператору, который снижает конструкцию до высоты 1,5–2 м от уровня ее посадки. При этом сам вертолет не должен зависать над монтируемым объектом на высоте ниже 10 м;
— монтажники при помощи канатов-расчалок ориентируют (наводят) конструкцию, а летчик-оператор снижает вертолет со скоростью 1,5–2 м/мин, после чего монтажники обеспечивают наводку фиксаторов конструкции в установленные в зоне монтажных стыков ловители и производят ее посадку в проектное положение.
Строительные подъемники
5.2.4.1 При монтаже строительных конструкций, а также монтажных работах, связанных с реконструкцией зданий, для подачи мелкоштучных и других материалов в качестве вспомогательных грузоподъемных механизмов должны применяться свободностоящие или приставные строительные подъемники (таблица Г.1, приложение Г).
5.2.4.2 Для зданий высотой более трех этажей должны применяться приставные строительные подъемники, которые крепятся к конструкциям здания. При этом предпочтение должно отдаваться подъемникам (грузовым), оборудованным грузовой платформой, крепящейся к каретке, передвигающейся
по горизонтальной траверсе, которая может выдвигать и подавать каретку с грузовой платформы
в проем здания и опускать ее на перекрытие здания.
Рисунок 5.5 — Схема монтажа конвейерным методом конструкций покрытия
Рисунок 5.7 — Шарнирно-связевый кондуктор
Выбор монтажных кранов
5.6.1 При выборе монтажных кранов в качестве предварительного расчетного этапа должна быть определена эксплуатационная производительность предполагаемого к применению крана.
5.6.2 Для ориентировочных расчетов при разработке ППР часовая производительность крана
Пч, т/ч, может быть определена по формуле
, (2)
где Qкр — грузоподъемность крана на данном вылете стрелы, т;
Кг — коэффициент использования крана по грузоподъемности с одним заданным грузом (при подъеме различных грузов должно приниматься среднее значение Кг);
Тц — продожительность цикла, мин.
5.6.3 Годовая производительность среднесписочного крана Пг, т/г., при исходных среднечасовой производительности и годовом режиме работы определяется по формуле
Пг =ПчТгКв, (3)
где Тг — продолжительность работы крана в году, маш.-ч;
Кв — коэффициент использования внутрисменного времени (для усредненных расчетов можно принимать Кв = 0,86).
5.6.4 Выработка стреловых кранов с различными видами сменного оборудования должна определяться с учетом коэффициента использования крана с определенным видом оборудования Квр. Значение Кврдля гусеничных кранов, в зависимости от их грузоподъемности и вида рабочего оборудования, должно приниматься по таблице 5.5.
Таблица 5.5 — Значения коэффициента использования крана по времени
Грузоподъемность крана, т | Коэффициент использования Квр | |
Стреловое оборудование | Башенно-стреловое оборудование | |
0,54 | 0,46 | |
0,29 | 0,71 | |
0,57 | 0,43 | |
0,24 | 0,76 | |
0,37 | 0,63 |
5.6.5 Годовой режим работы крана Тг,маш.-см., определяется по формуле
, (4)
где Тф— годовой фонд рабочего времени, дн.;
Ксм — коэффициент сменности работы крана;
tсм— средняя продолжительность смены, ч;
Др— простои во всех видах технического обслуживания и ремонта, дн./(маш.-см.);
dв— продолжительность монтажа, демонтажа и перевозки крана, дн.;
Тоб— время пребывания крана на объекте, маш.-см.
Годовой фонд рабочего времени Тф, дн.,определяется по формуле
Тф= 364 – Дв – Дм – Дн, (5)
где Дв— праздничные и выходные дни, дн.;
Дм — перерывы по метеорологическим условиям, дн.;
Дн— перерывы по непредвиденным причинам, дн., определяемые по формуле
Дн @ 0,03 × (364 – Дв).(6)
Перерывы по метеорологическим условиям могут возникнуть и в связи с действием следующих факторов: скорость ветра более 10 м/с (для кранов башенного типа), ливневые дожди, снежные бураны и туманы (для кранов обычного исполнения).
При расчете времени, необходимого для монтажа, демонтажа и перевозки кранов, следует пользоваться данными таблицы 5.6.
Таблица 5.6 — Продолжительность монтажа и демонтажа кранов
Башенные краны с грузовым моментом, кН · м | Продолжительность, дн. | Стреловые гусеничные краны грузоподъемностью, т | Продолжительность, дн. |
От 80 до 100 | |||
“ 120 “ 160 |
5.6.6 При разработке ППР годовую выработку стреловых самоходных кранов (на 1 т грузоподъемности) при возведении одноэтажных промышленных зданий следует определять по таблице 5.7.
Таблица 5.7 — Годовая выработка стреловых са