Основные параметры необходимо рассчитать для всех валов карданной передачи.

3.6 Динамический паспорт автомобиля

Динамическим паспортом автомобиля называется динамическая характеристика, построенная совместно с номограммой нагрузок.

Динамическая характеристика выражается графиком зависимости динамического фактора от скорости движения автомобиля.

Значения динамического фактора определяют по формуле

Dа = ( Pт - Pв ) / Gа, (3.6.1)

где Pт – тяговая сила автомобиля, н;

Pв – сила сопротивления воздуха, н;

Gа – полный вес автомобиля, н.

Pт= Ме uтр ∙hтр / r,(3.6.2)

Pв = kВ∙ F V2,(3.6.3)

Ga = ma∙g,(3.6.4)

где uтр – передаточное число трансмиссии;

hтр – к.п.д. трансмиссии ;

r – радиус колеса, м (по заданию);

kВ∙ – коэффициент сопротивления воздуха, Н ∙ с2 / м4;

Fw – лобовая площадь автомобиля, м2;

V – скорость движения автомобиля, м/с;

ma – полная масса автомобиля, кг;

g – ускорение свободного падения (g = 9,81 м/с2).

uтр =uк∙ u рк ∙ uо, (3.6.5)

где u к - передаточное число коробки передач;

u рк - передаточное число раздаточной коробки (если автомобиль имеет раздаточную коробку);

uо – передаточное число главной передачи.

Скорость движения автомобиля определяют по формуле

V = 0,105∙nе∙ r / uтр.(3.6.6)

В таблицу 3.6.1 вносят параметры определенные по формулам (3.6.1), (3.6.2), (3.6.3), (3.6.5) и (3.6.6), а значения nе и Ме берут из таблицы 3.4.1.

Количество блоков, содержащих параметры uтр,V, Pт, Pв, Dа в таблице 3.6.1 соответствует количеству передач в трансмиссии. Количество передач трансмиссии определяется количеством передач в коробке передач. Если в трансмиссию включена раздаточная коробка, то количество передач трансмиссии увеличивается в два раза (последовательное включение передач коробки передач при включенной понижающей передачи раздаточной коробки, а затем последовательное включение передач коробки передач при включенной повышающей передачи раздаточной коробки).

Таблица 3.6.1 – Параметры динамической характеристики

nе об/мин
Ме Нм
Первая передача трансмиссии uтр = u к∙uрк∙uо =
Pт Н
Pв Н
Dа -
V м/с
Вторая передача трансмиссии uтр = u к∙uрк∙uо =
Pт Н
Pв Н
Dа -
V м/с

По данным таблицы 3.6.1 строят график динамической характеристики совместно с номограммой нагрузок (рис.4.6.1).

Основные параметры необходимо рассчитать для всех валов карданной передачи. - student2.ru

Рис.3.6.1 Динамическая характеристика с номограммой нагрузок для четырехступенчатой трансмиссии автомобиля

По мере изменения веса автомобиля от Gа до G динамический фактор его изменяется, и его величину можно определить по формуле

Основные параметры необходимо рассчитать для всех валов карданной передачи. - student2.ru

где Gа – полный вес автомобиля Н;

G – фактический вес автомобиля, Н.

Чтобы не пересчитывать при каждом изменении нагрузки значение D, динамическую характеристику дополняют номограммой нагрузок, которую строят следующим образом. Ось абсцисс динамической характеристики продолжают влево (рис. 3.6.1) и на ней откладывают отрезок произвольной длины. На этот отрезок наносят шкалу нагрузок Н в процентах. Через нулевую точку шкалы нагрузок проводят прямую, параллельную оси Dа, и на ней наносят шкалу динамического фактора Dо для автомобиля без нагрузки. Масштаб для шкалы Dо определяют по следующей формуле

Основные параметры необходимо рассчитать для всех валов карданной передачи. - student2.ru

где аа – масштаб динамического фактора для автомобиля с полной нагрузкой;

Gо – вес автомобиля без нагрузки ( вес автомобиля в снаряженном состоянии), Н.

Равнозначные деления шкал Dо и Dа (0,05; 0,1 и т.д.) соединяют между собой прямыми линиями.

3.7 Ускорения при разгоне автомобиля

Одним из показателей динамических качеств автомобиля при неравномерном движении служит ускорение при разгоне.

Ускорение автомобиля при разгоне определяют по формуле

а = (Dа - y )∙g/dвр, (3.7.1)

где dвр – коэффициент учета вращающихся масс;

y – коэффициент сопротивления дороги ( в расчетах необходимо принять y = y v (y v по заданию)).

dвр = 1,03+0,04 ∙ u к2u∙рк2 ,(3.7.2)

Значения ускорений автомобиля определяют для всех передач трансмиссии и вносят в таблицу 3.7.1.

В таблице 3.7.1 значения скоростей движения автомобиля V и передаточных чисел трансмиссии переносят из таблицы 3.6.1.

Таблица 3.7.1 - Параметры для построения графика ускорений

Первая передача трансмиссии uтр = u к∙uрк∙uо = dвр =
V м/с
а м/с2
Вторая передача трансмиссии uтр = u к∙uрк∙uо = dвр =
V м/с
а м/с2
                             


По данным таблицы 3.7.1 строят график ускорений, который представляет собой зависимость ускорений автомобиля от скорости ее движения (рис 3.7.1).

Скорости v1, v2, и v3 движения автомобиля, обозначенные на графике ускорений автомобиля при его разгоне (рис. 3.7.1) соответствуют моменту переключения передач с низшей на высшую. При выполнении этого условия обеспечивается оптимальный режим разгона автомобиля до максимальной скорости движения vmax.

Наши рекомендации