Ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза
Ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза
«Представление таможенному органу предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом»
Fill-Bill
программный комплекс для взаимодействия с ФТС РФ по процедурам предварительного информирования и оформления транзита
Как эффективно использовать Fill-Bill?
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 196 от 17 сентября 2013 года
О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом
(О применении см. письмо ФТС РФ № 04-44/43923 от 15.09.2014)
1. Ввести с 1 октября 2014 г. обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом.
2. Перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, осуществляющий ввоз товаров железнодорожным транспортом на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - перевозчик), обязан представить предварительную информацию не менее чем за 2 часа до их перемещения через таможенную границу Таможенного союза. Уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы, лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, или иные заинтересованные лица представляют сведения о товарах, необходимые для осуществления предварительного информирования, перевозчику государства - члена Таможенного союза (далее - государство-член), на территории которого расположено место перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза (далее - место прибытия), не менее чем за 4 часа до прибытия товаров. Перевозчик осуществляет прием указанных сведений от данных лиц и их консолидацию.
3. В случае если товары предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, представляется следующая предварительная информация:
а) сведения об отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
б) сведения о стране отправления, стране назначения товаров;
в) сведения о декларанте;
г) сведения о перевозчике;
д) сведения о транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
е) наименование, количество товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
ж) стоимость товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
З) код товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне не менее чем первых 6 знаков;
и) вес товаров брутто или объем, а также количество товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии сведений) по каждому коду Гармонизированной системы описания и кодирования товаров или единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;
к) количество грузовых мест;
л) пункт назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
м) сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, если такое перемещение допускается (при наличии документов);
н) сведения о планируемой перегрузке товаров или контейнеров и (или) грузовых операциях в пути (при наличии сведений);
о) планируемое время прибытия;
П) место прибытия.
В отношении товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита от таможенного органа в месте прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза до таможенного органа в месте убытия с единой таможенной территории Таможенного союза, представление информации, указанной в подпункте “ж” пункта 3 настоящего Решения, не требуется.
5. В случае если товары не предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия или перевозчик не обладает информацией о помещении товаров под такую таможенную процедуру, представляется следующая предварительная информация:
а) наименование и адрес отправителя товаров;
б) наименование и адрес получателя товаров;
в) наименование станции отправления и станции назначения товаров;
г) количество грузовых мест, маркировка и виды упаковок товаров;
д) наименование и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне не менее чем первых 4 знаков;
е) вес брутто товаров (в килограммах);
ж) идентификационные номера контейнеров;
з) планируемое время прибытия;
И) место прибытия.
В отношении экспресс-грузов может подаваться упрощенная форма заявления, а в отношении других товаров стоимостью не более 1000 евро в эквиваленте – заявление в произвольной письменной форме (ст. 178 тк тс)
Представление перечня товаров, например, допускается в отношении товаров, предназначенных для проведения спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах массовой информации и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.(ст. 282 тк тс)
Перед подачей декларации на товары декларант формирует пакет документов, который необходимо разместить в электронном архиве документов декларанта (далее – ЭАДД). Все документы, необходимые для таможенного контроля, представляются в форматах, установленных ФТС России.
При формировании пакета документов для подачи декларации на товары в электронной форме необходимо руководствоваться положениями приказа ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля».
Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении ранее таможенному органу таких документов.
Подача в электронной форме декларации на товары и документов, на основании которых она заполнена, может производиться:
с использованием специализированных программных средств, сертифицированных в установленном порядке;
посредством Портала электронного декларирования ФТС России;
В процессе его проведения в декларации на товары могут быть выявлены ошибки по формату и структуре. В этом случае декларация на товары возвращается лицу, ее подавшему, для исправления указанных ошибок. В случае подачи тд в письменной форме то представляется ее электронная копия. Электронная копия не требуется при подаче пассажирской тд, деклараций на тс, при подаче письменного заявления или перечня товаров.
Подача декларации на товары вне зависимости от письменной или электронной форм декларирования сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. Перечень документов и сведений, на основании которых заполнена декларация на товары, установлен статьей 183 ТК ТС. Если при декларировании товаров в то ранее представлялись документы, используемые при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов, либо указания сведений о представлении ранее то таких документов. Подача декларации на товары вне зависимости от формы сопровождается представлением то подтверждающих документов:
Транспортные документы
Представления отдельных документов не требуется, когда такие документы могут быть получены путем обращения к информационным ресурсам госорганов или посредством межведомственного электронного взаимодействия.
Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а также при соблюдении определенных условий - в течение 45 дней после выпуска товаров.
Дата и время подачи декларации на товары, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом в журнале. При электронной форме декларирования дата и время подачи декларации на товары фиксируются в информационных ресурсах автоматически (протоколирование всех действий и операций).
Отказ в регистрации.
При наличии оснований для отказа в регистрации декларации на товары должностное лицо оформляет лист отказа в регистрации в двух экземплярах по форме с обязательным указанием причин отказа в регистрации декларации.
Таможенный орган отказывает в регистрации декларации на товары, если:
1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;
3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения;
4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
Ошибочное указание в декларации на товары реквизитов договоров, транспортных (перевозочных) документов, номера паспорта сделки, наименования либо кода страны отправления, назначения и иных сведений позволяет при соблюдении определенных условий внести изменения в декларацию на товары.
До выпуска сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:
если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;
Если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, отличных по своему составу, техническому описанию, качеству, предназначению от товаров, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, установлен Решением Коллегии Таможенного союза от 10 декабря 2013 года № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых Решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Европейской экономической комиссии».
Выпуск товаров
Для ознакомления с порядком уплаты таможенных платежей (включая таможенные сборы, пошлины и налоги), представления льгот по уплате таможенных платежей, о способах уплаты таможенных платежей, об обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов при импорте необходимо перейти в раздел «Уплата таможенных платежей при импорте товаров».
При несоблюдении условий выпуска товаров таможенный орган не позднее дня истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров. Отказ в выпуске оформляется только должностным лицом таможенного органа.
Таможенный орган оформляет отказ в выпуске в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 262 «Об Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров».
В части обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности осуществляется проверка ввоза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, на соблюдение прав интеллектуальной собственности.
По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, или иные документы в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС.
«Декларант» (ст. 186-189 ТК ТС)
Декларантами могут быть:
1) лицо государства - члена ЕАЭС:
заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки;
2) иностранное лицо:
физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС;
организация, имеющая представительство, созданное на территории государства – члена Таможенного союза в установленном порядке, при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства – члена ЕАЭС;
3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита – лица, указанные в подпунктах 1) и 2), а также:
перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
Таможенные платежи
Базовыевопросы применения таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союзаопределеныТаможенным кодексом Таможенного союза, которым приводится классификация таможенных платежей, устанавливается порядок их исчисления, определяются плательщики таможенных платежей, моменты возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, устанавливаются сроки их уплаты, регламентируются общие вопросы обеспечения уплаты таможенных платежей, особенности применения таможенных платежей в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Вопросы изменения сроков уплаты ввозных таможенных пошлин регулируются нормами Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 г.
Особенности применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов установлены Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 г.
Вместе с тем ряд вопросов, таких как определение формы уплаты таможенных пошлин, налогов, порядок применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, применение установленных Таможенных кодексом Таможенного союза способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, порядок возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, порядок взыскания таможенных пошлин, налогов регулируются законодательством государств-членов Евразийского экономического союза.
К таможенным платежам в соответствии со статьей 70 Таможенного кодекса Таможенного союза относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
5) таможенные сборы.
Названные платежи имеют различную природу и, как следствие, существенные особенности правового регулирования.
Ввозные таможенные пошлины
Ввозная таможенная пошлина, представляя собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (п. 2 ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), является инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В условиях функционирования Евразийского экономического союза устанавливается и применяется Единый таможенный тариф и иные единые меры регулирования внешней торговли с третьими странами (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее – Договор о Союзе).
Правовые аспекты установления и исчисления ввозных таможенных пошлин, а также определения и применения тарифных льгот регулируются Договором о Союзе, которым установлены порядок формирования Единого таможенного тарифа, виды ставок ввозных таможенных пошлин, применение тарифных льгот (в виде освобождения или снижения ставки), случаи освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, порядок применения ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товаров.
Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Комиссией. В настоящее время применяются ставки ввозных таможенных пошлин, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.
В Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:
1) адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров;
3) комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую составляющие.
Применение ставок ввозных таможенных пошлин зависит от страны происхождения товаров.
В Евразийском экономическом союзе применяется единая система тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и (или) наименее развитых стран.
Перечень развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза и (или) перечень наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, а также перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции, определяются Комиссией (Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»).
В отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
В отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
Сумма ввозной таможенной пошлины, подлежащей уплате, определяется путем применения базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующего вида ставки таможенной пошлины (ст. 76 ТК ТС). Таким образом, для правильного определения размера подлежащей уплате таможенной пошлины чрезвычайно важными являются верная классификация товаров, правильное определение страны происхождения товаров и достоверное определение базы для исчисления таможенной пошлины – таможенной стоимости и (или) иной характеристики товара.
В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Евразийского экономического союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров.
Предоставление тарифных льгот осуществляется согласно приложению № 6 к Договору о Союзе. Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран товаров, перечисленных в разделе II указанного приложения. Тарифные льготы могут предоставляться в иных случаях, установленных Договором о Союзе, международными договорами Евразийского экономического союза с третьей стороной, решениями Комиссии. Такие тарифные льготы установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза определен Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728.
Порядок уплаты ввозных таможенных пошлин регулируется главой 11 Таможенного кодекса Таможенного союза с учетом норм, установленных Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).
Вывозные таможенные пошлины
Установление ставок вывозных таможенных пошлин отнесено к уровню национального законодательства государств – членов Евразийского экономического союза. Порядок исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза, а в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза – национальным законодательством государств – членов Евразийского экономического союза.
В отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых с территории Республики Беларусь установлен особый порядок уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти от 09 декабря 2010 г. (с изменениями и дополнениями).
Соответствующими актами государств – членов Евразийского экономического союза ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в разрезе классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В отношении товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, применяются адвалорные, специфические и комбинированные ставки вывозных таможенных пошлин. Соответственно, правильное определение размера подлежащей уплате вывозной таможенной пошлины непосредственным образом связано с верной классификацией товаров, и достоверным определением базы для исчисления таможенной пошлины – таможенной стоимости и (или) иной характеристики товара.
Таможенные сборы
Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных Таможенных кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Евразийского экономического союза.
Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств – членов Евразийского экономического союза.
При этом размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.
Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Евразийского экономического союза.
Ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза
«Представление таможенному органу предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом»
Fill-Bill
программный комплекс для взаимодействия с ФТС РФ по процедурам предварительного информирования и оформления транзита