Основы организации эвакомероприятий.
УТВЕРЖДена
На заседании учебно-методического совета кафедры
________________________
«___»______________201_г
Тема № 19
Эвакуационные мероприятия
в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Преподаватель
Непочатов В.К.,
профессор МОИУП
ИВАНТЕЕВКА
Тема 19.
Эвакуационные мероприятия
в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Основные вопросы
Оповещение об угрозе ЧС
• В случае возникновения ЧС военного времени органы управления по делам ГОЧС в самые короткие сроки должны незамедлительно довести до населения следующие сигналы и распоряжения:
- об угрозе нападения противника;
- о вооруженной опасности;
- о радиоактивном, хим. и бактериолог. заражении;
- о приведении в готовность системы ГО;
- о начале эвакуации.
Оповещение производиться об угрозе следующих ЧС:
- об угрозе стихийных бедствий;
- о крупных производственных авариях и катастрофах (ЧС техногенного характера.
• Оповещение – доведение до органов управления и сил в короткие сроки установленных сигналов, приказов, распоряжений, команд и информации военного командования о действиях противника и своих войск.
Получив оповещение об эвакуации, население должно немедленно готовиться к выезду или выходу из опасной зоны, брать с собой только самое необходимое:
- документы (паспорта, свидетельства о рождении детей, пенсионные удостоверения, военные билеты);
- деньги;
- продукты на 2-3 дня на всех членов семьи, положив их в герметичную тару: консервы, сгущенное молоко, соки, концентраты, копчености, сухари, сахар, печенье;
- воду в термосах, бутылках с пробками, небольших канистрах или других емкостях;
- белье и постельные принадлежности;
- одежду и обувь, в том числе и теплую, взять удобную и нетяжелую, чтобы не испытывать дополнительные трудности при пешей эвакуации;
- элементарную небьющуюся посуду: котелок, кружку, ложку, нож, спички, карманный фонарь.
Эвакуируемые берут не более 50 кг на одного взрослого человека. Все это лучше нести в рюкзаке, чем в чемодане. А к нему и другим предметам прикрепить бирки с указанием фамилии и инициалов, адреса местожительства и конечного пункта эвакуации: в случае вывоза легче будет найти свои вещи. Детям пришить к одежде ярлычки с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и адреса. Груз должен быть посильным.
Перед уходом из квартиры максимально плотно закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия, выключить осветительные и нагревательные приборы, закрыть краны водопроводной и газовой сети, закрыть квартиру на замки.
К сожалению, реальная жизнь далеко не всегда идет в соответствии с заранее составленными планами. Поэтому органам исполнительной власти, РСЧС, эвакоорганам и всем гражданам следует брать на вооружение опыт удачных и неудачных эвакуации.
а) При радиационном заражении.
Опыт зашиты населения при аварии на ЧАЭС показал, что при возникновении этой чрезвычайной ситуации возникла необходимость в значительной мере изменить планы проведения мероприятий, разработанные до ее возникновения.
Так, эвакуация осуществлялась по зонам, а не по секторам, как это предусматривалось планами ГО. Изменение схемы эвакуации обусловливалось особенностями радиационной обстановки, сложившейся в результате многократных выбросов радиоактивных веществ в течение нескольких суток в условиях изменения направления ветра.
Это обстоятельство, а также развитие процессов миграции радиоактивных веществ после локализации источников заражения определили необходимость проведения эвакуации в несколько этапов. Был изменен также порядок эвакуации. Эвакуация города Припяти, например, была организована по территориальному принципу, а не по производственно-территориальному, причем СЭП было решено не развертывать. Это обусловливалось необходимостью провести эвакуацию в возможно более сжатые сроки, исключить длительное пребывание эвакуируемых на открытой местности. Вместе с тем, такое решение существенно осложнило организацию работы по учету и регистрации эвакуируемого населения, формированию эвакуационных колонн (эшелонов).
Город Припять был разделен на пять зон, в каждой из которых была создана эвакуационная комиссия. Городской и вновь созданными эвакуационными комиссиями совместно со штабом ГО города были проведены подсчеты эвакуируемого населения, определены потребности в автотранспорте, заготовлены учетные эвакуационные карточки. Посадка эвакуируемых на транспорт осуществлялась под контролем службы общественного порядка непосредственно у жилых домов.
В ходе посадки представителями эвакуационных комиссий составлялись эвакуационные учетные карточки на каждый автобус с указанием количества эвакуируемых, наименований улиц, номеров домов и подъездов. Заполненные карточки доставлялись затем в городскую эвакуационную комиссию. Приемные списка эвакуируемых составлялись старшими по автобусу во время движения и передавались районной эвакоприемной комиссии.
Эвакуация сельского населения была организована по производственно-территориальному принципу - по колхозам и совхозам. Однако в отдельных случаях имела место организация по территориальному принципу - по селам.
Наряду с проведением организованной эвакуации имели место многочисленные случаи самостоятельного выезда населения, в том числе до объявления эвакуации. В дальнейшем это вызвало затруднение при приведении в готовность невоенизированных формирований ГО.
Эвакуация населения осуществлялась только транспортом, а не комбинированным способом, как это планировалось ранее. Основной объем эвакуационных перевозок был выполнен автомобильным транспортом, причем для перевозки населения использовались автобусы, а грузовые автомобили, самосвалы, тягачи применялись для вывоза имущества и сельскохозяйственных животных. Использовался также железнодорожный транспорт.
После завершения эвакуации общественным транспортом начальником ГО города Припять был разрешен выезд на личных автомобилях.
Обязанности руководителя ОЭ
1. Знать нормативные правовые требования по организации эвакуационных мероприятий;
2. Заблаговременно разрабатывать документы по организации эвакуационных мероприятий;
УТВЕРЖДена
На заседании учебно-методического совета кафедры
________________________
«___»______________201_г
Тема № 19
Эвакуационные мероприятия
в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Преподаватель
Непочатов В.К.,
профессор МОИУП
ИВАНТЕЕВКА
Тема 19.
Эвакуационные мероприятия
в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Основные вопросы
Основы организации эвакомероприятий.
2. Организация эвакомероприятий в на ОЭ при чрезвычайных ситуациях.
Литература
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.
Дополнительная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.
4. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.
5. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.
6. Сборник №3. Библиотечка журнала "Военные знания". М:, 1998. 47 с. С. 3-9.
7. «Гражданская защита», 1999, №8, С 13-16
8. В А Владимиров Современная война и гражданская оборона
9. Эвакуация. // Гражданская защита. 1998. №1. С. 72-75; №2. С. 80-81; №3. С. 76-77; №4. С. 70-71; №5. С. 76-77.
1. Основы организации эвакомероприятий
Основные определения.
Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из городов и населенных пунктов и размещению его в загородной зоне.
Загородная зона - территория, расположенная вне зоны возможных разрушений, опасного радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения.
Рассредоточение - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях.
Эвакуация - надежнейший способ защиты населения. В мире и в нашей стране накоплен значительный опыт ее проведения. Достаточно сказать, что с июля по ноябрь 1941г. из европейской части страны было эвакуировано более 1500 промышленных предприятий с рабочими, служащими и семьями.
В послевоенное время эвакуации стали частым событием при землетрясениях, оползнях, радиационных авариях, выбросах СДЯВ, катастрофических наводнениях, крупных авариях на предприятиях и железнодорожном транспорте, взрывах и лесных пожарах.
Назовем некоторые из них: при авариях в г. Горьком (1966г.),
Янгстауне (США, 1979г.), Ярославле (1988г.) было эвакуировано по три тысячи человек; в Сколтроне (Великобритания, 1974г.), Бостоне (США, 1980г.), Сан-Франциско (США, 1981г.) - по 20 тыс. человек; в Миссиссипи (Канада, 1979г.) - 217 тыс. человек; на АЭС Три-Майл-Айленд (США, 1979г.) - 200 тыс. человек; при землетрясении (Армения, 1988г.) - ПО тыс. человек; при Чернобыльской катастрофе население вывезено из г.г. Чернобыля, Припяти и еще 300 населенных пунктов.
Цель эвакуации - вывод (вывоз) людей из опасных зон и сведение потерь до минимума, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивость функционирования объектов экономики, создать условия для формирования группировок сил и средств в загородной зоне в интересах проведения спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвычайных ситуаций и в особый период.
Основными современными документами по вопросам эвакуации являются "Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера." и "Руководство по планированию, организации и проведению эвакуационных мероприятий в военное время".
Эвакуация бывает плановой (по военно-политическим причинам) и экстренной в силу неожиданно возникших чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.
Эвакуация населения планируется из:
- городов, отнесенных к группам по гражданской обороне (категорированных городов), которые определяются в законодательном порядке в зависимости от их военно-стратегического и экономического значения;
- городов, (населенных пунктов), имеющих объекты особой важности или железнодорожные станции первой категории по ГО;
- населенных пунктов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и катастрофических затоплений;
- приграничных районов и населенных пунктов, расположенных в зонах возможных разрушений военных объектов. При затоплении эвакуация населения планируется из:
- населенных пунктов, до которых волна прорыва достигает менее, чем за 4 ч часа, - одновременно с проведением общих эвакомероприятий;
- из остальных населенных пунктов - при непосредственной угрозе затопления.
Эвакуация, как правило, сочетается с другими защитными мероприятиями: укрытием людей, проведением противорадиа-ционных, медицинских, противопожарных, инженерных работ.
Эвакомероприятия планируются и подготавливаются в мирное время, осуществляются по особому распоряжению.
Организуют эвакуацию начальники ГО - главы администраций городов, районов, руководители предприятий, организаций, учреждении.
Работающие смены действующих объектов экономики с началом эвакомероприятий остаются на рабочих местах в готовности по сигналу укрыться в защитных сооружениях. В загородную зону они убывают после прибытия оттуда им на замену отдохнувших смен.
Эвакуируются рабочие и служащие (с неработающими членами семей) объектов, попавших в зону ЧС, а в военное время прекращающих свою деятельность, а также нетрудоспособное население и не занятые в производстве и в обслуживании.
Эвакуации не подлежат:
- военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания;
- нетраспортабельные больные, для которых, а также для обслуживающего их персонала, заблаговременно подготавливаются защитные сооружения.
Эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу, т.е. по предприятиям, цехам, отделам.
Эвакуация населения, не связанного с производством, производится по территориальному принципу - по месту жительства, через домоуправления и другие жилищно-коммунальные организации.
При необходимости часть населения может быть эвакуирована заблаговременно: студенты, школьники, интернаты, детские сады, дома инвалидов и престарелых вместе с преподавателями и обслуживающим персоналом.
К вывозу транспортом планируются:
- личный состав важнейших научно-исследовательских и конструкторских бюро;
- рабочие смены объектов, не прекращающих работу в категорированных городах в военное время;
- медицинские учреждения;
- население, которое не может преодолеть пешком дальние расстояния (женщины с детьми до 14 лет, беременные женщины, инвалиды, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 и женщины старше 60 лет.)
Рассредоточиваются рабочие и служащие, для продолжения трудовой деятельности которых в военное время производственная база в загородной зоне отсутствует или находится в городах, а также персонал организаций, обеспечивающих функционирование объектов экономики, - энергосетей, коммунального хозяйства, общепита, транспорта и связи, органов государственной власти и местного самоуправления.
В целях организации подготовки и проведения эвакомероприятий создаются эвакоорганы:
- эвакуационные комиссии (ЭК);
- сборные эвакуационные пункты (СЭП);
- эвакоприемные комиссии (ЭПК);
- приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).
Эвакокомиссиивозглавляются, как правило, заместителями соответствующих начальников гражданской обороны. Состав ЭК объекта отдается приказом руководителя предприятия с учетом числа эвакуируемых и особенностей предприятия.
Сборные эвакуационные пункты - предназначены для сбора и регистрации эвакуированных, размешаются вблизи пунктов посадки на транспорт и исходных точек пешего движения.
Эвакуационные комиссии и приемные эвакопункты - предназначены для организации встречи, учебы, размещения и обеспечения эвакуированных в конечных населенных пунктах.
Промежуточные пункты эвакуации - предназначены для эвакуируемых пешим порядком, когда конечные пункты размещения значительно удалены от города.
Каждый из эвакоорганов имеет свои задачи, свой состав, разбит на группы, выполняющие конкретные задачи.
2. Особенности проведения эвакомероприятий при чрезвычайных ситуациях мирного времени
Практика показывает, что число крупных производственных аварий и масштабных стихийных бедствий в последние годы значительно возросло. Протекают они быстротечно. А решающим условием успешных действий в таких ЧС является фактор времени, т.е. быстрота действий и подготовленность органов и формирований всех уровней РСЧС и населения. В том числе и при проведении эвакуации в условиях радиационного и химического заражения, катастрофического затопления и землетрясения.
ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Оповещение начинается с сигнала «Внимание всем!», передаваемого с помощью электрических сирен, которые установлены в каждом городском районе.
• Включить 3-й канал городского телевидения — «ТВЦентр».
• Включить 1-й канал радио.
• Внимательно прослушать информационное сообщение о случившемся и о порядке действий в создавшихся условиях.
Оповещение об угрозе ЧС
• В случае возникновения ЧС военного времени органы управления по делам ГОЧС в самые короткие сроки должны незамедлительно довести до населения следующие сигналы и распоряжения:
- об угрозе нападения противника;
- о вооруженной опасности;
- о радиоактивном, хим. и бактериолог. заражении;
- о приведении в готовность системы ГО;
- о начале эвакуации.
Оповещение производиться об угрозе следующих ЧС:
- об угрозе стихийных бедствий;
- о крупных производственных авариях и катастрофах (ЧС техногенного характера.
• Оповещение – доведение до органов управления и сил в короткие сроки установленных сигналов, приказов, распоряжений, команд и информации военного командования о действиях противника и своих войск.
Получив оповещение об эвакуации, население должно немедленно готовиться к выезду или выходу из опасной зоны, брать с собой только самое необходимое:
- документы (паспорта, свидетельства о рождении детей, пенсионные удостоверения, военные билеты);
- деньги;
- продукты на 2-3 дня на всех членов семьи, положив их в герметичную тару: консервы, сгущенное молоко, соки, концентраты, копчености, сухари, сахар, печенье;
- воду в термосах, бутылках с пробками, небольших канистрах или других емкостях;
- белье и постельные принадлежности;
- одежду и обувь, в том числе и теплую, взять удобную и нетяжелую, чтобы не испытывать дополнительные трудности при пешей эвакуации;
- элементарную небьющуюся посуду: котелок, кружку, ложку, нож, спички, карманный фонарь.
Эвакуируемые берут не более 50 кг на одного взрослого человека. Все это лучше нести в рюкзаке, чем в чемодане. А к нему и другим предметам прикрепить бирки с указанием фамилии и инициалов, адреса местожительства и конечного пункта эвакуации: в случае вывоза легче будет найти свои вещи. Детям пришить к одежде ярлычки с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и адреса. Груз должен быть посильным.
Перед уходом из квартиры максимально плотно закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия, выключить осветительные и нагревательные приборы, закрыть краны водопроводной и газовой сети, закрыть квартиру на замки.
К сожалению, реальная жизнь далеко не всегда идет в соответствии с заранее составленными планами. Поэтому органам исполнительной власти, РСЧС, эвакоорганам и всем гражданам следует брать на вооружение опыт удачных и неудачных эвакуации.
а) При радиационном заражении.
Опыт зашиты населения при аварии на ЧАЭС показал, что при возникновении этой чрезвычайной ситуации возникла необходимость в значительной мере изменить планы проведения мероприятий, разработанные до ее возникновения.
Так, эвакуация осуществлялась по зонам, а не по секторам, как это предусматривалось планами ГО. Изменение схемы эвакуации обусловливалось особенностями радиационной обстановки, сложившейся в результате многократных выбросов радиоактивных веществ в течение нескольких суток в условиях изменения направления ветра.
Это обстоятельство, а также развитие процессов миграции радиоактивных веществ после локализации источников заражения определили необходимость проведения эвакуации в несколько этапов. Был изменен также порядок эвакуации. Эвакуация города Припяти, например, была организована по территориальному принципу, а не по производственно-территориальному, причем СЭП было решено не развертывать. Это обусловливалось необходимостью провести эвакуацию в возможно более сжатые сроки, исключить длительное пребывание эвакуируемых на открытой местности. Вместе с тем, такое решение существенно осложнило организацию работы по учету и регистрации эвакуируемого населения, формированию эвакуационных колонн (эшелонов).
Город Припять был разделен на пять зон, в каждой из которых была создана эвакуационная комиссия. Городской и вновь созданными эвакуационными комиссиями совместно со штабом ГО города были проведены подсчеты эвакуируемого населения, определены потребности в автотранспорте, заготовлены учетные эвакуационные карточки. Посадка эвакуируемых на транспорт осуществлялась под контролем службы общественного порядка непосредственно у жилых домов.
В ходе посадки представителями эвакуационных комиссий составлялись эвакуационные учетные карточки на каждый автобус с указанием количества эвакуируемых, наименований улиц, номеров домов и подъездов. Заполненные карточки доставлялись затем в городскую эвакуационную комиссию. Приемные списка эвакуируемых составлялись старшими по автобусу во время движения и передавались районной эвакоприемной комиссии.
Эвакуация сельского населения была организована по производственно-территориальному принципу - по колхозам и совхозам. Однако в отдельных случаях имела место организация по территориальному принципу - по селам.
Наряду с проведением организованной эвакуации имели место многочисленные случаи самостоятельного выезда населения, в том числе до объявления эвакуации. В дальнейшем это вызвало затруднение при приведении в готовность невоенизированных формирований ГО.
Эвакуация населения осуществлялась только транспортом, а не комбинированным способом, как это планировалось ранее. Основной объем эвакуационных перевозок был выполнен автомобильным транспортом, причем для перевозки населения использовались автобусы, а грузовые автомобили, самосвалы, тягачи применялись для вывоза имущества и сельскохозяйственных животных. Использовался также железнодорожный транспорт.
После завершения эвакуации общественным транспортом начальником ГО города Припять был разрешен выезд на личных автомобилях.