Занятие 4. «Грибы и лесные ягоды»
Н.В. Нищева
ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ
Старшая логопедическая группа
Домашняя тетрадь
Часть I
Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»
ББК 74.102 Н71
Нищева Н. В.
Н71 Занимаемся вместе. Старшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь. Часть I+2.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.— 24 с, ил. 18ВЫ 5-89814-236-3
Материалы тетради рассчитаны на дошкольников 4-го года жизни с нормальным речевым развитием и детей 5-го года жизни с речевой патологией и соответствуют планированию работы и рекомендациям, изложенным в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».
Для родителей дошкольников, посещающих младшую группу детского сада или среднюю логопедическую группу.
© Нищева Н. В., 2006
18ВМ 5-89814-236-3 © «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
Предисловие
Вашему ребенку пять лет. В этом возрасте у детей хорошо развита фразовая речь: они умеют строить не только простые распространенные предложения, но и сложносочиненные и даже сложноподчиненные. Они умеют составлять небольшие рассказы по картинке и по серии картинок, могут рассказать о прочитанной книг или об увиденном мультфильме. Они правильно произносят почти все звуки родного языка, знают много букв и пытаются читать слоги и слова.
Если вы видите, что речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастной норме, не следует отчаиваться, но и успокаиваться тоже не стоит. Малышу нужно помочь. Для этого конечно же следует обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом. Хорошо, если ваш ребенок будет посещать логопедическую группу и заниматься под руководством специалиста. Однако если такой возможности нет. вам придет на помощь эта тетрадь. Она рассчитана прежде всего на пятилетних детей с речевой патологией, посещающих логопедическую группу второй год, но может стать хорошим помощником и родителям, занимающимся со своими детьми самостоятельно. Если речевое развитие четырехлетнего ребенка соответствует возрастной норме, вы тоже можете использовать материалы тетради для занятий и с ним.
Занятия нашей тетради построены на основе лексических тем, изучаемых в старшей логопедической группе детского сада, и соответствуют календарному планированию, приведенному в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Каждое занятие рассчитано примерно на неделю и содержит от четырех до семи заданий. Первое и второе задания позволяют определить уровень развития словаря ребенка по данной лексической теме и уровень развития фразовой речи. Они предполагают проведение беседы с ребенком, в ходе которой ему задаются вопросы и требуются полные ответы на них. Если малыш отвечает односложно, похвалите его, но тут же покажите, как следует ответить более полно. Объясните, что сам вопрос подсказывает, как нужно полно отвечать. Например, выспрашиваете: «Какие на деревьях листья?» Ответ рекомендуется начинать с последних слов вопроса: «Листья на деревьях красные и желтые».
Одно из заданий предполагает работу по картинкам. Обращая внимание ребенка на различные детали изображения, цвет, форму, размеры объекта, называйте их вслух, чтобы ребенок услышал и запомнил. Учите ребенка внимательно рассматривать рисунки и составлять по ним предложения. С десятого занятия мы перейдем к составлению рассказов по серии картинок, а с двадцатого (см. «Занимаемся вместе». Часть вторая.) — к составлению рассказа по картинке. Методика работы по картинкам подробно изложена в заданиях. Показывайте и объясняйте ребенку, что написано на картинке. Пусть он ищет знакомые буквы в словах, пробует читать слова и слоги. Обучение чтению идет быстрее, если написанное соотносится с картинкой.
В каждом занятии есть задания на развитие памяти: это стихи, пальчик: гимнастики, подвижные игры, считалки. В пособии используются, в основном, авторские тексты и произведения фольклора разных народов. Эти задания способствуют развитию моторики ребенка, координации движения, творческого воображения и позволяют активизировать словарь ребенка, быстрее ввести в его активную речь новые слова по каждой лексической теме.
Тексты стихотворений, упражнений и игр необходимо разучивать с ребенком. Для этого сначала четко и выразительно прочитайте малышу текст. Спросите, о чем в нем говорится. Предложите ребенку послушать текст еще раз и попытаться его запомнить. Теперь читайте по две или четыре строки и повторяйте их хором. Подсказывайте ребенку отдельные слова, подбадривайте и хвалите его, так запоминание пойдет быстрее. Затем пусть ребенок попробует рассказать заученные строки сам.
Таким образом заучивается весь текст. Повторяйте его в течение двух-трех дней. Если это текст пальчиковой гимнастики или подвижной игры, вы должны подробно, в соответствии с описанием рассказать и показать ребенку, как выполняются движения. А вот делать ли упражнение вместе с ребенком или предоставить ему полную самостоятельность, это вы должны решить сами. Но даже если вы играете вместе, помните, что не должны быть руководителем. Попытайтесь активизировать самостоятельность ребенка, будьте его равноправным партнером.
В предложенных занятиях есть задания для развития грамматического строя речи. Они проводятся в форме игры, что позволяет быстрее и легче добиться желаемого результата.
Выполняя упражнения на развитие слухового внимания и речевого слуха ребенка, придерживайтесь следующих правил. Сначала выразительно и четко читайте текст. Потом предупредите ребенка, что будете читать еще раз, и поясните, на что нужно обратить внимание.
Начиная с занятия 15, вы можете упражнять ребенка в делении слов на слоги, слоговом анализе, что полезно при обучении грамоте и важно для подготовки к изучению русского языка в школе.
Родителям, которые хотят подготовить руку ребенка к письму, заняться с ним профилактикой нарушений письменной речи, закрепить знания ребенка по всем лексическим темам, рекомендуется приобрести «Тетрадь №1 для старшей логопедической группы детского сада»1. Если вы обучаете своего ребенка грамоте, хотите сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза, развить его фонематический слух и фонематические представления, что будет способствовать успешному изучению русского языка в школе, приобретите «Тетрадь №2 для старшей логопедической группы детского сада»2. Сделать занятия с ребенком более красочными и занимательными помогут комплекты настольно-печатных дидактических игр для развития речи «Играйка 1» и «Играйка 2»3.
1 Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недора: речи.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
1 НищеваН.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. №1.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2003.
2 НищеваН.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. №2.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2003.
3 Нищева Н. В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Занятие 1. «Осень»
1. Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы:
• Какое время года наступило? (Наступила осень.)
• Почему ты так думаешь? (Стало холодно. На деревьях красные и желтые листья)
2. Помогите ребенку запомнить приметы осени. Хорошо, если это будет происходить на прогулке. Показывайте ребенку то, что происходит в природе, и рассказывайте об осени. Предложите повторять предложения за вами: «Ты запомнил, о чем я рассказал тебе сейчас? Что делают птицы осенью? Повтори, пожалуйста и т.д.
Приметы осени
V Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.
V Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад. Исчезли насекомые.
Собираются в стаи и улетают на юг птицы.
V Дни стали короче, а ночи длиннее. С полей и из садов убирают урожай. Люди стали теплее одеваться.
V Дети пошли в школу.
3. Рассмотрите вместе с ребенком несколько сюжетных картинок об осени {рис, 1—4) и помогите ему придумать предложения по каждой картинке: «Дети собирают разноцветные листья. Люди убирают урожай. Птицы улетают на юг. Идут холодные дожди». Если ребенок испытывает затруднение, помогите ему вопросами: «Что делают дети? Что убирают люди? Куда улетают птицы? Какие дожди идут осенью?
Если вы видите, что предложение, которое построил малыш, недостаточно распространено, помогите ему: «Ты сказал, что дети собирают листья. Правильно. А какие это листья? Конечно, желтые и красные, разных цветов, разноцветные. Значит как ты теперь ответишь на вопрос? Используй это слово. Правильно. Дети собирают разноцветные листья» и т.п. Обратите внимание ребенка на слово осень, написанное над картинкой.
4. На прогулке помогите ребенку найти листики клена, дуба, березы, топа:осины, рябины. Покажите, с каких деревьев они опали. Учите ребенка узнавать «Этот листок упал с дуба. Видишь, какой он овальный, резной. А этот листок ветер сорвал с березы. Он заостренный, с мелкими зубцами по краю. А вот лист тополя. Он тоже заостренный, но крупнее листка березы. Этот — листок осины похож на монетку, он почти круглый. А что напоминает лист рябины? Правда, похож на перышко?» Обратите внимание ребенка на разный цвет листьев: «Видишь, какой лист клена? Правильно. Он оранжевый. А какого цвета лист осины? Он красный» и т.п.
5. Выучите с ребенком стихотворение, которое позволит ему легко запомнить, как выглядят листья разных деревьев.
На что похожи листья?
На мою ладошку лист похож у клена.
Осенью оранжевый, летом он зеленый.
Словно перышки листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты,
У каштана — словно опахала.
Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? Куда они пропали? — Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали... | Загибать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших, на каждую строчку. Снова попеременно стучать кулачками и хлопать в ладоши. Загибать пальчики на обеих руках, начиная с мизинчиков. Хлопнуть в ладоши 1 раз. |
Занятие 2. «Овощи»
1.Выучите с ребенком названия овощей: морковь, картофель, свекла, капуста, репа, лук, чеснок, баклажан, кабачок, огурец, помидор. Лучше, если вы это сделаете во время посещения рынка или овощного магазина. Сначала выясните, названия каких овощей уже знает ребенок. Пусть он покажет и назовет их. Предложите тут же рассказать о каждом знакомом овоще по плану:
· Что это?
· Какого он цвета?
· Какой он формы?
· Каков он на ощупь?
· Каков он на вкус?
Пример: Это помидор. Он красный, круглый, гладкий, кисло-сладкий. Познакомьте ребенка с теми овощами, названия которых он не знает. Покажите и назовите их. Затем пусть ребенок сам покажет и назовет их. Обратите внимание ребенка на слово «ОВОЩИ» над картинкой (рис. 5).
- Предложите ребенку рассмотреть еще раз рисунок 2. Попросите рассказать, какие овощи растут в огороде, что делают мама и дочка. Можно предложить ребенку составить предложения:
В огороде растут капуста, свекла, репа, морковь. Мама срезает капусту. Дочка таскает морковь.
- Теперь снова рассмотрите рисунок 5. Он поможет проверить, названия каких овощей запомнил ребенок, что он сможет рассказать о них. Предложите провести соревнование, кто из вас назовет и опишет больше овощей. Конечно же, победителем станет ребенок.
- Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один — много». Вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, он ловит мяч и, возвращая мяч обратно, называет этот же овощ во множественном числе:
огурец — огурцы баклажан — баклажаны
кабачок — кабачки помидор — помидоры
- Поиграйте с мячом в игру «Назови ласково». Вы называете овощ и бросаете ребенку мяч, ребенок бросает мяч обратно и называет овощ «ласково»:
помидор — помидорчик чеснок — чесночок
морковь — морковочка огурец — огурчик
лук — лучок баклажан — баклажанчик
- Расскажите ребенку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Задайте вопросы, ответы на которые помогут развитию грамматической стороны его речи.
· Какие овощи ты положишь в салат? (Я положу в салат помидоры и огурцы.)
· Что кладут в борщ? (В борщ кладут картофель, свеклу, морковь, лук, капусту.)
· Из чего варят щи? (Щи варят из капусты, картофеля, моркови, лука, помидоров.)
- Выучите с ребенком «огородную считалку», в которой есть несколько названий овощей:
Чики-чики-чики-чок,
Помидоры, кабачок,
Лук, картофель, патиссон,
Выходи скорее вон.
Считалку можно использовать и как задание для развития речевого слуха. Прочитав считалку один раз, предупредите ребенка, что при повторном чтении он должен будет сосчитать овощи, о которых говорится в считалке.
Занятие 3. «Фрукты»
1.Выучите с ребенком названия фруктов: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград, абрикос, персик, банан, ананас. Проведите еще раз экскурсию на рынок. Вам опять нужно выяснить, каков объем словаря вашего сына (вашей дочери) по изучаемой теме. Пусть ребенок покажет и назовет все фрукты, с которыми он знаком, и расскажет о них по плану из занятия 2. Например: Это яблоко. Оно красное, круглое, гладкое, крепкое, сладкое.
Покажите и назовите те фрукты, с названиями которых он еще не знаком.
2.Проверьте, как ребенок запомнил названия фруктов, используя рисунок 6. Опять проведите соревнование, чтобы потренировать его в описании фруктов. Чтобы определить, кто из вас начинает соревнование, предложите использовать разученную ранее «огородную считалку». Привлеките внимание ребенка к слову «ФРУКТЫ», написанному над картинкой.
3.Поиграйте в уже знакомые игры «Один — много» и «Назови ласково» с мячом, используя названия фруктов.
яблоко — яблоки апельсин — апельсинчик
лимон — лимоны лимон — лимончик
груша — груши груша — грушка
абрикос — абрикосы банан — бананчик
слива — сливы
4.Попробуйте придумать с ребенком загадки-описания о фруктах. В этом вам помогут вопросы, которые использовались при описании овощей и фруктов, и рисунок 6. К их помощи вы можете прибегнуть, если ребенок не придумает загадку, прослушав ваш образец.
Например. Желтый, овальный, кислый (лимон). Оранжевый, круглый, ароматный, кисло-сладкий (апельсин). Синяя, овальная, мягкая, сладкая (слива). Зеленое, круглое, гладкое, твердое, сладкое (яблоко).
5.Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных и отвечать на вопросы:
- Какой сок делают из яблок? (Яблочный.)
- Какое варенье варят из слив? (Сливовое.)
- Какой джем готовят из апельсинов? (Апельсиновый.)
- Какой компот можно приготовить из груш? (Грушевый.)
- Какое повидло можно приготовить из абрикосов? (Абрикосовое.)
6. Разучите с ребенком сербскую народную песенку и проведите пальчиковую гимнастику, что будет способствовать развитию и памяти, и речи ребенка.
Яблоня
— Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки? | Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками друг о друга. |
Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? | Загибать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших, на каждую строчку. |
Куда они пропали? | Снова попеременно стучать кулачками и хлопать в ладоши. |
— Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали… | Загибать пальчики на обеих руках, начиная с мизинчиков. |
Дети оборвали… | Хлопнуть в ладоши 1 раз. |
Занятие 5. «Одежда»
1.Выясните, знает ли ребенок, почему летом носят более легкую одежду, чем осенью. Если ребенок затрудняется, объясните, что летом воздух более теплый ,потому люди легко одеваются. А осенью становится холодно, поэтому люди надевают теплую одежду. Помогите ребенку вспомнить и назвать одежду, которую он на летом, затем пусть расскажет, что он надевает осенью. Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головными уборами. Предложите вспомнить, какие головные уборы у него есть.
2.Рассмотрите с ребенком рисунки 11—14. Пусть он показывает и называет сначала одежду и головные уборы для лета, а потом для осени. Можете предложить и такое задание:
— Покажи и назови сначала одежду и головные уборы для мальчиков, а потом для девочек.
3.Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» по теме «Одежда. Головные уборы». (Вы называете: свитер, кофта, плащ, шляпа. Ребенок объясняет, что лишняя шляпа, потому что это — головной убор, а все остальное — одежда, называете: кепка, косынка, берет, брюки. Ребенок объясняет, что лишние брюки потому что это — одежда, а все остальное — головные уборы.) Затем вы меняете: местами, и задание дает ребенок.
4.Выучите с ребенком загадку. Она довольно сложная, поэтому сначала объясните, что одна дверь — это сама рубашка, а другие три двери — это рукава и вор
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле — вошел. {Рубашка)
5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие? »Вы бросаете ребенку мяч и называете одежду, он бросает мяч обратно и говорит, какая она.
Кофта из шерсти — какая? (Шерстяная.)
Шарф из шерсти — какой? (Шерстяной.)
Пальто из шерсти — какое? (Шерстяное.)
Рукавички из шерсти — какие? (Шерстяные.)
Занятие 6. «Обувь»
1.Предложите ребенку вспомнить, какая обувь у него есть. Пусть расскажет, в чем он ходит дома, в детском саду, по улице летом и осенью, какая обувь есть у него для зимы. Рассмотрите с ребенком рисунки 15 и 16. Пусть он сначала назовет обувь для лета, потом для осени, затем обувь для мальчиков и для девочек.
2.Поиграйте в игру «Четвертый лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь». Для игры можете использовать следующие варианты заданий:
Кроссовки, панама, ботинки, тапки. Шлепанцы, пальто, плащ, юбка. Сапоги, шорты, босоножки, туфли. Сандалии, шуба, кеды, валенки.
3. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какие?»
Туфли из кожи — какие? (Кожаные.)
Тапки из меха — какие? (Меховые.)
Сапоги из замши — какие? (Замшевые.) Калоши из резины — какие? (Резиновые.)
4. Проведите с ребенком пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки», которая
поможет ему запомнить названия обуви, будет способствовать развитию мелкой моторики, а, следовательно, и речи. Предварительно можете использовать текст гимнастики в качестве упражнения для развития речевого слуха ребенка. Для этого
выразительно прочитайте ребенку текст и поинтересуйтесь, о чем это стихотворение. Перед повторным чтением предупредите ребенка, что он должен будет внимательно слушать и запоминать все названия обуви.
Новые кроссовки
Как у нашей кошки Загибают пальцы на обеих руках, начиная
На ногах сапожки. с больших, на каждое название обуви.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так, вот так, «Шагают» по столу указательными и
Новые кроссовки. средними пальцами обеих рук.
Занятие 7. «Игрушки»
1. Это занятие лучше проводить в игровом уголке вашего ребенка среди его любимых игрушек. Пусть он показывает и называет их. Предложите ему придумать рассказ о каждой из них по вашему образцу.
Например. Это мишка. У него есть туловище, голова, лапки, ушки. Он коричневый, большой, меховой. Я буду играть с ним в цирк.
Это самосвал. У него есть кабина, кузов, колеса, фары, в кабине есть руль. Кабина красная, кузов желтый, а колеса черные. На даче я буду возить в нем песок.
С этой же целью может быть использован рисунок 17. Предложите ребенку показать и назвать игрушки на картинке, а потом рассказать о каждой из них по уже известному образцу.
2. Рассмотрите с ребенком иллюстрацию (рис. 18). Предложите ему ответить на
вопросы:
• Что делают дети? (Дети играют.)
• Что делают мальчики? (Мальчики строят железную дорогу.)
• Что делают девочки? (Девочки играют в магазин.)
3. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?». Вы
бросаете ребенку мяч, называете игрушку и говорите, из чего она сделана. Ребенок
бросает мяч обратно и говорит, какая это игрушка.
Мишка из меха — какой? (Меховой.)
Пирамидка из дерева — какая? (Деревянная.)
Ведерко из металла — какое? (Металлическое.)
Кубики из пластмассы — какие? (Пластмассовые.)
Мяч из резины — какой? (Резиновый.)
Кукла из соломы — какая? (Соломенная.)
Лото из картона — какое? (Картонное.)
Свистульки из глины — какие? (Глиняные.)
4. Выучите с сыном или дочкой считалку «Игрушки». Предварительно можете
использовать ее в качестве упражнения для развития речевого слуха. Для этого
сначала выразительно прочитайте считалку ребенку и выясните у него, о чем эта
считалка. Перед повторным чтением предупредите ребенка, что он должен очень
внимательно слушать и запомнить все названия игрушек. Потом можете предложить ребенку сосчитать все игрушки.
Игрушки
Баки-боки-буки-бан,
Паровозик, барабан,
Мишка, кубики, матрешка,
Кит, пластмассовая кошка,
Динозавр, самосвал,
Я его на дачу брал.
Поскорее все считай,
Сосчитай и вылетай.
Занятие 8. «Посуда»
1.Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения.
2.Рассмотрите вместе рисунок 19. Предложите показать и назвать посуду, а потом составить рассказ о каждом предмете по образцу.
Например. Это кастрюля. Она большая, синяя, металлическая. У кастрюли есть две ручки. Ее закрывают крышкой. В кастрюле варят суп, картошку, макароны.
Это чайник. Он маленький, белый, фарфоровый. У чайника есть носик, ручка, крышка. В чайнике заваривают чай.
Это солонка. Она овальная, маленькая, голубая, фарфоровая. У нее есть крышка с отверстиями, чтобы высыпалась соль.
С этой же целью вы можете использовать посуду, которая есть у вас дома. Обратите внимание ребенка на слово «ПОСУДА», написанное над картинкой.
3. Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру с мячом «Какой? Какая? Какое?
Какие?»
Кувшин из стекла — какой? (Стеклянный.)
Чашка из фарфора _- какая? ? (Фарфоровая.)
Ведерко из серебра — какое? (Серебряное.)
Вилки из металла — какие? (Металлические.)
Поднос из пластмассы — какой? (Пластмассовый.)
Ложка из дерева — какая? (Деревянная.)
Блюдо из фаянса — какое? (Фаянсовое.)
Ножи из стали — какие? (Стальные.)
4. Предложите ребенку упражнение на развитие речевого слуха. Выразительно
прочитайте ребенку текст. Перед повторным чтением предупредите его, что он дол
жен будет запомнить все названия посуды, прозвучавшие в стихотворении.
У нашего Вовки
На блюде морковка.
У нашей Акульки
Картошка в кастрюльке.
У нашей Наташки
Смородина в чашке.
А у Валерки
Грибочки в тарелке.
А теперь ты не зевай
И посуду называй.
5. Для того чтобы проверить, может ли ребенок образовывать существительные
с уменьшительно-ласкательными суффиксами, поиграйте с ним в игру с мячом
«Назови ласково». Вы бросаете ребенку мяч и называете предмет посуды, ребенок
бросает мяч обратно и называет этот же предмет «ласково».
Например: кастрюля — кастрюлька; сковорода — сковородка; тарелка — тарелочка; ложка — ложечка; нож — ножик; вилка — вилочка; чашка — чашечка; кувшин — кувшинчик.
5.Выучите с ребенком пальчиковую гимнастику и делайте ее ежедневно. Это
будет способствовать развитию мелкой моторики и речи.
Помощники
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали.
Попеременно ритмично хлопать в ладоши и стучать кулаком о кулак. Потереть одну ладонь о другую. Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посуды.
Потереть одну ладонь о другую. Опять загибать пальчики.
Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулак о кулак.
Занятие 9. «Зима»
1. На прогулке понаблюдайте с ребенком за зимними изменениями в природе.
Расскажите о приметах зимы, помогите ребенку их запомнить, а потом попросите
ребенка повторить их за вами.
Например. Чем зимой покрыты земля, реки и озера? Ты запомнил? Повтори, пожалуйста.
Приметы зимы
Земля покрыта снегом, а реки и озера — льдом. Стало холодно, на улице мороз.
Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады. Ночи стоят длинные, а дни — короткие. Люди надели теплую зимнюю одежду.
Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
2. Рассмотрите с ребенком сюжетные картинки по теме «Зима» (рис. 20, 21) и
помогите ему составить предложение по каждой картинке.
Например. Дети катаются с горы в парке. Дети наблюдают за птицами из окна. Можете предложить ребенку рассказать о приметах зимы по каждой из картинок. Например. В парке много снега. Снег лежит на земле и на деревьях. В воздухе кружатся снежинки. На улице мороз, у детей красные щеки. Дети катаются с горы. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами:
• Что лежит на земле в парке?
• Где еще лежит снег?
• Что кружится в воздухе?
• Почему у детей красные щеки?
• Что делают дети?
3. Объясните ребенку, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующи-
ми. Вместе с ним рассмотрите изображения вороны, сороки, воробья, голубя, снегиря,
синицы, щегла (рис. 22). Пусть ребенок показывает и называет птиц. Предложите
ему составить маленький рассказ о каждой птице по образцу.
Например. Это сорока. Она большая, черно-белая. У нее круглая черная голова, овальное бело-черное туловище, длинный черный хвост, большие черно-белые крылья. У сороки черные глаза и сильный клюв.
4.Побеседуйте с ребенком о том, чем можно подкормить птиц зимой: хлебными крошками, пшеном, семенами растений, кусочками несоленого сала. Из пакета молока сделайте вместе с ребенком кормушку и повесьте ее в парке или около своего дома. Напоминайте ребенку о том, что в кормушку нужно постоянно подсыпать корм.
5.Выучите с ребенком и делайте ежедневно пальчиковую гимнастику, которая поможет ему запомнить названия зимующих птиц, а также будет способствовать развитию мелкой моторики.
Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей | Ритмично сжимать и разжимать кулаки. На каждое название птицы загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших. |
Прилетело? Мы расскажем: | |
Две синицы, воробей, | |
Шесть щеглов и голубей, | |
Дятел в пестрых перышках. | |
Всем хватило зернышек. | Снова сжимать и разжимать кулаки |
Занятие 13. «Мебель»
1. Рассмотрите с ребенком мебель, которая стоит в вашем доме. Побеседуйте о
мебели, о ее назначении. Сначала расскажите ребенку об одном из предметов, а
потом пусть он рассказывает вам.
Например. Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.
Это стол. Он большой, деревянный, коричневый, прямоугольный. У него есть четыре ножки. За столом обедают, пьют чай.
Это диван. Он большой, мягкий, красный. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. На диване можно сидеть или лежать.
С этой же целью вы можете использовать и картинки с изображениями мебели (рис. 27).
2. Предложите ребенку придумать загадки-описания о мебели по картинкам.
Сначала вы загадайте свою загадку, а потом пусть попробует он.
Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть.
Что это? (Стул.)
У нее есть две спинки и четыре ножки. На ней спят. Что это? (Кровать.) У него есть спинка, сиденье, подлокотники. В нем сидят и отдыхают. Что
это? (Кресло.)
3.Предложите ребенку ответить на вопросы:
• Где хранят одежду? (Одежду хранят в шкафу.)
• Где люди обедают? (Люди обедают за столом.)
• На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле.)
• В чем можно сидеть? (Можно сидеть в кресле.)
• Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу.) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.
4. Если вы заметили, что ребенок допускает ошибки в употреблении предлогов,
потренируйте его с помощью следующего упражнения. Возьмите любую игрушку и
поместите ее на стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Если он затрудняется ответить, объясните, что она НА столе. Теперь поставьте ее под стол и скажите об этом. Голосом выделите предлог: ПОД стол. Далее помещайте игрушку НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. Комментируйте свои действия, выделяя голосом предлоги. Затем предложите ребенку выполнять и комментировать аналогичные действия.
5. Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру «Подскажи словечко», которая способствует развитию слухового внимания и чувства рифмы.
Под столом уселась кошка,
А над нею стол без ... (ножки).
На шкафу корзинка с перцем
И открыты обе ... (дверцы).
На буфете ежик с волком,
Ну а сам буфет без ... (полки).
Занятие 14. «Транспорт»
1.Понаблюдайте с ребенком за транспортом на улице. Выясните, знает ли он названия транспорта, известно ли ему, что транспорт бывает грузовым и пассажирским. Если в знаниях вашего сына или дочки есть пробелы, помогите ребенку — назовите те машины, названия которых ему неизвестны, а потом проверьте, запомнил ли он эти названия. Объясните, что пассажирским называют транспорт, который перевозит пассажиров, а грузовым — тот транспорт, который перевозит грузы.
2.Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями дорожного транспорта (автобус, троллейбус, легковой автомобиль), железнодорожного транспорта (поезд, трамвай), воздушного транспорта (самолет, вертолет), водного транспорта (теплоход, баржа), подземного транспорта (метро). Пусть ребенок показывает и называет нарисованное (рис. 28—29).
Предложите ребенку подумать, почему транспорт называют дорожным (двигается по дороге), железнодорожным (двигается по железной дороге), воздушным (двигается по воздуху), водным (двигается по воде), подземным (двигается под землей). Обратите внимание ребенка на подпись над картинкой.
3. На улице понаблюдайте с ребенком за грузовым транспортом, покажите ему
грузовик, фургон, самосвал, цистерну, платформу, рефрижератор. Отработайте с
ребенком произношение этих названий. Сначала четко произнесите их сами, вместе
с ребенком, потом пусть он произнесет эти слова сам.
Побеседуйте о том, какие грузы перевозят эти машины: грузовик — кирпичи, арбузы, капусту, ящики с продуктами; фургон — продукты, лекарства, одежду, игрушки; самосвал — песок, землю, камни; цистерна — воду, молоко, бензин; платформа — разную технику, другие машины; рефрижератор — замороженные продукты.
4. Выучите с ребенком стихотворение, которое познакомит его с таким водным
транспортом, как ялик (весельная лодка). Покажите, как выразительно можно его
рассказать, ведь это стихотворение-шутка.
Ялик
На якоре ялик стоял у причала.
Волна, набегая, тот ялик качала,
А еж-капитан по причалу ходил,
Насвистывал песню и трубку курил.
Н.В. Нищева
ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ
Старшая логопедическая группа
Домашняя тетрадь
Часть I
Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»
ББК 74.102 Н71
Нищева Н. В.
Н71 Занимаемся вместе. Старшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь. Часть I+2.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.— 24 с, ил. 18ВЫ 5-89814-236-3
Материалы тетради рассчитаны на дошкольников 4-го года жизни с нормальным речевым развитием и детей 5-го года жизни с речевой патологией и соответствуют планированию работы и рекомендациям, изложенным в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».
Для родителей дошкольников, посещающих младшую группу детского сада или среднюю логопедическую группу.
© Нищева Н. В., 2006
18ВМ 5-89814-236-3 © «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
Предисловие
Вашему ребенку пять лет. В этом возрасте у детей хорошо развита фразовая речь: они умеют строить не только простые распространенные предложения, но и сложносочиненные и даже сложноподчиненные. Они умеют составлять небольшие рассказы по картинке и по серии картинок, могут рассказать о прочитанной книг или об увиденном мультфильме. Они правильно произносят почти все звуки родного языка, знают много букв и пытаются читать слоги и слова.
Если вы видите, что речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастной норме, не следует отчаиваться, но и успокаиваться тоже не стоит. Малышу нужно помочь. Для этого конечно же следует обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом. Хорошо, если ваш ребенок будет посещать логопедическую группу и заниматься под руководством специалиста. Однако если такой возможности нет. вам придет на помощь эта тетрадь. Она рассчитана прежде всего на пятилетних детей с речевой патологией, посещающих логопедическую группу второй год, но может стать хорошим помощником и родителям, занимающимся со своими детьми самостоятельно. Если речевое развитие четырехлетнего ребенка соответствует возрастной норме, вы тоже можете использовать материалы тетради для занятий и с ним.
Занятия нашей тетради построены на основе лексических тем, изучаемых в старшей логопедической группе детского сада, и соответствуют календарному планированию, приведенному в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Каждое занятие рассчитано примерно на неделю и содержит от четырех до семи заданий. Первое и второе задания позволяют определить уровень развития словаря ребенка по данной лексической теме и уровень развития фразовой речи. Они предполагают проведение беседы с ребенком, в ходе которой ему задаются вопросы и требуются полные ответы на них. Если малыш отвечает односложно, похвалите его, но тут же покажите, как следует ответить более полно. Объясните, что сам вопрос подсказывает, как нужно полно отвечать. Например, выспрашиваете: «Какие на деревьях листья?» Ответ рекомендуется начинать с последних слов вопроса: «Листья на деревьях красные и желтые».
Одно из заданий предполагает работу по картинкам. Обращая внимание ребенка на различные детали изображения, цвет, форму, размеры объекта, называйте их вслух, чтобы ребенок услышал и запомнил. Учите ребенка внимательно рассматривать рисунки и составлять по ним предложения.