Основы организации эвакомероприятий.

УТВЕРЖДена

На заседании учебно-методического совета кафедры

________________________

«___»______________201_г

Тема № 19

Эвакуационные мероприятия

в чрезвычай­ных ситуациях мирного и военного времени

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

ИВАНТЕЕВКА

Тема 19.

Эвакуационные мероприятия

в чрезвычай­ных ситуациях мирного и военного времени

Основные вопросы

Оповещение об угрозе ЧС

• В случае возникновения ЧС военного времени органы управления по делам ГОЧС в самые короткие сроки должны незамедлительно довести до населения следующие сигналы и распоряжения:
- об угрозе нападения противника;
- о вооруженной опасности;
- о радиоактивном, хим. и бактериолог. заражении;
- о приведении в готовность системы ГО;
- о начале эвакуации.

Оповещение производиться об угрозе следующих ЧС:


- об угрозе стихийных бедствий;
- о крупных производственных авариях и катастрофах (ЧС техногенного характера.

• Оповещение – доведение до органов управления и сил в короткие сроки установленных сигналов, приказов, распоряжений, команд и информации военного командования о действиях противника и своих войск.

Получив оповещение об эвакуации, население должно немед­ленно готовиться к выезду или выходу из опасной зоны, брать с собой только самое необходимое:

- документы (паспорта, свидетельства о рождении детей, пен­сионные удостоверения, военные билеты);

- деньги;

- продукты на 2-3 дня на всех членов семьи, по­ложив их в герметичную тару: консервы, сгущенное молоко, соки, концентра­ты, копчености, сухари, сахар, печенье;

- воду в термосах, бу­тылках с пробками, не­больших канистрах или других емкостях;

- белье и постельные принадлежности;

- одежду и обувь, в том числе и теплую, взять удобную и нетяжелую, чтобы не испытывать до­полнительные трудности при пешей эвакуации;

- элементарную небьющуюся посуду: котелок, кружку, лож­ку, нож, спички, карманный фонарь.

Эвакуируемые берут не более 50 кг на одного взрослого человека. Все это лучше нести в рюкзаке, чем в чемодане. А к нему и другим предметам прикрепить бирки с указанием фами­лии и инициалов, адреса местожительства и конечного пункта эвакуации: в случае вывоза легче будет найти свои вещи. Детям пришить к одежде ярлычки с указанием фамилии, имени, отче­ства, года рождения и адреса. Груз должен быть посильным.

Перед уходом из квартиры максимально плотно закрыть ок­на, двери, вентиляционные отверстия, выключить осветитель­ные и нагревательные приборы, закрыть краны водопроводной и газовой сети, закрыть квартиру на замки.

К сожалению, реальная жизнь далеко не всегда идет в соот­ветствии с заранее составленными планами. Поэтому органам исполнительной власти, РСЧС, эвакоорганам и всем гражданам следует брать на вооружение опыт удачных и неудачных эвакуа­ции.

а) При радиационном заражении.

Опыт зашиты населения при аварии на ЧАЭС показал, что при возникновении этой чрезвычайной ситуации возникла не­обходимость в значительной мере изменить планы проведения мероприятий, разработанные до ее возникновения.

Так, эвакуация осуществлялась по зонам, а не по секторам, как это предусматривалось планами ГО. Изменение схемы эва­куации обусловливалось особенностями радиационной обста­новки, сложившейся в результате многократных выбросов ра­диоактивных веществ в течение нескольких суток в условиях из­менения направления ветра.

Это обстоятельство, а также разви­тие процессов миграции радиоактивных веществ после локали­зации источников заражения определили необходимость прове­дения эвакуации в несколько этапов. Был изменен также поря­док эвакуации. Эвакуация города Припяти, например, была ор­ганизована по территориальному принципу, а не по производст­венно-территориальному, причем СЭП было решено не развер­тывать. Это обусловливалось необходимостью провести эвакуа­цию в возможно более сжатые сроки, исключить длительное пребывание эвакуируемых на открытой местности. Вместе с тем, такое решение существенно осложнило организацию работы по учету и регистрации эвакуируемого населения, формированию эвакуационных колонн (эшелонов).

Город Припять был разделен на пять зон, в каждой из кото­рых была создана эвакуационная комиссия. Городской и вновь созданными эвакуационными комиссиями совместно со штабом ГО города были проведены подсчеты эвакуируемого населения, определены потребности в автотранспорте, заготовлены учетные эвакуационные карточки. Посадка эвакуируемых на транспорт осуществлялась под контролем службы общественного порядка непосредственно у жилых домов.

В ходе посадки представителя­ми эвакуационных комиссий составлялись эвакуационные учет­ные карточки на каждый автобус с указанием количества эваку­ируемых, наименований улиц, номеров домов и подъездов. За­полненные карточки доставлялись затем в городскую эвакуаци­онную комиссию. Приемные списка эвакуируемых составлялись старшими по автобусу во время движения и передавались рай­онной эвакоприемной комиссии.

Эвакуация сельского населения была организована по произ­водственно-территориальному принципу - по колхозам и совхо­зам. Однако в отдельных случаях имела место организация по территориальному принципу - по селам.

Наряду с проведением организованной эвакуации имели ме­сто многочисленные случаи самостоятельного выезда населения, в том числе до объявления эвакуации. В дальнейшем это вызвало затруднение при приведении в готовность невоенизирован­ных формирований ГО.

Эвакуация населения осуществлялась только транспортом, а не комбинированным способом, как это планировалось ранее. Основной объем эвакуационных перевозок был выполнен авто­мобильным транспортом, причем для перевозки населения ис­пользовались автобусы, а грузовые автомобили, самосвалы, тяга­чи применялись для вывоза имущества и сельскохозяйственных животных. Использовался также железнодорожный транспорт.

После завершения эвакуации общественным транспортом на­чальником ГО города Припять был разрешен выезд на личных автомобилях.

Обязанности руководителя ОЭ

1. Знать нормативные правовые требования по организации эвакуационных мероприятий;

2. Заблаговременно разрабатывать документы по организации эвакуационных мероприятий;

УТВЕРЖДена

На заседании учебно-методического совета кафедры

________________________

«___»______________201_г

Тема № 19

Эвакуационные мероприятия

в чрезвычай­ных ситуациях мирного и военного времени

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

ИВАНТЕЕВКА

Тема 19.

Эвакуационные мероприятия

в чрезвычай­ных ситуациях мирного и военного времени

Основные вопросы

Основы организации эвакомероприятий.

2. Организация эвакомероприятий в на ОЭ при чрезвычайных ситуациях.

Литература

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.

Дополнительная литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.

4. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

5. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.

6. Сборник №3. Библиотечка журнала "Военные знания". М:, 1998. 47 с. С. 3-9.

7. «Гражданская защита», 1999, №8, С 13-16

8. В А Владимиров Современная война и гражданская оборона

9. Эвакуация. // Гражданская защита. 1998. №1. С. 72-75; №2. С. 80-81; №3. С. 76-77; №4. С. 70-71; №5. С. 76-77.

1. Основы организации эвакомероприятий

Основные определения.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организо­ванному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выво­ду пешим порядком населения из городов и населенных пунк­тов и размещению его в загородной зоне.

Загородная зона - территория, расположенная вне зоны воз­можных разрушений, опасного радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его первоочередно­го жизнеобеспечения.

Рассредоточение - комплекс мероприятий по организованно­му вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зо­не для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов эко­номики, продолжающих свою деятельность в особых условиях.

Эвакуация - надежнейший способ защиты населения. В ми­ре и в нашей стране накоплен значительный опыт ее проведе­ния. Достаточно сказать, что с июля по ноябрь 1941г. из евро­пейской части страны было эвакуировано более 1500 промыш­ленных предприятий с рабочими, служащими и семьями.

В послевоенное время эвакуации стали частым событием при землетрясениях, оползнях, радиационных авариях, выбросах СДЯВ, катастрофических наводнениях, крупных авариях на предприятиях и железнодорожном транспорте, взрывах и лесных пожарах.

Назовем некоторые из них: при авариях в г. Горьком (1966г.),

Янгстауне (США, 1979г.), Ярославле (1988г.) было эвакуировано по три тысячи человек; в Сколтроне (Великобритания, 1974г.), Бостоне (США, 1980г.), Сан-Франциско (США, 1981г.) - по 20 тыс. человек; в Миссиссипи (Канада, 1979г.) - 217 тыс. человек; на АЭС Три-Майл-Айленд (США, 1979г.) - 200 тыс. человек; при землетрясении (Армения, 1988г.) - ПО тыс. человек; при Чернобыльской катастрофе население вывезено из г.г. Чернобы­ля, Припяти и еще 300 населенных пунктов.

Цель эвакуации - вывод (вывоз) людей из опасных зон и све­дение потерь до минимума, сохранить квалифицированные кад­ры специалистов, обеспечить устойчивость функционирования объектов экономики, создать условия для формирования груп­пировок сил и средств в загородной зоне в интересах проведе­ния спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвы­чайных ситуаций и в особый период.

Основными современными документами по вопросам эваку­ации являются "Руководство по эвакуации населения в чрезвы­чайных ситуациях природного и техногенного характера." и "Ру­ководство по планированию, организации и проведению эваку­ационных мероприятий в военное время".

Эвакуация бывает плановой (по военно-политическим при­чинам) и экстренной в силу неожиданно возникших чрезвычай­ных ситуаций как в мирное, так и в военное время.

Эвакуация населения планируется из:

- городов, отнесенных к группам по гражданской обороне (категорированных городов), которые определяются в законода­тельном порядке в зависимости от их военно-стратегического и экономического значения;

- городов, (населенных пунктов), имеющих объекты особой важности или железнодорожные станции первой категории по ГО;

- населенных пунктов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и катастрофических затоплений;

- приграничных районов и населенных пунктов, расположен­ных в зонах возможных разрушений военных объектов. При затоплении эвакуация населения планируется из:

- населенных пунктов, до которых волна прорыва достигает менее, чем за 4 ч часа, - одновременно с проведением общих эвакомероприятий;

- из остальных населенных пунктов - при непосредственной угрозе затопления.

Эвакуация, как правило, сочетается с другими защитными мероприятиями: укрытием людей, проведением противорадиа-ционных, медицинских, противопожарных, инженерных работ.

Эвакомероприятия планируются и подготавливаются в мир­ное время, осуществляются по особому распоряжению.

Организуют эвакуацию начальники ГО - главы администра­ций городов, районов, руководители предприятий, организаций, учреждении.

Работающие смены действующих объектов экономики с началом эвакомероприятий остаются на рабочих местах в готовно­сти по сигналу укрыться в защитных сооружениях. В загородную зону они убывают после прибытия оттуда им на замену отдох­нувших смен.

Эвакуируются рабочие и служащие (с неработающими члена­ми семей) объектов, попавших в зону ЧС, а в военное время прекращающих свою деятельность, а также нетрудоспособное население и не занятые в производстве и в обслуживании.

Эвакуации не подлежат:

- военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания;

- нетраспортабельные больные, для которых, а также для об­служивающего их персонала, заблаговременно подготавливают­ся защитные сооружения.

Эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществля­ется по производственному принципу, т.е. по предприятиям, це­хам, отделам.

Эвакуация населения, не связанного с производством, произ­водится по территориальному принципу - по месту жительства, через домоуправления и другие жилищно-коммунальные орга­низации.

При необходимости часть населения может быть эвакуирова­на заблаговременно: студенты, школьники, интернаты, детские сады, дома инвалидов и престарелых вместе с преподавателями и обслуживающим персоналом.

К вывозу транспортом планируются:

- личный состав важнейших научно-исследовательских и конструкторских бюро;

- рабочие смены объектов, не прекращающих работу в категорированных городах в военное время;

- медицинские учреждения;

- население, которое не может преодолеть пешком дальние расстояния (женщины с детьми до 14 лет, беременные женщи­ны, инвалиды, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 и женщины старше 60 лет.)

Рассредоточиваются рабочие и служащие, для продолжения трудовой деятельности которых в военное время производствен­ная база в загородной зоне отсутствует или находится в городах, а также персонал организаций, обеспечивающих функциониро­вание объектов экономики, - энергосетей, коммунального хо­зяйства, общепита, транспорта и связи, органов государственной власти и местного самоуправления.

В целях организации подготовки и проведения эвакомероприятий создаются эвакоорганы:

- эвакуационные комиссии (ЭК);

- сборные эвакуационные пункты (СЭП);

- эвакоприемные комиссии (ЭПК);

- приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).

Эвакокомиссиивозглавляются, как правило, заместителями соответствующих начальников гражданской обороны. Состав ЭК объекта отдается приказом руководителя предприятия с уче­том числа эвакуируемых и особенностей предприятия.

Сборные эвакуационные пункты - предназначены для сбора и регистрации эвакуированных, размешаются вблизи пунктов по­садки на транспорт и исходных точек пешего движения.

Эвакуационные комиссии и приемные эвакопункты - предназ­начены для организации встречи, учебы, размещения и обеспе­чения эвакуированных в конечных населенных пунктах.

Промежуточные пункты эвакуации - предназначены для эва­куируемых пешим порядком, когда конечные пункты размеще­ния значительно удалены от города.

Каждый из эвакоорганов имеет свои задачи, свой состав, раз­бит на группы, выполняющие конкретные задачи.

2. Особенности проведения эвакомероприятий при чрезвычай­ных ситуациях мирного времени

Практика показывает, что число крупных производственных аварий и масштабных стихийных бедствий в последние годы значительно возросло. Протекают они быстротечно. А решаю­щим условием успешных действий в таких ЧС является фактор времени, т.е. быстрота действий и подготовленность органов и формирований всех уровней РСЧС и населения. В том числе и при проведении эвакуации в условиях радиационного и химиче­ского заражения, катастрофического затопления и землетрясе­ния.

ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Оповещение начинается с сигна­ла «Внимание всем!», передаваемого с помощью электрических сирен, ко­торые установлены в каждом город­ском районе.

• Включить 3-й канал городского телевидения — «ТВЦентр».

• Включить 1-й канал радио.

• Внимательно прослушать ин­формационное сообщение о случив­шемся и о порядке действий в создавшихся условиях.

Оповещение об угрозе ЧС

• В случае возникновения ЧС военного времени органы управления по делам ГОЧС в самые короткие сроки должны незамедлительно довести до населения следующие сигналы и распоряжения:
- об угрозе нападения противника;
- о вооруженной опасности;
- о радиоактивном, хим. и бактериолог. заражении;
- о приведении в готовность системы ГО;
- о начале эвакуации.

Оповещение производиться об угрозе следующих ЧС:


- об угрозе стихийных бедствий;
- о крупных производственных авариях и катастрофах (ЧС техногенного характера.

• Оповещение – доведение до органов управления и сил в короткие сроки установленных сигналов, приказов, распоряжений, команд и информации военного командования о действиях противника и своих войск.

Получив оповещение об эвакуации, население должно немед­ленно готовиться к выезду или выходу из опасной зоны, брать с собой только самое необходимое:

- документы (паспорта, свидетельства о рождении детей, пен­сионные удостоверения, военные билеты);

- деньги;

- продукты на 2-3 дня на всех членов семьи, по­ложив их в герметичную тару: консервы, сгущенное молоко, соки, концентра­ты, копчености, сухари, сахар, печенье;

- воду в термосах, бу­тылках с пробками, не­больших канистрах или других емкостях;

- белье и постельные принадлежности;

- одежду и обувь, в том числе и теплую, взять удобную и нетяжелую, чтобы не испытывать до­полнительные трудности при пешей эвакуации;

- элементарную небьющуюся посуду: котелок, кружку, лож­ку, нож, спички, карманный фонарь.

Эвакуируемые берут не более 50 кг на одного взрослого человека. Все это лучше нести в рюкзаке, чем в чемодане. А к нему и другим предметам прикрепить бирки с указанием фами­лии и инициалов, адреса местожительства и конечного пункта эвакуации: в случае вывоза легче будет найти свои вещи. Детям пришить к одежде ярлычки с указанием фамилии, имени, отче­ства, года рождения и адреса. Груз должен быть посильным.

Перед уходом из квартиры максимально плотно закрыть ок­на, двери, вентиляционные отверстия, выключить осветитель­ные и нагревательные приборы, закрыть краны водопроводной и газовой сети, закрыть квартиру на замки.

К сожалению, реальная жизнь далеко не всегда идет в соот­ветствии с заранее составленными планами. Поэтому органам исполнительной власти, РСЧС, эвакоорганам и всем гражданам следует брать на вооружение опыт удачных и неудачных эвакуа­ции.

а) При радиационном заражении.

Опыт зашиты населения при аварии на ЧАЭС показал, что при возникновении этой чрезвычайной ситуации возникла не­обходимость в значительной мере изменить планы проведения мероприятий, разработанные до ее возникновения.

Так, эвакуация осуществлялась по зонам, а не по секторам, как это предусматривалось планами ГО. Изменение схемы эва­куации обусловливалось особенностями радиационной обста­новки, сложившейся в результате многократных выбросов ра­диоактивных веществ в течение нескольких суток в условиях из­менения направления ветра.

Это обстоятельство, а также разви­тие процессов миграции радиоактивных веществ после локали­зации источников заражения определили необходимость прове­дения эвакуации в несколько этапов. Был изменен также поря­док эвакуации. Эвакуация города Припяти, например, была ор­ганизована по территориальному принципу, а не по производст­венно-территориальному, причем СЭП было решено не развер­тывать. Это обусловливалось необходимостью провести эвакуа­цию в возможно более сжатые сроки, исключить длительное пребывание эвакуируемых на открытой местности. Вместе с тем, такое решение существенно осложнило организацию работы по учету и регистрации эвакуируемого населения, формированию эвакуационных колонн (эшелонов).

Город Припять был разделен на пять зон, в каждой из кото­рых была создана эвакуационная комиссия. Городской и вновь созданными эвакуационными комиссиями совместно со штабом ГО города были проведены подсчеты эвакуируемого населения, определены потребности в автотранспорте, заготовлены учетные эвакуационные карточки. Посадка эвакуируемых на транспорт осуществлялась под контролем службы общественного порядка непосредственно у жилых домов.

В ходе посадки представителя­ми эвакуационных комиссий составлялись эвакуационные учет­ные карточки на каждый автобус с указанием количества эваку­ируемых, наименований улиц, номеров домов и подъездов. За­полненные карточки доставлялись затем в городскую эвакуаци­онную комиссию. Приемные списка эвакуируемых составлялись старшими по автобусу во время движения и передавались рай­онной эвакоприемной комиссии.

Эвакуация сельского населения была организована по произ­водственно-территориальному принципу - по колхозам и совхо­зам. Однако в отдельных случаях имела место организация по территориальному принципу - по селам.

Наряду с проведением организованной эвакуации имели ме­сто многочисленные случаи самостоятельного выезда населения, в том числе до объявления эвакуации. В дальнейшем это вызвало затруднение при приведении в готовность невоенизирован­ных формирований ГО.

Эвакуация населения осуществлялась только транспортом, а не комбинированным способом, как это планировалось ранее. Основной объем эвакуационных перевозок был выполнен авто­мобильным транспортом, причем для перевозки населения ис­пользовались автобусы, а грузовые автомобили, самосвалы, тяга­чи применялись для вывоза имущества и сельскохозяйственных животных. Использовался также железнодорожный транспорт.

После завершения эвакуации общественным транспортом на­чальником ГО города Припять был разрешен выезд на личных автомобилях.

Наши рекомендации