Общая характеристика контейнерных пунктов
Контейнерным пунктом называется комплекс технических средств и сооружений на железнодорожной станции, подъездном или примыкающим к станции пути, в морских и речных портах, предназначенный для производства операций, связанных с прибытием (отправлением), погрузкой (выгрузкой), сортировкой и хранением контейнеров, а также с завозом (вывозом), выполнением коммерческих операций и их техническим обслуживанием.
В зависимости от вида выполняемых грузовых операций контейнерные пункты (КП) подразделяются на:
q грузовые (ГКП);
q грузосортировочные (ГСКП);
q сортировочные (СКП).
На грузовых контейнерных пунктах производятся операции с местными контейнерами - оформление перевозок, прием и выдача контейнеров с грузами, доставка автомобилями груженых контейнеров грузополучателям, порожних грузоотправителям, груженых и порожних на станцию, хранение контейнеров, внутрискладские операции.
На грузосортировочных контейнерных пунктах, помимо перечисленных операций, выполняется сортировка транзитных контейнеров, включающая их перегрузку с вагонов на вагоны и промежуточное хранение контейнеров на площадках.
На сортировочных контейнерных пунктах производится лишь сортировка транзитных контейнеров.
В «чистом виде» сортировочные контейнерные пункты на железно-дорожном транспорте отсутствуют.
В зависимости от взаимодействующих видов транспорта контейнерные пункты условно подразделяются на:
ü железнодорожно-автомобильные;
ü железнодорожно-водные (железнодорожно-речные и железнодорожно-морские).
Железнодорожно-автомобильные КП располагаются на грузовых и других станциях и являются пунктами общего пользования. Они составляют основную долю контейнерных пунктов на железнодорожном транспорте.
Железнодорожно-водные КП размещаются в морских и речных портах и в основном являются перегрузочными (по прямому варианту вагон-судно, судно-вагон, либо через склад). Однако это не исключает и участие автомобильного транспорта в грузовых операциях.
Помимо отмеченных, можно выделить и строго железнодорожные КП, которые располагаются на подъездных путях предприятий, относятся к пунктам необщего пользования и, как правило, перерабатывают контейнеры собственного отправления и прибытия.
В зависимости от типа перерабатываемых контейнеров КП подразделяются на открытые для работы со:
· среднетоннажными контейнерами;
· крупнотоннажными контейнерами;
· среднетоннажными и крупнотоннажными контейнерами.
По объемам контейнеропереработки КП классифицируются на:
Ø малые;
Ø средние;
Ø крупные.
Крупные контейнерные пункты иногда называют контейнерными терминалами.
На железнодорожных контейнерных пунктах выполняются следующие виды операций:
ü погрузка на железнодорожный подвижной состав;
ü выгрузка с железнодорожного подвижного состава;
ü сортировка транзитных контейнеров;
ü кратковременное хранение контейнеров;
ü погрузка контейнеров на автотранспорт: груженых – для доставки грузов грузополучателям; порожних – грузоотправителям для их загрузки;
ü выгрузка контейнеров с автотранспорта: груженых – для отправки по железной дороге; порожних – на кратковременное хранение;
ü технический осмотр контейнеров для определения их пригодности под погрузку;
ü коммерческий осмотр контейнеров: проверка правильности наложения закруток и запорно-пломбировочных устройств, осмотр и проверка оттисков, контроль целостности обшивки;
ü очистка контейнеров;
ü текущий ремонт контейнеров;
ü оформление грузовых перевозочных документов;
ü оформление транспортно-экспедиторских документов на выполнение транспортных услуг;
ü информация грузополучателей и грузоотправителей о местонахождении контейнеров с грузами.
Кроме того, на крупных пунктах должны быть приспособления для очистки контейнеров от снега и льда и участки для проверки содержимого контейнеров в случае срыва пломб.
Все КП должны быть оснащены технологической связью, а в перспективе и автоматизированными системами управления.
Контейнерные пункты, обеспечивающие взаимодействие