Проектирование предприятий автотранспорта

А.Н. Новиков, Н.В. Бакаева

Проектирование предприятий автотранспорта

Допущено УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 150200 –Автомобили и автомобильное хозяйство направления подготовки дипломированных специалистов 653300 - Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования

ОРЕЛ 2003

УДК 629.33(075)

ББК 39.3я7

Н73

Рецензенты:

Кандидат технических наук, доцент Орловского государственного аграрного университета

Ю.А. Кузнецов

Доктор технических наук, профессор Орловского государственного технического университета

В.К. Руднев

Новиков А.Н., Бакаева Н.В.

Н73 Проектирование предприятий автотранспорта: Учеб.-методическое пособие. - Орел, 2003.- 86 с.

Данное учебно-методическое пособие предназначено студентам, обучающимся по специальности 150200 - «Автомобили и автомобильное хозяйство».

В пособии излагаются общие сведения о структуре и оформлении курсового проекта, приведены основные положения по технологическому расчету производственных подразделений автотранспортных предприятий, излагается методика расчета числа и обьемов технических обслуживаний, численности производственных рабочих для ремонта и обслуживания автомобилей в условиях АТП. Освещены вопросы принятия планировочных решений при проектировании предприятий.

Пособие является необходимым материалом для организации самостоятельной работы студентов при выполнении курсового проекта по дисциплине «Проектирование предприятий автотранспорта» и позволяет закрепить теоретические знания, полученные при изучении этого курса.

УДК 629.33(075)

ББК39.3я7

ОрелГТУ, 2003

Новиков А.Н., 2003

Бакаева Н.В., 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………… 5

1.. CОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРОЕКТА ……………………………………………………… 8

1.1 Цель и задачи курсового проектирования…………………………………………………...8

1.2 Содержание, объем и оформление проекта…………………………………………………9

1.3 Тематика курсовых проектов…………………………………………………………….…..11

1.4 Порядок выполнения и защиты проекта ……………………………………………………12

2.. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ …………..…………….. …………………………… . 13

2.1 Общие указания………………………………………………………………………….…..13

2.2 Исходные данные для выполнения технологического расчета ……..……………………13

2.3 Корректирование нормативов ресурсного пробега и периодичности технического

обслуживания и ремонта подвижного состава АТП…………………….…………………14

2.4 Расчет коэффициента технической готовности …………………………………………..17

2.5 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию

и ремонту подвижного состава АТП……………………………………………..…………18

2.6 Расчет годовых объемов работ по техническому обслуживанию,

диагностированию и ремонту подвижного состава АТП…………………………….….23

2.7 Распределение годовых объемов работ по их видам…………………………………….29

2.8 Расчет численности персонала…………………………………………………………. .. 31

3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………..…………..35

3.1 Общие указания…………………………………………………………………………….35

3.2 Расчет количества постов в зонах технического обслуживания ……………………….35

3.3 Расчет количества постов в зоне текущего ремонта ……………………………..….…. 40

3.4 Расчет количества постов диагностики …………………………..…………………... ..41

3.5 Общая численность постов ЕО, ТО, ТР и ожидания …………………………………..41

3.6 Расчет и подбор технологического оборудования………………………………….…..43

3.7 Расчет площадей производственных помещений………………………………………45

4 ПЛАНИРОВКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА АТП…………………….……..51

4.1 Общие положения…………………………………………………………………………51

4.2 Строительные размеры зданий АТП…………………………………………………….53

4.3 Производственные помещения……………………………………………………….…54

4.4 Помещения для хранения автомобилей …………………………………………..…...59

4.5 Генеральный план АТП ……………………………………………………………...…60

5 КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….……..63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….………65

ПРИЛОЖЕНИЕ А . Титульный лист расчетно-пояснительной записки……………………66

ПРИЛОЖЕНИЕ Б . Задание на проектирование и график выполнения проекта………….67

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Периодичность технического обслуживания и нормы пробега

до капитального ремонта подвижного состава автомобильного транспорта……………..68

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Коэффициенты корректирования………………………………...…..72

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Нормативы трудоемкостей технического обслуживания

и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта…………………75

ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Годовые фонды времени рабочих и оборудования ………………….79

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Нормы расстановки оборудования……………………………………81

ПРИЛОЖЕНИЕ И. Форма экспликации помещений и спецификации

технологического оборудования………………………………………………………….82

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе страны, регулярно обслуживая почти 3 млн. предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимателей, а также население страны. В 2000 г. автомобильный парк России достиг 28 млн. ед., причем более 85% легковых и грузовых автомобилей и автобусов принадлежат гражданам на условиях личной собственности. Согласно данным Министерства транспорта Российской Федерации, численность субъектов, осуществляющих автотранспортную деятельность, превысила 370 тыс., из них 61% - предприятия и 39% - физические лица. Согласно оценкам, вклад автомобильного транспорта в перевозки грузов составляет 75…77%, а пассажиров (без индивидуального легкового) – 53…55%. Регулярными автомобильными перевозками охвачено 1,3 тыс. городов и 78,9 тыс. сельских населенных пунктов. Общее число автобусных маршрутов протяженностью 1,9 млн. км превысило 32 тыс., из них 30% - городские, 49% - пригородные, 21% - междугородные и международные [8].

Особенности и преимущества автомобильного транспорта, предопределяющие его опережающее развитие, связаны с мобильностью и гибкостью доставки грузов и пассажиров "от двери до двери", "точно в срок" и соблюдением при необхо­димости расписания. Эти свойства автомобильного транспорта во многом опреде­ляются уровнем работоспособности и техническим состоянием автомобилей и парков, зависящими, во-первых, от надежности конструкции автомобилей, во-вторых, от мер по обеспечениюих работоспособности в процессе эксплуатации [8].

Уровень технической готовности подвижного состава, обуславливающий эффективность выполнения транспортной работы, главным образом определяется соответствием производственно-технической базы автомобильного транспорта современным требованиям технической эксплуатации автотранспортных средств. Поэтому дальнейшее развитие производст­венно-технической базы автотранспортных предприятий преж­де всего направлено на существенное повышение уровня тех­нической готовности подвижного состава автомобильного транспорта. В этих целях строительство и реконструкция ав­тотранспортных предприятий должно осуществляться с уче­том прогрессивных форм и методов технического обслужива­ния и ремонта подвижного состава, повышения уровня меха­низации и автоматизации производственных процессов, ис­пользования современного высокопроизводительного оборудо­вания, особенно диагностического, перспективных методов и форм организации и управления производством техническо­го обслуживания и ремонта, требований научной организации труда и, наконец, с учетом технической и экономической ра­циональности в осуществлении планировочных решений про­изводственных и вспомогательных помещений автотранспорт­ных предприятий.

Успешное решение основной задачи и вопросов проектиро­вания или реконструкции автотранспортного предприятия оп­ределяется глубиной знания основ технологического проектирования автотранспортных предприятий и умения пользовать­ся методиками главных его частей — технологического расчета и разработки планировочных решений.

Курсовой проект по технологическому проектированию производственных подразделений автотранспортных предприятий является одним из важнейших этапов изучения дисциплины «Проектирование предприятий автотранспорта» студентами, обучающимся по специальности 150200 – «Автомобили и автомобильное хозяйство».

Целью пособия является освещение вопросов, связанных с методикой технологического расчета автотранспортных предприятий и разработки планировочных решений, реализуемых в дальнейшем при дипломном проектировании.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРОЕКТА

Тематика курсовых проектов

Курсовой проект выполняется по индивидуальному заданию на проектирование, которое выдается студенту преподавателем. В качестве задания студенту могут быть предложены варианты анализа производственной деятельности предприятий АТ, различных по назначению и типу подвижного состава, например: грузовых, пассажирских, таксомоторных АТП; автообслуживающих предприятий: гаражей-стоянок, станций технического обслуживания автомобилей (СТОА); автозаправочных станций; пассажирских и грузовых станций; транспортно-экспедиционных предприятий (ТЭП); а также авторемонтных предприятий и др.

Возможны варианты по разработке структурных объектов производственно-технической базы автотранспортного предприятия, где предусматривается выполнение комплекса работ по различным видам технических воздействий.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Общие указания

В данном разделе студентами выполняется технологический расчет АТП, задачей которого является определение количества технических воздействий, производственной программы предприятия. Технологический расчет включает в себя также установление необ­ходимых данных (численность рабочих, постов и площадей) для раз­работки планировочного решения производственного корпуса АТП и организации технологического процесса ТО и ТР подвижного сос­тава.

При выполнении этого раздела следует руководствоваться нормативными документами [1…6], методикой технологического рас­чета, изложенной в лекциях по дисциплине "Проектирование предприятий автотранспорта", a также учебниками и учебными пособиями [7…17].

Исходные данные для выполнения технологического расчета

Перечень основных и дополнительных исходных данных для проектирования или реконструкции зависит от типа АТП. Исходными данными для технологического расчета являются следующие показатели:

- тип автотранспортного предприятия;

- списочное количество подвижного состава - Аи;

- среднесуточный про­бег единицы подвижного состава – lсс, км;

- время в наряде - Тн,ч;

- число дней работы подвижного состава в году – Драб.г;

- категория условий эксплуатации – Ку.э.;

- климатический район – Кл.р.;

- количество подвижного состава, находящегося на пробеге до ресурса или пробеге до капитального ремонта – Аи';

- ко­личество подвижного состава, находящегося на пробеге после достижения ресурса или пробега до капитального ремонта (КР) – Аи";

- пробег подвижного состава с на­чала эксплуатации в долях х от ресурсного пробега Lр или пробега до КР Lк: для подвижного состава, находящегося на пробеге до ре­сурсаили пробега до КР – хLi’, находящегося на пробеге после достижения ресурса или пробега до КР – xLi".

Для выполнения технологического расчета группа показателей принимается из задания на проектирование и заносится в таблицу 2.1.

Таблица 2.1 - Исходные данные для технологического расчета АТП

Подвижной состав (марка, модель) Аи lсс, км Тн Драб.г Ку.э. Кл.р. Аи хLi
Аи' Аи" хLi xLi"
                     

В этой части проекта целесообразно дать общие сведения о предприятии, охарактеризовать его как «объект проектирования», например, указать тип предприятия по производственному назначению с обозначением его производственных функций, режима работы подвижного состава, включая количество рабочих дней в году, время начала и конца выхода автомобилей на линию, средней продолжительности работы на линии (маршруте), способа хранения автомобилей и др.

Таблица 2.4 - Коэффициент технической готовности

Подвижной состав lсс, км Д ТО-ТР, дни/1000 км Lк, км k4 (ср) Проектирование предприятий автотранспорта - student2.ru , дни Дт, дни Проектирование предприятий автотранспорта - student2.ru Проектирование предприятий автотранспорта - student2.ru
                 

Ранее, наряду с техническим обслуживанием в обязательном порядке, по установленному плану на АТП производился капитальный ремонт автомобилей. Поэтому как основной период времени в технологических расчетах использовался цикл – период времени, соответствующий пробегу единицы подвижного состава в километрах от начала эксплуатации до капремонта или между капремонтами. После расчета количества воздействий за цикл с помощью рассчитываемого коэффициента кратности (перехода от цикла к году) определялось их количество за год, сутки.

Учитывая, что в настоящее время капитальный ремонт не является обязательным техническим воздействием, представляется целесообразным выполнять расчет трудовых затрат и производственной программы, исходя из реальных потребностей предприятия.

Общие указания

В этом разделе курсового проекта необходимо разработать, обосновать и решить следующие основные задачи:

- выбрать метод организации производства технического обслуживания и текущего ремонта на автотранспортном предприятии;

- определить метод организации технологического процесса на объекте проектирования;

- выбрать режим работы производственных подразделений;

- рассчитать количество постов в зонах ТО, ТР и постов диагностики подвижного состава;

- подобрать технологическое оборудование и оснастку для выполнения комплекса работ по ТО и ТР на проектируемом участке (зоне);

- рассчитать производственную площадь объекта проектирования и площади вспомогательных подразделений.

Расчет площадей складов

Площадь складов можно определить по следующей формуле:

Проектирование предприятий автотранспорта - student2.ru (3.14)

где Проектирование предприятий автотранспорта - student2.ru – удельная площадь данного вида склада на 10 единиц подвижного состава, м2 [11];

Проектирование предприятий автотранспорта - student2.ru – коэффициенты, соответственно учитывающие среднесуточный пробег единицы подвиж­ного состава, число технологически совместимого подвижного сос­тава, его тип, высоту складирования и категорию условий эксплуа­тации [11].

Площадь складов определяется отдельно по каждому виду хра­нимых изделий и материалов. В АТП подлежат хранению: запасные части и эксплуатационные материалы; лакокрасочные материалы; инструменты; кислород и ацетилен в баллонах; пиломатериалы; ме­талл, металлолом и ценный утиль (размещаются на территории АТП); машины; подлежащие списанию автомобили (размещаются на территории АТП). Кроме того, по этим же нормативам определяется площадь участков комплектации и подготовки производства.

Планировка производственного корпуса АТП

Общие положения

Под планировкой АТП понимается компоновка или взаимное расположение производственных, складских, вспомогательных административно-бытовых помещений в плане здания или отдельно стоящих зданий, предназначенных для обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава.

В процессе планировки решаются вопросы использования и застройки земельного участка, взаимного расположения зданий, сооружений и помещений, конструктивных схем, размеров и этажности зданий, организации движения на территории и в здании, размещения рабочих постов и мест хранения подвижно­го состава.

В основе планировочного решения лежат функциональная схема производственного процесса, технологические маршру­ты и производственная программа по видам обслуживания, ди­агностирования и ремонта.

При разработке планировочных решений АТП следует учи­тывать следующие положения:

- соответствие планировки схеме технологического процесса и технологическому расчету;

- расположение в одном здании основных производственных зон и участков, если позволяют условия планировки;

- безопасность производства и удобство выполнения работ;

- создание наилучших условий освещения, вентиляции и изо­ляции шумных процессов производства;

- простота маневрирования автомобилей в здании;

- наличие внутреннего сообщения между производственными зонами;

- рациональное использование площади за счет технологичес­ки оправданного взаимного расположения помещений, приме­нения экономичных способов расстановки постов;

- возможность изменений технологических процессов и расши­рения производства без существенной реконструкции зда­ния;

- возможность использования типовых постов и рабочих мест.

На основе экспликации помещений (таблица 3.12) и принятого числа рабочих постов и постов ожидания (таблица 3.4) разрабатывается пла­нировка производственного корпуса АТП с учетом приведенных в списке литературы основных нормативных источников и учебно-методической литературы.

Принятая в результате разработки планировочного решения об­щая производственно-складская площадь сопоставляется с нормативным показателем.

Данный раздел пояснительной записки содержит описание орга­низации технологического процесса ТО и ТР, обоснование взаимного расположения производственно-складских и административно-бытовых помещений. Здесь же дается аргументация выбранного объемно-планировочного реше­ния производственного корпуса и его основная характеристика: конструктивная схема, сетка колонн, размеры здания в плане, вы­сота помещений от пола до низа несущих конструкций покрытий(вмногоэтажных зданиях - высота этажей), подъемно-транспортное оборудование и его грузоподъемность.

Рассматриваются два-три варианта расположения в плане произ­водственного корпуса разрабатываемой в КП зоны (участка). В по­яснительной записке (или на листе планировки) в одну линию в масштабе схематично приводятся планировки производственного кор­пуса, на которых указываются различные варианты расположения зоны (участка).

По каждому варианту рассматриваются преимущества и недостатки размещения зоны (участка) с позиций технологического тяготения к другим зонам и участкам, удобства маневрирования подвижного состава, конфигурации зоны (участка) в плане, естественного освеще­ния, близости к бытовым помещениям и др.

На основе проведенного анализа дается обоснование выбранно­го варианта, который принимается для разработки планировки производственного корпуса АТП.

Производственные помещения

Планировка (компоновка) производственно-складских по­мещений зависит от состава помещений, технологии проведе­ния работ, а также требований, предъявляемых к противопо­жарным и санитарно-гигиеническим условиям отдельных зон и производственных отделений.

Состав помещений зависит от производственной програм­мы АТП и определяется технологическим расчетом.

В помещениях сварочного, жестяницкого, деревообраба­тывающего участков допускается размещение постов для вы­полнения соответствующих работ непосредственно на автомоби­ле. Для малярного участка предусматриваются два по­мещения: одно – для окрасочных работ и другое – для подготовки красок. Для аккумуляторных работ должно быть не менее двух помещений: одно – для ремонта, другое – для зарядки аккумулято­ров.

Геометрические размеры зон ТО и ТР определяются габаритными размерами подвижного состава, нормировочными расстояниями между автомобилями на постах, а также между ав­томобилями и элементами зданий или оборудованием, шириной проезда в зонах и методом расстановки подвижного состава [3, 12].

В зонах ТОи ТР с постами тупикового типа, в основном, применяют однорядную расстановку автомобилей с независи­мым их въездом. Ширина проезда в помещениях с тупиковыми постами для обслуживания и ремонта автомобилей определяет­ся исходя из условия, что въезд на пост производится пе­редним ходом с возможным применением при повороте в проез­де один раз заднего хода, причем расстояние от автомобиля до соседних автомобилей и границ проезда должно быть не менее нормативных [3,4].

Поточные линии ТО обычно оборудуют прямоточными кана­вами на всю длину линии. Линии и посты ЕО должны иметь продольные канавы для стока воды и грязи. Для автопоездов посты ТР должны быть проездными.

При параллельном расположении трех или более рабочих канав они соединяются открытой траншеей при тупиковой рас­становке автомобилей и закрытыми туннелями при прямоточной расстановке. Ширина траншей и туннелей - не менее 1м,если они служат для прохода, и не менее2 м, если в них расположены рабочие места и технологическое оборудование.

Высота туннеля от пола до низа выступающих частей - не менее 2,0м, траншей - 0,9 м. Соединительные траншеи рабочих канав ограждаются металлическими перилами высотой не менее 0,9 м. Траншеи и туннели должны иметь выходы в помещение из расчета один выход на пять рабочих канав. Одиночные канавы оборудуются выходом в помещение по ступен­чатой лестнице. Лестницы из канав не должны располагаться под автомобилем, установленным над канавой, а лестницы из канав, траншей и туннелей – на путях движения автомобилей.

Устройство подвалов в современных производственных зданиях не рекомендуется. В порядке исключения в АТП они устраиваются для складов шин и масел. При этом склад шин располагают под помещениями для шиноремонтных и вулканизационных работ. Связь между складом и отделением осуществляется вертикальным подъемником. Склад масел располагается обычно под помещением для раздачи смазочных материалов (насосной) вблизи постов смазки. При расположении склада сма­зочных материалов на первом этаже он устраивается на двух уровнях: на уровне пола располагается оборудование для раз­дачи масел, а на пониженном уровне (на глубине 1,5 м) раз­мещаются резервуары для хранения смазочных материалов.

Следует предусматривать прямой, без маневрирования, въезд автомобилей в зоны ЕО и TO-1 и оттуда на стоянку, без выезда из здания, если зоны обслуживания и хранения находятся в одном корпусе.

Непосредственный выход наружу рекомендуется иметь в следующих производственных и складских помещениях:

- для кузнечно-рессорных, сварочных и вулканизационных работ – при площади помещения более 100 м2;

- для зарядки аккумуляторов - при площади помещения более 25 м2;

- для хранения масел и обтирочных материалов - при площади помещения более 50 м2;

- для окрасочных работ и хранения легко воспламеняющихся материалов – независимо от площади помещения.

Склад шин площадью более 25 м2 и компрессорная при установочной мощности ее оборудования более 14 кВт должны располагаться у наружных стен [4].

Помещения с производствами категорий А и Б должны иметь легкосбрасываемые наружние конструкции (окна, распашные ворота, фонари) площадью не менее: при категории А - 0,05 м2, Б - 0,03 м2 на 1 м3 объема помещения [4].

Производственные помещения, в которых выполняются ак­кумуляторные, вулканизационные, сварочные, кузнечно-рессор­ные, медницкие, деревообрабатывающие, обойные и малярные работы, а также склады масел, обтирочных и легковоспламеняющихся материалов не должны иметь непосредственного сообщения с зоной хранения автомобилей.

Количество ворот для въезда (выезда) в здании, распо­ложенном на пepвом этаже, принимается: при количестве автомобилей в помещении до 25 - одни ворота, от 25 до 100 -двое. При количестве автомобилей в здании более 100 предус­матриваются дополнительно одни ворота на каждые 100 автомо­билей. Наружные ворота устраиваются в малярном, сварочном отделениях, а также в складах агрегатов, запасных частей и материалов, если они не обеспечены удобным внутренним про­ездом.

Высота помещений для постов ТО и ТР определяется из условий, что наименьшее расстояние от верха автомобиля, на­ходящегося на подъемнике, или от верха поднятого кузова автомобиля-самосвала, стоящего на полу, до низа конструк­ции перекрытия и до низа выступающих частей грузоподъемно­го оборудования должно быть не более 0,2 м.

Необходимо обеспечивать одностороннее закольцованное движение автомобилей между зонами и участками, чтобы исклю­чить возможность встречных движений и пересечений потоков. Не допускаются пересечения проходов для людей и транспорт­ных проездов с поточными линиями ЕО и ТО.

Бытовые помещения, обслуживающие непосредственно нуж­ды производства, располагаются в зонах ТО и ТР. Расстояние от санузла до наиболее удаленного рабочего места должно быть не более 75 м.

Графически планировка производственного корпуса выполняется обычно в масштабе 1:100 или 1:200. Масштаб и название плана зданияили разреза, например:

Проектирование предприятий автотранспорта - student2.ru Проектирование предприятий автотранспорта - student2.ru ,

указываются над изображением соответствующей планировки или разреза.

На планировке должно быть показано местоположение колонн, стен, перегородок, лестниц, оконных и дверных проемов, а также ворот для въезда и выезда автомобилей.

В зонах технического обслуживания, диагностики и текущего ремонта схематично изображается применяемое оборудование (ка­навы, подъемники, конвейеры, диагностические стенды с указанием местоположения беговых (тормозных) барабанов, моечные установки, окрасочно-сушильные камеры и др.).

Посты для ТО и ТР, автомобиле-места хранения и посты ожида­ния наносятся на плане штрих-пунктиром по габаритному очертанию автомобиля с указанием его передней части и соблюдением нор­мативных расстояний.

На плане стрелками указываются пути движения автомобилей в соответствии с последовательностью технологического процесса.

При оформлении плана следует указывать основные строитель­ные размеры (шаг и пролеты колонн, габаритные размеры здания), маркировку строительных осей, нормируемые технологические расс­тояния на постах ТО и ТР между автомобилями, а также между авто­мобилями и элементами здания, угол расстановки постов, ширину проездов, канав и т. д. Размеры на плане проставляются в миллиметрах.

На планировке схематично приводится поперечный разрез зда­ния. Отметки уровней высоты элементов строительных конструкций указываются в метрах.

Нумерация помещений на планировке сквозная, слева направо по часовой стрелке в возрастающем порядке.

Технологическая планировка производственных зон и участков выполняется в виде планов с расстановкой технологического обору­дования и оргоснастки обычно в масштабе 1:25 (1:20) или 1:50 (1:40).

Расстановка технологического оборудования и оргоснастки постов ТО и ТР на планировках зон и участков должна выполняться в соответствии со схемой технологического процесса, учетом необ­ходимых условий техники безопасности, удобства обслуживания и монтажа оборудования при соблюдении нормируемых расстояний между оборудованием, между оборудованием и элементами здания [2, 13], а также требований Общесоюзных норм технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта [2] (приложение Ж).

Технологическое оборудование и оргоснастка на плане объекта проектирования должны быть обозначены позициями, и их перечень представлен в спецификации.

Наряду с требованиями оформления, приведенными для планов производственных корпусов, на планировках зон и участков необхо­димо указывать:

- строительные оси здания и расстояния между ними в соответс­твии с общим планом здания производственного корпуса, а также габаритные размеры зоны (участка). При этом конфигурация плана, наличие окон, входов и т.д. разрабатываемых зон и участков дол­жны полностью соответствовать плану, приведенному на общей пла­нировке производственного корпуса;

- привязку оборудования и оргоснастки к строительным осямили элементам конструкции здания с таким расчетом, чтобы по данной планировке можно было произвести расстановку и монтаж стационар­ного оборудования и оргоснастки;

- рабочие места, потребители воды, электроэнергии, сжатого воздуха и т. д. в соответствии с принятыми условными обозначе­ниями [11].

На общей планировке производственного корпуса приводится экспликация помещений, а на технологической планировке зон и участков - экспликация технологического оборудования и оргоснастки (приложение И).

Заполнение экспликаций производится сверху вниз. Экспликации обычно располагаются над основной надписью (штампом) с учетом резервного поля не менее 50 мм. Резервное поле (15-20 мм) оставляют также между продольной (правой) сторо­ной экспликации и рамкой листа.

КонструкторскИЙ РАЗДЕЛ

В курсовом проекте, в соответствии с заданием на проектирование, в качестве конструкторской части может быть предложена разработка приспособления или устройства для улучшения технологии технического обслуживания или ремонта автомобиля. Основу разработки может составить усовершенствование приспособления, изготовленного на АТП, расчет его основных параметров и экономической эффективности.

Для конструкторских разработок в курсовом проекте могут быть предложены приспособления следующих групп:

- разборочно-сборочные, используемые при разборке и сборке неподвижных соединений (съемники, отвертки и ключи специального назначения и др.);

- станочные, обеспечивающие ориентировку режущего инструмента и детали (патроны, кондукторы, призмы);

- контрольные, предназначенные для проверки качества ремонта, технического обслуживания или технического состояния изделия (шаблоны, индикаторные, микрометрические устройства и т.д.).

Тематика конструкторских разработок может быть также направлена на реконструкцию (модернизацию) существующих приспособлений, стендов, оргоснастки для улучшения показателей их работы.

При разработке этой части проекта желательно соблюдать следующую последовательность: обоснование выбора объекта конструкторской разработки, назначение предлагаемого приспособления, обзор существующих для тех же целей устройств (их достоинства и недостатки), составление общей схемы разработки устройства, приспособления и т. п., необходимые технические расчеты с обоснованием выбора материала и учетом его прочности, износостойкости, надежности и других свойств.

Далее приводится техническая характеристика приспособления (габаритные размеры, масса, развиваемое усилие, мощность, напряжение, сила тока и т. д.), поясняются устройство и принцип действия со ссылкой на схемы и чертежи.

При разработке приспособления необходимо использовать стандартные, нормализованные и унифицированные конструктивные элементы при условии, что они отвечают современным требованиям прочности, взаимозаменяемости, ремонтопригодности, удобства их разборки и обслуживания.

Затем разрабатывается краткая инструкция по монтажу, эксплуатации и обслуживанию устройства, указания по технике безопасности.

Графическую часть этого раздела проекта представляют общим видом или сборочным чертежом.

На чертеже общего вида указываются габаритные, присоединительные и установочные размеры, наименования и обозначение составных частей устройства.

Сборочный чертеж выполняют в соответствии с требованиями ЕСКД с указанием допусков и посадок, особых условий изготовления.

В данном пособии приведена основная литература для выполнения курсового про­екта. Дополнительная литература дается студентам на консульта­циях руководителем проекта.

Нормативные ссылки

1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвиж­ного состава автомобильного транспорта / Минтранс РСФСР.- М.: Транспорт, 1986. - 73 с.

2. ОНТП-01-91. Отраслевые нормы технологического проектирования предп­риятий автомобильного транспорта / Росавтотранс. - М.: Гипроавтотранс, 1991. - 184 с.

3. ВСН 01-89. Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслу­живанию автомобилей / Минавтотранс. - М.: ЦБНТИ Минавтотранса, 1991. - 52 с.

4. Перечень категорий помещений и сооружений автотранспорт­ных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной и пожарной опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон по прави­лам устройства электроустановок / Минавтотранс. - М.: ЦБНТИ Минавтотранса, 1989. - 37 с.

5. РД-200-РСФСР-13-0166-90. Сборник технико-экономических показателей предприятий автомобильного транспорта на 1991-1995 годы / Минтранс РСФСР. - М.: Гипроавтотранс, 1990. - 108 с.

6. РД-200-РСФСР-15-0150-81. Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. - М.: 1982. - 68 с.

Учебно-методическая литература

7. Кузнецов E.С. Производственная база авто­мобильного транспорта: Состояние и перспективы / E.С. Кузнецов, И.П. Курников. - М.: Транспорт, 1988. - 231 с.

8. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов / Под ред. Е.С. Кузнецова. – 4-е изд., переработ. и доп. – М.: Наука, 2001. – 535 с.

9. Методика оценки уровня и степени механизации и автомати­зации производств ТО и ТР подвижного состава автомобильного транспорта: МУ-200-РСФСР-13-0087-87. – М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1987. - 101 с.

10. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. – М.: Транспорт, 1993.- 271 с.

11. Напольский Г.М. Основные положения и норма­тивы технологического проектирования автотранспортных предприя­тий: Учебное пособие / Г.М. Напольский, А.В. Пугин. – М.: МАДИ, 1992.. - 89 с.

12. Дехтеринский Л.В. и др. Проектирование авторемонтных предприятий. – М.: Транспорт, 1996. - 220 с.

13. Бабусенко С.М. Проектирование ремонтно-обслуживающих предприятий. – М.: Агропромиздат, 1990. - 352 с.

14. Российская автотранспортная энциклопедия. Т.3. Техническая эксплуатация и ремонт автотранспортных средств: Справочное и научно-практическое пособие для специалистов отрасли «Автомобильный транспорт» для студентов и научных сотрудников профильных учебных заведений, НИИ. – М.: Междунар. центр труда; Изд-во «Региональная общественная организация инвалидов и пенсионеров», 2000. - 456 с.

15. Напольский Г.М. Обоснование спроса на услуги автосервиса и технологический расчет станций технического обслуживания легковых автомобилей: Учебное пособие к курсовому проектированию по дисциплине «Производственно- техническая база автосервиса» / Г.М. Напольский, В.А. Зенченко. – М.: МАДИ (ТУ), 2000. - 83 с.

16. Масуев М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: Учебно

Наши рекомендации