Кафедра «Логистика и коммерческая работа»
Кафедра «Логистика и коммерческая работа»
Отчёт
о выполнении индивидуального задания
по практическому занятию на тему:
«Приём скоропортящихся грузов к перевозке
по железным дорогам»
Выполнил обучающийся И. И. Иванов
(дата, подпись)
Группа КБ-000
Руководитель доцент В. В. Ефимов
(дата, подпись)
Нормоконтролёр доцент В. В. Ефимов
(дата, подпись)
Санкт-Петербург
Содержание
Индивидуальное задание на практическое занятие …………...………........... | ||
Список определений, сокращений и обозначений …………...…..………….... | ||
Введение …………...…..………………………………………………………... | ||
Требования к качеству и условия подготовки грузов к доставке ……. | ||
Виды и проявления возможной порчи грузов, при которых они не допускаются к перевозке ……………………………………………….….. | ||
Режимные параметры обслуживания перевозок и способы размещения заданных грузов в разных типах вагонов ……………………………… | ||
Сроки доставки и возможность перевозки заданных грузов в изотермических и крытых вагонах …………………………………………….. | ||
Специфические сопроводительные документы, оформляемые на перевозку заданных грузов ……………………………………………........... | ||
Библиографический список ………………………………………………….…. |
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
___________________________________________________________________________________________________________________________
Кафедра «Логистика и коммерческая работа»
Индивидуальное задание по практическому занятию для обучающегося
Иванова И. И., уч. гр. КБ-00
Тема занятия «Приём скоропортящихся грузов к перевозке
по железным дорогам»
Исходные данные
1. Номер варианта задания, присвоенный обучающемуся преподавателем:00.
2. Период перевозки: летний, переходный, зимний.
3. Перевозимые грузы:
Наименование груза | Температура груза при погрузке, °С |
Замороженный: головы свиные | –14 |
Охлаждённый: консервы рыбные | |
Плодоовощи свежие: гранаты | 12 |
3. Среднесуточная температура наружного воздуха: 12 °С.
4. Расстояние перевозки грузов: 3000 км.
Необходимо
1. Изучить основные направления подготовки скоропортящихся грузов к доставке.
2. Определить условия подготовки к доставке трёх грузов согласно варианту индивидуального задания.
3. Привести виды и проявления возможной порчи заданных грузов, при которых они не допускаются к перевозке по железным дорогам.
4. Определить режимные параметры обслуживания перевозок и способы размещения заданных грузов в разных типах вагонов.
5. Определить сроки доставки и возможность перевозки заданных грузов в изотермических и крытых вагонах.
6. Перечислить специфические сопроводительные документы, оформляемые на перевозку заданных грузов, и указать сведения, содержащиеся в этих документах.
7. Составить отчёт о выполнении индивидуального задания по практическому занятию.
Задание выдал _________________________________________________
(подпись преподавателя, дата)
Введение
Конкуренция между российскими железными дорогами и другими видами транспорта требует обеспечения процесса доставки скоропортящихся грузов потребителям в кратчайшие сроки без потерь и понижения качества. При этом важно строго соблюдать условия подготовки, приёма, погрузки, транспортировки, выгрузки и выдачи таких грузов. Эти условия регламентированы правилами перевозок скоропортящихся грузов по железным дорогам России во внутреннем сообщении (далее – Правила).
Целью практического занятия является знакомство с условиями подготовки и перевозки скоропортящихся грузов во внутреннем железнодорожном сообщении, приобретение навыков приёма таких грузов к перевозкам на нормативной основе и временных условиях.
При выполнении индивидуального задания решаются задачи согласно заданному варианту:
– определение условий подготовки к доставке трёх скоропортящихся грузов, имеющих разную холодильную подготовку: замороженный груз – головы свиные, охлаждённый груз – консервы рыбные и неохлаждённые плодоовощи – гранаты;
– определение возможности и условий использования изотермических и крытых вагонов под перевозку этих грузов на расстояние 3000 км применительно к переходному периоду года и температуре наружного воздуха 12 °С.
Настоящий отчёт о выполнении индивидуального задания оформлен в соответствии с требования нормативных документов [1]. При составлении отчёта использованы учебные и методические материалы [2], [3].
1 Требования к качеству и условия подготовки грузов
к доставке
Головы свиные
Головы свиные относятся к мясным субпродуктам. Погрузка в вагоны свиных голов разрешается после осмотра их ветеринарным врачом органа Госветнадзора [3, п. 7.5]. О назначенном времени погрузки свиных голов грузоотправитель уведомляет местный орган Госветнадзора не менее чем за 24 ч до подачи вагонов под погрузку.
Свиные головы грузоотправитель предъявляет к перевозке только до той станции и в адрес того грузополучателя, которые указаны в ветеринарном свидетельстве. Изменение указанной в ветеринарном свидетельстве станции назначения и грузополучателя при погрузке или переадресовке допускается только с согласия органа Госветнадзора. Переадресовку таких грузов производят по согласованию с органом Госветнадзора [3, п. 7.5].
Для пищевых целей головы свиные предъявляют к перевозке независимо от периода года только в рефрижераторных вагонах и рефрижераторных контейнерах в замороженном состоянии с температурой в толще ткани не выше минус 12 °С, свежими, чистыми и без признаков порчи [п. 2.3 (всё, что касается мясопродуктов]. Использовать крытые вагоны под перевозку любых замороженных грузов запрещено Правилами. Перевозить головы свиные в УВ-термосах и ИВ-термосах запрещено Временными условиями, так как в [3, табл. Е4.2 и табл. Е4.3] данный вид груза отсутствует.
Поверхность свиных голов при предъявлении к погрузке должна быть без плесени, ослизнения, загрязнения кровью или посторонними веществами. Цвет свиных голов проверяют с поверхности и на разрезе. Потемнение цвета свидетельствует об оттаивании и вторичном замораживании продукта. К перевозке не принимаются необработанные свиные головы, оттаявшие, вторично замороженные, загрязнённые кровью, посторонними веществами и с признаками порчи [3, п. .2.3].
Свиные головы укладывают в плотные, чистые и сухие деревянные или картонные ящики, картонные контейнеры или мешки из бумаги. По разрешению Госветсаннадзора допускается перевозка брикетированных замороженных свиных голов на корм животным без тары с обязательной застилкой пола и стен вагона бумагой на высоту погрузки. При этом грузоотправитель обязан указать в перевозочных документах о том, что свиные головы предназначены для пищевых целей или для корма животным [3, п. 2.3].
В качестве средств пакетирования груза возможно применение стандартных плоских поддонов.
Консервы рыбные
Консервы рыбные [3, п. 6.1] – это подготовленные рыбные продукты, укупоренные в герметическую потребительскую тару, подвергнутые тепловой обработке (стерилизации), обладающие большой стойкостью при хранении и готовые к употреблению. Стерилизацию консервов проводят при температуре выше 105…120 °С.
В качестве потребительской тары рыбных консервов используют металлические, стеклянные и полимерные банки, которые выдерживают высокие температуры и пригодны для хранения пищевых продуктов. Находит применение также мягкая и полужёсткая тара из ламината, алюминия, пластмасс. Банки должны быть без подтёков, бомбажа (вздутых крышек), помятостей, ржавчины, деформации корпуса и крышек.
Металлические и стеклянные банки могут быть литографированными (с художественно выполненной этикеткой-надписью) и нелитографированными (с наклеенной на корпус этикеткой). На крышках нелитографированных консервных банок рыбных консервов наносят штамп из трёх рядов знаков: первый ряд – дата изготовления продукции, второй ряд – ассортиментный номер и номер завода, третий ряд – номер смены и индекс рыбной промышленности (буква «Р»).
Хранят консервы в охлаждаемых и неохлаждаемых складах при температуре от 0 до +20 °С и относительной влажности не более 75 % в зависимости от вида в соответствии с нормативно-технической документацией.
Консервированную рыбную продукцию в металлических и стеклянных банках и бутылках (герметически укупоренных) помещают в закрытые деревянные или картонные ящики. Стеклянные банки и бутылки ставят в ящики, имеющие поперечные и продольные перегородки, образующие клетки. Горизонтальные ряды металлических банок в ящиках должны быть переложены картонными или плотными бумажными прокладками. Допускается перевозка консервированной продукции в жестяных банках в виде блоков, обтянутых термоусадочной плёнкой. Блоки перевозят только транспортными пакетами с обвязкой пакета термоусадочной плёнкой. В работе принят последний вариант доставки консервированной продукции в жестяных банках блоками. В качестве средства пакетирования блоков использованы стандартные плоские четырёхзаходные поддоны размерами 1200х1000х100 мм однократного применения.
Консервы рыбные допускается перевозить в переходный период года в изотермических (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы) и в крытых вагонах. При этом температура консервов, указанная в таблице 1, нормируется только при погрузке в вагоны-термосы и [3, табл. Е4.2 и табл. Е4.3].
Гранаты свежие
Гранат свежий [3, п. 4.1 и п. 4.3] относится к классу субтропических плодов, По пищевым и вкусовым достоинствам, урожайности, лёжкости, форме, окраске, размерам и другим признакам гранаты подразделяют на помологические сорта. В зависимости от продолжительности вегетативного периода и сроков созревания сорта гранатов подразделяют на сорта ранние (осенние) и поздние (зимние). В зависимости от назначения они делятся на столовые, технические (сушильные, винные, консервные и др.) и универсальные.
Качество свежих гранатов, подлежащих заготовке, транспортировке и реализации определяется в соответствии с государственными стандартами и техническими условиями, в которых предусмотрено деление продукции по срокам созревания и на товарные сорта. В этих документах строго регламентированы основные показатели качества продукции по каждому товарному сорту. Гранаты, поступающие по импорту из стран дальнего зарубежья, если иное не предусмотрено контрактом, по качеству должны соответствовать международному стандарту ЕЭК/ООН FFV-14, согласно которому плоды подразделяются на три сорта: высший, первый и второй. В высшем сорте допускается наличие 5 %, а в первом и втором сортах – до 10 % (по числу и по массе) плодов последующего сорта.
Гранаты предъявляют к перевозке по железной дороге свежими, чистыми, без механических повреждений и повреждений вредителями и болезнями, без излишней внешней влажности, а также однородными по степени зрелости в каждой вагонной партии.
Содержание в плодах токсичных элементов, пестицидов и нитратов не должно превышать допустимые уровни, установленные медико-биологи-ческими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов. Гранаты должны быть уложены в дощатые закрытые ящики плотно вровень с краями тары так, чтобы они не бились и не тёрлись. В каждый ящик укладывают плоды одной помологической группы и одной размерной категории. Пакетирование гранатов не предусматривается.
Гранаты допускается в переходный период года перевозить в рефрижераторных и крытых вагонах. Их температура при погрузке в эти вагоны не нормируется. Возможность использования крытых вагонов под перевозку гранатов в переходный период (только сентябрь – октябрь) подтверждается наличием предельного срока перевозки [3, табл. Л.3].
Основные условия подготовки заданных грузов к перевозке приведены в таблице 1.
Головы свиные
Виды и проявления возможной порчи свиных голов во многом такие же, как у мяса домашних животных [3, прил. Б]. Однако в замороженных продуктах процессы порчи, как правило, не развиваются и могут иметь место лишь до замораживания продукта. Ниже приводятся виды и проявления порчи свиных голов при условии, что они были заморожены с этими пороками.
Плесень – результат деятельности плесневых грибков (мукоровый гриб, гроздевидная, леечная и кистевидная плесени). Плесневение проявляется разнообразно окрашенными колониями и затхлым запахом.
Таблица 1 – Условия подготовки заданных скоропортящихся грузов к перевозке
Наименование показателя | Перевозимый груз | ||
замороженный | охлаждённый | плодоовощи | |
1. Наименование груза | Головы свиные | Консервы рыбные | Гранаты |
2. Первичная упаковка | Плёнка полимерная | Банка жестяная | Нет |
3. Транспортная тара | Ящик картонный | Термоусадочная плёнка (для блока из банок) | Ящик деревянный |
4. Средства пакетирования | Поддон плоский | Поддон плоский, термоусадочная плёнка | Поддон плоский |
5. Температура груза при погрузке, °С: фактическая (по заданию) нормированная Правилами при использовании: рефрижераторных вагонов крытых вагонов нормированная Временными условиями при использовании: УВ-термосов ИВ-термосов | –14 –12 и ниже – – – | Не нормируется То же Не ниже 0 При температуре хранения | Не нормируется То же – – |
6. Вывод: условия холодильной подготовки грузов соответствуют («Да») или не соответствуют («Нет») требованиям Правил или Временных условий (отсутствие вариантов обозначать «–») при использовании: рефрижераторных вагонов УВ-термосов ИВ-термосов крытых вагонов | Да – – – | Да Да Да Да | Да – – Да (сентябрь – октябрь) |
Пигментные пятна связаны с деятельностью пигментных бактерий. В зависимости от вида микроба на свиных головах могут быть красные, синие, зелёные пятна. Если после проверки в продукте отсутствуют токсические вещества и посторонний запах, пятна удаляют, а свиные головы реализуют.
Свечение продукта вызвано фотобактериями, которые развиваются на поверхности туши. Чаще всего это явление наблюдается при хранении мяса и рыбы в одном помещении. Свечение не приводит к гниению.
Кислое брожение – предвестник гниения продукта. Оно происходит вследствие деятельности молочно-кислых бактерий и дрожжей (до замораживания продукта). При этом в головах свиных образуются кислоты, которые хотя и подавляют развитие гнилостной микрофлоры, но способствуют развитию плесени, а она, в свою очередь, способствует гниению. Продукт приобретает серый цвет в разрезах и кислый неприятный запах. Кислое брожение неопасно для человека, но продукт направляют на промышленную переработку.
Загар – своеобразный порок, проявляющий себя внутри голов в виде кислого запаха, изменения цвета и вкуса (до замораживания продукта). Загар образуется при медленном охлаждении продукта и при наличии на его поверхности слоя, препятствующего газообмену с внешней средой (жирные головы). Имеются две точки зрения на происхождение загара. Первая объясняет загар внутренним автолитическим распадом продукта. Вторая – деятельностью анаэробных бактерий. В начальной стадии загара свиные головы проветривают для обеспечения доступа кислорода воздуха внутрь, после чего качество продукта восстанавливается. Такие головы направляют на промышленную переработку.
Появление землистого запаха связано с деятельностью лучистых грибков. Этот порок возникает при хранении продукта на холодильниках.
Гниение – результат деятельности гнилостных бактерий. Гниение начинается на поверхности продукта под воздействием аэробных бактерий и далее распространяется внутри за счёт анаэробных бактерий. При гниении (до замораживания продукта) свиные головы размягчаются, приобретают серый, серо-зеленоватый оттенок и неприятный запах. В результате продукт разлагается на составные части: аммиак, азот, сероводород, углекислоту, воду. Жизнедеятельность гнилостных микробов происходит за счёт энергии, выделяемой при распаде белков. Даже в начальной стадии гниения продукт может служить причиной отравления человека.
Консервы рыбные
У рыбных консервов, упакованных в металлические банки, встречаются следующие дефекты [3, прил. Б]:
– банки с «птичками» – имеющие деформации на крышке или донышке. Такие банки проверяют на герметичность;
– «хлопушки» – хлопающие донышки от переполнения банки продуктом или из-за неправильной закатки донышка. Подлежат немедленной реализации;
– банки с грубыми вмятинами и ржавые банки. Такие банки осматривают и принимают решение об их годности в зависимости от их состояния;
– бомбажные банки. Бомбаж банок бывает физический, химический и микробиологический. Физический бомбаж является следствием вздутия банок в результате замораживания содержимого или их переполнения. Микробиологический бомбаж происходит за счёт вздутия банок газами, образующимися в результате действия анаэробных микроорганизмов при нарушении режима стерилизации. Эти консервы опасны и подлежат немедленной утилизации. Химический бомбаж возникает при реакции содержимого банок с металлом внутреннего покрытия (олово, железо).
Гранаты свежие
К основным порокам свежих гранатов относятся [3, прил. Б]:
– плодовая гниль – появление коричневых и бурых налётов ещё при уборке урожая. При хранении, особенно с большой влажностью, гниль интенсивно развивается, происходит потемнение пятен;
– поражение ботрисом. Гриб вызывает общее гниение плода. Консистенция плодов изменяется, мякоть становится размягчённой, гниению сопутствуют коричневые или коричневатые пятна и серые налёты;
– поражение пенициллиумом. Плесень проникает в основном в повреждённые плоды, вызывает мокрую гниль. Белая плесень со временем преобразуется в голубую и зеленоватую;
– поражение трихосепторией игорькой плодовой гнилью, происходит в период созревания плодов. Процесс порчи начинается вокруг устьица и медленно разрастается. В одном случае окраска повреждённого участка плодов становится каштановой, в другом – темнеет, кожица трескается и сморщивается;
– поражение различными видами грибков (альтернария, фузариум, монилия, ризопус, фитофтора, фациделла), которое протекает в своей основе одинаково с различными проявлениями и скоростью.
3 Режимные параметры обслуживания перевозок и способы
размещения заданных грузов в разных типах вагонов
Библиографический список
1. Ефимов В. В. Требования к оформлению выпускных квалификационных работ[Электронный ресурс] : учебно-метод. пособие / В. В. Ефимов. – СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2017. – 82 с.
2. Приём скоропортящихся грузов к перевозке по железным дорогам : метод. указания / Сост. В. В. Ефимов, Н. А. Слободчиков. – СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2017. – 26 с.
3. Ефимов В. В. Условия подготовки и перевозки скоропортящихся грузов: учеб. пособие [Электронный ресурс] / В. В. Ефимов, Н. А. Слободчиков, Н. Г. Кобозева. – Электрон. текстовые дан. – СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2017. – 227 с.
Кафедра «Логистика и коммерческая работа»
Отчёт
о выполнении индивидуального задания
по практическому занятию на тему:
«Приём скоропортящихся грузов к перевозке
по железным дорогам»
Выполнил обучающийся И. И. Иванов
(дата, подпись)
Группа КБ-000
Руководитель доцент В. В. Ефимов
(дата, подпись)
Нормоконтролёр доцент В. В. Ефимов
(дата, подпись)
Санкт-Петербург
Содержание
Индивидуальное задание на практическое занятие …………...………........... | ||
Список определений, сокращений и обозначений …………...…..………….... | ||
Введение …………...…..………………………………………………………... | ||
Требования к качеству и условия подготовки грузов к доставке ……. | ||
Виды и проявления возможной порчи грузов, при которых они не допускаются к перевозке ……………………………………………….….. | ||
Режимные параметры обслуживания перевозок и способы размещения заданных грузов в разных типах вагонов ……………………………… | ||
Сроки доставки и возможность перевозки заданных грузов в изотермических и крытых вагонах …………………………………………….. | ||
Специфические сопроводительные документы, оформляемые на перевозку заданных грузов ……………………………………………........... | ||
Библиографический список ………………………………………………….…. |
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
___________________________________________________________________________________________________________________________
Кафедра «Логистика и коммерческая работа»
Индивидуальное задание по практическому занятию для обучающегося
Иванова И. И., уч. гр. КБ-00
Тема занятия «Приём скоропортящихся грузов к перевозке
по железным дорогам»
Исходные данные
1. Номер варианта задания, присвоенный обучающемуся преподавателем:00.
2. Период перевозки: летний, переходный, зимний.
3. Перевозимые грузы:
Наименование груза | Температура груза при погрузке, °С |
Замороженный: головы свиные | –14 |
Охлаждённый: консервы рыбные | |
Плодоовощи свежие: гранаты | 12 |
3. Среднесуточная температура наружного воздуха: 12 °С.
4. Расстояние перевозки грузов: 3000 км.
Необходимо
1. Изучить основные направления подготовки скоропортящихся грузов к доставке.
2. Определить условия подготовки к доставке трёх грузов согласно варианту индивидуального задания.
3. Привести виды и проявления возможной порчи заданных грузов, при которых они не допускаются к перевозке по железным дорогам.
4. Определить режимные параметры обслуживания перевозок и способы размещения заданных грузов в разных типах вагонов.
5. Определить сроки доставки и возможность перевозки заданных грузов в изотермических и крытых вагонах.
6. Перечислить специфические сопроводительные документы, оформляемые на перевозку заданных грузов, и указать сведения, содержащиеся в этих документах.
7. Составить отчёт о выполнении индивидуального задания по практическому занятию.
Задание выдал _________________________________________________
(подпись преподавателя, дата)