Занятие 4. «Грибы и лесные ягоды»

Н.В. Нищева

ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ

Старшая логопедическая группа

Домашняя тетрадь

Часть I

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

ББК 74.102 Н71

Нищева Н. В.

Н71 Занимаемся вместе. Старшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь. Часть I+2.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.— 24 с, ил. 18ВЫ 5-89814-236-3

Материалы тетради рассчитаны на дошкольников 4-го года жизни с нормальным речевым развитием и детей 5-го года жизни с речевой патологией и соответствуют пла­нированию работы и рекомендациям, изложенным в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».

Для родителей дошкольников, посещающих младшую группу детского сада или среднюю логопедическую группу.

© Нищева Н. В., 2006
18ВМ 5-89814-236-3 © «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

Предисловие

Вашему ребенку пять лет. В этом возрасте у детей хорошо развита фразовая речь: они умеют строить не только простые распространенные предложения, но и сложносочиненные и даже сложноподчиненные. Они умеют составлять небольшие рассказы по картинке и по серии картинок, могут рассказать о прочитанной книг или об увиденном мультфильме. Они правильно произносят почти все звуки родного языка, знают много букв и пытаются читать слоги и слова.

Если вы видите, что речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастной норме, не следует отчаиваться, но и успокаиваться тоже не стоит. Малышу нужно помочь. Для этого конечно же следует обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом. Хорошо, если ваш ребенок будет посещать логопедическую группу и заниматься под руководством специалиста. Однако если такой возможности нет. вам придет на помощь эта тетрадь. Она рассчитана прежде всего на пятилетних детей с речевой патологией, посещающих логопедическую группу второй год, но может стать хорошим помощником и родителям, занимающимся со своими детьми самостоятельно. Если речевое развитие четырехлетнего ребенка соответствует возрастной норме, вы тоже можете использовать материалы тетради для занятий и с ним.

Занятия нашей тетради построены на основе лексических тем, изучаемых в стар­шей логопедической группе детского сада, и соответствуют календарному планированию, приведенному в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Каждое занятие рассчитано примерно на неделю и содержит от четырех до семи заданий. Первое и второе задания позволяют определить уровень развития словаря ребенка по данной лексической теме и уровень развития фразовой речи. Они предполагают проведение бесе­ды с ребенком, в ходе которой ему задаются вопросы и требуются полные ответы на них. Если малыш отвечает односложно, похвалите его, но тут же покажите, как следует ответить более полно. Объясните, что сам вопрос подсказывает, как нужно полно от­вечать. Например, выспрашиваете: «Какие на деревьях листья?» Ответ рекомендует­ся начинать с последних слов вопроса: «Листья на деревьях красные и желтые».

Одно из заданий предполагает работу по картинкам. Обращая внимание ребенка на различные детали изображения, цвет, форму, размеры объекта, называйте их вслух, чтобы ребенок услышал и запомнил. Учите ребенка внимательно рассматри­вать рисунки и составлять по ним предложения. С десятого занятия мы перейдем к составлению рассказов по серии картинок, а с двадцатого (см. «Занимаемся вмес­те». Часть вторая.) — к составлению рассказа по картинке. Методика работы по картинкам подробно изложена в заданиях. Показывайте и объясняйте ребенку, что написано на картинке. Пусть он ищет знакомые буквы в словах, пробует читать слова и слоги. Обучение чтению идет быстрее, если написанное соотносится с кар­тинкой.

В каждом занятии есть задания на развитие памяти: это стихи, пальчик: гимнастики, подвижные игры, считалки. В пособии используются, в основном, авторские тексты и произведения фольклора разных народов. Эти задания способст­вуют развитию моторики ребенка, координации движения, творческого воображе­ния и позволяют активизировать словарь ребенка, быстрее ввести в его активную речь новые слова по каждой лексической теме.

Тексты стихотворений, упражнений и игр необходимо разучивать с ребенком. Для этого сначала четко и выразительно прочитайте малышу текст. Спросите, о чем в нем говорится. Предложите ребенку послушать текст еще раз и попытаться его запомнить. Теперь читайте по две или четыре строки и повторяйте их хором. Под­сказывайте ребенку отдельные слова, подбадривайте и хвалите его, так запомина­ние пойдет быстрее. Затем пусть ребенок попробует рассказать заученные строки сам.

Таким образом заучивается весь текст. Повторяйте его в течение двух-трех дней. Если это текст пальчиковой гимнастики или подвижной игры, вы должны подробно, в соответствии с описанием рассказать и показать ребенку, как выполня­ются движения. А вот делать ли упражнение вместе с ребенком или предоставить ему полную самостоятельность, это вы должны решить сами. Но даже если вы иг­раете вместе, помните, что не должны быть руководителем. Попытайтесь активи­зировать самостоятельность ребенка, будьте его равноправным партнером.

В предложенных занятиях есть задания для развития грамматического строя речи. Они проводятся в форме игры, что позволяет быстрее и легче добиться жела­емого результата.

Выполняя упражнения на развитие слухового внимания и речевого слуха ребен­ка, придерживайтесь следующих правил. Сначала выразительно и четко читайте текст. Потом предупредите ребенка, что будете читать еще раз, и поясните, на что нужно обратить внимание.

Начиная с занятия 15, вы можете упражнять ребенка в делении слов на слоги, слоговом анализе, что полезно при обучении грамоте и важно для подготовки к изучению русского языка в школе.

Родителям, которые хотят подготовить руку ребенка к письму, заняться с ним профилактикой нарушений письменной речи, закрепить знания ребенка по всем лексическим темам, рекомендуется приобрести «Тетрадь №1 для старшей логопе­дической группы детского сада»1. Если вы обучаете своего ребенка грамоте, хотите сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза, развить его фо­нематический слух и фонематические представления, что будет способствовать ус­пешному изучению русского языка в школе, приобретите «Тетрадь №2 для старшей логопедической группы детского сада»2. Сделать занятия с ребенком более красоч­ными и занимательными помогут комплекты настольно-печатных дидактических игр для развития речи «Играйка 1» и «Играйка 2»3.

1 Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недора: речи.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

1 НищеваН.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. №1.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2003.

2 НищеваН.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. №2.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2003.

3 Нищева Н. В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

Занятие 1. «Осень»

1. Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы:

• Какое время года наступило? (Наступила осень.)

• Почему ты так думаешь? (Стало холодно. На деревьях красные и желтые листья)

2. Помогите ребенку запомнить приметы осени. Хорошо, если это будет происходить на прогулке. Показывайте ребенку то, что происходит в природе, и рассказывайте об осени. Предложите повторять предложения за вами: «Ты запомнил, о чем я рассказал тебе сейчас? Что делают птицы осенью? Повтори, пожалуйста и т.д.

Приметы осени

V Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.

V Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад. Исчезли насекомые.

Собираются в стаи и улетают на юг птицы.

V Дни стали короче, а ночи длиннее. С полей и из садов убирают урожай. Люди стали теплее одеваться.

V Дети пошли в школу.

3. Рассмотрите вместе с ребенком несколько сюжетных картинок об осени {рис, 1—4) и помогите ему придумать предложения по каждой картинке: «Дети собирают разноцветные листья. Люди убирают урожай. Птицы улетают на юг. Идут холодные дожди». Если ребенок испытывает затруднение, помогите ему вопросами: «Что делают дети? Что убирают люди? Куда улетают птицы? Какие дожди идут осенью?

Если вы видите, что предложение, которое построил малыш, недостаточно распространено, помогите ему: «Ты сказал, что дети собирают листья. Правильно. А какие это листья? Конечно, желтые и красные, разных цветов, разноцветные. Значит как ты теперь ответишь на вопрос? Используй это слово. Правильно. Дети собирают разноцветные листья» и т.п. Обратите внимание ребенка на слово осень, написанное над картинкой.

4. На прогулке помогите ребенку найти листики клена, дуба, березы, топа:осины, рябины. Покажите, с каких деревьев они опали. Учите ребенка узнавать «Этот листок упал с дуба. Видишь, какой он овальный, резной. А этот листок ветер сорвал с березы. Он заостренный, с мелкими зубцами по краю. А вот лист тополя. Он тоже заостренный, но крупнее листка березы. Этот — листок осины похож на монетку, он почти круглый. А что напоминает лист рябины? Правда, похож на перышко?» Обратите внимание ребенка на разный цвет листьев: «Видишь, какой лист клена? Правильно. Он оранжевый. А какого цвета лист осины? Он красный» и т.п.

5. Выучите с ребенком стихотворение, которое позволит ему легко запомнить, как выглядят листья разных деревьев.

На что похожи листья?

На мою ладошку лист похож у клена.

Осенью оранжевый, летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья, как монеты,

У каштана — словно опахала.



Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? Куда они пропали?     — Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали... Загибать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших, на каждую строчку. Снова попеременно стучать кулачками и хлопать в ладоши. Загибать пальчики на обеих руках, начи­ная с мизинчиков. Хлопнуть в ладоши 1 раз.

Занятие 2. «Овощи»

1.Выучите с ребенком названия овощей: морковь, картофель, свекла, капуста, репа, лук, чеснок, баклажан, кабачок, огурец, помидор. Лучше, если вы это сделаете во время посещения рынка или овощного магазина. Сначала выясните, названия каких овощей уже знает ребенок. Пусть он покажет и назовет их. Предложите тут же рассказать о каждом знакомом овоще по плану:

· Что это?

· Какого он цвета?

· Какой он формы?

· Каков он на ощупь?

· Каков он на вкус?

Пример: Это помидор. Он красный, круглый, гладкий, кисло-сладкий. Познакомьте ребенка с теми овощами, названия которых он не знает. Покажите и назовите их. Затем пусть ребенок сам покажет и назовет их. Обратите внимание ребенка на слово «ОВОЩИ» над картинкой (рис. 5).

  1. Предложите ребенку рассмотреть еще раз рисунок 2. Попросите рассказать, какие овощи растут в огороде, что делают мама и дочка. Можно предложить ребенку составить предложения:

В огороде растут капуста, свекла, репа, морковь. Мама срезает капусту. Дочка таскает морковь.

  1. Теперь снова рассмотрите рисунок 5. Он поможет проверить, названия каких овощей запомнил ребенок, что он сможет рассказать о них. Предложите провести соревнование, кто из вас назовет и опишет больше овощей. Конечно же, победителем станет ребенок.
  2. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один — много». Вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, он ловит мяч и, возвращая мяч обратно, называет этот же овощ во множественном числе:

огурец — огурцы баклажан — баклажаны

кабачок — кабачки помидор — помидоры

  1. Поиграйте с мячом в игру «Назови ласково». Вы называете овощ и бросаете ребенку мяч, ребенок бросает мяч обратно и называет овощ «ласково»:

помидор — помидорчик чеснок — чесночок

морковь — морковочка огурец — огурчик

лук — лучок баклажан — баклажанчик

  1. Расскажите ребенку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Задайте вопросы, ответы на которые помогут развитию грамматической стороны его речи.

· Какие овощи ты положишь в салат? (Я положу в салат помидоры и огурцы.)

· Что кладут в борщ? (В борщ кладут картофель, свеклу, морковь, лук, капусту.)

· Из чего варят щи? (Щи варят из капусты, картофеля, моркови, лука, помидоров.)

  1. Выучите с ребенком «огородную считалку», в которой есть несколько названий овощей:

Чики-чики-чики-чок,

Помидоры, кабачок,

Лук, картофель, патиссон,

Выходи скорее вон.

Считалку можно использовать и как задание для развития речевого слуха. Прочитав считалку один раз, предупредите ребенка, что при повторном чтении он должен будет сосчитать овощи, о которых говорится в считалке.

Занятие 3. «Фрукты»

1.Выучите с ребенком названия фруктов: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград, абрикос, персик, банан, ананас. Проведите еще раз экскурсию на рынок. Вам опять нужно выяснить, каков объем словаря вашего сына (вашей доче­ри) по изучаемой теме. Пусть ребенок покажет и назовет все фрукты, с которыми он знаком, и расскажет о них по плану из занятия 2. Например: Это яблоко. Оно красное, круглое, гладкое, крепкое, сладкое.

Покажите и назовите те фрукты, с названиями которых он еще не знаком.

2.Проверьте, как ребенок запомнил названия фруктов, используя рисунок 6. Опять проведите соревнование, чтобы потренировать его в описании фруктов. Чтобы определить, кто из вас начинает соревнование, предложите использовать разучен­ную ранее «огородную считалку». Привлеките внимание ребенка к слову «ФРУК­ТЫ», написанному над картинкой.

3.Поиграйте в уже знакомые игры «Один — много» и «Назови ласково» с мячом, используя названия фруктов.

яблоко — яблоки апельсин — апельсинчик

лимон — лимоны лимон — лимончик

груша — груши груша — грушка

абрикос — абрикосы банан — бананчик

слива — сливы

4.Попробуйте придумать с ребенком загадки-описания о фруктах. В этом вам помогут вопросы, которые использовались при описании овощей и фруктов, и рисунок 6. К их помощи вы можете прибегнуть, если ребенок не придумает загадку, прослушав ваш образец.

Например. Желтый, овальный, кислый (лимон). Оранжевый, круглый, ароматный, кисло-сладкий (апельсин). Синяя, овальная, мягкая, сладкая (слива). Зеленое, круглое, гладкое, твердое, сладкое (яблоко).

5.Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных и отвечать на вопросы:

  • Какой сок делают из яблок? (Яблочный.)
  • Какое варенье варят из слив? (Сливовое.)
  • Какой джем готовят из апельсинов? (Апельсиновый.)
  • Какой компот можно приготовить из груш? (Грушевый.)
  • Какое повидло можно приготовить из абрикосов? (Абрикосовое.)

6. Разучите с ребенком сербскую народную песенку и проведите пальчиковую гимнастику, что будет способствовать развитию и памяти, и речи ребенка.

Яблоня

— Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки? Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками друг о друга.
Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? Загибать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших, на каждую строчку.
Куда они пропали? Снова попеременно стучать кулачками и хлопать в ладоши.
— Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали… Загибать пальчики на обеих руках, начиная с мизинчиков.
Дети оборвали… Хлопнуть в ладоши 1 раз.

Занятие 5. «Одежда»

1.Выясните, знает ли ребенок, почему летом носят более легкую одежду, чем осенью. Если ребенок затрудняется, объясните, что летом воздух более теплый ,потому люди легко одеваются. А осенью становится холодно, поэтому люди надевают теплую одежду. Помогите ребенку вспомнить и назвать одежду, которую он на летом, затем пусть расскажет, что он надевает осенью. Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головными уборами. Предложите вспомнить, какие головные уборы у него есть.

2.Рассмотрите с ребенком рисунки 11—14. Пусть он показывает и называет сначала одежду и головные уборы для лета, а потом для осени. Можете предложить и такое задание:

— Покажи и назови сначала одежду и головные уборы для мальчиков, а потом для девочек.

3.Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» по теме «Одежда. Головные уборы». (Вы называете: свитер, кофта, плащ, шляпа. Ребенок объясняет, что лишняя шляпа, потому что это — головной убор, а все остальное — одежда, называете: кепка, косынка, берет, брюки. Ребенок объясняет, что лишние брюки потому что это — одежда, а все остальное — головные уборы.) Затем вы меняете: местами, и задание дает ребенок.

4.Выучите с ребенком загадку. Она довольно сложная, поэтому сначала объясните, что одна дверь — это сама рубашка, а другие три двери — это рукава и вор

Входишь в одну дверь,

А выходишь из трех.

Думаешь, что вышел,

А на самом деле — вошел. {Рубашка)

5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие? »Вы бросаете ребенку мяч и называете одежду, он бросает мяч обратно и говорит, какая она.

Кофта из шерсти — какая? (Шерстяная.)

Шарф из шерсти — какой? (Шерстяной.)

Пальто из шерсти — какое? (Шерстяное.)

Рукавички из шерсти — какие? (Шерстяные.)

Занятие 6. «Обувь»

1.Предложите ребенку вспомнить, какая обувь у него есть. Пусть расскажет, в чем он ходит дома, в детском саду, по улице летом и осенью, какая обувь есть у него для зимы. Рассмотрите с ребенком рисунки 15 и 16. Пусть он сначала назовет обувь для лета, потом для осени, затем обувь для мальчиков и для девочек.

2.Поиграйте в игру «Четвертый лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь». Для игры можете использовать следующие варианты заданий:

Кроссовки, панама, ботинки, тапки. Шлепанцы, пальто, плащ, юбка. Сапоги, шорты, босоножки, туфли. Сандалии, шуба, кеды, валенки.

3. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какие?»
Туфли из кожи — какие? (Кожаные.)

Тапки из меха — какие? (Меховые.)

Сапоги из замши — какие? (Замшевые.) Калоши из резины — какие? (Резиновые.)

4. Проведите с ребенком пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки», которая
поможет ему запомнить названия обуви, будет способствовать развитию мелкой мо­торики, а, следовательно, и речи. Предварительно можете использовать текст гимнастики в качестве упражнения для развития речевого слуха ребенка. Для этого
выразительно прочитайте ребенку текст и поинтересуйтесь, о чем это стихотворение. Перед повторным чтением предупредите ребенка, что он должен будет внима­тельно слушать и запоминать все названия обуви.

Новые кроссовки

Как у нашей кошки Загибают пальцы на обеих руках, начиная

На ногах сапожки. с больших, на каждое название обуви.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Вот так, вот так, «Шагают» по столу указательными и

Новые кроссовки. средними пальцами обеих рук.

Занятие 7. «Игрушки»

1. Это занятие лучше проводить в игровом уголке вашего ребенка среди его лю­бимых игрушек. Пусть он показывает и называет их. Предложите ему придумать рассказ о каждой из них по вашему образцу.

Например. Это мишка. У него есть туловище, голова, лапки, ушки. Он корич­невый, большой, меховой. Я буду играть с ним в цирк.

Это самосвал. У него есть кабина, кузов, колеса, фары, в кабине есть руль. Ка­бина красная, кузов желтый, а колеса черные. На даче я буду возить в нем песок.

С этой же целью может быть использован рисунок 17. Предложите ребенку по­казать и назвать игрушки на картинке, а потом рассказать о каждой из них по уже известному образцу.

2. Рассмотрите с ребенком иллюстрацию (рис. 18). Предложите ему ответить на
вопросы:

• Что делают дети? (Дети играют.)

• Что делают мальчики? (Мальчики строят железную дорогу.)

• Что делают девочки? (Девочки играют в магазин.)

3. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?». Вы
бросаете ребенку мяч, называете игрушку и говорите, из чего она сделана. Ребенок
бросает мяч обратно и говорит, какая это игрушка.

Мишка из меха — какой? (Меховой.)

Пирамидка из дерева — какая? (Деревянная.)

Ведерко из металла — какое? (Металлическое.)

Кубики из пластмассы — какие? (Пластмассовые.)

Мяч из резины — какой? (Резиновый.)

Кукла из соломы — какая? (Соломенная.)

Лото из картона — какое? (Картонное.)

Свистульки из глины — какие? (Глиняные.)

4. Выучите с сыном или дочкой считалку «Игрушки». Предварительно можете
использовать ее в качестве упражнения для развития речевого слуха. Для этого
сначала выразительно прочитайте считалку ребенку и выясните у него, о чем эта
считалка. Перед повторным чтением предупредите ребенка, что он должен очень
внимательно слушать и запомнить все названия игрушек. Потом можете предложить ребенку сосчитать все игрушки.

Игрушки

Баки-боки-буки-бан,

Паровозик, барабан,

Мишка, кубики, матрешка,

Кит, пластмассовая кошка,

Динозавр, самосвал,

Я его на дачу брал.

Поскорее все считай,

Сосчитай и вылетай.

Занятие 8. «Посуда»

1.Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения.

2.Рассмотрите вместе рисунок 19. Предложите показать и назвать посуду, а потом составить рассказ о каждом предмете по образцу.

Например. Это кастрюля. Она большая, синяя, металлическая. У кастрюли есть две ручки. Ее закрывают крышкой. В кастрюле варят суп, картошку, мака­роны.

Это чайник. Он маленький, белый, фарфоровый. У чайника есть носик, ручка, крышка. В чайнике заваривают чай.

Это солонка. Она овальная, маленькая, голубая, фарфоровая. У нее есть крыш­ка с отверстиями, чтобы высыпалась соль.

С этой же целью вы можете использовать посуду, которая есть у вас дома. Обра­тите внимание ребенка на слово «ПОСУДА», написанное над картинкой.

3. Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру с мячом «Какой? Какая? Какое?
Какие?»

Кувшин из стекла — какой? (Стеклянный.)
Чашка из фарфора _- какая? ? (Фарфоровая.)

Ведерко из серебра — какое? (Серебряное.)

Вилки из металла — какие? (Металлические.)

Поднос из пластмассы — какой? (Пластмассовый.)

Ложка из дерева — какая? (Деревянная.)

Блюдо из фаянса — какое? (Фаянсовое.)

Ножи из стали — какие? (Стальные.)

4. Предложите ребенку упражнение на развитие речевого слуха. Выразительно
прочитайте ребенку текст. Перед повторным чтением предупредите его, что он дол­
жен будет запомнить все названия посуды, прозвучавшие в стихотворении.

У нашего Вовки

На блюде морковка.

У нашей Акульки

Картошка в кастрюльке.

У нашей Наташки

Смородина в чашке.

А у Валерки

Грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай

И посуду называй.

5. Для того чтобы проверить, может ли ребенок образовывать существительные
с уменьшительно-ласкательными суффиксами, поиграйте с ним в игру с мячом
«Назови ласково». Вы бросаете ребенку мяч и называете предмет посуды, ребенок
бросает мяч обратно и называет этот же предмет «ласково».

Например: кастрюля — кастрюлька; сковорода — сковородка; тарелка — та­релочка; ложка — ложечка; нож — ножик; вилка — вилочка; чашка — чашечка; кувшин — кувшинчик.

5.Выучите с ребенком пальчиковую гимнастику и делайте ее ежедневно. Это
будет способствовать развитию мелкой моторики и речи.

Помощники

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали.

Попеременно ритмично хлопать в ладоши и стучать кулаком о кулак. Потереть одну ладонь о другую. Загибать пальчики на обеих руках, на­чиная с больших, на каждое название по­суды.

Потереть одну ладонь о другую. Опять загибать пальчики.

Попеременно хлопать в ладоши и сту­чать кулак о кулак.

Занятие 9. «Зима»

1. На прогулке понаблюдайте с ребенком за зимними изменениями в природе.
Расскажите о приметах зимы, помогите ребенку их запомнить, а потом попросите
ребенка повторить их за вами.

Например. Чем зимой покрыты земля, реки и озера? Ты запомнил? Повтори, пожалуйста.

Приметы зимы

Земля покрыта снегом, а реки и озера — льдом. Стало холодно, на улице мороз.

Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады. Ночи стоят длинные, а дни — короткие. Люди надели теплую зимнюю одежду.

Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

2. Рассмотрите с ребенком сюжетные картинки по теме «Зима» (рис. 20, 21) и
помогите ему составить предложение по каждой картинке.

Например. Дети катаются с горы в парке. Дети наблюдают за птицами из окна. Можете предложить ребенку рассказать о приметах зимы по каждой из картинок. Например. В парке много снега. Снег лежит на земле и на деревьях. В воздухе кру­жатся снежинки. На улице мороз, у детей красные щеки. Дети катаются с горы. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами:

• Что лежит на земле в парке?

• Где еще лежит снег?

• Что кружится в воздухе?

• Почему у детей красные щеки?

• Что делают дети?

3. Объясните ребенку, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующи-­
ми. Вместе с ним рассмотрите изображения вороны, сороки, воробья, голубя, снегиря,
синицы, щегла (рис. 22). Пусть ребенок показывает и называет птиц. Предложите
ему составить маленький рассказ о каждой птице по образцу.

Например. Это сорока. Она большая, черно-белая. У нее круглая черная голова, овальное бело-черное туловище, длинный черный хвост, большие черно-белые кры­лья. У сороки черные глаза и сильный клюв.

4.Побеседуйте с ребенком о том, чем можно подкормить птиц зимой: хлебными крошками, пшеном, семенами растений, кусочками несоленого сала. Из пакета мо­лока сделайте вместе с ребенком кормушку и повесьте ее в парке или около своего дома. Напоминайте ребенку о том, что в кормушку нужно постоянно подсыпать корм.

5.Выучите с ребенком и делайте ежедневно пальчиковую гимнастику, которая поможет ему запомнить названия зимующих птиц, а также будет способствовать развитию мелкой моторики.

Кормушка

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимать и разжимать кулаки. На каждое название птицы загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Снова сжимать и разжимать кулаки

Занятие 13. «Мебель»

1. Рассмотрите с ребенком мебель, которая стоит в вашем доме. Побеседуйте о
мебели, о ее назначении. Сначала расскажите ребенку об одном из предметов, а
потом пусть он рассказывает вам.

Например. Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямо­угольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него веша­ют одежду и кладут белье.

Это стол. Он большой, деревянный, коричневый, прямоугольный. У него есть четыре ножки. За столом обедают, пьют чай.

Это диван. Он большой, мягкий, красный. У него есть сиденье, спинка, подло­котники. На диване можно сидеть или лежать.

С этой же целью вы можете использовать и картинки с изображениями мебели (рис. 27).

2. Предложите ребенку придумать загадки-описания о мебели по картинкам.
Сначала вы загадайте свою загадку, а потом пусть попробует он.

Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть.

Что это? (Стул.)

У нее есть две спинки и четыре ножки. На ней спят. Что это? (Кровать.) У него есть спинка, сиденье, подлокотники. В нем сидят и отдыхают. Что

это? (Кресло.)

3.Предложите ребенку ответить на вопросы:

• Где хранят одежду? (Одежду хранят в шкафу.)

• Где люди обедают? (Люди обедают за столом.)

• На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле.)

• В чем можно сидеть? (Можно сидеть в кресле.)

• Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу.) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.

4. Если вы заметили, что ребенок допускает ошибки в употреблении предлогов,
потренируйте его с помощью следующего упражнения. Возьмите любую игрушку и
поместите ее на стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Если он затрудняет­ся ответить, объясните, что она НА столе. Теперь поставьте ее под стол и скажите об этом. Голосом выделите предлог: ПОД стол. Далее помещайте игрушку НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. Комментируйте свои действия, выделяя голосом предлоги. Затем предложите ребенку выполнять и комментировать анало­гичные действия.

5. Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру «Подскажи словечко», которая способствует развитию слухового внимания и чувства рифмы.

Под столом уселась кошка,

А над нею стол без ... (ножки).

На шкафу корзинка с перцем

И открыты обе ... (дверцы).

На буфете ежик с волком,

Ну а сам буфет без ... (полки).

Занятие 14. «Транспорт»

1.Понаблюдайте с ребенком за транспортом на улице. Выясните, знает ли он названия транспорта, известно ли ему, что транспорт бывает грузовым и пассажир­ским. Если в знаниях вашего сына или дочки есть пробелы, помогите ребенку — назовите те машины, названия которых ему неизвестны, а потом проверьте, запо­мнил ли он эти названия. Объясните, что пассажирским называют транспорт, ко­торый перевозит пассажиров, а грузовым — тот транспорт, который перевозит грузы.

2.Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями дорожного транспорта (автобус, троллейбус, легковой автомобиль), железнодорожного транспорта (поезд, трамвай), воздушного транспорта (самолет, вертолет), водного транспорта (тепло­ход, баржа), подземного транспорта (метро). Пусть ребенок показывает и называет нарисованное (рис. 28—29).

Предложите ребенку подумать, почему транспорт называют дорожным (двига­ется по дороге), железнодорожным (двигается по железной дороге), воздушным (двигается по воздуху), водным (двигается по воде), подземным (двигается под зем­лей). Обратите внимание ребенка на подпись над картинкой.

3. На улице понаблюдайте с ребенком за грузовым транспортом, покажите ему
грузовик, фургон, самосвал, цистерну, платформу, рефрижератор. Отработайте с
ребенком произношение этих названий. Сначала четко произнесите их сами, вместе
с ребенком, потом пусть он произнесет эти слова сам.

Побеседуйте о том, какие грузы перевозят эти машины: грузовик — кирпичи, арбузы, капусту, ящики с продуктами; фургон — продукты, лекарства, одежду, игрушки; самосвал — песок, землю, камни; цистерна — воду, молоко, бензин; платформа — разную технику, другие машины; рефрижератор — замороженные продукты.

4. Выучите с ребенком стихотворение, которое познакомит его с таким водным
транспортом, как ялик (весельная лодка). Покажите, как выразительно можно его
рассказать, ведь это стихотворение-шутка.

Ялик

На якоре ялик стоял у причала.

Волна, набегая, тот ялик качала,

А еж-капитан по причалу ходил,

Насвистывал песню и трубку курил.

Н.В. Нищева

ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ

Старшая логопедическая группа

Домашняя тетрадь

Часть I

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

ББК 74.102 Н71

Нищева Н. В.

Н71 Занимаемся вместе. Старшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь. Часть I+2.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.— 24 с, ил. 18ВЫ 5-89814-236-3

Материалы тетради рассчитаны на дошкольников 4-го года жизни с нормальным речевым развитием и детей 5-го года жизни с речевой патологией и соответствуют пла­нированию работы и рекомендациям, изложенным в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».

Для родителей дошкольников, посещающих младшую группу детского сада или среднюю логопедическую группу.

© Нищева Н. В., 2006
18ВМ 5-89814-236-3 © «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

Предисловие

Вашему ребенку пять лет. В этом возрасте у детей хорошо развита фразовая речь: они умеют строить не только простые распространенные предложения, но и сложносочиненные и даже сложноподчиненные. Они умеют составлять небольшие рассказы по картинке и по серии картинок, могут рассказать о прочитанной книг или об увиденном мультфильме. Они правильно произносят почти все звуки родного языка, знают много букв и пытаются читать слоги и слова.

Если вы видите, что речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастной норме, не следует отчаиваться, но и успокаиваться тоже не стоит. Малышу нужно помочь. Для этого конечно же следует обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом. Хорошо, если ваш ребенок будет посещать логопедическую группу и заниматься под руководством специалиста. Однако если такой возможности нет. вам придет на помощь эта тетрадь. Она рассчитана прежде всего на пятилетних детей с речевой патологией, посещающих логопедическую группу второй год, но может стать хорошим помощником и родителям, занимающимся со своими детьми самостоятельно. Если речевое развитие четырехлетнего ребенка соответствует возрастной норме, вы тоже можете использовать материалы тетради для занятий и с ним.

Занятия нашей тетради построены на основе лексических тем, изучаемых в стар­шей логопедической группе детского сада, и соответствуют календарному планированию, приведенному в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Каждое занятие рассчитано примерно на неделю и содержит от четырех до семи заданий. Первое и второе задания позволяют определить уровень развития словаря ребенка по данной лексической теме и уровень развития фразовой речи. Они предполагают проведение бесе­ды с ребенком, в ходе которой ему задаются вопросы и требуются полные ответы на них. Если малыш отвечает односложно, похвалите его, но тут же покажите, как следует ответить более полно. Объясните, что сам вопрос подсказывает, как нужно полно от­вечать. Например, выспрашиваете: «Какие на деревьях листья?» Ответ рекомендует­ся начинать с последних слов вопроса: «Листья на деревьях красные и желтые».

Одно из заданий предполагает работу по картинкам. Обращая внимание ребенка на различные детали изображения, цвет, форму, размеры объекта, называйте их вслух, чтобы ребенок услышал и запомнил. Учите ребенка внимательно рассматри­вать рисунки и составлять по ним предложения.

Наши рекомендации