Скоростные и нагрузочные режимы работы автомобильных двигателей
Эти режимы характеризуются изменением нагрузки (подачи топливо-воздушной смеси в цилиндры) и изменением ЧВКВ двигателя (n, мин-1). Величину нагрузки принято характеризовать величиной среднего эффективного давления в цилиндрах (Ре, кПа).
Скоростной режим работы ДВС характеризуется постоянством нагрузки (Ре, кПа) и изменением ЧВКВ двигателя (n, мин-1). С увеличением ЧВКВ повышаются износы поверхностей трущихся деталей двигателей. Зависимости между износом (И, мкм) некоторых деталей двигателей и частотой вращения коленчатого вала (п, мин-1) представлены на рис. 3.10.
Из рис. 3.10, очевидно, что чем выше п, тем больше износы деталей, причем в зоне больших оборотов малое увеличение (Dn) вызывает весьма существенное увеличение износов (DИ ) большинства деталей двигателей.
Ре,
Рис. 3,10. Влияние ЧВКВ двигателя п и среднего эффективного давления Ре на интенсивность изнашивания И деталей двигателей.
1- цилиндры; 2 - поршневые кольца; 3 - шейки коленчатого вала; 4 - стержни клапанов и направляющие втулки
Некоторое увеличение износов деталей при малых п связано со снижением давления в системе смазки двигателей, т.е. с ухудшением гидродинамического режима работы деталей. Это в большей степени проявляется на двигателях, имеющих большую наработку, т.е. режим малых оборотов на таких двигателях нежелателен.
Нагрузочный режим работы двигателей характеризуется, наоборот, постоянством ЧВКВ двигателя (n, мин-1) и изменением нагрузки (Ptt кПа). При
увеличении нагрузки (повышении подачи топливовоздушной смеси) интенсивность изнашивания деталей ДВС увеличивается. Практически прямо пропорционально, т.е. проценты возрастания Ре и вызванных этим износов поверхностей деталей цилиндропоршневой группы и всего кривошипно-шатунного механизма, одинаковы. Рост интенсивности изнашивания деталей при увеличении Ре связан с увеличением количества рабочих газов в цилиндрах (больше сгорает топлива), а значит, возрастают механические нагрузки на детали ЦПГ. Одновременно повышаются температуры трущихся поверхностей. Зависимости между износами (И, мкм) некоторых деталей двигателей нагрузками (Ре, кПа) представлены на рис.З.11.
Рис. 3.11. Влияние ЧВКВ двигателя и среднего эффективного давления Ре
на интенсивность И изнашивания деталей при п = const:
1 - цилиндры; 2 - поршневые кольца; 3 — шейки коленчатого вала;
4 - стержни клапанов и направляющие втулки
Таким образом, повышенный скоростной режим вызывает большее увеличение износов деталей ЦПГ и всего КШМ ДВС, чем повышенный нагрузочный режим. Это значит, что для обеспечения определенной скорости движения автомобиля на одном и том же участке дороги предпочтительнее двигаться на повышенной передаче (не на третьей, а на четвертой или, если есть, на пятой передаче).
Повышенной ЧВКВ двигателя необходимо всячески избегать. На всех автомобильных двигателях конструктивно предусмотрены ограничители ЧВКВ. В дизельных двигателях они, как правило, конструктивно располагаются в топливном насосе высокого давления (ТНВД) и работают по центробежному принципу, автоматически прикрывая топливорегулирующий орган (рейку) при "перекрутке" двигателя. В карбюраторных двигателад грузовых автомобилей подобного рода ограничители, работая по пневматическому, пневмо-инерционному, инерционному принципу, обеспечивают прикрытие дроссельной заслонки при достижении критических с точки зрения долговечности двигателя, значения п.
В любом случае с двигателей снимается не максимально возможная мощность (Nema), а так называемая «номинальная».
мощность (Л^), по внешней скоростной характеристике двигателя (рис.3.12). С точки зрения долговечности автомобильного двигателя и безотказности его работы предпочтительнее движение на повышенных передачах (при пониженной ЧВКВ двигателя).