Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения
Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе (при 15–20 ОС) должен находиться на 3–4 см выше метки «MIN», нанесенной на расширительном бачке.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Уровень жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.
При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости. Для жидкости Тосол А-40 плотность должна быть 1,078–1,085 г/см3.
Если уровень жидкости в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы, то долейте дистиллированную воду. Если плотность нормальная – долейте жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения.
Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, а автомобиль будет эксплуатироваться в холодное время года, то необходимо заменить охлаждающую жидкость.
Заправка системы охлаждения охлаждающей жидкостью
Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Операции по заправке выполняйте в следующем порядке:
– снимите пробку с расширительного бачка, откройте кран отопителя;
– отсоедините шланг отопителя (верхний) от штуцера на кузове автомобиля;
– залейте охлаждающую жидкость (8,0 л) через горловину расширительного бачка до появления течи из шланга и штуцера отопителя;
– соедините шланг отопителя со штуцером и закройте расширительный бачок пробкой;
– для удаления воздушных пробок запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу до температуры охлаждающей жидкости равной температуре открытия основного клапана термостата (80±2) ОС. При этом входной и выходной патрубки радиатора должны быть горячими.
После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте жидкость.
Регулировка натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов
Натяжение ремня проверяется его прогибом между шкивами генератора и насоса охлаждающей жидкости. Натяжение ремня должно соответствовать значению прибора для определения частоты колебаний (120±2) Гц.
Рис. 2-60. Установка ремня привода вспомогательных агрегатов:
1 – шкив коленчатого вала; 2 – шкив водяного насоса; 3 – натяжной ролик; 4 – кронштейн натяжного ролика; 5 – болт; 6 – шкив генератора; 7 – ремень; 8 – гайка; 9 – поддерживающий ролик;
10 – шкив насоса гидроусилителя.
Регулировка натяжения ремня осуществляется поворотом болта 5 при ослабленных гайках 8. Поверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке и проверьте натяжение ремня.
Не следует допускать чрезмерного натяжения ремня, чтобы не вызвать повышения нагрузок на подшипники генератора.
Насос охлаждающей жидкости
Разборка. Для разборки насоса:
– отсоедините корпус 9 (рис. 2-61) насоса от крышки 8;
– закрепите крышку в тисках, используя алюминиевые прокладки, и снимите крыльчатку 2 (рис. 2-62) с валика съемником А.40026;
– снимите ступицу 2 (рис. 2-63) шкива вентилятора с валика при помощи съемника А.40005/1/5;
– выверните стопорный винт 6 (см. рис. 2-61) и извлеките подшипник 7 с валиком 5 насоса. Усилие выпрессовки надо прикладывать к наружной обойме подшипника;
– удалите сальник 3 из крышки 8 насоса.
Рис. 2-61. Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости:
1 – крыльчатка; 2 – упорное кольцо; 3 – сальник; 4 – ступица шкива; 5 – валик; 6 – стопорный винт подшипника; 7 – подшипник; 8 – крышка; 9 – корпус.
Рис. 2-62. Снятие крыльчатки:
1 – съемник; 2 – крыльчатка.
Рис. 2-63. Снятие ступицы шкива:
1 – крышка корпуса насоса; 2 – ступица шкива; 3 – съемник А.40005/1/5.
Контроль. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию надо выполнять обязательно, если отмечался значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре подшипник замените в сборе с валиком новыми.
Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять новыми.
Осмотрите корпус и крышку насоса, деформации или трещины не допускаются.
Сборка. Сборку производите в следующем порядке:
– установите оправкой сальник, не допуская перекоса, в крышку корпуса;
– запрессуйте подшипник с валиком в крышку так, чтобы гнездо стопорного винта совпало с отверстием в крышке корпуса насоса. Усилие запрессовки должно действовать на наружное кольцо подшипника;
– заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры гнезда, чтобы винт не ослабевал;
– напрессуйте с помощью приспособления А.60430 (рис. 2-64) на валик ступицу шкива, выдержав размер (84,4±0,3) мм. Если ступица изготовлена из металлокерамики, напрессовывайте только новую ступицу;
– напрессуйте крыльчатку на валик с помощью приспособления А.60430, обеспечив размеры, показанные на рисунке 2-61. При этом между лопатками крыльчатки и корпусом насоса будет обеспечен необходимый зазор;
– соберите корпус насоса с крышкой, установив между ними прокладку.
Рис. 2-64. Напрессовка крыльчатки на валик насоса приспособлением А.60430:
1 – опора; 2 – валик насоса; 3 – крышка корпуса насоса; 4 – стакан; 5 – установочный винт.
Термостат
У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход клапана.
Для этого термостат установите на стенде, опустив в бак с водой или охлаждающей жидкостью. Снизу в основной клапан 2 (рис. 2-65) уприте кронштейн ножки индикатора.
Рис. 2-65. Термостат:
1 – поршень; 2 – основной клапан; 3 – твердый термочувствительный наполнитель; 4 – пружина основного клапана; 5 – выходной патрубок к дроссельному патрубку; 6 – пружина перепускного клапана; 7 – перепускной клапан; 8 – входной патрубок от двигателя; 9 – выходной патрубок к насосу; 10 – резиновая вставка; 11 – держатель поршня; 12 – входной патрубок от радиатора; D – вход жидкости от двигателя; Р – вход жидкости от радиатора; Н – выход жидкости к насосу.
Начальная температура жидкости в баке должна быть 73–75 ОС. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1 ОС в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме была одинаковой.
За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.
Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не находится в пределах (80±2) ОС или ход основного клапана менее 6,0 мм.
Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находится примерно на расстоянии 3–4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80–85 ОС.
Радиатор
Снятие с автомобиля. Чтобы снять радиатор с автомобиля:
– слейте жидкость из радиатора и блока цилиндров через сливные пробки в левом бачке радиатора и блоке цилиндров; при этом откройте кран отопителя и откройте пробку расширительного бачка;
- снимите конденсатор кондиционера согласно требованиям подраздела "Вентиляция, кондиционирование и отопление салона";
– отсоедините от радиатора шланги;
– отверните четыре болта и снимите кожухи 10 (см. рис. 2-59);
– отверните два болта крепления кронштейна 9 радиатора к кузову и извлеките его в сборе с вентиляторами из моторного отсека;
– снимите кожух двух электровентиляторов, отвернув четыре болта и одну гайку.
Проверка герметичности радиатора. Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой.
Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2) и опустите в ванну с водой не менее, чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться выделения пузырьков воздуха.
При повреждениях или негерметичности радиатора замените его новым.
Система смазки
Устройство привода масляного насоса см. на рис. 2-66.
Рис. 2-66. Привод масляного насоса:
1 – цепь; 2 – передний подшипник; 3 – валик привода масляного насоса; 4 – задний подшипник;
5 – шестерня насоса; 6 – втулка; 7 – прокладка насоса; 8 – масляный насос; 9 – болт крепления насоса; 10 – упорный фланец; 11 – болт; 12 – звездочка привода масляного насоса.
Замена масла
Заменять масло необходимо на прогретом двигателе. Чтобы полностью слить масло, необходимо выждать не менее 10 мин после открытия сливного отверстия.
Заменяя масло, следует заменить и масляный фильтр (см. рис. 2-10). При установке фильтр заворачивайте вручную.
Замену масла выполняйте в следующем порядке:
– после остановки двигателя слейте отработавшее масло и, не снимая масляного фильтра, залейте промывочное масло до метки «MIN» на указателе уровня масла (2,9 л). В качестве промывочных масел можно использовать масла типа ЛАДА ПРОММА, ТНК ПРОМО ЭКСПРЕСС или ЮТЕК ФАСТ;
– запустите двигатель и дайте ему поработать на этом масле 10 мин на малой частоте вращения коленчатого вала;
– полностью слейте промывочное масло и снимите старый масляный фильтр;
– установите новый фильтр и залейте масло, соответствующее сезону эксплуатации автомобиля.
Масляный насос
Основные размеры деталей насоса и его привода приведены на рис. 2-67.
Рис. 2-67. Основные размеры деталей масляного насоса и его привода.
Снятие и установка. Если необходим ремонт только масляного насоса, снимите двигатель с автомобиля (см. подраздел «Снятие и установка двигателя»), установите на поворотный стенд, слейте масло из картера, переверните двигатель и снимите картер. Затем отверните болты крепления масляного насоса и снимите его вместе с приемным патрубком.
Операции по установке масляного насоса на двигатель выполняйте в последовательности, обратной снятию.
Разборка и сборка. Закрепите масляный насос в тисках осторожно, чтобы не повредить корпус, а затем:
– выверните болты крепления и снимите приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла;
– снимите крышку 3 (рис. 2-68) корпуса насоса и извлеките из корпуса валик насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню.
Рис. 2-68. Разборка масляного насоса:
1 – редукционный клапан; 2 – пружина клапана; 3 – крышка; 4 – корпус; 5 – валик.
Для сборки осторожно закрепите корпус насоса в тисках и выполните следующие операции:
– установите в корпус насоса ведущую шестерню с валиком, ведомую шестерню наденьте на ось в корпусе;
– установите крышку насоса, редукционный клапан с пружиной и прикрепите приемный патрубок к корпусу насоса.
Примечание. После сборки насоса при проворачивании ведущего валика рукой шестерни должны вращаться плавно и без заедания.
Проверка деталей насоса. После разборки все детали насоса промойте керосином или бензином, продуйте струей сжатого воздуха, а затем осмотрите корпус и крышку насоса; при наличии трещин детали замените новыми.
Рис. 2-69. Проверка радиального зазора в масляном насосе.
Проверьте набором щупов зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса (рис. 2-69), которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11–0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм). Если зазоры превышают предельно допустимые значения, то замените шестерни, а при необходимости и корпус насоса.
Щупом и линейкой (рис. 2-70) проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса, который должен быть равен 0,066–0,161 мм (предельно допустимый 0,20 мм). Если зазор больше 0,20 мм, замените шестерни или корпус насоса в зависимости от того, что подверглось износу.
Рис. 2-70. Проверка осевого зазора в масляном насосе.
Измерив детали, определите зазор между ведомой шестерней и ее осью, который должен быть 0,017–0,057 мм (предельно допустимый 0,10 мм), а также между валиком насоса и отверстием в корпусе. Этот зазор должен быть 0,016–0,055 мм (предельно допустимый 0,10 мм). Если зазоры превышают предельно допустимые, замените изношенные детали.
Проверка редукционного клапана. При ремонте масляного насоса проверьте редукционный клапан. Обратите внимание на поверхности клапана и отверстия в приемном патрубке, так как возможные загрязнения или отложения на сопрягаемых поверхностях могут привести к заеданию клапана.
На сопрягаемых поверхностях клапана и крышки насоса не должно быть забоин и заусенцев, которые могут привести к уменьшению давления масла в системе.
Проверьте упругость пружины редукционного клапана, сравните полученные данные с приведенными на рис. 2-71.
Рис. 2-71. Основные данные для проверки пружины редукционного клапана.