Пути утилизации или переработки экологически опасных компонентов электромобилей
Наиболее серьезной проблемой, возникающей при эксплуатации электромобилей, с точки зрения охраны окружающей среды является утилизация аккумуляторных батарей. В аккумуляторных батареях содержится значительные количества вредных веществ для окружающей среды, а утилизация сопряжена с рядом трудностей, поэтому аккумуляторные батареи должны перерабатываться на специализированных предприятиях.
На данный момент в странах СНГ таких предприятий очень мало, и расположены они, в основном, в Украине и России.
Собственное производство по утилизации аккумуляторов в Беларуси отсутствует. Вопрос его организации уже поднимался министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для того, чтобы это производство было неубыточным, необходимо, чтобы ежегодно объемы утилизируемых аккумуляторов достигали 100 тонн.
Как правило, расчетный срок службы аккумуляторной батареи составляет 8 лет или 160 тыс. км. Исходя из оптимистичного сценария развития электромобилей, к 2025 году ежегодный объем отработанных аккумуляторных батарей достигнет 10 тонн, что недостаточно для создания безубыточного производства.
В настоящее время осуществляется покупка отработавших аккумуляторных батарей автомобилей с ДВС у физических и юридических, которую осуществляют УП «Белцветмет», ЧУП «Минсккоопвторресурсы», ОАО «Белвторресурсы». У ряда продавцов существует практика приема отработавшего автомобильной аккумулятора в зачет стоимости нового. Сохранение таких условий для владельцев электромобилей является достаточным условием удобной передачи аккумуляторной батареи на утилизацию.
Нормативно-правовое обеспечение
Для успешного развития зарядной инфраструктуры для электромобильного транспорта необходимо эффективное отраслевое законодательство, действующее на транспорте, в энергетике, налоговое, бюджетное, инвестиционное законодательство, законодательство об административных правонарушениях. Создание надлежащей нормативной правовой базы для внедрения электромобилей относится к одной из важнейших направлений государственной поддержки данной отрасли. Перечень вновь разрабатываемых и нормативных правовых актов (НПА) и технических нормативных правовых актов (ТНПА) представлен в приложениях (Приложение 4).
Для поддержки законодательных актов и разъяснения некоторых его положений следует внести в существующие и разработать ряд ТНПА в области электромобилей. Нормы и стандарты, относящиеся к транспортным средствам и их инфраструктуре затрагивают широкий круг вопросов, выходящие далеко за рамки самого автомобиля. Развитие электромобильного транспорта ставит задачу определить насколько хорошо существующие нормы и стандарты отвечают требованиям эффективной и безопасной эксплуатации транспортных средств, их компонентов и зарядной инфраструктуры.
Для прогрессивного развития электромобильного транспорта и зарядной инфраструктуры необходимо развитие белорусских стандартов в четырех направлениях: конструкции электромобилей; системы энергоснабжения; средств подзарядки; безопасность и экология; пользовательская информация. Перечень вновь разрабатываемых ТНПА представлен в приложениях (Приложение 5).
ГЛАВА 2
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Цель
Целью Программы является увеличение использования электрической энергии автомобильным транспортом со снижением стоимости перевозок и уменьшением экологической нагрузки (выбросов СО2) на окружающую среду.
Задачи
Достижение поставленной цели должно базироваться на реализации следующих основных задач:
определение объемов пассажирских и грузовых перевозок электромобильным транспортом на перспективу до 2025 года,
определение потребности в электрической энергии для транспортных целей до 2025 года,
определение технических и экономических приоритетов для создания необходимой инфраструктуры для обеспечения зарядки транспортных средств,
разработка мероприятий по развитию промышленного производства электромобилей и их компонентов;
разработка экономически привлекательных тарифов на электрическую энергию для стимулирования её использования в транспортных целях.