Закончить предложение и назвать слова – «неприятели».
Слон большой, а комар ….
Камень тяжёлый, а пушинка ….
Золушка добрая, а мачеха ….
Зимой погода холодная, а летом ….
Сахар сладкий, а горчица ….
Дерево высокое, а куст ….
Дедушка старый, а внук ….
Суп горячий, а компот ….
Сажа чёрная, а снег ….
Лев смелый, а заяц ….
Молоко жидкое, а сметана ….
Река широкая, а ручей ….
Работать трудно, а отдыхать ….
Днём светло, а ночью ….
Сегодня мне весело, а вчера было ….
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ….
Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ….
Кричат громко, а шепчут ….
Я больна, но скоро буду ….
Я живу близко от реки, а мой друг ….
Продавец продаёт, а покупатель ….
Друзья часто ссорятся, но легко ….
Легко заболеть, но трудно ….
Воспитатель спрашивает, а дети ….
Утром дети приходят в сад, а вечером ….
Сначала гостей встречают, а потом ….
При встрече здороваются, а при расставании ….
Вечером ложатся в кровать, а утром ….
21. Сравни:
По вкусу: горчицу и мёд.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.
По толщине: канат и нитку.
По ширине: дорогу и тропинку.
По возрасту: юношу и старика.
По весу: гирю и пушинку.
По размеру: дом и шалаш.
22. К данным словам придумать слова – «неприятели»:
А. День - Б. Войти -
утро - говорить -
восход - взял -
весна - нашёл -
зима - забыл -
добро - уронил -
друг - насорил -
грязь - ложиться -
жара - одеваться -
мир - мириться -
правда - опускать -
радость - помогать -
вдох - смеяться -
выдох - залететь -
юг - закрывать -
польза - включать -
грязь - входить -
великан - хвалить -
богач - заснуть -
трусость - разрешить -
В. Большой - Г. Близко –
белый - редко -
высокий - медленно -
весёлый - рано -
тёмный - темно -
горький - низко -
добрый - легко -
здоровый - можно –
новый - трудно -
молодой - радостно -
острый - много -
толстый - плохо -
толстый - плохо -
широкий - сухо -
сухой - широко -
смелый - ярко -
твёрдый - высоко -
чистый - чисто -
яркий - мокро -
красивый - светло -
хороший - быстро -
Игра «Сравни наоборот».
Используются слова: больше – меньше, тяжелее – легче, выше – ниже, быстрее – медленнее и др.
Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
Объясни, чем отличаются слова, подбери картинки, придумай предложения с этими словами.
Шить – вязать, класть – ставить, строить – чинить, мыть – стирать, чистить – подметать, нести – вести, лежать – спать, лежать – стоять, рисовать – раскрашивать.
25. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребёнок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Одеть – (раздеть), поднять – (спустить),
бросить – (поймать), спрятать – (найти),
положить – (убрать), дать – (взять),
купить – (продать), налить – (вылить).
26. Выбрать из трёх слов два слова – «приятеля»:
Дом, солдат, маршал.
Конь, собака, лошадь.
Дом, улица, здание.
Грустный, печальный, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый.
Весёлый, крепкий, прочный.
Слабый, неловкий, неуклюжий.
Большой, красивый, огромный.
Взять, схватить, идти.
Думать, ехать, соображать.
Торопиться, спешить, ползти.
Радоваться, веселиться, наряжаться.
Придумать слова – «приятели» к
данным словам:
здание – (дом), идти – (шагать),
хворостина – (прут), льётся – (течёт),
печаль – (грусть), глядеть – (смотреть),
конь – (лошадь), торопиться – (спешить),
солдат – (боец), крошечный – (маленький),
Отчизна – (Родина), смелый – (храбрый),
приятель – (друг), прежде – (раньше).
28. Придумать предложение с каждым из слов – «приятелей»:
Пища – корм – еда;
груз – ноша – багаж;
человек – незнакомец – гость;
большой – громадный – огромный;
быстрый – скорый – стремительный;
неловкий – неуклюжий – нескладный.
Игра «На что похоже».
Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения):
Белый снег похож на (что?) ….
Синий лёд похож на ….
Густой туман похож на ….
Чистый дождь похож на ….
Блестящая на солнце паутина похожа на ….
Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слёзы, серебро.
30. Игра «Закончи предложение» («Подбери сравнение»):
Земля покрыта снегом, как ….
Лёд блестит у берега, как ….
Туман стелится у берега, как ….
Дождинки текут по лицу, как ….
Уточнение значения слов – существительных.
Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция (как используется)).
Например, ЛОПАТА – чтобы копать землю, тяжёлая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная ….
Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда она пользовалась этим предметом.