Тема : Выполнение работ ежесменного технического обслуживания (ЕТО) трактора в соответствии с порядком и правилами, изложенными в инструкционно-технологической карте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Филиал “Гомельский государственный дорожно – строительный колледж им. Ленинского комсомола Белоруссии” УО «РИПО»
Механическое отделение
М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я
к лабораторным работам по дисциплине :
«Техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительных самоходных машин»
по специальности 3-74 06 52
«Техническое обеспечение дорожно-строительных и мелиоративных работ»
Гомель
АвАвторы: | В.И.Петрович, преподаватель УО «Гомельский государственный дорожно-строительный колледж имени Ленинского комсомола Белоруссии» | |||
Обсуждена и одобрена на заседании цикловой комиссии преподавателей ___________________________________
Протокол №_______ от “_____” _______20____г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии:
______________ Д.А.Мартынов
Практическое занятие №3
Тема : Выполнение работ ежесменного технического обслуживания (ЕТО) трактора в соответствии с порядком и правилами, изложенными в инструкционно-технологической карте
Цель работы: практическое приобретение учащимися навыков и умений по проведению ежесменного технического обслуживания (ЕТО) трактора в соответствии с его перечнем и содержанием работ с применением соответствующего оборудования и приспособлений.
Материально-техническое обеспечение:
– трактор МТЗ-82;
– Контрольно-диагностические приборы;
- комплект инструмента слесаря – ремонтника.
Содержание работы
Ежесменное техническое обслуживание проводят в начале рабочей смены на поворотной полосе загона или на пункте технического обслуживания, если он находится вблизи места работы.
Тракторист - машинист, принимающий смену, подводит трактор к месту проведения технического обслуживания. Он должен проверить действие контрольно-измерительных приборов, работу системы освещения и звукового сигнала, послушать на ходу работу двигателя и трансмиссии и проверить исправность механизмов управления трактором.
Тракторист-машинист, сдающий смену, передает инструмент и информирует сменщика о замеченных в течение смены нарушениях в работе. После этого тракторист, принимающий смену, и заправщик должны проделать все регламентные работы и выполнить следующие операции.
Периодичночть 8-10 мото-часов
Обшая трудоемкость ЕО - 30.0 чел.- мин.
Выполнение регламентных работ ЕО проводится а соответствии с перечнем, приведенным в таблице 1.1
Таблица 1.1 - Перечень работ, содержание и применяемое оборудование при ЕТО трактора
Наименование и содержание работы | Труд-ть, чел-ч | Оборудование и инструменты | Технические требования и указания |
1.Уборочно-моечные работы | |||
1.1 Очистить и вымыть трактор снаружи, очистить и протереть кабину машиниста | 9,0 | Установка для шланговой мойки, шетка моечная, моюшее средство, масленка, шприц, шетка, материал обтирочный | Очистка и мойка производятся в следующей последовательности: -установить трактор на ровную площадку с твердым покрытием; очистить и протереть внутри кабину машиниста; - протереть стекла кабины чистым обтирочным матер. - протереть зеркала заднего вида, фары и фонари. |
Продолжение таблицы 1.1 | |||
2.Контрольные работы | |||
2.1 Осмотреть трактор и проверить: - состояние стекол окон и дверей кабины; - состояние панелей, дверей, люков, капота двигателя и т. п.); - состояние ступеней подножек; - состояние наружной окраски; - состояние зеркал заднего вида; - исправность замков дверей кабины. | 3,5 | Ключи гаечные 12.14,17 мм, отвертка, упор противооткатный (2 шт), материал обтирочный | Перед началом работы установить противооткатные упоры с обеих сторон заднего или переднего колеса трактора. Стекла окон и дверей кабины не должны иметь трещин, царапин, потертостей и затемнений. Зеркала заднего вида не должны иметь повреждений и должны быть надежно закреплены. Подножки и ступени трактора должны быть исправны и закреплены. Панели, двери, люки, крылья и капот двигателя не должны иметь повреждений. Замки дверей кабины должны быть исправны. Наружная окраска не должна иметь повреждений и пятен ржавчины. |
2.2 Проверить укомплектованность трактора аварийными принадлежностями (визуально) | 0,4 | Трактор должен быть укомплектован следующими аварийными принадлежностями: знак аварийной остановки, противооткатные упоры, огнетушитель, аптечка, комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП). Противооткатных упоров должно быть не менее двух штук. Огнетушитель должен быть исправен и соответствовать требованиям ТУ РБ 28832140.002. Зарядка, освидетельствование и перезарядка огнетушителя должны выполняться в соответствии с техническими условиями, паспортом или инструкцией по эксплуатации. Аптечка должна быть укомплектована в соответствии с требованиями ТУ РБ 100662720.009. Комплект ЗИП должен быть укомплектовав согласно упаковочному листу и находиться в ящике. | |
2.3 Проверить внешним осмотром отсутствие течи топлива, масла, охлаждающей жидкости и электролита, при необходимости, устранить неисправности | 2,2 | Ключи гаечные 12, 13,14,17, 19 мм материал обтирочный | Течь топлива, масла, охлаждающей жидкости и электролита не допускается. |
2.4 Проверить работоспособность двигателя | 3,5 | Щиток приборов, упор противооткатный (2 шт.), газоотвод | ВНИМАНИЕ! Установить противооткатные упоры под колесо трактора и подсоединить газоотвод к глушителю. Перед запуском двигателя убедиться в том, что рычаг коробки передач находится в нейтральном (крайнем левом) положении. Запустить двигатель трактора и прогреть его. Двигатель должен устойчиво работать на всех режимах, без перебоев, посторонних шумов, стуков, повышенной вибрации I дымления. Давление масла в системе смазки прогретого двигателя при номинальной частоте вращения коленчатого вала должно быть в пределах от 0,2 до 0,3 МПа |
2.5 Проверить работоспособность рулевого управления | 2,4 | Угломер, материал обтирочный (ИЗ) | Рулевое управление должно быть исправно и обеспечивать легкое поворачивание передних колес трактора. Рулевое колесо не должно иметь повреждений, должно надежно крепиться фиксатором и вращаться плавно, без заеданий. Свободный ход (люфт) рулевого колеса не должен превышать 25°. ВНИМАНИЕ! Работа трактора с неисправным рулевым управлением не допускается. |
2.6 Проверить работоспособность тормозов | 2,8 | Щиток приборов, линейка, рулетка | ВНИМАНИЕ! Проверку величины тормозного пути трактора следует проводить на специально оборудованной горизонтальной площадке с сухим, ровным и твердым покрытием. Работа трактора с неисправными тормозами не допускается. Рабочие тормоза должны быть технически исправны и обеспечивать эффективное торможение трактора. Тормозной путь должен быть не более 9,5 м при скорости 25 км/ч, а не прямолинейность движения трактора при торможении не должна превышать 0,5 м. Педали тормозов должны перемешаться свободно, без заеданий. Полный ход тормозных педалей должен составлять от 70 до 90 мм для тракторов с обычной кабиной и от 100 до 110 мм для тракторов с унифицированной кабиной. Стояночно-запасной тормоз должен быть исправен и обеспечивать надежное удерживание трактора во время стоянки. |
2.7 Проверить работоспособность приборов освещения, звуковой и световой сигнализаций, стеклоочистителя и стеклоомывателя | 2,5 | Ключи гаечные 10, 12, 13, 14 мм, отвертки, пассатижи, емкость с жидкостью для мойки стекол, емкость с | Плафон освещения кабины, выключатели и переключатели рабочих фар, фонарей, стеклоочистителя, стеклоомывателя. аварийной сигнализации и т. п. должны быть исправны. Фары и фонари (передние и задние) должны быть исправны и надежно закреплены. Рассеиватели не должны иметь повреждений. Фары должны быть правильно отрегулированы и обеспечивать устойчивое свечение без миганий. Звуковой сигнал должен давать гармоничный звук без дребезжания. Щетка и рычаг стеклоочистителя не должны иметь повреждений. Стеклоочиститель должен работать бесшумно. Щетка стеклоочистителя должна плотно прилегать к стеклу и перемешаться по поверхности равномерно, без заеданий, не царапая стекла. Рабочую поверхность щетки протереть 10 %-ным раствором кальцинированной соды. |
раствором соды , шкурка, материал обтирочный, проволока диаметром 0,2 мм (И6) | Стеклоомыватель должен подавать струю жидкости в зону работы щетки. При необходимости, прочистить сопло форсунки, отрегулировать его положение и долить жидкость в бачок стеклоомывателя. | ||
2.8 Проверять степень засоренности воздухоочистителя | 0,3 | Индикатор засорённости воздухоочистителя | Степень засоренности воздухоочистителя определяется по индикатору засоренности. Окно индикатора не должно перекрываться поршнем красного цвета. Полное перекрытие окна поршнем указывает на предельную засоренность воздухоочистителя. |
3.Смазочные, очистительные и заправочные работы | |||
3.1 Проверить уровень масла в картере | 0,8 | Установка заправочная, упор противооткатный (2 шт.), материал обтирочный | Проверку уровня масла в картере двигателя следует производить на холодном двигателе с помощью маслоизмерительного стержня. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней метками стержня. При необходимости, долить масло до верхней метки «П». Применять масла следующих марок: - при температуре воздуха от минус 40 до плюс 5°С - масло маски М-8Г2 ГОСТ 8581; - при температуре воздуха от плюс 5 до плюс 50 ° С - масло марки М-10Гг ГОСТ 8581. Дублирующие марки масел: -- - зимой - М-8В2 ГОСТ 8581; - летом-М-8В1 ГОСТ 8581; -всезонное- М-6з/10В ГОСТ 10541. ВНИМАНИЕ! Не допускается работа двигателя с уровнем масла в картере ниже нижней а выше верхней метки на стержне. |
3.2 Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе системы охлаждения двигателя и, при необходимости, долить | 0,8 | Установка для заправки охлаждающей жидкостью, ведро, воронка, материал обтирочный (ИЗ) | Уровень охлаждающей жидкости проверять на холодном двигателе. Снять пробку радиатора, проверить уровень охлаждающей жидкости, который должен быть на уровне основания заливной горловины радиатора. При необходимости, долить охлаждающую жидкость. Применять жидкости: - всесезонно - антифриз марки «40» ГОСТ 159, автожидкость «Тосол-А40» ТУ 6-02-751 или охлаждающую жидкость ОЖ-40 «Лена» ТУ 113-07-02; - летом - воду мягкую (при температуре воздуха выше плюс 5° С). |
3.3 Проверить уровень воды а баке блока отопления и охлаждения воздуха в кабине, при необходимости, долить | 0,7 | Ведро, воронка, материал обтирочный | Доливку воды производить до основания заливной горловины бака(при работе блока в режиме охлаждения воздуха), |
3.4 Проверить уровень топлива в баках и, при необходимости, долить | 0,8 | Щиток приборов, колонка топливо-раздаточная, воронка, ведро, материал обтирочный | Уровень топлива определяется по указателю на щитке приборов. Доливку топлива производить через заливную горловину бака. При доливке применять дизельное топливо ГОСТ 305. Марки топлива должны соответствовать рекомендациям изготовителя тракторов и периодам их эксплуатации (летний, зимний). ВНИМАНИЕ! Не допускается работа трактора с низким уровнем топлива в баках во избежание попадания воздуха в систему питания. Запрещается заливка загрязненного (неочищенного) топлива с содержанием взвешенных частил и воды, а также использование для заливки топлива недостаточно чистых емкостей. Запрещается применение марок топлива, не предусмотренных руководствами по эксплуатации тракторов и установленных на них дизельных двигателей, а также марок топлива, не соответствующих периоду эксплуатации (температуре окружающей среды). |
2.14 Слить конденсат из ресивера системы | 0,3 | Емкость, материал обтирочный | Для слива конденсата необходимо потянуть в сторону кольцо спускного клапана в нижней части ресивера. Слив производить при наличии давления воздуха в ресивере до полного удаления конденсата. |
Практическое занятие №4
Содержание работы
Техническое обслуживание (ТО-1)проводят через каждые 125 ч работы трактора. Сначала выполняют все операции ЕТО. После этого проводят операции в соответствии с перечнем, приведенным в таблице 1.1
Трудоемкость сопутствующего ремонта - 12,0 чел.- мин.
Практическое занятие №5
Содержание работы
Сезонное техническое обслуживание проводят при переходе от весенне-летнего (ТО-ВЛ) к осенне-зимнему (ТО-ОЗ) периоду эксплуатации и наоборот. Выполнение регламентных работ ТО-ОЗ и ТО-ВЛ проводится в соответствии е перечнем, приведенным в таблице 1.1.
Общая трудоемкость ТО-ОЗ - 330,0 чел.- мин.
Общая трудоемкость ТО-ВЛ - 80,0 чел.- мин.
Трудоемкость сопутствующего ремонта: ТО-ОЗ - 66,0 чел.-мин., ТО-ВЛ - 16,0 чел.-мин.
Выполнение регламентных работ ТО-ОЗ и ТО-ВЛ проводится в соответствии е перечнем, приведенным в таблице
Таблица 1.1 - Перечень работ, содержание и применяемое оборудование при СО трактора
Наименование и содержание работы | Трудоёмкость, чел-ч | Оборудование, инструмент. приспособления, приборы и материалы | Технические требования и указания |
| |||
1.1 Заменить масло в картере двигателя с летнего сорта на зимний | 9,0 | Ключ гаечный на 27 мм, тележка-ёмкость для сбора масла, колонка маслораздаточная, установка заправочная для масел, упор противооткатный (2шт), газоотвод, материал обтирочный | Заливку масла производить через маслозаливную горловину. Применять моторное масло марки М-8 Г2 ГОСТ 8581 (при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 5° С). Дублирующие марки зимних моторных масел: - М-8 В2 ГОСТ 8581; - М-63/10В ГОСТ 10541 (всесезонное). |
1.2 Заменить масло в корпусе гидроусилителя руля с летнего сорта на зимний | 6,0 | Ключи гаечные 12 , 17, 22, 27 мм, тележка-ёмкость для слива масла , установка раздаточнаядля масел, ванна для мойки деталей, материал | Слить масло из корпуса гидроусилителя, промыть сливной масляный фильтр. Залить чистое свежее масло до верхней метки масломера. Для заливки применять моторное масло марки М-8 B2 ГОСТ 8581. |
1.3 Заменять масло в баке гидронавесной системы с летнего сорта на зимний | 6,5 | Ключи гаечные 8, 12, 22, 27 мм, тележка-емкость для слива , установка заправочная для масел, ванна для мойки деталей , материал обтирочный | Слить масло из бака гидросистемы, снять фильтр и промыть сетки фильтрующих элементов чистым дизельным топливом. Залить чистое свежее масло до метки «П» масломерной линейки. Для заливки применять моторное масло марки М-8 В2 ГОСТ 8581. |
1.4 Заменить масло в корпусе силовой передачей с летнего сорта на зимний | 7,0 | Ключи гаечные 12, 22. 32 мм, тележка-емкость для слива масла , установка заправочная для масел , материал обтирочный | Промыть сливные пробки дизельным топливом и завернуть в корпус. Залить чистое свежее масло до уровня контрольного отверстия. Для заливки в корпус силовой передачи применять масла: - трансмиссионное масло марки ТАп-15В ГОСТ 23652; - трансмиссионное масло марки ТСп-!0 ГОСТ 23652. Дублирующие марки зимних масел: - трансмиссионное масло чарки ТЭп-15 ГОСТ 23652; - моторное масло марки М-8 В2 ГОСТ 8581 (до минус 25е С). |
1.5 Заменить масло в корпусе переднего моста с летнего сорта на зимний (у трактора МТЗ-82 и его модификаций) | 6,0 | Ключ гаечный 17 мм тележка-емкость для слива масла , шприц заправочный , материал обтирочный | Слить масло из корпуса переднего моста сразу после остановки трактора. Завернуть сливную пробку в корпус. Залить чистое свежее масло до уровня заливного отверстия. Для заливки применять зимние марки масел, рекомендуемые для силовой передачи трактора. |
1.6 Заменить масло в корпусах верхних и нижних конических пар колесных редукторов с летнего сорта на зимний (у трактора МТЗ-82 и его модификаций) | 20,0 | Ключи гаечные 12, 17 мм , тележка-емкость для слива масла , шприц заправочный, материал обтирочный | Слить масло из корпусов конических пар после остановки трактора. Завернуть сливные пробки в корпуса. Залить чистое свежее масло до уровня заливных отверстий. Для заливки применять зимние марки масел, рекомендуемые для силовой передачи трактора. |
1.7 Заменить масло в бортовых редукторах с летнего сорта на зимний (у трактора МТЗ-82 Р) | 11,0 | Ключи гаечные 17, 22, мм, тележка-емкость для слива масла, установка заправочная для масел, материал обтирочный | Слить масло из корпусов бортовых редукторов и завернуть сливные пробки. Залить чистое свежее масло до уровня заливных отверстий. Для заливки применять зимние марки масел, рекомендуемые для силовой передачи трактора. |
1.8 Заменить масло в промежуточной опоре карданного привода с летнего сорта на зимний (у трактора МТЗ-82 и его мод | 5,0 | Ключи гаечные 12, 17 мм , тележка-емкость для слива масла (84), шприц заправочный (95), материал обтирочный (113) | Слить масло из корпуса промежуточной опоры. Завернуть сливную пробку в корпус. Залить чистое свежее масло до уровня заливного отверстия. Для заливки применять зимние марки масел, рекомендуемые для силовой передачи трактора. |
1.9 Заменить смазку з корпусе редуктора пускового двигателя с летнего сорта на зимний (у тракторов МТЗ-80 Л. МТЗ-82 Л) | 5,0 | Ключ гаечный 14 мм, емкость для слива масла, шприц заправочный , материал обтирочный (ИЗ) | Слить смазку из корпуса редуктора завернуть сливную пробку. Залить чистую свежую смазку до уровня контрольного отверстия. Для заливки применять смесь из 50% зимнего моторного масла и 50 % дизельного топлива ГОСТ 305. Применять моторные масла марок М-3 Г2 ГОСТ 8581. |
1.10 Заменить смазку в ступицах передних колес (у трактора МТЗ-80 и его модификаций) | 28.0 | Домкрат , подставка под переднюю ось ключи гаечные 12, 27, 41 мм пассатижи , набор щупов , ванна для мойки деталей , лопатка, упор противооткатный (2 шт.)), материал обтирочный | ВНИМАНИЕ! Установить противооткатные упоры под заднее колесо трактора с обеих сторон и страховочную подставку под переднюю ось. Вывесить переднюю ось трактора, снять ступицы передних колес, промыть их и заложить свежую смазку с обязательной набивкой смазки в подшипники. После замены смазки установить ступицы колес на место и отрегулировать осевой зазор з подшипниках направляющих колес, котсоый должен быть в пределах от 0,08 до О,20 мм. Применять смазки Литол-24 ГОСТ 21150, солидол Ж ГОСТ 1023 или солидол С ГОСТ 4366. |
1.11 Слить охлаждающую жидкость, промыть систему охлаждения двигателя и очистить её от накипи | 130,0 | Установка для слива охлаждающей жидкости , ведро, газоотвод , упор противооткатный (2 шт.), материал обтирочный | Открыть спускные краники и полностью слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения, после чего закрыть краники. |
1.12 Заправить систему охлаждения двигателя жидкостью, не замерзающей при низкой температуре | 5,0 | Установка для заправки охлаждающей жидкостью, материал обтирочный | Залить жидкость в систему охлаждения двигателя до уровня основания заливной горловины радиатора. Для заливки применять антифриз марки «40» ГОСТ 159, автожидкость «Тосол-А40» ТУ 6-02-751 или охлаждающую жидкость ОЖ-40 «Лена» ТУ 113-07-02. |
1.13 Проверить плотность электролита з аккумуляторной батарее (батареях), при необходимости, довести до нормы | 3,6 | Комплект для ТО аккумуляторных батарей, перчатки, материал обтирочный | плотность электролита заряженной батареи, приведенная х 25 ° С. должна быть 1,26 г/см ' круглый год. При необходимости, довести плотность до нормы. . |
2. 2.При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации машин | |||
2.1 Заменить масло в картере двигателя с зимнего сорта на летний | 9,0 | Ключ гаечный 27 мм , тележка-емкость для сбора масла , колонка маслораз-даточная , установка заправочная для масел, упор противооткатный (2 шт.) , газоотвод (106), материал обтирочный | Заливку масла производить через маслозаливную горловину. Для заливки применять моторное масло марки М-10 Г2 ГОСТ 8581.. Дублирующие марки летних моторных масел: - М-10В2 ГОСТ 8581; - М-63/10В ГОСТ 10541 (всесезонное). |
2.2 Заменять масло в корпусе гидроусилителя руля с зимнего сорта на летний | 5,6 | Ключи гаечные 12, 17, 22, 27 мм , тележка-емкость для слива масла , установка заправочная для масел , ванна для мойки деталей, материал обтирочный (ИЗ) | Слить масло из корпуса гидроусилителя, промыть сливной масляный фильтр. Залить чистое свежее масло до верхней метки масломера. Для заливки применять моторное масло марки М-10В2 ГОСТ 8581. Заменитель – моторное масло марки М-8 А ГОСТ1С541. |
2.3 Заменить масло в баке гидронавесной системы с зимнего сорта на летний | 6,5 | Ключи гаечные 8, 12, 22, 27 мм , тележка-емкость для слива масла, установка заправочная для масел, ванна для мойки деталей, материал обтирочный | Для заливки применять моторное масло марки М-10 В2 ГОСТ 8581 Заменитель - моторное масло марки М-8 А ГОСТ 10541. |
2.4 Заменить масло в корпусе силовой передачи с зимнего сорта на летний | 7,0 | Ключи гаечные 12, 22, 32 мм , тележка-емкость для слива масла, установка заправочная для масел , материал обтирочный | Залить чистое свежее масло до уровня контрольного отверстия. Для заливки в корпус силовой передачи применять трансмиссионное масло марки ТАп-15В ГОСТ 23652. Дублирующие марки летних масел: - трансмиссионное масло марки ТЭп-15 ГОСТ 23652; - моторное масло марки М-10 В] ГОСТ 8581. |
2.5 Заменить масло в корпусе переднего моста с зимнего сорта на летний (у трактора МТЗ-82 и его модификаций) | 6,0 | Ключ гаечный 17 мм, тележка-емкость для слива масла, шприц заправочный , материал обтироч-ный (ИЗ) | Слить масло из корпуса переднего моста сразу после остановки трактора. Завернуть сливную пробку в корпус. Залить чистое свежее масло до уровня заливного отверстия. Для заливки применять летние марки масел, рекомендуемые для силовой передачи трактора. |
2.6 Заменить масло в корпусах верхних и нижних конических пар колесных редукторов с зимнего сорта на летний (у трактора МТЗ-82 и его модификаций) | 20,0 | Ключи гаечные 12, 17 мм , тележка-емкость для слива масла, шприц заправочный , материал обтирочный | Слить масло из корпусов конических пар после остановки трактора. Завернуть сливные пробки в корпуса. Залить чистое свежее масло до уровня заливных отверстий. Для заливки применять летние марки масел, рекомендуемые для силовой передачи трактора. |
2.7 Заменить масло в промежуточной опо- ре карданного привода с зимнего сорта на летний (у трактора МТЗ-82 и его модификаций) | 5,0 | Ключи гаечные 12, 17 мм, тележка-емкость для слива масла , шприц заправочный , материал обтирочный | Слить масло из корпуса промежуточной опоры. Завернуть сливную пробку в корпус. Залить чистое свежее масло до уровня заливного отверстая. Для заливки применять летние марки масел, рекомендуемые для силовой передачи трактора. |
2.8 Заменить масло в бортовых редуктоpax с зимнего сорта на летний (у трактора МТЗ-82 Р) | 11,0 | Ключи гаечные 17, 22, мм , тележка-емкость для слива масла , установка заправочная для масел , материал обтирочный | Слить масло из корпусов бортовых редукторов и завернуть сливные пробки. Залить чистое свежее масло до уровня заливных отверстий. Для заливки применять летние сорта масел, рекомендуемые для силовой передачи трактора. |
2.9 Заменить смазку в корпусе редуктора пускового двигателя с зимнего сорта на лет-нив (у тракторов МТЗ-80 Л, МТЗ-82 Л) | 5,0 | Ключ гаечный 14 мм , емкость для слива масла, шприц заправочный , материал обтирочный | Слить смазку из корпуса редуктора я завернуть сливную пробку. Залить чистую свежую смазку до уровня контрольного отверстия. Для заливки применять смесь из 50 % летнего моторного масла и 50% дизельного топлива ГОСТ 305. Применять моторные масла марок M-10 Г2 ГОСТ 8581 или М-10В2 ГОСТ 8581. |
2.10 Проверить плотность электролита в аккумуляторной батарее (батареях), при необходимости, довести до нормы | 3,6 | Комплект для ТО аккумуляторных батарей , перчатки резиновые, материал обтирочный | Плотность электролита в аккумуляторной батарее должна соответствовать климатическому району работы трактора, времени года и температуре окружающего воздуха В умеренном климатическом районе плотность электролита заряженной батареи, приведенная к 25 ° С, должна быть 1,26 г/см круглый год. При необходимости, довести плотность до нормы. |
2.11 Установить винт посезонной регули- ровки напряжения на генераторе в положение «Л» - лето | 1,3 | Отвертка, материал обтирочный | Операция выполняется при установившейся температуре окружающего воздуха от плюс 5° С я выше. |
ПРОМЫВКА НАБИВКИ САПУНА
Набивку сапуна дизеля промывайте топливом через 1000 ч (при ТО-3). Для этого снимите корпус сапуна, выньте сапун, промойте его и продуйте сжатым воздухом. Залейте внутрь сапуна немного масла и, дав ему стечь, поставьте сапун на место. Одновременно с промывкой сапуна промойте сетку, установленную между маслозаливной горловиной и блоком цилиндров.
Через 1000 ч (ТО-3) промойте фильтр грубой очистки топлива, для чего (рис. 43):
1.закройте краник топливного бака;
2.снимите болты 1 крепления стакана 3;
1. снимите стакан 3;
2. отвинтите гаечным ключом отражатель 2 с сеткой;
3. снимите рассеиватель;
4. промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан 3 фильтра в дизельном топливе и установите их на место.
После сборки фильтра заполните систему топливом.
Замену фильтрующего элемента производите через 1000 ч (при ТО-3). Для этого (рис. 45):
- закройте кран топливного бака;
- слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4;
- отверните гайки, снимите крышку 1 фильтра, выньте фильтрующий элемент 2;
- промойте крышку и внутреннюю полость фильтра;
- установите новый фильтрующий элемент и соберите фильтр;
- откройте кран топливного бака, заполните систему топливом, удалите воздух из топливной системы.
Практическое занятие №6
Содержание работы
ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (500 мото-часов))
При ТО-2 выполняют операции ЕТО и ТО-1, а также дополнительно проверяют плотность электролита в аккумуляторной батарее и при необходимости подзаряжают ее; проверяют и при необходимости регулируют зазоры между клапанами и коромыслами механизма газораспределения дизеля, муфту сцепления увеличителя крутящего момента, тормоза увеличителя крутящего момента и карданной передачи, муфту сцепления основного дизеля и привода вала отбора мощности, муфту управления поворотом, тормозную систему колесных тракторов, сходимость и наибольшие углы поворота направляющих колес трактора, механизм рулевого управления, подшипники шкворней поворотных кулаков переднего моста, осевой зазор подшипников направляющих колес, натяжение гусениц и шплинтовку пальцев, полный ход рычагов и педалей управления, усилие на ободе рулевого колеса, на рычагах и педалях управления. Также заменяют масло согласно таблице смазывания; очищают центробежный масляный фильтр; проверяют наружные резьбовые и другие соединения трактора и при необходимости подтягивают их; промывают смазочную систему дизеля; проверяют мощность дизеля.
Замена моторного масла. Перед заменой масла дизель предварительно прогревают для обеспечения более полного слива отработавшего масла из системы. Затем открывают пробку маслоналивной горловины дизеля, подставляют под спускное отверстие поддона картера ванну для сбора отработавшего масла и вывинчивают спускную пробку, принимая при этом необходимые меры предосторожности, чтобы избежать ожогов кожи от попадания на нее струи горячего масла. Пока происходит постепенный сток масла из дизеля, проводят обслуживание центробежного маслоочистителя (очистку ротора от отложений) и масляных фильтров (очистку наружной поверхности фильтрующих элементов или их замену). Промывают спускную пробку в керосине или дизельном топливе, затем после окончания слива отработавшего масла завинчивают спускную пробку и заправляют смазочную систему свежим моторным маслом соответствующей марки.
Слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива.Для этого отвинтите на 2-3 оборота пробку выпуска воздуха. Отвинтите сначала пробку слива отстоя и слейте отстой из первого колпака до появления чистого топлива. Аналогичную операцию проделайте со вторым фильтром. Завинтите пробки.
Рисунок 6.1 - Слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива
1- фильтры; 2- пробки
Очистка ротора центробежного масляного фильтра. Очистку ротора центробежного масляного фильтра производите одновременно с заменой масла.
Отверните в соответствии с рисунком 14 гайку 1 крепления колпака 2 центробежного масляного фильтра и снимите его. Застопорите ротор от проворачивания, для чего вставьте между корпусом фильтра и днищем ротора отвертку или стержень и, вращая ключом гайку 4 крепления стакана ротора, стяните стакан ротора 3.
Рисунок 6.2 –Очистка ротора центробежного масляного фильтра
1-гайка; 2-колпак; 3-стакан; 4- гайка специальная; 5-сетка фильтрующая; 6- крышка
Проверьте состояние защитной сетки ротора, при необходимости очистите и промойте ее.
С помощью скребка удалите слой отложений с внутренних стенок стакана ротора.
Перед сборкой стакана с корпусом ротора резиновое уплотнительное кольцо смажьте моторным маслом. Совместите балансировочные риски на стакане и корпусе ротора. Гайку крепления стакана заворачивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор.
После сборки ротор должен легко вращаться без заеданий от толчка рукой.
Установите на место колпак центробежного масляного фильтра и заверните гайку колпака моментом 35...50 Нм.
Уровень масла в топливном насосе и корпусе регулятора проверяют вывинтив контрольную пробку. Если уровень масла ниже кромки отверстия для контрольной пробки, вывинчивают пробку наливного отверстия и дозаправляют масло в корпус.
Проверка теплового зазора в газораспределительном механизме.Двигатель работает в нормальном мощностном режиме, если впускные и выпускные клапаны открываются и закрываются в соответствии с диаграммой фаз газораспределения (угол поворота коленчатого вала) и при этом обеспечивается плотное прилегание тарелок клапанов к седлам. Выполнение этих условий зависит от величины теплового зазора в газораспределительном механизме, который в процессе эксплуатации увеличивается.
При уменьшенном зазоре тарелки клапанов неплотно прилегают к седлам, что приводит к выгоранию фасок клапанов и седел и нарушению герметичности цилиндров. Внешний признак неисправности — уменьшение мощности двигателя.
При увеличенном зазоре сокращается продолжительность нахождения клапанов в открытом состоянии. В результате возрастает ударная нагрузка на сопряжение седло—клапан и происходит интенсивный износ бойка коромысла и стержня клапана. Внешний признак неисправности — повышенный металлический стук в газораспределительном механизме. Номинальный тепловой зазор (зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана) должен соответствовать значениям, приведенным в таблице.
Очистите от загрязнений обтирочной ветошью крышки головок цилиндров и снимите их. При необходимости подтяните крепления головок к блоку цилиндров и стоек коромысел к головкам.
Медленно проворачивая коленчатый вал двигателя, установите поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия (ВМТ). Для этого вставьте шпильку в отверстие картера маховика. Установите величину теплового зазора, используя приспособление КИ-9918 (рис. 2.7), следующим образом:
• перевести отжимным кулачком подвижную каретку приспособления н нижнее положение; установить и закрепить стопорным винтом 4 индикатор 5 (ИЧ-10) в корпусе 3 с натягом, при этом стрелка индикатора должна отклониться на 5 — 10 делений;
• установить приспособление на тарелку клапана и отжимным кулачком перевести подвижную каретку 2 в верхнее положение. Приспособление должно быть зажато между тарелкой клапана и коромыслом /, а усики подпружиненной подвижной каретки прижаты к бойку коромысла;
• прижать пальцем боек коромысла к торцу стержня клапана, установить «0» шкалы индикатора напротив стрелки и отпустить коромысло;
• провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота и зафиксировать показания индикатора. При наличии зазора стрелка индикатора остановится в положении, которое будет соответствовать наибольшему зазору.
Последовательно проворачивая коленчатый вал, измерьте аналогично зазоры клапанов остальных цилиндров в соответствии с порядком их работы.
При отсутствии приспособления КИ-9918 измерьте величину зазора с помощью щупов из набора № 2 (рис. 2.8). Щуп, толщина которого минимальна, должен свободно проходить между бойком коромысла 3 и торцом стержня 2 клапана, а толщина которого максимальна — плотно, с усилием. Результаты измерений сравните с величиной номинального зазора (см. таблицу). При их несоответствии зазор необходимо отрегулировать.
Проверка герметичности соединений воздухоочистителя и впускного тракта.Для этого снимите циклон, запустите дизель, установите средние обороты холостого хода. Перекройте всасывающую трубу воздухоочистителя. Дизель при этом должен остановиться. В противном случае выявите и устраните не плотности соединений воздухоочистителя и впускного тракта.
а) б)
Рисунок 6.4 – Проверка герметичности соединений воздухоочистителя и впускного трактра: а) снятие циклона; б) перекрытие всасывающей трубы воздухоочистителя
Проверка и регулировка муфты сцепления трактора. Осуществляют пуск дизеля. Включают рабочую передачу и устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала. При движении по ровному горизонтальному участку полностью затормаживают трактор, не выключая сцепление. Если дизель при этом остановится, значит сцепление работает нормально. Если же дизель только снизит час