З.Расчет шпоночных соединений
Основным критерием работоспособности шпоночных соединений является прочность. Шпонки выбирают по таблицам ГОСТов в зависимости от диаметра вала, а затем соединения проверяют на прочность. Размеры шпонок и пазов подобраны так, что прочность их на срез и изгиб обеспечивается, если выполняется условие прочности на смятие, поэтому основной расчет шпоночных соединений расчет на смятие. Проверку шпонок на срез в большинстве случаев не проводят.
Соединения призматическими шпонками (рис. 4.5 и 4.1) проверяют по условию прочности на смятие:
Сила, передаваемая шпонкой, F1 =2*103 T/d. На смятие рассчитывают выступающую из вала часть шпонки.
При высотк фаски шпонки
площадь смятия
следовательно,
Где Т- передаваемый момент, H-м; d – диаметр вала, мм; h, r1 – высота шпонки и глубина паза нп валу, мм (таблица величин);
- допускаемые напряжения смятия, lp – рабочая длина шпонки; для шпонок с плоскими торцами lp =l, со скругленными lp =l
-
При проектировочных расчетахпосле выбора размеров поперечного сечения шпонки Ь и h по таблице определяют расчетную рабочую длину 1 шпонки по формуле (4.1).
Длину шпонки со скругленными торцами lp = 1+Ь или плоскими торцами lp = = 1 назначают из стандартного ряда.
Длину ступицы 1см принимают на 8... 10 мм больше длины шпонки. Если длина ступицы больше величины 1,5 d ,, то шпоночное соединение целесообразно заменить на шлицевое или соединение с натягом.
Соединения сегментными шпонками (см. рис. 4.1) проверяют на смятие:
Где lp =l – рабочая длина шпонки; (h –t) – рабочая глубина в ступнице.
Сегментная шпонка узкая, поэтому в отличие от призматической ее проверяют на срез.
Условие прочности на срез
Где b – ширина шпонки;
- допускаемое напряжение на срез шпонки.
Стандартные шпонки изготовляют из специального сортамента среднеуглеродистой чистотянутой стали с
600 Н/мм2 чаще всего из сталей 45, Стб.
Допускаемые напряжения смятия для шпоночных соединений:
при стальной ступице [
]см = 130...200 Н/мм2
при чугунной [
]см 80... 110 Н/мм2. Большие значения принимают при постоянной нагрузке, меньшие при переменной и работе с ударами.
При реверсивной нагрузке [
]см снижают в 1,5 раза.
Допускаемое напряжение на срез шпонок
70... 100 Н/мм2.
Большее значение принимают при постоянной нагрузке.
Глава 2. ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Общие сведения
Шлицевое соединение образуют выступы зубья на валу и соответствующие впадины шлицы в ступице (рис. 5.1, а—в). Рабочими поверхностями являются боковые стороны зубьев. Зубья вала фрезеруют по методу обкатки или накатывают в холодном состоянии профиль- ными роликами по методу продольной накатки. Шлипы отверстия ступицы изготовляют протягиванием.
Шлицевые соединения стандартизованы и широко распространены в машиностроении.
Достоинства шлицевых соединений по сравнению со шпоночными. 1. Лучшее центрирование соединяемых деталей и более точное направление при их относительном осевом перемещении. 2. Меньшее число деталей соединения: шлицевое соединение образуют две детали, шпоночное три, четыре. З. При одинаковых габаритах возможна передача больших вращающих моментов за счет большей поверхности контакта. 4. Большая надежность при динамических и реверсивных нагрузках. 5. Большая усталостная прочность вследствие меньшей концентрации напряжений изгиба, особенно для эвольвентных шлицев. б. Меньшая длина ступицы и меньшие радиальные размеры.
Недостатки более сложная технология изготовления, а следовательно, и более высокая стоимость.