Проектирование предприятий автотранспорта
А.Н. Новиков, Н.В. Бакаева
Проектирование предприятий автотранспорта
Допущено УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 150200 –Автомобили и автомобильное хозяйство направления подготовки дипломированных специалистов 653300 - Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования
ОРЕЛ 2003
УДК 629.33(075)
ББК 39.3я7
Н73
Рецензенты:
Кандидат технических наук, доцент Орловского государственного аграрного университета
Ю.А. Кузнецов
Доктор технических наук, профессор Орловского государственного технического университета
В.К. Руднев
Новиков А.Н., Бакаева Н.В.
Н73 Проектирование предприятий автотранспорта: Учеб.-методическое пособие. - Орел, 2003.- 86 с.
Данное учебно-методическое пособие предназначено студентам, обучающимся по специальности 150200 - «Автомобили и автомобильное хозяйство».
В пособии излагаются общие сведения о структуре и оформлении курсового проекта, приведены основные положения по технологическому расчету производственных подразделений автотранспортных предприятий, излагается методика расчета числа и обьемов технических обслуживаний, численности производственных рабочих для ремонта и обслуживания автомобилей в условиях АТП. Освещены вопросы принятия планировочных решений при проектировании предприятий.
Пособие является необходимым материалом для организации самостоятельной работы студентов при выполнении курсового проекта по дисциплине «Проектирование предприятий автотранспорта» и позволяет закрепить теоретические знания, полученные при изучении этого курса.
УДК 629.33(075)
ББК39.3я7
ОрелГТУ, 2003
Новиков А.Н., 2003
Бакаева Н.В., 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………… 5
1.. CОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРОЕКТА ……………………………………………………… 8
1.1 Цель и задачи курсового проектирования…………………………………………………...8
1.2 Содержание, объем и оформление проекта…………………………………………………9
1.3 Тематика курсовых проектов…………………………………………………………….…..11
1.4 Порядок выполнения и защиты проекта ……………………………………………………12
2.. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ …………..…………….. …………………………… . 13
2.1 Общие указания………………………………………………………………………….…..13
2.2 Исходные данные для выполнения технологического расчета ……..……………………13
2.3 Корректирование нормативов ресурсного пробега и периодичности технического
обслуживания и ремонта подвижного состава АТП…………………….…………………14
2.4 Расчет коэффициента технической готовности …………………………………………..17
2.5 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию
и ремонту подвижного состава АТП……………………………………………..…………18
2.6 Расчет годовых объемов работ по техническому обслуживанию,
диагностированию и ремонту подвижного состава АТП…………………………….….23
2.7 Распределение годовых объемов работ по их видам…………………………………….29
2.8 Расчет численности персонала…………………………………………………………. .. 31
3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………..…………..35
3.1 Общие указания…………………………………………………………………………….35
3.2 Расчет количества постов в зонах технического обслуживания ……………………….35
3.3 Расчет количества постов в зоне текущего ремонта ……………………………..….…. 40
3.4 Расчет количества постов диагностики …………………………..…………………... ..41
3.5 Общая численность постов ЕО, ТО, ТР и ожидания …………………………………..41
3.6 Расчет и подбор технологического оборудования………………………………….…..43
3.7 Расчет площадей производственных помещений………………………………………45
4 ПЛАНИРОВКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА АТП…………………….……..51
4.1 Общие положения…………………………………………………………………………51
4.2 Строительные размеры зданий АТП…………………………………………………….53
4.3 Производственные помещения……………………………………………………….…54
4.4 Помещения для хранения автомобилей …………………………………………..…...59
4.5 Генеральный план АТП ……………………………………………………………...…60
5 КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….……..63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….………65
ПРИЛОЖЕНИЕ А . Титульный лист расчетно-пояснительной записки……………………66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б . Задание на проектирование и график выполнения проекта………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Периодичность технического обслуживания и нормы пробега
до капитального ремонта подвижного состава автомобильного транспорта……………..68
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Коэффициенты корректирования………………………………...…..72
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Нормативы трудоемкостей технического обслуживания
и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта…………………75
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Годовые фонды времени рабочих и оборудования ………………….79
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Нормы расстановки оборудования……………………………………81
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Форма экспликации помещений и спецификации
технологического оборудования………………………………………………………….82
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе страны, регулярно обслуживая почти 3 млн. предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимателей, а также население страны. В 2000 г. автомобильный парк России достиг 28 млн. ед., причем более 85% легковых и грузовых автомобилей и автобусов принадлежат гражданам на условиях личной собственности. Согласно данным Министерства транспорта Российской Федерации, численность субъектов, осуществляющих автотранспортную деятельность, превысила 370 тыс., из них 61% - предприятия и 39% - физические лица. Согласно оценкам, вклад автомобильного транспорта в перевозки грузов составляет 75…77%, а пассажиров (без индивидуального легкового) – 53…55%. Регулярными автомобильными перевозками охвачено 1,3 тыс. городов и 78,9 тыс. сельских населенных пунктов. Общее число автобусных маршрутов протяженностью 1,9 млн. км превысило 32 тыс., из них 30% - городские, 49% - пригородные, 21% - междугородные и международные [8].
Особенности и преимущества автомобильного транспорта, предопределяющие его опережающее развитие, связаны с мобильностью и гибкостью доставки грузов и пассажиров "от двери до двери", "точно в срок" и соблюдением при необходимости расписания. Эти свойства автомобильного транспорта во многом определяются уровнем работоспособности и техническим состоянием автомобилей и парков, зависящими, во-первых, от надежности конструкции автомобилей, во-вторых, от мер по обеспечениюих работоспособности в процессе эксплуатации [8].
Уровень технической готовности подвижного состава, обуславливающий эффективность выполнения транспортной работы, главным образом определяется соответствием производственно-технической базы автомобильного транспорта современным требованиям технической эксплуатации автотранспортных средств. Поэтому дальнейшее развитие производственно-технической базы автотранспортных предприятий прежде всего направлено на существенное повышение уровня технической готовности подвижного состава автомобильного транспорта. В этих целях строительство и реконструкция автотранспортных предприятий должно осуществляться с учетом прогрессивных форм и методов технического обслуживания и ремонта подвижного состава, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов, использования современного высокопроизводительного оборудования, особенно диагностического, перспективных методов и форм организации и управления производством технического обслуживания и ремонта, требований научной организации труда и, наконец, с учетом технической и экономической рациональности в осуществлении планировочных решений производственных и вспомогательных помещений автотранспортных предприятий.
Успешное решение основной задачи и вопросов проектирования или реконструкции автотранспортного предприятия определяется глубиной знания основ технологического проектирования автотранспортных предприятий и умения пользоваться методиками главных его частей — технологического расчета и разработки планировочных решений.
Курсовой проект по технологическому проектированию производственных подразделений автотранспортных предприятий является одним из важнейших этапов изучения дисциплины «Проектирование предприятий автотранспорта» студентами, обучающимся по специальности 150200 – «Автомобили и автомобильное хозяйство».
Целью пособия является освещение вопросов, связанных с методикой технологического расчета автотранспортных предприятий и разработки планировочных решений, реализуемых в дальнейшем при дипломном проектировании.
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРОЕКТА
Тематика курсовых проектов
Курсовой проект выполняется по индивидуальному заданию на проектирование, которое выдается студенту преподавателем. В качестве задания студенту могут быть предложены варианты анализа производственной деятельности предприятий АТ, различных по назначению и типу подвижного состава, например: грузовых, пассажирских, таксомоторных АТП; автообслуживающих предприятий: гаражей-стоянок, станций технического обслуживания автомобилей (СТОА); автозаправочных станций; пассажирских и грузовых станций; транспортно-экспедиционных предприятий (ТЭП); а также авторемонтных предприятий и др.
Возможны варианты по разработке структурных объектов производственно-технической базы автотранспортного предприятия, где предусматривается выполнение комплекса работ по различным видам технических воздействий.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Общие указания
В данном разделе студентами выполняется технологический расчет АТП, задачей которого является определение количества технических воздействий, производственной программы предприятия. Технологический расчет включает в себя также установление необходимых данных (численность рабочих, постов и площадей) для разработки планировочного решения производственного корпуса АТП и организации технологического процесса ТО и ТР подвижного состава.
При выполнении этого раздела следует руководствоваться нормативными документами [1…6], методикой технологического расчета, изложенной в лекциях по дисциплине "Проектирование предприятий автотранспорта", a также учебниками и учебными пособиями [7…17].
Исходные данные для выполнения технологического расчета
Перечень основных и дополнительных исходных данных для проектирования или реконструкции зависит от типа АТП. Исходными данными для технологического расчета являются следующие показатели:
- тип автотранспортного предприятия;
- списочное количество подвижного состава - Аи;
- среднесуточный пробег единицы подвижного состава – lсс, км;
- время в наряде - Тн,ч;
- число дней работы подвижного состава в году – Драб.г;
- категория условий эксплуатации – Ку.э.;
- климатический район – Кл.р.;
- количество подвижного состава, находящегося на пробеге до ресурса или пробеге до капитального ремонта – Аи';
- количество подвижного состава, находящегося на пробеге после достижения ресурса или пробега до капитального ремонта (КР) – Аи";
- пробег подвижного состава с начала эксплуатации в долях х от ресурсного пробега Lр или пробега до КР Lк: для подвижного состава, находящегося на пробеге до ресурсаили пробега до КР – хLi’, находящегося на пробеге после достижения ресурса или пробега до КР – xLi".
Для выполнения технологического расчета группа показателей принимается из задания на проектирование и заносится в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 - Исходные данные для технологического расчета АТП
Подвижной состав (марка, модель) | Аи | lсс, км | Тн,ч | Драб.г | Ку.э. | Кл.р. | Аи | хLi | ||
Аи' | Аи" | хLi’ | xLi" | |||||||
В этой части проекта целесообразно дать общие сведения о предприятии, охарактеризовать его как «объект проектирования», например, указать тип предприятия по производственному назначению с обозначением его производственных функций, режима работы подвижного состава, включая количество рабочих дней в году, время начала и конца выхода автомобилей на линию, средней продолжительности работы на линии (маршруте), способа хранения автомобилей и др.
Таблица 2.4 - Коэффициент технической готовности
Подвижной состав | lсс, км | Д ТО-ТР, дни/1000 км | Lк, км | k4 (ср) | , дни | Дт, дни | ||
Ранее, наряду с техническим обслуживанием в обязательном порядке, по установленному плану на АТП производился капитальный ремонт автомобилей. Поэтому как основной период времени в технологических расчетах использовался цикл – период времени, соответствующий пробегу единицы подвижного состава в километрах от начала эксплуатации до капремонта или между капремонтами. После расчета количества воздействий за цикл с помощью рассчитываемого коэффициента кратности (перехода от цикла к году) определялось их количество за год, сутки.
Учитывая, что в настоящее время капитальный ремонт не является обязательным техническим воздействием, представляется целесообразным выполнять расчет трудовых затрат и производственной программы, исходя из реальных потребностей предприятия.
Общие указания
В этом разделе курсового проекта необходимо разработать, обосновать и решить следующие основные задачи:
- выбрать метод организации производства технического обслуживания и текущего ремонта на автотранспортном предприятии;
- определить метод организации технологического процесса на объекте проектирования;
- выбрать режим работы производственных подразделений;
- рассчитать количество постов в зонах ТО, ТР и постов диагностики подвижного состава;
- подобрать технологическое оборудование и оснастку для выполнения комплекса работ по ТО и ТР на проектируемом участке (зоне);
- рассчитать производственную площадь объекта проектирования и площади вспомогательных подразделений.
Расчет площадей складов
Площадь складов можно определить по следующей формуле:
(3.14)
где – удельная площадь данного вида склада на 10 единиц подвижного состава, м2 [11];
– коэффициенты, соответственно учитывающие среднесуточный пробег единицы подвижного состава, число технологически совместимого подвижного состава, его тип, высоту складирования и категорию условий эксплуатации [11].
Площадь складов определяется отдельно по каждому виду хранимых изделий и материалов. В АТП подлежат хранению: запасные части и эксплуатационные материалы; лакокрасочные материалы; инструменты; кислород и ацетилен в баллонах; пиломатериалы; металл, металлолом и ценный утиль (размещаются на территории АТП); машины; подлежащие списанию автомобили (размещаются на территории АТП). Кроме того, по этим же нормативам определяется площадь участков комплектации и подготовки производства.
Планировка производственного корпуса АТП
Общие положения
Под планировкой АТП понимается компоновка или взаимное расположение производственных, складских, вспомогательных административно-бытовых помещений в плане здания или отдельно стоящих зданий, предназначенных для обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава.
В процессе планировки решаются вопросы использования и застройки земельного участка, взаимного расположения зданий, сооружений и помещений, конструктивных схем, размеров и этажности зданий, организации движения на территории и в здании, размещения рабочих постов и мест хранения подвижного состава.
В основе планировочного решения лежат функциональная схема производственного процесса, технологические маршруты и производственная программа по видам обслуживания, диагностирования и ремонта.
При разработке планировочных решений АТП следует учитывать следующие положения:
- соответствие планировки схеме технологического процесса и технологическому расчету;
- расположение в одном здании основных производственных зон и участков, если позволяют условия планировки;
- безопасность производства и удобство выполнения работ;
- создание наилучших условий освещения, вентиляции и изоляции шумных процессов производства;
- простота маневрирования автомобилей в здании;
- наличие внутреннего сообщения между производственными зонами;
- рациональное использование площади за счет технологически оправданного взаимного расположения помещений, применения экономичных способов расстановки постов;
- возможность изменений технологических процессов и расширения производства без существенной реконструкции здания;
- возможность использования типовых постов и рабочих мест.
На основе экспликации помещений (таблица 3.12) и принятого числа рабочих постов и постов ожидания (таблица 3.4) разрабатывается планировка производственного корпуса АТП с учетом приведенных в списке литературы основных нормативных источников и учебно-методической литературы.
Принятая в результате разработки планировочного решения общая производственно-складская площадь сопоставляется с нормативным показателем.
Данный раздел пояснительной записки содержит описание организации технологического процесса ТО и ТР, обоснование взаимного расположения производственно-складских и административно-бытовых помещений. Здесь же дается аргументация выбранного объемно-планировочного решения производственного корпуса и его основная характеристика: конструктивная схема, сетка колонн, размеры здания в плане, высота помещений от пола до низа несущих конструкций покрытий(вмногоэтажных зданиях - высота этажей), подъемно-транспортное оборудование и его грузоподъемность.
Рассматриваются два-три варианта расположения в плане производственного корпуса разрабатываемой в КП зоны (участка). В пояснительной записке (или на листе планировки) в одну линию в масштабе схематично приводятся планировки производственного корпуса, на которых указываются различные варианты расположения зоны (участка).
По каждому варианту рассматриваются преимущества и недостатки размещения зоны (участка) с позиций технологического тяготения к другим зонам и участкам, удобства маневрирования подвижного состава, конфигурации зоны (участка) в плане, естественного освещения, близости к бытовым помещениям и др.
На основе проведенного анализа дается обоснование выбранного варианта, который принимается для разработки планировки производственного корпуса АТП.
Производственные помещения
Планировка (компоновка) производственно-складских помещений зависит от состава помещений, технологии проведения работ, а также требований, предъявляемых к противопожарным и санитарно-гигиеническим условиям отдельных зон и производственных отделений.
Состав помещений зависит от производственной программы АТП и определяется технологическим расчетом.
В помещениях сварочного, жестяницкого, деревообрабатывающего участков допускается размещение постов для выполнения соответствующих работ непосредственно на автомобиле. Для малярного участка предусматриваются два помещения: одно – для окрасочных работ и другое – для подготовки красок. Для аккумуляторных работ должно быть не менее двух помещений: одно – для ремонта, другое – для зарядки аккумуляторов.
Геометрические размеры зон ТО и ТР определяются габаритными размерами подвижного состава, нормировочными расстояниями между автомобилями на постах, а также между автомобилями и элементами зданий или оборудованием, шириной проезда в зонах и методом расстановки подвижного состава [3, 12].
В зонах ТОи ТР с постами тупикового типа, в основном, применяют однорядную расстановку автомобилей с независимым их въездом. Ширина проезда в помещениях с тупиковыми постами для обслуживания и ремонта автомобилей определяется исходя из условия, что въезд на пост производится передним ходом с возможным применением при повороте в проезде один раз заднего хода, причем расстояние от автомобиля до соседних автомобилей и границ проезда должно быть не менее нормативных [3,4].
Поточные линии ТО обычно оборудуют прямоточными канавами на всю длину линии. Линии и посты ЕО должны иметь продольные канавы для стока воды и грязи. Для автопоездов посты ТР должны быть проездными.
При параллельном расположении трех или более рабочих канав они соединяются открытой траншеей при тупиковой расстановке автомобилей и закрытыми туннелями при прямоточной расстановке. Ширина траншей и туннелей - не менее 1м,если они служат для прохода, и не менее2 м, если в них расположены рабочие места и технологическое оборудование.
Высота туннеля от пола до низа выступающих частей - не менее 2,0м, траншей - 0,9 м. Соединительные траншеи рабочих канав ограждаются металлическими перилами высотой не менее 0,9 м. Траншеи и туннели должны иметь выходы в помещение из расчета один выход на пять рабочих канав. Одиночные канавы оборудуются выходом в помещение по ступенчатой лестнице. Лестницы из канав не должны располагаться под автомобилем, установленным над канавой, а лестницы из канав, траншей и туннелей – на путях движения автомобилей.
Устройство подвалов в современных производственных зданиях не рекомендуется. В порядке исключения в АТП они устраиваются для складов шин и масел. При этом склад шин располагают под помещениями для шиноремонтных и вулканизационных работ. Связь между складом и отделением осуществляется вертикальным подъемником. Склад масел располагается обычно под помещением для раздачи смазочных материалов (насосной) вблизи постов смазки. При расположении склада смазочных материалов на первом этаже он устраивается на двух уровнях: на уровне пола располагается оборудование для раздачи масел, а на пониженном уровне (на глубине 1,5 м) размещаются резервуары для хранения смазочных материалов.
Следует предусматривать прямой, без маневрирования, въезд автомобилей в зоны ЕО и TO-1 и оттуда на стоянку, без выезда из здания, если зоны обслуживания и хранения находятся в одном корпусе.
Непосредственный выход наружу рекомендуется иметь в следующих производственных и складских помещениях:
- для кузнечно-рессорных, сварочных и вулканизационных работ – при площади помещения более 100 м2;
- для зарядки аккумуляторов - при площади помещения более 25 м2;
- для хранения масел и обтирочных материалов - при площади помещения более 50 м2;
- для окрасочных работ и хранения легко воспламеняющихся материалов – независимо от площади помещения.
Склад шин площадью более 25 м2 и компрессорная при установочной мощности ее оборудования более 14 кВт должны располагаться у наружных стен [4].
Помещения с производствами категорий А и Б должны иметь легкосбрасываемые наружние конструкции (окна, распашные ворота, фонари) площадью не менее: при категории А - 0,05 м2, Б - 0,03 м2 на 1 м3 объема помещения [4].
Производственные помещения, в которых выполняются аккумуляторные, вулканизационные, сварочные, кузнечно-рессорные, медницкие, деревообрабатывающие, обойные и малярные работы, а также склады масел, обтирочных и легковоспламеняющихся материалов не должны иметь непосредственного сообщения с зоной хранения автомобилей.
Количество ворот для въезда (выезда) в здании, расположенном на пepвом этаже, принимается: при количестве автомобилей в помещении до 25 - одни ворота, от 25 до 100 -двое. При количестве автомобилей в здании более 100 предусматриваются дополнительно одни ворота на каждые 100 автомобилей. Наружные ворота устраиваются в малярном, сварочном отделениях, а также в складах агрегатов, запасных частей и материалов, если они не обеспечены удобным внутренним проездом.
Высота помещений для постов ТО и ТР определяется из условий, что наименьшее расстояние от верха автомобиля, находящегося на подъемнике, или от верха поднятого кузова автомобиля-самосвала, стоящего на полу, до низа конструкции перекрытия и до низа выступающих частей грузоподъемного оборудования должно быть не более 0,2 м.
Необходимо обеспечивать одностороннее закольцованное движение автомобилей между зонами и участками, чтобы исключить возможность встречных движений и пересечений потоков. Не допускаются пересечения проходов для людей и транспортных проездов с поточными линиями ЕО и ТО.
Бытовые помещения, обслуживающие непосредственно нужды производства, располагаются в зонах ТО и ТР. Расстояние от санузла до наиболее удаленного рабочего места должно быть не более 75 м.
Графически планировка производственного корпуса выполняется обычно в масштабе 1:100 или 1:200. Масштаб и название плана зданияили разреза, например:
,
указываются над изображением соответствующей планировки или разреза.
На планировке должно быть показано местоположение колонн, стен, перегородок, лестниц, оконных и дверных проемов, а также ворот для въезда и выезда автомобилей.
В зонах технического обслуживания, диагностики и текущего ремонта схематично изображается применяемое оборудование (канавы, подъемники, конвейеры, диагностические стенды с указанием местоположения беговых (тормозных) барабанов, моечные установки, окрасочно-сушильные камеры и др.).
Посты для ТО и ТР, автомобиле-места хранения и посты ожидания наносятся на плане штрих-пунктиром по габаритному очертанию автомобиля с указанием его передней части и соблюдением нормативных расстояний.
На плане стрелками указываются пути движения автомобилей в соответствии с последовательностью технологического процесса.
При оформлении плана следует указывать основные строительные размеры (шаг и пролеты колонн, габаритные размеры здания), маркировку строительных осей, нормируемые технологические расстояния на постах ТО и ТР между автомобилями, а также между автомобилями и элементами здания, угол расстановки постов, ширину проездов, канав и т. д. Размеры на плане проставляются в миллиметрах.
На планировке схематично приводится поперечный разрез здания. Отметки уровней высоты элементов строительных конструкций указываются в метрах.
Нумерация помещений на планировке сквозная, слева направо по часовой стрелке в возрастающем порядке.
Технологическая планировка производственных зон и участков выполняется в виде планов с расстановкой технологического оборудования и оргоснастки обычно в масштабе 1:25 (1:20) или 1:50 (1:40).
Расстановка технологического оборудования и оргоснастки постов ТО и ТР на планировках зон и участков должна выполняться в соответствии со схемой технологического процесса, учетом необходимых условий техники безопасности, удобства обслуживания и монтажа оборудования при соблюдении нормируемых расстояний между оборудованием, между оборудованием и элементами здания [2, 13], а также требований Общесоюзных норм технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта [2] (приложение Ж).
Технологическое оборудование и оргоснастка на плане объекта проектирования должны быть обозначены позициями, и их перечень представлен в спецификации.
Наряду с требованиями оформления, приведенными для планов производственных корпусов, на планировках зон и участков необходимо указывать:
- строительные оси здания и расстояния между ними в соответствии с общим планом здания производственного корпуса, а также габаритные размеры зоны (участка). При этом конфигурация плана, наличие окон, входов и т.д. разрабатываемых зон и участков должны полностью соответствовать плану, приведенному на общей планировке производственного корпуса;
- привязку оборудования и оргоснастки к строительным осямили элементам конструкции здания с таким расчетом, чтобы по данной планировке можно было произвести расстановку и монтаж стационарного оборудования и оргоснастки;
- рабочие места, потребители воды, электроэнергии, сжатого воздуха и т. д. в соответствии с принятыми условными обозначениями [11].
На общей планировке производственного корпуса приводится экспликация помещений, а на технологической планировке зон и участков - экспликация технологического оборудования и оргоснастки (приложение И).
Заполнение экспликаций производится сверху вниз. Экспликации обычно располагаются над основной надписью (штампом) с учетом резервного поля не менее 50 мм. Резервное поле (15-20 мм) оставляют также между продольной (правой) стороной экспликации и рамкой листа.
КонструкторскИЙ РАЗДЕЛ
В курсовом проекте, в соответствии с заданием на проектирование, в качестве конструкторской части может быть предложена разработка приспособления или устройства для улучшения технологии технического обслуживания или ремонта автомобиля. Основу разработки может составить усовершенствование приспособления, изготовленного на АТП, расчет его основных параметров и экономической эффективности.
Для конструкторских разработок в курсовом проекте могут быть предложены приспособления следующих групп:
- разборочно-сборочные, используемые при разборке и сборке неподвижных соединений (съемники, отвертки и ключи специального назначения и др.);
- станочные, обеспечивающие ориентировку режущего инструмента и детали (патроны, кондукторы, призмы);
- контрольные, предназначенные для проверки качества ремонта, технического обслуживания или технического состояния изделия (шаблоны, индикаторные, микрометрические устройства и т.д.).
Тематика конструкторских разработок может быть также направлена на реконструкцию (модернизацию) существующих приспособлений, стендов, оргоснастки для улучшения показателей их работы.
При разработке этой части проекта желательно соблюдать следующую последовательность: обоснование выбора объекта конструкторской разработки, назначение предлагаемого приспособления, обзор существующих для тех же целей устройств (их достоинства и недостатки), составление общей схемы разработки устройства, приспособления и т. п., необходимые технические расчеты с обоснованием выбора материала и учетом его прочности, износостойкости, надежности и других свойств.
Далее приводится техническая характеристика приспособления (габаритные размеры, масса, развиваемое усилие, мощность, напряжение, сила тока и т. д.), поясняются устройство и принцип действия со ссылкой на схемы и чертежи.
При разработке приспособления необходимо использовать стандартные, нормализованные и унифицированные конструктивные элементы при условии, что они отвечают современным требованиям прочности, взаимозаменяемости, ремонтопригодности, удобства их разборки и обслуживания.
Затем разрабатывается краткая инструкция по монтажу, эксплуатации и обслуживанию устройства, указания по технике безопасности.
Графическую часть этого раздела проекта представляют общим видом или сборочным чертежом.
На чертеже общего вида указываются габаритные, присоединительные и установочные размеры, наименования и обозначение составных частей устройства.
Сборочный чертеж выполняют в соответствии с требованиями ЕСКД с указанием допусков и посадок, особых условий изготовления.
В данном пособии приведена основная литература для выполнения курсового проекта. Дополнительная литература дается студентам на консультациях руководителем проекта.
Нормативные ссылки
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Минтранс РСФСР.- М.: Транспорт, 1986. - 73 с.
2. ОНТП-01-91. Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта / Росавтотранс. - М.: Гипроавтотранс, 1991. - 184 с.
3. ВСН 01-89. Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей / Минавтотранс. - М.: ЦБНТИ Минавтотранса, 1991. - 52 с.
4. Перечень категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной и пожарной опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок / Минавтотранс. - М.: ЦБНТИ Минавтотранса, 1989. - 37 с.
5. РД-200-РСФСР-13-0166-90. Сборник технико-экономических показателей предприятий автомобильного транспорта на 1991-1995 годы / Минтранс РСФСР. - М.: Гипроавтотранс, 1990. - 108 с.
6. РД-200-РСФСР-15-0150-81. Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. - М.: 1982. - 68 с.
Учебно-методическая литература
7. Кузнецов E.С. Производственная база автомобильного транспорта: Состояние и перспективы / E.С. Кузнецов, И.П. Курников. - М.: Транспорт, 1988. - 231 с.
8. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов / Под ред. Е.С. Кузнецова. – 4-е изд., переработ. и доп. – М.: Наука, 2001. – 535 с.
9. Методика оценки уровня и степени механизации и автоматизации производств ТО и ТР подвижного состава автомобильного транспорта: МУ-200-РСФСР-13-0087-87. – М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1987. - 101 с.
10. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. – М.: Транспорт, 1993.- 271 с.
11. Напольский Г.М. Основные положения и нормативы технологического проектирования автотранспортных предприятий: Учебное пособие / Г.М. Напольский, А.В. Пугин. – М.: МАДИ, 1992.. - 89 с.
12. Дехтеринский Л.В. и др. Проектирование авторемонтных предприятий. – М.: Транспорт, 1996. - 220 с.
13. Бабусенко С.М. Проектирование ремонтно-обслуживающих предприятий. – М.: Агропромиздат, 1990. - 352 с.
14. Российская автотранспортная энциклопедия. Т.3. Техническая эксплуатация и ремонт автотранспортных средств: Справочное и научно-практическое пособие для специалистов отрасли «Автомобильный транспорт» для студентов и научных сотрудников профильных учебных заведений, НИИ. – М.: Междунар. центр труда; Изд-во «Региональная общественная организация инвалидов и пенсионеров», 2000. - 456 с.
15. Напольский Г.М. Обоснование спроса на услуги автосервиса и технологический расчет станций технического обслуживания легковых автомобилей: Учебное пособие к курсовому проектированию по дисциплине «Производственно- техническая база автосервиса» / Г.М. Напольский, В.А. Зенченко. – М.: МАДИ (ТУ), 2000. - 83 с.
16. Масуев М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: Учебно