Понятие общей аварии и ее признаки
Общая авария - юридический факт выражающийся в убытках, понесенных вследствие произведенных намеренно или разумно чрезвычайных расходах и пожертвованиях в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности.
Сущность общей аварии заключается в том, что для сохранения целого(судна, груза) приносится в жертву часть этого целого или производятся расходы, цель которых спасти имущество от угрожающей ему опасности, то есть осущ действия, устраняющие опасность в обоюдных интересах судна, груза и фрахта. В том случае, если предпринятые меры были успешными, все понесенные при этом убытки подлежат возмещения на пропорциональной основе между всеми сторонами предприятия, включая стороны, чьи интересы были затронуты наступлением убытков в первую очередь.
Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом пропорционально их стоимости.
Может иметь место при совокупности след признаков:
1. Наличие общей опасности для судна, груза и фрахта(обуславливается реальностью и серьезностью)
2. Намеренный характер расходов и пожертвований(убыток должен быть нанесен намеренно, а не явившись следствием случайных причин)
3. Разумный характер расходов и пожертвований(причиненные убытки или понесенные расходы должны оправдываться сложившийся ситуацией)
4. Чрезвычайных расходов и пожертвований(должны быть чрезвычайными, то есть такими, которые обычно не возникают в обстановке нормального судоходства и при нормальных условиях)
К типичным случаям общей аварии можно отнести:
1. Выбрасывание в море груза или принадлежностей судна
2. Тушение пожара на борту судна
3. Преднамеренная посадка судна на мель
4. Заход в порт убежище и тд
Арест мор/судна
С 16 мая 2012г. В Украине вступила в силу международная конвенция "Об унификации некоторых правил" касающихся наложения ареста на морские суда 1952г., известная как Брюссельская конвенция
Арест судна - это любое задержание судна или ограничение его перемещения, которое осущ для обеспечения морских требований во время нахождения судна в морском порту Украины.
Основаниями для ареста судна являются морские требования !!!
Морское требование - это требование, возникшее из права собственности и иных имущественных прав на судна, строительство судна, управления, эксплуатацию или коммерческое использование судна и тд.
Лекция 10
Морское требование - это требование, возникшее из права собственности и иных имущественных прав на судна, строительство судна, управления, эксплуатацию или коммерческое использование судна и тд.
Морские требования могут возникать в связи с:
1. Причинением ущерба в результате утраты или повреждения имущества, в связи с эксплуатацией судна
2. Причинением вреда окруж природной среде
3. Любым договором перевозки груза и пассажира
4. Лоцманской проводкой и уплатой лоцманских сборов
5. С любым спором о праве собственности или владения судна
Для обеспечения морских требований конвенция позволяет накладывать на территории Украины арест на судно как под украинским флагом, так и под флагом др государств
Конвенцией предусмотрено 17 видов мор/требований, которые могут являться основанием для ареста судна. Заявление об аресте судна для обеспечения мор/требования может быть передано в суд по месту нахождения мор/порта Украины, в котором находится судно, или порта регистрации судна. (Украина вступила в конвенцию под одним условием: нельзя арестовывать суда, плавающие под государственным флагом...?)
Морской порт - это определенная границами территория и акватория, оборудованная для обслуж судов и пассажиров, проведения грузовых, транспортных и экспедиционных работ, а так же иных связанных с этим видов хозяйственной деятельности.
Руководство мор/портом осущ руководитель администрации мор/порта(начальник мор порта, который назнач на должность и освобождается с должности центральным органом исполнительной власти по представлению главы администрации мор/портов Украины)
Государственный надзор за безопасностью мореплавания в мор порте, на подходах к нему, а так же в его акватории осущ капитаном мор порта.
К функциям капитана мор порта принадлежат:
1. Государственный надзор за соблюдением государства и правил мореплавания, а так же международных договоров Украины, касающихся мореплавания
2. Рассмотрение дел об административных правоотношениях и наложение административных взысканий
3. Регистрация судов в государственном судовом реестре Украины, судовой книге и выдача судовых документов, если иное не предусмотрено законодательством
4. Надзор над соблюдением требований по предотвращению загрязнений окруж природной среды
5. Надзор и контроль за предприятиями, которые предоставляют лоцманские услуги и СРДС (служба регулирования движения судов) в приделах акватории порта
6. Учет и расследование мор/аварийных происшествий
7. Руководство службой капитана мор/порта
Обязательные функции мор/порта:
1. Обеспечение безопасного движ в портовых водах, безопасной стоянки и обработки судов
2. Поддержание в исправном состоянии гидротехнических сооружений, средств связи и электро-радио навигации, находящихся во владении порта
3. Контроль и поддержание заявленных глубин
4. Определение районов обязательного использования буксиров и тд
Тема 6. Автомобильное право
Вопросы:
(1) Общеправовые основы деятельности авторанспорта
(2) Организация перевозки грузов, пассажиров и багажа авторанспортом
(3) Правовое регулирование транспортно-экспедиторской деятельности
(1)Автотранспорт представляет собой составную часть единой транспортной сист Украины
Основными функциями автомобильного транспорта, в соответствии с уставом Автомобильного транспорта УССР от 27 января 1969г., является:
1. Полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках
2. Выполнение планов перевозок автомобильным транспортом грузов и пассажиров
3. Регулярность пассажирского автосообщения
4. Обеспечение сохранности груза при перевозке и своевременная его доставка в пункт назначения
Автомобильный транспорт - это подотрасль транспорта, которая призвана удовлетворять потребности населения и общественного производства в автоперевозке
Автотранспорт составляют:
· Перевозчика
· Автостанции
· Автовокзалы
· Исполнители ремонта и тех/обслуж автотранспортных средств
· Грузовые автостанции и контейнерные пункты, и тд
Деятельность автомобильного транспорта в Украине регулируется как с помощью нормативно-правовых актов, к которым принадлежат:
· Гражданский и Хозяйственный кодекс Украины
· Закон Украины «О транспорте»
· Закон Украины «О функционировании единой транспортной системы в особый период»
· Закон Украины «О перевозке опасных грузов»,
так и с помощью нормативно-правовых актов:
· Закон Украины «О автомобильном транспорте»
· Закон Украины «О дорожно движ»
· Устав автомобильного транспорта УССР
· Приказ министерства инфраструктуры Украины «Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине»
· Конвенция о международных перевозках пассажиров и багажа от 09.10.1997г.
· Конвенция о дор движ от 08.11.1968г. и тд
В состав автомобильного транспорта входит:
1. Автомобильный транспорт общего пользования(перевозчика, автовокзалы, грузовые терминала и тд)
2. Ведомственный автомобильный транспорт (государственный)
3. Индивидуальный автомобильный транспорт(автотранспортные средства физ лиц, которые используются ими только для собственных нужд)
Автомобильные транспортные средства по своему предназначению делятся на:
1. Пассажирские автомобили
2. Грузовые автомобили
3. Грузопассажирские автомобили
4. Прицепы
Центральным органом исполнительной власти в области транспорта выступает Министерство инфраструктуры, которое обеспечивает проведение государственной политики на автомобильном транспорте через свои территориальные органы - Службу международных автомобильных перевозок и Государственную администрацию автомобильного транспорта Украины
Государственная администрация автомобильного транспорта Украины, как структурное подразделение инфраструктуры Украины, действует в соответствии с постановлением Кабмина Украины от 3 сентября 2008г. которое назыв «Некоторые вопросы государственной администрации автомобильного транспорта Украины»
(2) В соответствии со ст. 47 закона Украины «Об автомобильном транспорте» к внутренним перевозкам груза принадлежат перевозки груза между пунктами отправ и назнач , расположенными в Украине и комплекс вспомогательных операций, связанных с этими перевозками, а так же технологические перевозки грузов, которые осущ в границах одного производственного объекта без выезда на автомобильные дороги общего пользования
Внутренние перевозки грузов автомобильных транспортом осущ в прямом и смешенном сообщении(прямой 1 вид транспорта)
К комплексу вспом операций, связанных в внутренними перевозками грузов, принадлежат :
1. Загрузка разгрузка автотранспортных средств
2. Перегрузка грузов на иной вид транспортных средств
3. Сортировка, упаковка, маркировка, отмер грузов
4. Накопления, формирование или дробление партий груза
5. Хранение груза
6. Транспортно-экспедиторские услуги
Договор перевозки грузов бывает 2 видов:
1. Договор перевозки в прямом сообщении
2. В смешенном сообщении
Документами, предоставляют ими право на осущ перевозок грузов автомобильных транспортом, выступают:
Для грузового перевозчика:
1. Лицензия
2. Документ, подтверждающий использование а/тр/средства на законных основаниях(техпаспорт)
Для грузового перевозчика, который одновременно является водителем:
1. Определенные законодательством документы на груз
2. Регистрационные документы на тр/средство
3. Водительское удостоверение соответствующей категории
Автомобильные транспортные средства, которые использ для предоставления услуг по перевозке грузов, обязательно должны иметь лицензионную карточку
В соответствии с пунктом 1 «Правил перевозки грузов а/транспортом в Украине» -
Перевозчиком является лицо, которое предоставляет услуги по перевозке грузов а/транспортом общего пользования
Формой договора перевозки груза а/транспортом выступает товаро-транспортная накладная, которая по своему содержанию и правовой природе похожа с накладной на ж/д транспорте(внутри государства)
В зависимости от вида груза и его специфических особенностей к основным документам прилагаются иные :
· Ветеринарные и санитарные сертификаты
· Сертификаты качества
· Свидетельств
· Паспорта
· Справки и тд
Они определяются правилами перевозки
Форма и порядок заполнения этих документов определяются действующим законодательством
Лекция 11
Товарно-транспортная накладная принадлежит к документам строгой отчетности, она изготавливается типографским способом с учетной серией и номером.
Товарно-транспортную накладную на перевозку грузов автомобильным транспортом заказчик(грузоотправитель) должен выписываем в количестве не менее 4 экземпляров. Заказчик удостоверяет все экземпляры товарно-транспортной накладной подписью и печатью. После принятия груза в соответствии с ТТН, водитель или экспедитор подписывает все ее экземпляры.
· 1 экз товарно-транспортной накладной остается у заказчика
· 2 - передается водителем или экспедитором грузополучателю
· 3 и 4 экз удостоверяются подписью грузополучателям и передаются перевозчику
Существенными условиями договора являются:
1. Наименование и место нахождения сторон
2. Наименование и количество груза, его упаковка
3. Условия и срок перевозки
4. Место и время погрузки и выгрузки
5. Стоимость перевозки
Существуют обстоятельства, которые подлежат закреплению товарно-транспортных документов. Формы актов и порядок их составления устанавливаются Правилами. Составление актов осущ для установления таких обстоятельств:
1. В случае не соответствия между наименованием, массой и количеством мест груза в натуре и теми данными, которые указаны в товарно-транспортной накладной
2. В случае нарушении или отсутствия пломб на кузове автомоб или контейнере
3. В случае простоя автомоб в пунктах загрузки-разгрузки, привышающего установленные нормы времени
4. В случае повреждения упаковки или груза, а так же в иных случаях, которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон
Международная ТТН(CMR) - это вид накладной, применяемой для перевозки груза автомоб транспортом в международном сообщении
Конвенция «О договоре международной перевозки грузов а/транспортом» или Конвенция CMR - документ, регламентирующий договорные отношения, которые возникают в процессе международных перевозок грузов а/транспортом (КДПГ). Она была принята 1956г. в Женеве и на данный момент насчитывает 55 стран участниц (практически все европейские государства, включая страны бывшего СССР). Конвенция может быть применена к любому договору международной перевозки грузов а/транспортом, когда места принятия к перевозки груза и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах из которых по крайней мере 1 является участницей конвенции
Международная ТТН CMR - это документ наиболее широко используемый при международных грузоперевозках. Выписывается для подтверждения заключаемых договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя груза.
Конвенция CMR (КДПГ) применяется к договору грузоперевозки в случае если он одновременно удовлетворяет 4 условиям:
1. За перевозку выплачивается вознаграждение
2. Места погрузки и выгрузки товара, оговоренные в договоре, находятся в различных государствах
3. По крайней мере, 1 из этих государств присоединилась к конвенции CMR
4. Перевозка осуществляется автотранспортом
Грузовая накладная состоит из 3 оригинальных экз, подписанных отправителем и перевозчиком. Эти подписи могут быть напечатаны или заменены печатями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составляется грузовая накладная.
· 1 экз предается отправителю,
· 2 сопровождает груз,
· 3 остается у перевозчика
Накладная CMR составляется на каждую партию товара. Стандартная CMR состоит из 12 стр и содержит 24 графы. Существует дополнительный протокол конвенции КДПГ, который с целью упрощения международных автомоб перевозок предложил электронную накладную, которая назыв E-CMR. Украина к дополнительному протоколу не присоединилась.
В соответствии с постановлением Кабмина Украины от 01.02.2006 №80 CMR принадлежит к документам, необходимым для осущ таможенного контроля и оформления товара.
Договор перевозки пассажиров а/транспортом заключается между перевозчиком и пассажиром в письменной форме: пассажирский билет, договор, квитанция и тд.
Существенными условиями договора являются:
1. Наименование и место нахождения перевозчика
2. Вид, маршрут и стоимость перевозки
3. Время отправления и прибытия в пункт назначения
Договор повозки пассажиров автотранспортом общего пользования считается заключенным с момента приобретения пассажирского билета на право проезда(является консенсульалым), а для лиц, которые пользуются правом льготного проезда, с момента посадки в транспортное средство(является реальным). Договор действует до момента высадки пассажиров в пункте назнач.